МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФЛОРБОЛУ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья по физкультуре (5, 6, 7 класс)

Животворев Дмитрий Сергеевич

в статье рассматривается технология проведения факультативных занятий по флорболу с детьми младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы, направленная на решение актуальной проблемы – отсутствие объективных данных о методике проведения факультативных занятий по флорболу в условиях общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zhivotvorev_d.s.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 796.011.3

Шкляров В.Б.

Канд. пед. наук, доцент

Липецкий государственный педагогический университет

имени «П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Россия

Абрамов А.А.

Канд. пед. наук

Липецкий государственный педагогический университет

имени «П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Россия

Старкин А.Н.

Канд. пед. наук, доцент

Липецкий государственный педагогический университет

имени «П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Россия

Животворев Д.С.

ORCID: 0000-0002-5850-0214, студент магистратуры

Липецкий государственный педагогический университет

имени «П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Россия

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФЛОРБОЛУ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация: в статье рассматривается технология проведения факультативных занятий по флорболу с детьми младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы, направленная на решение актуальной проблемы – отсутствие объективных данных о методике проведения факультативных занятий по флорболу в условиях общеобразовательной школы.

Ключевые слова: флорбол, методика, младшие школьники.

Shklyarov V.B.

Ph.D., assistant professor

Lipetsk State Pedagogical University

named «P.P. Semenov-Tyan-Shanskiy» Lipetsk, Russia

Abramov A.A.

Ph.D.

Lipetsk State Pedagogical University

named «P.P. Semenov-Tyan-Shanskiy» Lipetsk, Russia

Starkin A.N.

Ph.D., assistant professor

Lipetsk State Pedagogical University

named «P.P. Semenov-Tyan-Shanskiy» Lipetsk, Russia

Zhivotvorev D.S.

ORCID: 0000-0002-5850-0214, magistracy student

Lipetsk State Pedagogical University

named «P.P. Semenov-Tyan-Shanskiy» Lipetsk, Russia

METHODS OF CONDUCTING OPTIONAL FLOORBALL CLASSES IN THE CONDITIONS OF COMPREHENSIVE SCHOOL

Abstract: the article shows the technology of conducting optional floorball lessons with children of primary school in a comprehensive school, aimed at solving an urgent problem as the lack of objective data on the methodology of conducting optional floorball lessons in a comprehensive school.

Key words: floorball, methodology, junior schoolchildren.

В последнее время в мире стало появляться множество новых видов спорта, одним из них является флорбол (хоккей в зале). Зародившись в начале восьмидесятых годов в Швеции, он стал в настоящий момент одним из универсальных и доступных командных игровых видов спорта в мире.

Флорбол (floorball) – это международное название, присвоенное игре Международной Федерацией Флорбола (IFF) 12 апреля 1986 года в г. Хуксварна (Швеция) [1, с. 146].

Внешне игра во флорбол похожа на хоккей с шайбой, однако противоборство двух команд – соперниц происходит не на ледовой арене, а на площадке с деревянным или линолеумным покрытием, имеющей оптимальные размеры 40x20 метров и огороженной бортами с закругленными углами высотой 50 см. Во флорболе используется легкий и удобный инвентарь – клюшка, вес которой не превышает 380 грамм, и мяч, весящий всего 23 грамма [2 с. 3].

На настоящий момент флорбол является одним из малоизученных видов спорта, особенно в нашей стране. Необходимость расширения научно-исследовательской работы в этом виде спорта обуславливается следующими факторами – отсутствие научно-методических разработок по данному виду спорта, касающихся проблем обучения и совершенствования техники игры, ее классификации, данных о биомеханических характеристиках элементов техники и особенностях соревновательной деятельности во флорболе [3, с. 84].

В этой связи достаточно актуальной представляется проблема изучения данного вида спорта, а также поиска новых методических подходов к повышению качества обучения.

Актуальность исследования позволила нам определить проблему исследования – отсутствие объективных данных о методике проведения факультативных занятий по флорболу в условиях общеобразовательной школы.

Объект исследования – процесс обучения на факультативных занятиях по флорболу в условиях общеобразовательной школы.

