система оценивания образовательных достижений по физической культуре
учебно-методический материал по физкультуре

Цырендоржиев Очир Эрдэниевич

Достижения в обучении физической культуре во многом зависят от заинтересованности учеников, физических способностей и их активности. А залогом этого, в свою очередь, служат конкретные и посильные цели, достижение которых поощряется тем или иным образом, как правило, – оценками. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности.   Поэтому моя задача. как учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценки на уроках физической культуры с учетом требований ФГОС

      Итоговая оценка достижения планируемых результатов по физической культуре имеет ряд особенностей, вытекающих из общих подходов к системе оценивания выполнения требований Стандарта  и специфики самого предмета.  
      Достижения в обучении физической культуре во многом зависят от заинтересованности учеников, физических способностей и их активности. А залогом этого, в свою очередь, служат конкретные и посильные цели, достижение которых поощряется тем или иным образом, как правило, – оценками.

На уроках физической культуры оцениваются:

- физическая подготовленность,

- практические умения и навыки,

- теоретические знания,

- навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности,

- динамика (прирост) оцениваемых параметров по сравнению с исходными или предшествующими промежуточными значениями (учитывается базовый уровень здоровья, физической подготовленности).

      Отметка по физической культуре будет играть стимулирующую и воспитывающую роль только в том случае, если преподаватель будет оценивать показатели физической подготовленности, достигнутые учеником не в данный момент, а за определённое время. Иначе говоря, ориентироваться надо не на личный уровень развития физических качеств, а на темп (динамику) изменения их за определённый период. Оценивая успехи по физической культуре, учитель должен принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся, значимость которых в физическом воспитании особенно велика.

      Оценка знаний учащихся по физкультуре характеризуется комплексностью, и оценивание только по отдельным составляющим недопустимо.

Для оценки  достижений учащихся использую методы наблюдения, опроса, практического выполнения упражнений индивидуально или фронтально в любое время урока.

        В системе оценивания в своей педагогической деятельности использую следующие основные виды контроля:
- стартовый(предварительный) контроль
- промежуточный, тематический контроль
- итоговый контроль (комплексная проверка образовательных результатов)

      Полнота оценки планируемых результатов по физкультуре обеспечивается тем, что итоговая оценка складывается из накопительной оценки различных учебных достижений учащихся и результатов выполнения итоговой работы.

    Оценивание результатов основного общего образования по физкультуре каждого ученика носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок на каждом уроке на протяжении каждой четверти и всего учебного года.

      При этом учитывается степень активности учащегося не только в коллективно-творческой деятельности на уроке, но и в сфере внеклассной, внеаудиторной работы.

       Это не исключает возможность использования традиционной системы отметок по 5-ти балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения.

​ 

 Системы оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры:

        1.  Метод оценивания по пятибалльной шкале.

        2. Рейтинговая система оценивания - индивидуальный числовой показатель оценки учебных достижений, который характеризует каждого ученика. Для составления рейтинга используется язык цифр, что в какой-то мере исключает влияние личности учителя, то есть отметка более объективна. В основе системы лежит получение баллов за правильное выполнение двигательных действий и тестовых заданий во время зачета (исходя из 5 баллов). Рейтинговая технология: соответствующим числом баллов методически точно оценивается каждое упражнение и устанавливается рейтинг, соответствующий тому или иному уровню выполнения упражнения. Эти баллы рейтинга переводятся в привычные оценки «5», «4», «3», «2», «1». При подведении итогов учитывается сумма всех баллов. Эта процедура позволяет отойти от использования субъективно – экспертного оценивания знаний, умений, навыков учащихся. Важным моментом рейтинговой системы является то, что дифференцированно оценивая ту или иную сторону деятельности учащегося определенным числом баллов, учитель мотивирует его на совершенствование этой деятельности.

      3. Самооценка.

      4. Мониторинг физической подготовленности и физического развития для оценивания учащихся по приросту показателей с учетом их способностей.

       5. Контрольно-оценочная система по физической культуре, основанная на накопительном принципе. Новизна заключается в следующем:

- во-первых, основные оценочные действия и ответственность за формирование оценки переносится на обучающихся, тем самым обеспечивается их оценочную самостоятельность, развиваются рефлексивные умения и навыки. Обучающийся самостоятельно «строит» (проектирует) свою оценку, что способствует  развитию его проектных умений;

- во-вторых,  в суммарной оценке по физической культуре учитываются результаты внеурочной физкультурой деятельности и иные объекты, ранее не учитывавшиеся в процессе оценивания.

      6. Метод компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ). Методология заключается в отслеживании сформированности критериев, предъявляемых ФГОС второго поколения.

      7. Методы оценки техники владения двигательными действиями:

Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель, а скрытого – в том, что им известно лишь, что учитель наблюдает за определенными видами двигательных действий.

