МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФЛОРБОЛУ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья по физкультуре (5, 6, 7 класс)
в статье рассматривается технология проведения факультативных занятий по флорболу с детьми младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы, направленная на решение актуальной проблемы – отсутствие объективных данных о методике проведения факультативных занятий по флорболу в условиях общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zhivotvorev_d.s.docx | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 796.011.3
Шкляров В.Б.
Канд. пед. наук, доцент
Липецкий государственный педагогический университет
имени «П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Россия
Абрамов А.А.
Канд. пед. наук
Липецкий государственный педагогический университет
имени «П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Россия
Старкин А.Н.
Канд. пед. наук, доцент
Липецкий государственный педагогический университет
имени «П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Россия
Животворев Д.С.
ORCID: 0000-0002-5850-0214, студент магистратуры
Липецкий государственный педагогический университет
имени «П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Россия
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФЛОРБОЛУ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация: в статье рассматривается технология проведения факультативных занятий по флорболу с детьми младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы, направленная на решение актуальной проблемы – отсутствие объективных данных о методике проведения факультативных занятий по флорболу в условиях общеобразовательной школы.
Ключевые слова: флорбол, методика, младшие школьники.
Shklyarov V.B.
Ph.D., assistant professor
Lipetsk State Pedagogical University
named «P.P. Semenov-Tyan-Shanskiy» Lipetsk, Russia
Abramov A.A.
Ph.D.
Lipetsk State Pedagogical University
named «P.P. Semenov-Tyan-Shanskiy» Lipetsk, Russia
Starkin A.N.
Ph.D., assistant professor
Lipetsk State Pedagogical University
named «P.P. Semenov-Tyan-Shanskiy» Lipetsk, Russia
Zhivotvorev D.S.
ORCID: 0000-0002-5850-0214, magistracy student
Lipetsk State Pedagogical University
named «P.P. Semenov-Tyan-Shanskiy» Lipetsk, Russia
METHODS OF CONDUCTING OPTIONAL FLOORBALL CLASSES IN THE CONDITIONS OF COMPREHENSIVE SCHOOL
Abstract: the article shows the technology of conducting optional floorball lessons with children of primary school in a comprehensive school, aimed at solving an urgent problem as the lack of objective data on the methodology of conducting optional floorball lessons in a comprehensive school.
Key words: floorball, methodology, junior schoolchildren.
В последнее время в мире стало появляться множество новых видов спорта, одним из них является флорбол (хоккей в зале). Зародившись в начале восьмидесятых годов в Швеции, он стал в настоящий момент одним из универсальных и доступных командных игровых видов спорта в мире.
Флорбол (floorball) – это международное название, присвоенное игре Международной Федерацией Флорбола (IFF) 12 апреля 1986 года в г. Хуксварна (Швеция) [1, с. 146].
Внешне игра во флорбол похожа на хоккей с шайбой, однако противоборство двух команд – соперниц происходит не на ледовой арене, а на площадке с деревянным или линолеумным покрытием, имеющей оптимальные размеры 40x20 метров и огороженной бортами с закругленными углами высотой 50 см. Во флорболе используется легкий и удобный инвентарь – клюшка, вес которой не превышает 380 грамм, и мяч, весящий всего 23 грамма [2 с. 3].
На настоящий момент флорбол является одним из малоизученных видов спорта, особенно в нашей стране. Необходимость расширения научно-исследовательской работы в этом виде спорта обуславливается следующими факторами – отсутствие научно-методических разработок по данному виду спорта, касающихся проблем обучения и совершенствования техники игры, ее классификации, данных о биомеханических характеристиках элементов техники и особенностях соревновательной деятельности во флорболе [3, с. 84].
В этой связи достаточно актуальной представляется проблема изучения данного вида спорта, а также поиска новых методических подходов к повышению качества обучения.
Актуальность исследования позволила нам определить проблему исследования – отсутствие объективных данных о методике проведения факультативных занятий по флорболу в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования – процесс обучения на факультативных занятиях по флорболу в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования – методика проведения факультативных занятий по флорболу в условиях общеобразовательной школы.