Предмет исследования – методика проведения факультативных занятий по флорболу в условиях общеобразовательной школы.

Цель исследования заключалась в разработке методики проведения факультативных занятий по флорболу в условиях общеобразовательной школы.

Для достижения поставленной цели исследования предстояло решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы организации обучения во флорболе.
  2. Разработать экспериментальную методику по проведению факультативных занятий по флорболу в условиях общеобразовательной школы.
  3. Выявить эффективность применения экспериментальной методики по проведению факультативных занятий по флорболу в условиях общеобразовательной школы.

В ходе исследования нами проверялось предположение о том, что применение экспериментальной методики на факультативных занятиях по флорболу приведет к достоверным изменениям показателей физической и технической и подготовленности младших школьников.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, контрольные испытания, математико-статистические методы обработки полученных данных.

Исследование по определению влияния методики проведения факультативных занятий по флорболу в условиях общеобразовательной школы проходило в три этапа.

На I этапе (сентябрь 2020 г.) – поисково-подготовительном – разрабатывались принципиальные вопросы организации и содержания исследования, проводился анализ научной литературы по исследуемой проблеме.

На II этапе (октябрь 2020 г. – май 2021 г.) – опытно-экспериментальном – осуществлялось проведение эксперимента, уточнение рабочей гипотезы, цели и задач исследования.

На III этапе (декабрь 2021 г.) – обобщающем – обрабатывались результаты исследования, проводилась их систематизация и обобщение.

Исследование по разработке экспериментальной методики проведения факультативных занятий по флорболу в условиях общеобразовательной школы проводилось на базе МБОУ СОШ с. Преображеновка Добровского муниципального района Липецкой области.

Всего в исследовании приняло участие 16 учащихся младшего школьного возраста, ученики 4 класса. Все участники были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную.

Контрольную группу составили учащиеся МБОУ СОШ с. Преображеновка в количестве 8 человек (3 девочки и 5 мальчиков).

Экспериментальную группу составили 8 воспитанников (3 девочки и 5 мальчиков) этого же возраста из этого же учреждения. Количество испытуемых на всем протяжении эксперимента оставалось неизменным.

За время практического исследования было проведено всего 68 занятий, занятия проводились 2 раза в неделю. Тестирование проводилось дважды (октябрь, май) на базе МБОУ СОШ с. Преображеновка Добровского муниципального района Липецкой области. Результаты тестов записывались и обрабатывались автором исследования самостоятельно.

Основными формами организации занятий по флорболу являлись теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях излагался материал по истории игры флорбол, правилам и регламентам игры, жесты судей, изучались элементы передвижений, технические приемы работы клюшкой и мячом, тактические схемы и установки выполнения игровых ситуаций. На практических занятиях происходила отработка умений и навыков выполнения технических элементов игры, развитие физических качеств, игровая практика.

В результате проведенного исследования были получены результаты, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика результатов в ходе научно-исследовательской работы

Показатель

Ед.

изм.

Октябрь 2020 г.

Р

Май 2021 года

Р

Контр. группа

Экспер.

группа

Контр. группа

Экспер.

группа

1

Бег 30 м.

с.

5,49±0,12

5,45±0,10

P>0,05

5,30±0,06

5,09±0,03

P<0,05

2

Челночный бег 3х10 м.

с.

9,37±0,14

9,28±0,16

P>0,05

8,99±0,14

8,62±0,06

P<0,05

3

Прыжок в длину с места

см.

142,88±3,58

141,63±3,45

P>0,05

149,75± 2,25

156,50±0,93

P<0,05

4

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу

кол-во

раз

10,25±0,53

10,75±0,40

P>0,05

11,88±0,40

13,13±0,53

P>0,05

5

Бег 1000 м.

с.

6,15±5,84

6,09±5,97

P>0,05

6,07±3,98

5,53±3,85

P<0,05

6

Ведение мяча с обводкой стоек и броском по воротам

с.

