Методическая разработка «Новые формы организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности как условие создания открытой образовательной среды гимназии» (из опыта работы ГБОУ гимназии №155)
методическая разработка по физкультуре
Данная методическая разработка легла в основу работы по интеграции урочной и внеурочной деятельности и созданию открытой образовательной среды гимназии, в ходе которых появилась триада новых спортивных праздников, востребованных не только среди учащихся, но и родителей, выпускников разных лет: шахматный турнир «Шахматное рандеву», «Военно-патриотическая полоса препятствий», «Апрельская теннисная ракетка». Учителя физической культуры реализуют основной замысел: объединения и сплочения всех участников образовательного процесса с целью раскрытия и поддержания способностей и талантов обучающихся; совершенствования коммуникативных компетенций; формирования ценностного отношения к жизни, здоровью, семье; формированию научного мировоззрения на основе знаний смежных дисциплин.
Актуальность разработки заключается в необходимости реализации интегративного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности, поиске новых форм взаимодействия всех участников образовательного процесса, позволяющих формировать и всесторонне развивать у обучающихся физические качества и двигательные способности, совершенствовать все виды физкультурной и спортивной деятельности, формировать культуру ЗОЖ, национально – культурные ценности, обеспечивая мотивацию к занятиям физической культурой.
Цель данной работы: разработка и внедрение новых форм организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности, реализуемых при взаимодействии с родителями, являющихся условием создания открытой образовательной среды гимназии.
Задачи работы:
- установление интеграции тем и разделов программ урочной и внеурочной деятельности;
- разработка и описание новых форм организации деятельности разновозрастных групп обучающихся;
- описание технологии педагогического взаимодействия с родителями;
- привлечение родителей к совместному участию в мероприятиях;
- анализ результативности внедрения новых форм организации деятельности обучающихся, реализуемых на основе интеграции спортивных урочных и внеурочных занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.docx | 52.67 КБ |
prilozhenie_2.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №155 Центрального района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Новые формы организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности как условие создания открытой образовательной среды гимназии»
(из опыта работы ГБОУ гимназии №155)
Авторы:
Евдокимова Любовь Борисовна,
учитель физической культуры высшей категории
Житкова Инна Юрьевна,
учитель физической культуры высшей категории
Лебедева Ирина Александровна.
Заместитель директора по УВР ,
учитель биологии высшей категории
Санкт-Петербург
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Введение | 3 |
2 | Основная часть | 6 |
3 | Заключение | |
4 | Список литературы | |
5 | Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества приоритетной целью образования становится воспитание физически и всесторонне гармонично развитой, социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов РФ, обладающей нравственными морально-волевыми качествами, адаптированной к сложным жизненным ситуациям.
Основными целями Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения становятся:
- формирование навыков здорового образа жизни;
- освоение всеми обучающимися базовых навыков, компетенций;
- личностное развитие: гражданское, патриотическое, духовно –нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое, ценность научного познания;
- развитие личностных качеств для адекватной ориентации в окружающем мире;
- направленность на коллективную работу, личностно значимую деятельность.
Данные цели находят свое отражение в содержании образовательных программ всех уровней обучения, рабочих программ по предметам, программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленных на повышение общего уровня здоровья обучающихся, формирование ценностей здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
Целью гимназического образования является повышение качества образования на основе реализации новых стандартов образования путем интеграции учебной и внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования.
Востребованными становятся новые формы, методы и технологии, ориентированные на совершенствование механизмов управления образованием, активизацию познавательного интереса и мотивации учащихся, обучение в деятельности, создание условий для физического развития, формирования умения учиться и эффективно взаимодействовать с социумом. Наиболее качественно усваиваются те знания, умения и навыки, которые интересны обучающимся и будут использованы в реальной жизни.
Важнейшим условием развития личности, ее социализации и самоопределения в обществе становится создание эффективной образовательной среды гимназии в общем, и образовательной среды уроков и внеурочных занятий по физической культуре, в частности.
