«Программа занятий по флорболу для учащихся средней школы»
методическая разработка по физкультуре на тему

Методическая разработка:

«Программа занятий по флорболу для

учащихся средней школы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_florbol.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

«Программа занятий по флорболу для

учащихся средней школы»

                                                                                           

                                                                                                             Выполнил

Ромашкин Алексей Андреевич

Учитель физической культуры

ГБОУ СОШ № 287

Адмиралтейского района

                2018

Введение

ФЛОРБОЛ – это очень динамичная и зрелищная командная игра, напоминающая хорошо известный

нам хоккей с мячом. Флорбол – игра, в которую играют как профессионалы, так и около 1,5 миллионов

любителей, как мужчин, так и женщин во всем мире. Это и дети, играющие ради забавы на улицах, и

высококлассные спортсмены, завоевывающие медали на мировых чемпионатах на стадионах с

переполненными трибунами.

Для флорбола могут использоваться любые ровные площадки с различными покрытиями

(земляным, деревянным, резиновым или асфальтовым). Экипировка игрока состоит из майки с короткими

рукавами, спортивных трусов (шорт) и обуви. Команды играют клюшками и мячами, изготовленными из

пластмассовых материалов, и поэтому флорбол абсолютно безопасная игра, как для самих игроков, так и

для помещений, где проходят игры.

Зародившись 25 лет назад в Швеции, флорбол покорил практически все страны Европы, США и

Японию.

В России флорбол начал культивироваться в начале 90-х годов и получил развитие в Московской

области, в городах Москва, Санкт-Петербург,  Нижний Новгород,  и

другие. Имеются и национальные сборные команды России мужские и женские.

Правила игры предельно просты и доступны. Игры могут проходить на больших аренах 40х20

метров (играют 5 полевых игроков и вратарь), и в школьных залах (играют 3 на 3 или 4 на 4 и вратарь).

Допускается изменять количество полевых игроков в зависимости от размеров площадки.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

При проведении занятий в первую очередь руководствоваться принципами оздоровительной

направленности. Физические упражнения и игры должны способствовать развитию у занимающихся

различных групп мышц и физических качеств.

Особое внимание следует обратить на эмоциональную сторону занятий, поддерживая у

занимающихся постоянный интерес к занятиям, часто используя игровые формы, эстафеты. Вместе с тем

развитие физических качеств должно осуществляться с учетом специфики игры флорбол. Это так

называемые профилирующие (ведущие, специфические) качества. К ним относятся: адаптационная

ловкость, скорость реакции, динамическое равновесие, рациональность расслабления, независимая работа

Ловкость развивают подвижными играми, различными комбинированными эстафетами,

гимнастическими и акробатическими упражнениями.

Гибкость, ловкость и координация движений взаимосвязаны и поэтому желательно, чтобы

физические упражнения на развитие этих качеств использовались на каждой тренировке и включались в

ежедневную физзарядку. Эти качества можно развивать с помощью прохождения нескольких стоик с

элементами обводки в различных сочетаниях.

Для развития динамического равновесия используют движения: бег "змейкой", бег с преодолением

неровностей и различных препятствий, бег с быстрым изменением направления движения, упражнения на

гимнастическом бревне, прыжки с поворотами и выполнением различных движений в полете,

совершенствуя элементы обводки и обыгрыша.

Включение в занятия бега, взявшись за руки, эстафет с переносом предметов (мяч, клюшка и т.п.)

Вращательные движения клюшкой (лопасть клюшки описывает восьмерку, круг, овал) на месте и в движении.

Разучивание элементов игры приемов обводки во флорболе осуществляется с использованием,

главным образом, метода показа (принцип наглядности). Изучаемый материал должен быть доступен и

соответствовать уровню спортивно-технической подготовки детей. Требования должны систематически

повышаться. Ошибки и недостатки в технике должны быть сразу же исправлены с помощью имитационных

и специально-подводящих упражнений.

С первых же занятий с клюшкой необходимо обучить занимающихся обводки, передачи и

остановке мяча, различным передвижениям по площадке, стойке игрока, а в игре вратаря это бросок мяча

руками (на различные расстояния) из различных положений (лежа, сидя, стоя, в прыжке) в мишень, ловля

мяча руками из различных положений (то же с подстраховкой телом) После освоения этих элементов

можно приступить к игре-флорбол на ограниченной площадке.

Спортивный зал для занятий должен иметь размеры 9х18 м, 18х24 м, 40х20 м или на открытых

площадках желательно окруженных бортом высотой 50 см с закругленными углами. Для игры полы в зале

могут быть деревянными или из линолеума, на открытом воздухе пригодны площадки с асфальтовыми, резиновыми, цементными, дощатыми, земляными покрытиями. Размеры зала должны быть несколько

больше размеров площадки.