12,61±0,11

12,47±0,15

P>0,05

12,36±0,13

12,04±0,06

P<0,05

7

Жонглирование мяча

кол-во

раз

25,38±2,39

24,63±1,99

P>0,05

29,25±0,93

31,38±1,06

P>0,05

8

Дриблинг

на месте

кол-во

раз

36,50±2,12

34,25±2,52

P>0,05

40,00±1,59

44,88±1,33

P<0,05

99

Ведение мяча с перебросом через препятствие

с.

20,17±0,34

19,48±0,39

P>0,05

19,84±0,13

18,67±0,21

P<0,05

110

Передача мяча с ударом о борт (скамейку)

кол-во

раз

22,50±1,06

21,88±0,93

P>0,05

24,13±0,66

27,00±0,80

P<0,05

111

Броски мяча по воротам

кол-во

раз

6,13±0,27

5,38±0,40

P>0,05

6,63±0,40

8,13±0,53

P<0,05

112

Броски (удары) по мячу на дальность

м.

11,50±0,66

12,75±0,93

P>0,05

12,88±0,66

15,63±0,53

P<0,05

Анализ результатов в тесте без 30 метров, указывает на положительные изменения в обеих группах. В контрольной группе показатели улучшились на 3,5%, а экспериментальной группе на 6,6%. Согласно t-критерию Стьюдента различия между контрольной и экспериментальной группой носят достоверный характер (P<0,05).

В тесте челночный бег 3х10 метров можно увидеть, что показатели имеют положительную динамику. Если в контрольной группе показатели улучшились на 4,1%, то в экспериментальной на 7,1%. Согласно t-критерию Стьюдента различия между контрольной и экспериментальной группой носят достоверный характер (P<0,05).

Показатели по тесту прыжок в длину с места, анализ результатов указывает на то, что в обеих группах произошли положительные изменения. В контрольной группе показатели улучшились на 4,8%, а в экспериментальной на 10,5%. Согласно t-критерию Стьюдента различия между контрольной и экспериментальной группой носят достоверный характер (P<0,05).

В тесте сгибание-разгибание рук в упоре лежа, результаты указывают на положительные изменения по данному показателю в обеих группах. Если в контрольной группе показатель улучшился на 15,9%, то в экспериментальной группе улучшение составило 22,1%. Но не смотря на более высокую положительную динамику результата в экспериментальной группе, согласно t-критерию Стьюдента, различия между группами носят не достоверный характер (P>0,05).

Анализ результатов в тесте бег 1000 метров, указывает на положительные изменения как в контрольной, так и в экспериментальной группе. В контрольной группе показатели улучшились на 1,3%, а в экспериментальной на 9,1%. Согласно t-критерию Стьюдента различия между контрольной и экспериментальной группой носят достоверный характер (P<0,05).

В тесте ведение мяча с обводкой стоек и броском по воротам можно увидеть, что показатели имеют положительную динамику, в контрольной группе они улучшились на 1,9%, а в экспериментальной на 3,5%. Согласно t-критерию Стьюдента различия между контрольной и экспериментальной группой носят достоверный характер (P<0,05).

В тесте жонглирование мяча. Результаты указывают на положительные изменения по данному показателю в обеих группах. В контрольной группе показатель улучшился на 15,2%, а в экспериментальной улучшение составила 27,4%. Но не смотря на различия между группами, согласно t-критерию Стьюдента различия носят не достоверный характер (P>0,05).

Показатели по тесту дриблинг на месте, анализ результатов указывает на то, что в обеих группах произошли положительные изменения. В контрольной группе показатели улучшились на 9,6%, а в экспериментальной на 31,1%. Согласно t-критерию Стьюдента различия между контрольной и экспериментальной группой носят достоверный характер (P<0,05).

В тесте ведение мяча с перебросом через препятствие  можно увидеть, что в обеих группах показатели  имеют положительную динамику, в контрольной группе показатели улучшились на 1,6%, а в экспериментальной на 4,2%. Согласно t-критерию Стьюдента различия между контрольной и экспериментальной группой носят достоверный характер (P<0,05).

Анализ результатов в тесте передачи мяча с ударом о борт (скамейку), указывают на положительные изменения как в контрольной, так и в экспериментальной группе. В контрольной группе показатели улучшились на 7,2%, а в экспериментальной на 21,3%. Согласно t-критерию Стьюдента различия между контрольной и экспериментальной группой носят достоверный характер (P<0,05).