В широком смысле под развивающей образовательной средой понимается любое социокультурное пространство, в котором происходит развитие личности.
Выготский Л.С., Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. считали, что развивающей средой является упорядоченное определенным образом пространство осуществления развивающего обучения [8]. По мнению Хуторского А.В. развивающая среда - это искусственно или естественно созданное социальное или культурное окружение, в которое входят обеспечивающие продуктивную деятельность человека разные содержания и средства образования [12,13].
Отечественные педагоги-психологи Андреев В.И., Богоявленская Д.Б., Карпова О.И. и др., авторы концепции развития одаренного ребенка, понимают под образовательной средой «целостную систему условий формирования личности, а также возможностей ближнего и дальнего социального окружения, содействующую ее развитию и самоопределению».
Образовательная среда урочных и внеурочных занятий по физической культуре основана на принципах системности и систематичности, преемственности и интеграции, личностно-ориентированного обучения, сотрудничества, здоровье сбережения.
Современный учитель находится в постоянном поиске нового содержания, педагогических технологий, методов, форм и средств обучения, воспитания и оздоровления детей. В настоящее время, учителям предоставлено право выбора учебных образовательных программ, которые могут быть реализованы на базе образовательного учреждения, учитывая направление образовательной деятельности школы, социальные запросы обучающихся и их родителей (законных представителей).
Актуальность данной методической разработки заключается в необходимости реализации интегративного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности, поиске новых форм взаимодействия всех участников образовательного процесса, позволяющих формировать и всесторонне развивать у обучающихся физические качества и двигательные способности, совершенствовать все виды физкультурной и спортивной деятельности, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, формировать национально – культурные ценности и традиции, обеспечивая мотивацию и потребность к занятиям физической культурой.
Цель данной работы: разработка и внедрение новых форм организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности, реализуемых при взаимодействии с родителями, являющихся условием создания открытой образовательной среды гимназии.
Задачи работы:
- установление интеграции тем и разделов программ урочной и внеурочной деятельности;
- разработка и описание новых форм организации деятельности разновозрастных групп обучающихся;
- описание технологии педагогического взаимодействия с родителями;
- привлечение родителей к совместному участию в мероприятиях спортивно-оздоровительной направленности;
- анализ результативности внедрения новых форм организации деятельности обучающихся, реализуемых на основе интеграции урочных и внеурочных занятий спортивно-оздоровительной направленности.
Новизна работы заключается в описании алгоритма внедрения технологии педагогического взаимодействия с родителями (из опыта работы гимназии №155), разработке и описании новых форм организации деятельности обучающихся и родителей («Шахматное рандеву», «Военно-патриотическая полоса препятствий», «Апрельская ракетка»)
Целевая аудитория: учителя физической культуры, педагоги внеурочной деятельности и дополнительного образования, методисты.
Возраст обучающихся: разновозрастные группы обучающихся, в том числе смешанного состава (1-11 класс).
Условия реализации работы:
- Интеграция содержания занятий урочной и внеурочной деятельности, способствующая раскрытию личностного потенциала гимназистов;
- использование разнообразных форм организации деятельности, направленных на взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, способствующих всестороннему развитию гимназистов и повышению качества образовательного процесса;
- применение эффективных современных образовательных технологий, методов, приемов и средств обучения (технологии педагогического взаимодействия с родителями, игровые технологии и др.);
- мотивированность педагогов к осуществлению совместной деятельности с родителями;
- заинтересованность обучающихся в предлагаемых формах взаимодействия;
- наличие необходимого ресурсного обеспечения спортивных залов;
- инициативность родительской общественности в реализации образовательных проектов и программ спортивно-оздоровительной направленности.