Цель исследования заключалась в разработке методики проведения факультативных занятий по флорболу в условиях общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели исследования предстояло решить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические основы организации обучения во флорболе.
- Разработать экспериментальную методику по проведению факультативных занятий по флорболу в условиях общеобразовательной школы.
- Выявить эффективность применения экспериментальной методики по проведению факультативных занятий по флорболу в условиях общеобразовательной школы.
В ходе исследования нами проверялось предположение о том, что применение экспериментальной методики на факультативных занятиях по флорболу приведет к достоверным изменениям показателей физической и технической и подготовленности младших школьников.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, контрольные испытания, математико-статистические методы обработки полученных данных.
Исследование по определению влияния методики проведения факультативных занятий по флорболу в условиях общеобразовательной школы проходило в три этапа.
На I этапе (сентябрь 2020 г.) – поисково-подготовительном – разрабатывались принципиальные вопросы организации и содержания исследования, проводился анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
На II этапе (октябрь 2020 г. – май 2021 г.) – опытно-экспериментальном – осуществлялось проведение эксперимента, уточнение рабочей гипотезы, цели и задач исследования.
На III этапе (декабрь 2021 г.) – обобщающем – обрабатывались результаты исследования, проводилась их систематизация и обобщение.
Исследование по разработке экспериментальной методики проведения факультативных занятий по флорболу в условиях общеобразовательной школы проводилось на базе МБОУ СОШ с. Преображеновка Добровского муниципального района Липецкой области.
Всего в исследовании приняло участие 16 учащихся младшего школьного возраста, ученики 4 класса. Все участники были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную.
Контрольную группу составили учащиеся МБОУ СОШ с. Преображеновка в количестве 8 человек (3 девочки и 5 мальчиков).
Экспериментальную группу составили 8 воспитанников (3 девочки и 5 мальчиков) этого же возраста из этого же учреждения. Количество испытуемых на всем протяжении эксперимента оставалось неизменным.
За время практического исследования было проведено всего 68 занятий, занятия проводились 2 раза в неделю. Тестирование проводилось дважды (октябрь, май) на базе МБОУ СОШ с. Преображеновка Добровского муниципального района Липецкой области. Результаты тестов записывались и обрабатывались автором исследования самостоятельно.
Основными формами организации занятий по флорболу являлись теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях излагался материал по истории игры флорбол, правилам и регламентам игры, жесты судей, изучались элементы передвижений, технические приемы работы клюшкой и мячом, тактические схемы и установки выполнения игровых ситуаций. На практических занятиях происходила отработка умений и навыков выполнения технических элементов игры, развитие физических качеств, игровая практика.
В результате проведенного исследования были получены результаты, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика результатов в ходе научно-исследовательской работы
№ | Показатель | Ед. изм. | Октябрь 2020 г. | Р | Май 2021 года | Р | ||
Контр. группа | Экспер. группа | Контр. группа | Экспер. группа | |||||
1 | Бег 30 м. | с. | 5,49±0,12 | 5,45±0,10 | P>0,05 | 5,30±0,06 | 5,09±0,03 | P<0,05 |
2 | Челночный бег 3х10 м. | с. | 9,37±0,14 | 9,28±0,16 | P>0,05 | 8,99±0,14 | 8,62±0,06 | P<0,05 |
3 | Прыжок в длину с места | см. | 142,88±3,58 | 141,63±3,45 | P>0,05 | 149,75± 2,25 | 156,50±0,93 | P<0,05 |
4 | Сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу | кол-во раз | 10,25±0,53 | 10,75±0,40 | P>0,05 | 11,88±0,40 | 13,13±0,53 | P>0,05 |
5 | Бег 1000 м. | с. | 6,15±5,84 | 6,09±5,97 | P>0,05 | 6,07±3,98 | 5,53±3,85 | P<0,05 |
6 | Ведение мяча с обводкой стоек и броском по воротам | с. | 12,61±0,11 | 12,47±0,15 | P>0,05 | 12,36±0,13 | 12,04±0,06 | P<0,05 |