Исследования в тесте броски мяча по воротам. На диаграмме видно, что в обеих группах произошли положительные изменения по данному показателю. В контрольной группе показатели улучшились на 8,2%, а в экспериментальной на 51,1%. Согласно t-критерию Стьюдента различия между контрольной и экспериментальной группой носят достоверный характер (P<0,05).

Анализ результатов в тесте в тесте броски (удары) по мячу на дальность, указывает на положительную динамику изменений как в контрольной,  так и в экспериментальной группе. В контрольной группе показатели улучшились на 12%, а экспериментальной на 22,6%. Согласно t-критерию Стьюдента различия между контрольной и экспериментальной группой носят достоверный характер (P<0,05).

Таким образом, предположение, выдвинутое в начале работы, предполагавшее, что применение экспериментальной методики на факультативных занятиях по флорболу приведет к достоверным изменениям показателей физической и технической подготовленности младших школьников, частично подтвердилась.

Достоверные различия между контрольной и экспериментальной группой произошли в тестах: бег 30 м., челночный без 3х10 м., прыжок в длину с места, бег 1000 м., ведение мяча с обводкой стоек и броском по воротам, дриблинг на месте, ведение мяча с перебросом через препятствие, броски мяча по воротам, передачи мяча с ударом о борт (скамейку), броски (удары) по мячу на дальность.

Недостоверные различия наблюдаются в тестах сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу, жонглирование мяча и передачи мяча с ударом о борт (скамейку).

Недостоверность результатов в тесте сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу, мы связываем с тем, что в нашей методике отводилось не достаточное количество упражнений на мышцы верхнего плечевого пояса, вследствие чего показатели по данному тесту носят недостоверный характер.

Недостоверность результатов в тесте жонглирование мяча, мы связываем с тем, что данный тест оказался достаточно координационно сложным для детей данного возраста.

Предполагаемая практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных для совершенствования организации и методики проведения факультативных занятий по флорболу в условиях общеобразовательной школы.


Список литературы

  1. Быков А.В., Трухин Н.А. Зарождение флорбола в мире и в России /Быков А.В., Трухин Н.А.//Физическая культура студентов/ Материалы 53 межвузовской научно-методической конференции по физическому  воcпитанию студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга. – СПб.: 2004. – с. 146-148
  2. Правила вида спорта "Флорбол" (утв. приказом Минспорта России от 08.10.2019 N 816) (ред. от 23.03.2020)
  3. Якунин Д.И., Планирование спортивных занятий секции флорбола МУ «СДЦ «Кольчуга» / Якунин Д.И.  М.: 2009. – 195 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы.

Данная методическая разработка представляет собой методику проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы. Она включает в себя:Программу формирования цен...

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения контрольного занятия с кадетами 2 курса. ТЕМА: Организация и методика проведения контрольного занятия в подтягивании на перекладине и в беге на 100 м

Каждый командир обязан знать, систематически проверять, анализировать и оценивать физическую подготовленность подчиненных, состояние физической подготовки в подразделениях.     Про...

Методика преподавания физической культуры школьникам подготовительной медицинской группы здоровья в условиях общеобразовательной школы

Педагогический проект посвящен методике преподавания физической культуры школьникам подготовительной медицинской группы здоровья в условиях общеобразовательной школы. Основные разделы данной работы по...

«Программа занятий по флорболу для учащихся средней школы»

Методическая разработка:«Программа занятий по флорболу дляучащихся средней школы»...

Особенности проведения занятий аквааэробикой с учащимися средней общеобразовательной школы

В представленной методической разработке рассматриваются возможные решения оздоровительных и рекреационных задач в режиме урочных, внеурочных и занятий в группах ОДОД....

Методика формирования волонтерского объединения в условиях общеобразовательной школы.

В настоящее время начало развиваться такое движение как волонтерство. Участие в волонтерстве способствует восприятию и усвоению духовно-нравственных гуманистических ценностей, позитивным изменениям в ...