Перечень оборудования и материалов: два спортивных зала, гимнастические маты, баскетбольные и волейбольные мячи, теннисные мячи и ракетки, теннисные столы, фитбольные мячи, скакалки, волейбольная сетка, стойки для прыжков, станок для отжимания, гимнастический конь, гимнастические скамейки, шведская стенка, татами.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Спортивно-оздоровительная деятельность является одним из основных видов внеурочной работы в гимназии. Сочетание урочных и внеурочных занятий способствует совершенствованию двигательных умений и навыков учащихся.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности дает положительные результаты в вопросах формирования гражданских качеств личности и в целом здоровья школьников, а также способствует развитию и восполнению двигательной активности учащихся, повышенного интереса к занятиям физической культурой, спортом, социализации личности в современных условиях, развитию творческих способностей.
Сегодня большая часть детей активно участвуют в спортивных событиях гимназии; дети с ослабленным здоровьем тоже являются участниками спортивных событий: для них предусмотрены отдельные задания и роли. Главным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся большого спектра занятий для их развития.
Модель внеурочной деятельности гимназии определяет состав и структуру физкультурно-спортивного и спортивно-оздоровительного направлений, а также форму их организации, объёму внеурочной деятельности на ступенях начального и основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы.
Внеурочная деятельность:
- является логическим продолжением урока, имеет наиболее ярко выраженные воспитательные функции;
- строится с учетом интересов детей, возможностей учителя и учебного заведения;
- привлекательна для обучающихся тем, что они становятся участниками моделируемых событий.
Основные принципы организации внеурочной деятельности в гимназии:
- соответствие возрастным особенностям учащихся;
- опора на положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка
В рамках внеурочной деятельности по физической культуре обучающиеся посещают по выбору такие секции, как «Шахматы», «Настольный теннис», «Подвижные игры», «Волейбол» и др.
В Таблице 1. представлено содержание модуля «Волейбол» из рабочей программы по физической культуре 7 класс) и содержание программы внеурочной деятельности «Волейбол».
Таблица 1.
Интеграция содержания модуля рабочей программы по физической культуре и программы внеурочной деятельности «Волейбол»
Урочная деятельность модуль «Волейбол» (7 класс) | Внеурочная деятельность (7 класс) |
Стойки и передвижения игрока | Передвижение в стойке. Перемещение в стойке, выход под мяч в среднюю стойку |
Передача мяча сверху двумя руками в парах через сетку | Передача мяча двумя руками сверху, снизу во встречных колоннах. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 3 в зону 2;4. Передача мяча двумя руками сверху через голову (назад). |
Нижняя прямая подача мяча. | Верхняя прямая подача. Прямая верхняя подача мяча на точность попадания в зоны 1, 6, 5. |
Прием мяча снизу двумя руками после подачи | Прием мяча снизу двумя руками после перемещения из зоны 5 в зону1. Прием мяча снизу двумя руками после выполнения нижней прямой подачи. |
Игра по упрощенным правилам | Учебная игра |
Нападающий удар после подбрасывания партнером | Нападающий удар на точность попадания в зоны. |
Из Таблицы 1 видно, что содержание программы внеурочной деятельности углубляет и дополняет учебный модуль Волейбол» основной программы обучения в 7 классе и нацелен на развитие у учащихся таких качеств, как быстрота, ловкость, координация, зрительное внимание, пространственное мышление.
Таким образом, реализуется принцип системности и интеграции в обучении.
В течение ряда лет кафедра физической культуры и спорта в гимназии работает над тем, чтобы «исчезла» категория зрителей на скамейках в спортивных залах – чтобы все дети участвовали в спортивных мероприятиях в соответствии со своими возможностями. Такой подход рождает всеобщую заинтересованность, радость от солидарности и сотрудничества. Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникает ряд задач: работать не только с крепкими, здоровыми детьми, но со всеми, какие есть в данный момент в гимназии. И высший успех – когда дети ослабленные, физически не развитые, увлекаются спортом, посещают с удовольствием уроки физической культуры, занимаются в секциях – и за счет этого крепнут, приобретают уверенность, улучшают свое здоровье и даже участвуют в соревнованиях.