Высота клюшки игрока должна быть индивидуальной в зависимости от его роста.

Одежду детей проверяют перед каждым занятием. Перед занятием детей спрашивают о

самочувствии. На всех занятиях педагог дополнительного образования в период обучения должен быть

аккуратно одет и уметь выполнять те упражнения, которые дети разучивают.

Изучать материал следует в той последовательности, в какой он изложен в программе. Для

безопасности процесса обучения нужно провести инструктаж с обучающимися по правилам поведения на

спортивных сооружениях и техники безопасности.

При переводе обучающихся на следующий этап учитывают не только уровень подготовленности, но

и устойчивость интересов к занятиям, успехи в учебе, особенности личности воспитанника.

Восстановительные мероприятия

В процессе занятий в группе начальной подготовки используют педагогические средства

восстановления путем правильного чередования физических нагрузок и отдыха, правильной установки

интервалов отдыха, рационального чередования различных упражнений, использования игровых форм и

влияния на психику ребенка положительных эмоций

Медицинское обеспечение

Дважды в год занимающиеся должны пройти углубленный медицинский осмотр – перед началом

занятий и перед началом соревновательного периода с обязательным определением физической

работоспособности при втором осмотре, используя специальные тесты.

Необходимо осуществлять систематический текущий контроль за состоянием здоровья

занимающихся и переносимостью ими физических нагрузок. Для этого периодически определяют период

восстановления после простых стандартных нагрузок (например, определяют ЧСС сразу после 20

приседаний и после 1-2 минут отдыха).

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Физическая подготовка

1 Общеразвивающие упражнения

2 Бег низкой интенсивности

3 Бег средней интенсивности

4 Бег высокой интенсивности

5 Прыжки, многоскоки (на одной, на обеих ногах, вперед, назад, в стороны)

6 Наклоны и вращения

7 Приседание, сгибание рук в упоре лежа, подтягивание

8 Акробатические упражнения

9 Упражнения на равновесие

10 Упражнения на гибкость

11 Подвижные игры, эстафеты

12 Элементы спортивных игр

Специально-подготовительные упражнения

Подводящие

1 Имитация обводки игрока, стоя на месте (то же с броском по воротам)

2 Имитация обводки игрока в движении (то же с броском по воротам)

Развивающие

1 Упражнения на быстроту и устойчивость двигательной реакции

2 Упражнения для мышц брюшного пресса и туловища

3 Упражнения для мышц таза

4 Упражнения для мышц ног

5 Упражнения для развития плечевого пояса и мышц рук

Специальная техническая подготовка

Передвижение по площадке

1 Остановки обеими ногами или любой ногой с поворотом влево или вправо

2 Передвижение спиной вперед

3 Передвижение после мгновенной остановки от движения вперед к движению назад, а также влево и

вправо ("челночный бег")

4 Повороты влево вправо на месте в движении, а так же на 1800

5 Отработка быстрого старта на короткую дистанцию (от 10 до 40 м)

6 Передвижение через препятствие, отталкиваясь одной или обеими ногами

7 Подыгрывание себе мяча туловищем или ногой в движении

8 Бег приставными шагами

9 Бег прыжками

10 Бег подскоками

11 Повороты и торможения в сочетании с обыгрыванием соперника

Розыгрыш мяча

1 Вращательные движения лопасти клюшки с мячом и без мяча

2 Передачи мяча назад, вперед, в сторону

3 Розыгрыш мяча на средней линии

4 Передачи в парах, тройках, четверках (построение в квадрат, в линию)

Броски мяча по воротам

1 Бросок мяча по воротам

2 Бросок резинового мяча по воротам

3 Бросок мяча в мешень

4 Бросок мяча в различные углы ворот

5 Отработка кистевого броска по воротам с различных дистанций

6 Отработка кистевого броска по воротам с различным углом атаки

7 Броски с разных сторон

8 Бросок, находясь спиной к воротам

Удары по мячу

1 Прямой удар по мячу (лопасть клюшки под прямым углом к полу) в виде передачи или удара по воротам,

мишени

2 Удар подсечкой (лопасть клюшки образует тупой угол к поверхности пола; ниже центра мяча) в виде

передачи или удара по воротам, мишени

3 Удар нажимом (лопасть клюшки образует острый угол к поверхности пола; выше центра мяча) в виде

передачи или удара по воротам, мишени

4 Удар по неподвижному/подвижному мячу (стоя на месте и передвигаясь по полю)