7 | Жонглирование мяча | кол-во раз | 25,38±2,39 | 24,63±1,99 | P>0,05 | 29,25±0,93 | 31,38±1,06 | P>0,05 |
8 | Дриблинг на месте | кол-во раз | 36,50±2,12 | 34,25±2,52 | P>0,05 | 40,00±1,59 | 44,88±1,33 | P<0,05 |
99 | Ведение мяча с перебросом через препятствие | с. | 20,17±0,34 | 19,48±0,39 | P>0,05 | 19,84±0,13 | 18,67±0,21 | P<0,05 |
110 | Передача мяча с ударом о борт (скамейку) | кол-во раз | 22,50±1,06 | 21,88±0,93 | P>0,05 | 24,13±0,66 | 27,00±0,80 | P<0,05 |
111 | Броски мяча по воротам | кол-во раз | 6,13±0,27 | 5,38±0,40 | P>0,05 | 6,63±0,40 | 8,13±0,53 | P<0,05 |
112 | Броски (удары) по мячу на дальность | м. | 11,50±0,66 | 12,75±0,93 | P>0,05 | 12,88±0,66 | 15,63±0,53 | P<0,05 |
Анализ результатов в тесте без 30 метров, указывает на положительные изменения в обеих группах. В контрольной группе показатели улучшились на 3,5%, а экспериментальной группе на 6,6%. Согласно t-критерию Стьюдента различия между контрольной и экспериментальной группой носят достоверный характер (P<0,05).
В тесте челночный бег 3х10 метров можно увидеть, что показатели имеют положительную динамику. Если в контрольной группе показатели улучшились на 4,1%, то в экспериментальной на 7,1%. Согласно t-критерию Стьюдента различия между контрольной и экспериментальной группой носят достоверный характер (P<0,05).
Показатели по тесту прыжок в длину с места, анализ результатов указывает на то, что в обеих группах произошли положительные изменения. В контрольной группе показатели улучшились на 4,8%, а в экспериментальной на 10,5%. Согласно t-критерию Стьюдента различия между контрольной и экспериментальной группой носят достоверный характер (P<0,05).
В тесте сгибание-разгибание рук в упоре лежа, результаты указывают на положительные изменения по данному показателю в обеих группах. Если в контрольной группе показатель улучшился на 15,9%, то в экспериментальной группе улучшение составило 22,1%. Но не смотря на более высокую положительную динамику результата в экспериментальной группе, согласно t-критерию Стьюдента, различия между группами носят не достоверный характер (P>0,05).
Анализ результатов в тесте бег 1000 метров, указывает на положительные изменения как в контрольной, так и в экспериментальной группе. В контрольной группе показатели улучшились на 1,3%, а в экспериментальной на 9,1%. Согласно t-критерию Стьюдента различия между контрольной и экспериментальной группой носят достоверный характер (P<0,05).
В тесте ведение мяча с обводкой стоек и броском по воротам можно увидеть, что показатели имеют положительную динамику, в контрольной группе они улучшились на 1,9%, а в экспериментальной на 3,5%. Согласно t-критерию Стьюдента различия между контрольной и экспериментальной группой носят достоверный характер (P<0,05).
В тесте жонглирование мяча. Результаты указывают на положительные изменения по данному показателю в обеих группах. В контрольной группе показатель улучшился на 15,2%, а в экспериментальной улучшение составила 27,4%. Но не смотря на различия между группами, согласно t-критерию Стьюдента различия носят не достоверный характер (P>0,05).
Показатели по тесту дриблинг на месте, анализ результатов указывает на то, что в обеих группах произошли положительные изменения. В контрольной группе показатели улучшились на 9,6%, а в экспериментальной на 31,1%. Согласно t-критерию Стьюдента различия между контрольной и экспериментальной группой носят достоверный характер (P<0,05).
В тесте ведение мяча с перебросом через препятствие можно увидеть, что в обеих группах показатели имеют положительную динамику, в контрольной группе показатели улучшились на 1,6%, а в экспериментальной на 4,2%. Согласно t-критерию Стьюдента различия между контрольной и экспериментальной группой носят достоверный характер (P<0,05).
Анализ результатов в тесте передачи мяча с ударом о борт (скамейку), указывают на положительные изменения как в контрольной, так и в экспериментальной группе. В контрольной группе показатели улучшились на 7,2%, а в экспериментальной на 21,3%. Согласно t-критерию Стьюдента различия между контрольной и экспериментальной группой носят достоверный характер (P<0,05).