Образовательная среда уроков и внеурочных занятий по физической культуре выстраивается с позиции единства традиций и инноваций, ориентированных на повышение качества образовательной деятельности.
Традиции – это фундаментальная основа гимназического образования, позволяющая давать качественные и современные академические знания по всем дисциплинам.
Традиционные формы организации деятельности спортивно-оздоровительной направленности:
- уроки физической культуры и занятия внеурочной деятельности на основе внутри предметной и межпредметной интеграции физической культуры с биологией и физикой;
- проект «Встречи на Греческом» с известными личностями в области культуры и спорта;
- устные журналы, посвященные выдающимся выпускникам гимназии №155 Ю. Тюкалову, А. Белову, М. Рахлину;
- образовательное путешествие «Ученик в образовательной системе Санкт-Петербурга» (по результатам которого обучающиеся презентуют итоги своего путешествия перед сверстниками);
- выполнение исследовательских работ учащимися в рамках деятельности «Школьной Академии Наук» (представление итогов на гимназической научно-практической конференции «Открывая будущее» и различных интеллектуальных конкурсах);
- семейные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- Баскетбольный турнир на кубок Белова-Кандрашина;
- Традиционная предметная неделя физической культуры и спорта
Отметим, что проведение традиционных и новых форм организации деятельности не обходится без участия родительской общественности. Родители (семьи) являются полноправными участниками образовательного процесса в гимназии. С 2018 года в ГБОУ гимназии №155 реализуется методическая тема «Семья как участник учебно-воспитательного процесса в гимназии», в ходе внедрения которой появились новые формы взаимодействия с родителями спортивно-оздоровительной направленности. В основе лежит технология педагогического взаимодействия с родителями обучающихся.
Опираясь на научные работы В.А. Сластенина, Г.К. Селевко [8,9], под «образовательной технологией» мы понимаем алгоритм, имеющий совокупность целей, методов, средств, приемов, содержания и ожидаемых результатов.
Технология педагогического взаимодействия с родителями обучающихся основана на принципах педагогики сотрудничества и направлена на стимулирование позитивных факторов семейного и школьного обучения и воспитания, организации их взаимодополнения и взаимовлияния, способствующих формированию мотивации и интереса к учебе, раскрытию потенциала личности, сплоченности школьного коллектива; созданию продукта взаимодействия, личностным изменениям участников взаимодействия [6].
Взаимодействие субъектов образовательного процесса выстраивается на основе гуманистических принципов: сотрудничество, такт, взаимодействие, взаимоуважение, взаимопомощь и поддержка, терпение и терпимость, созидательная деятельность, партнерские отношения, взаимный интерес.
Мы предлагаем следующий алгоритм технологии педагогического взаимодействия с родителями, который может быть использован при подготовке и проведении общешкольных проектов (мероприятий) с участием родителей разной направленности. В том числе и спортивно-оздоровительной (см. Таблицу 2.):
Таблица 2.