Метод вызова заключается в том, что учитель выявляет отдельных учащихся, у которых очень хорошо получаются конкретные упражнения, и просит их продемонстрировать классу образец выполнения двигательных действий.

Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками и качества выполнения домашних заданий.

Комбинированный метод, когда учитель одновременно с проверкой знаний оценивает технику соответствующих двигательных действий.

Данные методы можно применять индивидуально и фронтально для оценивания работы большой группы учащихся или класса в целом.

       На основании накопленного опыта и полученных результатов можно сделать выводы о том, что применение различных методов оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры снижает психологическое воздействие оценки на ученика, позволяет поддерживать достаточно высокую мотивационную деятельность обучающихся по предмету, повышает их самооценку и уверенность в своих силах и помогает осуществлять мониторинг результатов отдельного учащегося, а не его фактическое физическое развитие.

       На уроках физкультуры  широко применяю маршрутные листы, листы самооценки, для самостоятельного осуществления контроля и оценки знаний, умений обучающихся. Контроль усвоения знаний не  выделяю в отдельный этап урока, а проходит на протяжении всего урока.

 Осуществляется  самоконтроль со стороны обучающихся, и ребятам дается возможность самостоятельно оценить свои умения, рассказать в какой позиции больше всего понравилось работать на уроке.

​      В своей работе  веду планомерное наблюдение за их совершенствованием и фиксирую степень их формирования в карте, которая   заполняется по каждому ученику два раза в год (начало года и его завершение) .

​          Контрольно-оценочная система в спортивно – оздоровительном направлении «Баскетбол» 6 класс, основанная на накопительном принципе по ФГОС ООО. (экспериментальная  система оценивания).

Новизна заключается в следующем: во-первых, перенос основных оценочных действий и ответственности за формирование оценки на обучающихся, тем самым, обеспечивая их оценочную самостоятельность и развитие рефлексивных умений и навыков. Обучающийся самостоятельно «строит (проектирует)» свою оценку, что способствует развитию его проектных умений; во-вторых, учёт в суммарной оценке на секции результатов внеурочной физкультурой деятельности и иных объектов, ранее не учитывающихся в процессе оценивания.

         Система оценивания, основанная на накоплении и фиксации балльных эквивалентов образовательных достижений обучающихся, включает в себя:

- новый подход к оцениванию (применительно к баскетболу);

- расширенный спектр объектов оценивания;

- альтернативный инструментарий оценивания образовательных (учебно-спортивных) достижений, обучающихся с использованием индивидуальной накопительной ведомости;

Сущность новой системы оценивания – в течение года обучающиеся накапливают («зарабатывают») баллы:

70 и более баллов – оценка «5»;

28 баллов – оценка «4»;

18 баллов – оценка «3».​

Бонусы: доклады, рефераты, выступления на тему «Баскетбол» до 5 баллов.

Участие в контрольной игре: победители – 5 балла, проигравшие- 4 балла                            

Участие в школьных соревнованиях по баскетболу – 5 балла

Штрафы: отсутствие спортивной формы – 2б; нарушение дисциплины- 2б; несоблюдение правила техники безопасности- 10б.

         Результатом проделанной работы является:

- повышение рейтинга вида спорта «Баскетбол»

- повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом;

-  увеличение количества обучающихся, посещающих спортивные кружки и секции;

- достижения, обучающихся во внешкольных спортивных соревнованиях; 

- повышение уровня физической, технико-тактической подготовленности обучающихся;

Практика показала, что контрольно-оценочная система на основе фиксации индивидуального прогресса, обучающегося позволяет учителю учесть динамику учебных достижений школьников, а ученику – творчески подойти к проектированию своей оценки по предмету, используя как требования образовательного стандарта, так и систему альтернативного накопления (бонусов).

 

   Анализ учебных достижений учащихся за последние годы показывает положительную динамику. Наблюдается стабильность и повышение качества знаний, среднего балла по всем классам. Положительная динамика была достигнута благодаря формам и методам , способам оценки  которые формируют коммуникативные умения. Анализируя свою деятельность, ставлю перед собой задачу дальнейшего повышения качества знаний, развития творческих способностей учащихся, создавая ситуации успеха, повышая самооценку.
     На мой взгляд, все перечисленные мною способы оценки   помогают мотивировать детей к изучению предмета, формировать здоровый образ жизни , обогащают  , прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения спортивной культуры школьников.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии

Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...

Система оценивания образовательных достижений по физической культуре

Достижения в обучении физической культуре во многом зависят от заинтересованности учеников, физических способностей и их активности. А залогом этого, в свою очередь, служат конкретные и посильные цели...

Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...

Система оценивания образовательных достижений Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений

В ФГОС ООП требования к образовательным результатам определяются как самостоятельная педагогическая категория и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников.Сегодня оцен...