Исследования в тесте броски мяча по воротам. На диаграмме видно, что в обеих группах произошли положительные изменения по данному показателю. В контрольной группе показатели улучшились на 8,2%, а в экспериментальной на 51,1%. Согласно t-критерию Стьюдента различия между контрольной и экспериментальной группой носят достоверный характер (P<0,05).
Анализ результатов в тесте в тесте броски (удары) по мячу на дальность, указывает на положительную динамику изменений как в контрольной, так и в экспериментальной группе. В контрольной группе показатели улучшились на 12%, а экспериментальной на 22,6%. Согласно t-критерию Стьюдента различия между контрольной и экспериментальной группой носят достоверный характер (P<0,05).
Таким образом, предположение, выдвинутое в начале работы, предполагавшее, что применение экспериментальной методики на факультативных занятиях по флорболу приведет к достоверным изменениям показателей физической и технической подготовленности младших школьников, частично подтвердилась.
Достоверные различия между контрольной и экспериментальной группой произошли в тестах: бег 30 м., челночный без 3х10 м., прыжок в длину с места, бег 1000 м., ведение мяча с обводкой стоек и броском по воротам, дриблинг на месте, ведение мяча с перебросом через препятствие, броски мяча по воротам, передачи мяча с ударом о борт (скамейку), броски (удары) по мячу на дальность.
Недостоверные различия наблюдаются в тестах сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу, жонглирование мяча и передачи мяча с ударом о борт (скамейку).
Недостоверность результатов в тесте сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу, мы связываем с тем, что в нашей методике отводилось не достаточное количество упражнений на мышцы верхнего плечевого пояса, вследствие чего показатели по данному тесту носят недостоверный характер.
Недостоверность результатов в тесте жонглирование мяча, мы связываем с тем, что данный тест оказался достаточно координационно сложным для детей данного возраста.
Предполагаемая практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных для совершенствования организации и методики проведения факультативных занятий по флорболу в условиях общеобразовательной школы.
Список литературы
- Быков А.В., Трухин Н.А. Зарождение флорбола в мире и в России /Быков А.В., Трухин Н.А.//Физическая культура студентов/ Материалы 53 межвузовской научно-методической конференции по физическому воcпитанию студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга. – СПб.: 2004. – с. 146-148
- Правила вида спорта "Флорбол" (утв. приказом Минспорта России от 08.10.2019 N 816) (ред. от 23.03.2020)
- Якунин Д.И., Планирование спортивных занятий секции флорбола МУ «СДЦ «Кольчуга» / Якунин Д.И. – М.: 2009. – 195 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы.
Данная методическая разработка представляет собой методику проведения развивающих занятий по формированию ценностных ориентаций учащихся начальной школы. Она включает в себя:Программу формирования цен...
ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения контрольного занятия с кадетами 2 курса. ТЕМА: Организация и методика проведения контрольного занятия в подтягивании на перекладине и в беге на 100 м
Каждый командир обязан знать, систематически проверять, анализировать и оценивать физическую подготовленность подчиненных, состояние физической подготовки в подразделениях. Про...
Методика преподавания физической культуры школьникам подготовительной медицинской группы здоровья в условиях общеобразовательной школы
Педагогический проект посвящен методике преподавания физической культуры школьникам подготовительной медицинской группы здоровья в условиях общеобразовательной школы. Основные разделы данной работы по...
«Программа занятий по флорболу для учащихся средней школы»
Методическая разработка:«Программа занятий по флорболу дляучащихся средней школы»...
Особенности проведения занятий аквааэробикой с учащимися средней общеобразовательной школы
В представленной методической разработке рассматриваются возможные решения оздоровительных и рекреационных задач в режиме урочных, внеурочных и занятий в группах ОДОД....
Методика формирования волонтерского объединения в условиях общеобразовательной школы.
В настоящее время начало развиваться такое движение как волонтерство. Участие в волонтерстве способствует восприятию и усвоению духовно-нравственных гуманистических ценностей, позитивным изменениям в ...