Алгоритм технологии педагогического взаимодействия с родителями
Этап | Содержание | Методы |
1. Подготовительный (психолого-диагностический) этап | - анкетирование родителей и детей с целью определения возникающих трудностей в процессе детско-родительского взаимодействия, а также сотрудничества семьи и школы, - психолого-педагогическая поддержка, консультирование, просвещение родителей с целью формирования педагогической культуры родителей в области обучения и воспитания детей | Диагностические методы опросы Консультирование Педагогическое наблюдение Анализ результатов деятельности Лекция Тренинг Беседа |
2. Организационный этап | - информирование обучающихся и их родителей о предстоящем проекте (планируемом мероприятии), - осуществление заявочной кампании, - совместное обсуждение и создание банка идей (учёт пожеланий всех семей, проявивших желание участвовать в проекте) и на их основе планирование организационных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса, - составление плана мероприятий по реализации проекта. | Требования Разъяснение личной и общественной значимости дела Консультации Планирование |
3. Основной этап (реализация проекта) | обсуждение с каждой семьей представления проекта, подбор необходимых средств сопровождения; проведение серии репетиционных занятий (по необходимости), помощь в организации проведения мероприятий; организация генеральной репетиции; проведение творческих конкурсов и фестивалей, образовательных проектов, состязаний, интеллектуальных игр | Создание ситуаций успеха Пробуждение эмоциональных нравственных переживаний Игровые методы Дискуссии |
4. Заключительный этап (рефлексия деятельности): | - подведение итогов проекта; - награждение (поощрение) социально активных семей, - опубликование новостей в сети Интернет и печатных изданиях (газетах, журналах), - педагогическое наблюдение за интеллектуально-творческой активностью обучающихся | Поощрения Педагогическое наблюдение Самоанализ Самооценка рефлексия |
В ходе совместной работы с родителями гимназистов появилась триада новых спортивных праздников, которые стали востребованными не только среди учащихся, но и среди родителей, выпускников разных лет, которые принимают активное участие в спортивных мероприятиях и праздниках: шахматный турнир «Шахматное рандеву», «Военно-патриотическая полоса препятствия», «Апрельская теннисная ракетка».
Шахматный турнир «Шахматное рандеву»
Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы являются способом самовыражения творческой активности человека.
Цель турнира: популяризация и развитие шахмат, создание условий для интеллектуального развития учащихся различного возраста и создания эмоционально-благоприятной среды в гимназии.
Задачи проведения турнира:
- Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку;
- Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации;
- Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать.
Участие в турнире предваряет жеребьевка. Турнир проходит по всем правилам в атмосфере торжественности, значимости данной игры. В честном бою на шахматных досках сражаются ученики 1-11 классов, родители и выпускники разных лет. В интеллектуальной борьбе со своими соперниками учащиеся демонстрируют умение логически мыслить, планировать и прогнозировать действия.
По итогам турнира победители награждаются медалью, а участники поощрительными призами и грамотами.
Турнир по шахматам проводится в актовом зале и включает следующее оборудование и средства: шахматные доски, часы, столы, стулья, протоколы судейства.
Динамика участия гимназистов, родителей, выпускников и семейных команд представлена в Таблице 3.
Таблица 3.
Турнир «Шахматное рандеву»
Год участия | Количество участников всего | Количество учащихся | Количество родителей | Количество выпускников | Всего семейных команд |
2019 | 16 | 12 | 3 | 1 | 3 |
2020 | 19 | 12 | 6 | 1 | 4 |
2021 | 25 | 18 | 3 | 4 | 3 |
2022 | 42 | 26 | 10 | 6 | 8 |
Данные таблицы показывают наличие положительной динамики по всем количественным показателям, что характеризует рост заинтересованных детей и их родителей.
Результаты участия гимназистов в районном этапе Всероссийских спортивных соревнованиях по шахматам показывают, что имеются победители и призовые места.
2019-2020 г. – 1 победитель, 1 призер
2021-2022 году - 2 победителя, 2 призера
Военно-патриотическая полоса препятствий
Военно-патриотическая полоса препятствий рассчитана на людей с хорошим состоянием здоровья, средней физической подготовкой и не требует каких-либо специальных знаний и умений.
Участие в военно-патриотической полосе препятствия воспитывает находчивость, мужество, умение преодолевать трудности в сложных ситуациях, самостоятельность, честность, ответственность за порученное дело, требовательность к себе и товарищам, а также способствует приобретению расширенных знаний об истории, музыки и прикладным умениям, и навыкам.
Цель мероприятия: создание условий для популяризации физической культуры, патриотического воспитания и здорового образа жизни.
Задачи проведения мероприятия:
- Формирование ценностного отношения к жизни и здоровью;
- Систематизация знаний по физической культуре, истории. ОБЖ, биологии, музыке;
- Развитие воображения и нестандартного мышления обучающихся (способность находить нестандартные решения);
- Развитие навыков эффективной коммуникации детей и родителей;
Участники мероприятия: в соревнованиях принимают участие учащиеся гимназии и их родители.
Участники делятся на 4 команды по жеребьевке.
Соревнования: командные.
Место проведения: спортзал, аудитории.
Оборудование: маты, скамейки, мячи набивные, «козел», рукоход, шведская стенка, автомат, бинты, шины, йод, зеленка, перекись водорода, вата, бумага, ручка, жгут, косынка и т.д.
Ход мероприятия:
В полосу препятствия включены 4 станции:
- физкультурная (полоса препятствия), включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия по рациональному преодолению значительных расстояний и полосы препятствий, выполняемые в естественных условиях коллективными усилиями. (перелезание, преодоление высоты, отжимание, прыжки);
- медицинская - проверка знания типов и видов кровотечения, их признаков и способов оказания первой помощи при травмах разного характера;
- историко-музыкальная - угадать песню на основе просмотра видеосюжетов военных фильмов, а также составление исторических карт в виде пазлов;
- прикладная (разборка и сборка автомата, стрельба в мишень капитанов команд).
На каждой станции команда получает очки, после прохождения всех станций, суммируются баллы. Команда, набравшая больше всех баллов, является победителем.
Динамика участия гимназистов, родителей, выпускников и семейных команд в военно-патриотической полосе препятствий представлена в Таблице 4.
Таблица 4.
Военно-патриотическая полоса препятствия
Год участия | Количество участников всего | Количество учащихся | Количество родителей | Количество выпускников | Всего семей |
2020 | 31 | 15 | 16 | 0 | 7 |
2021 | 39 | 23 | 13 | 3 | 9 |
2022 | 44 | 24 | 17 | 3 | 10 |
Данные таблицы позволяют утверждать о стойком увеличении числа участников в лице гимназистов и их родителей, а также выпускников гимназии данного мероприятия за последние три года.
Командный семейный турнир по настольному теннису
«Апрельская ракетка»
Настольный теннис - эффективное средство развития скорости двигательной реакции, частоты движений, скорости отдельных движений, координационных способностей, скоростно-силовых способностей, гибкости и общей выносливости. Настольный теннис совершенствует не только быстроту движений, но и быстроту реакции, реакции прогнозирования, развивает оперативное мышление, а также умение концентрировать и переключать внимание. Настольный теннис позволяет использовать вид сопряжённого воздействия, когда значительный упражнений одновременно развивает физические качества и формирует двигательные умения и навыки.
1. Цели и задачи:
- популяризация настольного тенниса;
- повышение уровня спортивного мастерства;
- укрепление спортивных связей между учащимися и их родителями;
- пропаганда активного и здорового образа жизни среди подростков.
2. Участники соревнований
В командных соревнованиях принимают участие гимназисты и их родители. Состав команды 2 человека: ребенок и один из родителей (или родственник ребенка).
Команды делятся на 2 подгруппы. В подгруппах идет игра по круговой системе. Встреча проводится из 3 партий до 2-х побед. В подгруппах играют и дети, и взрослые (ребенок-ребенок, родитель-родитель, ребенок-родитель). Место каждой семьи определяется суммой занятых мест ребенка и родителя в подгруппе. При наличии одинакового количества очков у двух команд, победитель определяется по личной встрече ребенка.
Турнир по настольному теннису проводятся в зале и включает следующий инвентарь: теннисные столы, сетки, теннисные ракетки, теннисные мячи.
Динамика участия гимназистов, родителей, выпускников и семейных команд в соревнованиях «Апрельской ракетки» представлена в Таблице 5.
Таблица 5.
«Апрельская ракетка»
Год участия | Количество участников всего | Количество учащихся | Количество родителей | Количество выпускников | Всего семей |
2021 | 22 | 11 | 5 | 6 | 3 |
2022 | 24 | 12 | 8 | 4 | 5 |
Данные таблицы демонстрируют заинтересованность всех категорий участников в проведении данного мероприятия, что безусловно, отражается на результатах участия гимназистов в районных соревнованиях, совершенствовании коммуникации участников взаимодействия.
Результаты участия гимназистов в районном этапе Всероссийских спортивных соревнованиях по настольному теннису показывают, что имеются победители и призовые места.
2019-2020 г. – 1 призер
2021-2022 году - 1 победитель, 2 призера
Внедрение новых форм организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности позволило достичь следующих результатов в учебно-воспитательном процессе:
- 90% обучающихся имеют положительную динамику индивидуальных образовательных достижений;
- доля учащихся, охваченных программой физкультурно-оздоровительной направленности, составляет 90%;
- доля родителей, вовлеченных в совместные спортивно-массовые мероприятия, составляет – 60 %,
- наблюдается положительная динамика роста обучающихся, вовлеченных в творческую деятельность (80%);
2. Взаимодействие с социумом:
- возможность использования ресурсов учреждений для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;
- родительская общественность включена в спортивно-оздоровительные мероприятия гимназии №155;
3.Жизненное пространство гимназии:
- разработаны новые формы взаимодействия обучающихся, педагогов, родительской общественности;
- в системе внеурочной деятельности и дополнительного образования задействовано 90 % обучающихся;
- поддерживается эмоционально-положительный психологический климат в совместных мероприятиях родителей и детей.
Заключение
Затронутые вопросы организации спортивно-оздоровительной работы в школе свидетельствуют о многогранности форм и методов данной работы. Стоит отметить, что массовость является основным показателем результативности, разработанной системы спортивно-оздоровительной работы в школе. При проведении занятий необходимо учитывать занятость учащихся, чтобы максимально привлечь их к активному участию во всех запланированных видах программ.
Безусловно, данная работа требует большого труда педагогического коллектива школы, особенно учителей физической культуры, биологии, ОБЖ, истории.
Таким образом, главным направлением в проведении любых спортивно-оздоровительных и других мероприятий должно быть живое, заинтересованное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Для успешного развития личности учащихся необходимо соблюдать следующие условия:
- доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;
- преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива;
- четкое руководство со стороны администрации
Чтобы добиться массового охвата учащихся в занятиях спортивно-оздоровительного направления, нами используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности.
Данная методическая разработка носит универсальный характер и может быть использована в практике работы других образовательных учреждений города, региона и страны.
Литература:
- Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990).
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов // Утверждена Президентом РФ 3.04.2012 14. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года // Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 №751
- Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации // Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р
- О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы // Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 №453
- О программе "Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013- 2020 годы" // Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 10.09.2013 №66-рп
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы // Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №295
- Об образовании в Санкт-Петербурге //Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 года №461-83
- Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей" // Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам // Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008
- Постановление от 4 июня 2014 г. N 453 О Государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы (в ред. Постановления Правительства Санкт- Петербурга от 24.03.2015 N 296)
- Развитие социального партнерства в сфере дополнительного образования детей: Методические рекомендации //В. А. Степихова, к.п.н., доцент кафедры социально-педагогического образования СПб АППО, СПб., 2015.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
- Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012
- Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
- Хуторской А.В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении//Эйдос: интернет-журнал, 2005
Предварительный просмотр:
ОТЗЫВ
на методическую разработку
«Новые формы организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности как условие создания открытой образовательной среды гимназии»
(из опыта работы ГБОУ гимназии №155)
Данная методическая разработка учителей физической культуры представляет большой интерес для профессионального сообщества педагогов, работающих в сфере физической культуры и спорта, а также педагогов внеурочной деятельности и дополнительного образования. Ее актуальность заключается в необходимости реализации интегративного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности, поиске новых форм взаимодействия всех участников образовательного процесса, позволяющих формировать и всесторонне развивать у обучающихся физические качества и двигательные способности, совершенствовать все виды физкультурной и спортивной деятельности, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, национально – культурные ценности и традиции, обеспечивая мотивацию и потребность к занятиям физической культурой.
Создание единой образовательной среды уроков и внеурочных занятий имеет важное значение для выявления и раскрытия личностного потенциала обучающихся.
Целью данной работы является разработка и внедрение новых форм организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности, реализуемых при взаимодействии с родителями, являющихся условием создания открытой образовательной среды гимназии.
Образовательная среда уроков и внеурочных занятий по физической культуре выстраивается с позиции единства традиций и инноваций, ориентированных на повышение качества образовательной деятельности. Традиционными формами организации деятельности спортивно-оздоровительной направленности являются: уроки физической культуры и занятия внеурочной деятельности на основе внутри предметной и межпредметной интеграции; проект «Встречи на Греческом», устные журналы, посвященные выдающимся выпускникам гимназии; образовательное путешествие «Ученик в образовательной системе Санкт-Петербурга»; выполнение исследовательских работ учащимися в рамках деятельности «Школьной Академии Наук»; семейные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»; Баскетбольный турнир на кубок Белова-Кандрашина, традиционная предметная неделя физической культуры и спорта.
Вместе с тем, в работе представлена триада новых форм организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности (спортивные праздники).
Новизна работы, прежде всего, обусловлена тем, что в работе раскрыт интегративный подход к содержанию образования путем взаимосвязи и пересечения тем модульных разделов программ урочной и внеурочной деятельности (на примере модуля «Волейбол»), что позволяет наглядно продемонстрировать роль занятий внеурочной деятельности для углубления и расширения знаний обучающихся, развития особых личностных качеств, необходимых при занятиях спортом.
Кроме того, значительное внимание уделено привлечению к образовательной деятельности родителей. В разработке представлен пошаговый алгоритм технологии педагогического взаимодействия с родителями, который носит универсальный характер и может быть использован в практике работы любого образовательного учреждения.
Особый интерес вызывает описание новых форм организации деятельности («Шахматное рандеву», «Военно-патриотическая полоса препятствий», «Апрельская теннисная ракетка»), в которых активными участниками являются не только обучающихся, но и их родители, а также выпускники гимназии прошлых лет обучения. Полученные статистические данные свидетельствуют о наличии положительной динамики и высокой степени заинтересованности родителей и детей к участию в подобных мероприятиях соревновательного типа
Внедрение новых форм организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности в практику работы образовательного учреждения позволило достичь высоких результатов в учебно-воспитательном процессе: 90% обучающихся имеют положительную динамику индивидуальных образовательных достижений и стойкую заинтересованность к участию в занятиях разыми видами спорта; достаточно высока доля родителей, вовлеченных в совместные спортивно-массовые мероприятия и составляет – 60 %, наблюдается положительная динамика роста обучающихся, вовлеченных в творческую деятельность (80%).
Разработка носит универсальный характер и может быть использована в практике работы образовательных учреждений города, региона, страны.
15.02.2022 г.
Национальный инструктор
Российского футбольного союза Лапочкин С.К.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности реализации процесса духовно-нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
Внеурочная деятельность является благотворительной почвой формирования духовно-нравственных качеств личности школьника......
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности "Игротека" для 2 класса
Программа "Игротека" направлена на реализацию Федерального Государственного Стандарта. В основу структуры вариативной части рабочей программы положена программа, автором которой является доктор педаго...
Образовательная программа внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительного направления по подвижным играм.
Физическое воспитание и здоровье детей, организация тренировочного процесса в большей степени зависят от правильно выбранного подхода к обучению детей на начальном этапе обучения....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Оздоровительная аэробика» (10-11 класс)
Настоящая программа[М1] внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению представляет собой расширенный, углубленный вариант раздела «Гимнастика» базового учебного предмета физи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Спортивные игры»
Цель внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления — формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общ...
Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»
В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах....
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр» для начального общего образования(3-4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительной направленности "Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр" для начального общего образов...