5 Удар по летящему мячу (стоя на месте и передвигаясь по полю)

Остановка мяча

1 Остановка мяча лопастью клюшки

2 Остановка мяча в сочетании с изменением направления его движения

3 Остановка подвижного мяча (на месте и в движении)

4 Остановка летящего мяча (на месте и в движении)

5 Остановка мяча ступней (на месте и в движении)

6 Остановка высоко летящего мяча туловищем (принимая мяч на плечо, грудь, живот, колено)

Передача

1 Передача мяча в парах (с последующим броском по воротам)

2 Передача мяча бросками

3 Передача мяча ударом

4 Обычная передача (по поверхности пола)

5 Передача "подкидкой" (концом лопасти клюшки посредством движения кистей; мяч не выше 30-40 мм

над полом)

6 Передача "оставлением" (когда за нападающим, владеющим мячом, движется его партнер)

7 Передача мяча назад

8 Передача мяча в одно касание (как единое действие остановки мяча и последующего броска)

Ведение мяча

1 Ведение мяча ударами лопастью клюшки попеременно той или другой стороной (по прямой линии или

зигзагами)

2 Ведение мяча подталкиванием лопастью клюшки одной стороной (по прямой линии или зигзагами) с

пробрасыванием мяча вперед

3 Ведение с подбрасыванием или ударами мяча в воздухе (по прямой линии или зигзагами, на месте, с

поворотами)

4 Ведение одной стороной лопасти, удерживая клюшку одной рукой, по большой дуге (круговое

вращение)

5 Ведение с попеременными ударами по мячу ступнёй ноги и лопастью клюшки (по прямой линии или

зигзагами)

Обманные движения

1 Ведение мяча с выполнением обманного движения глазами, головой, туловищем с изменением

направления движения

2 Обманное движение посредством резкой остановки

3 Обыгрыш с использованием отскока мяча от борта

4 Использование свободного пространства между вратарем и защитником

5 Обыгрыш соперника на противоходе (находясь спиной к защитнику)

6 Обманные движения с пробросом мяча мимо соперника

7 Выполнение обманных движений в различных игровых ситуациях

Игра

1 Игра на ограниченном пространстве площадки с различной продолжительностью времени (3х3, 4х4 +

вратари)

2 Игра на полной площадке (5х5 + вратари); для школьных залов - (3х3, 4х4 + вратари)

3 Игра в неполных составах (5х4, 4х4,5х3, 4х3, 3х3 + вратари)

Значение домашних занятий

Физическое воспитание – один из немногих предметов, по которому пока

 не везде даются задания «на дом», и который, казалось бы, не требует

таковых. Однако это в корне неверно. Многолетний опыт ведущих педагогов

физического воспитания, а также тренеров, уделяющих особое внимание

выполнению индивидуальных заданий, подтверждает необходимость такой

работы.

Домашнее задание в группах по флорболу дети должны получать

после каждой тренировки. Очень хорошо если, преподаватель может

организовать в начале учебного года собрание родителей группы и

объяснить им необходимость систематического выполнения домашних

заданий.

Каждому участнику группы обязательно надо вручить индивидуальный план

домашних заданий и разъяснить его.

Каждый занимающийся в группе должен иметь дома мяч.

Многие упражнения, особенно такие имитации движений, как повороты,

вышагивание, финты, можно выполнять и дома или на прогулке.

Можно с уверенностью сказать, что дети, систематически выполняющие

домашние задания, быстрее совершенствуются в выполнении приемов

техники и эффективнее развивают физические качества.

                 

Используемая литература

1 Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник - М., 2000

2 Флорбол. Правила игры и толкования - М.: СпортАкадемПресс, 2001


6 Значение домашних заданий.

Физическое воспитание – один из тех немногих предметов, по которому пока

еще не везде даются задания на дом, и который, казалось бы, не требует

таковых. Однако это в корне неверно. Многолетний опыт ведущих педагогов

физического воспитания, а также тренеров, уделяющих особое внимание

выполнению индивидуальных заданий, подтверждает необходимость такой

работы.

Домашнее задание в группах по мини – баскетболу дети должны получать

после каждой тренировки. Очень хорошо если, преподаватель может

организовать в начале учебного года собрание родителей группы и

объяснить им необходимость систематического выполнения домашних

заданий. Родители могут и должны стать первыми помощниками. Именно

родители должны приучить ребенка заниматься утренней физзарядкой,

выполнять домашние задания, а также следить за соответствующими

записями в тетради.

Не все группы мини – баскетбола, и особенно те, которые созданы на базе

общеобразовательных школ, будут заниматься круглогодично. Однако при

умелой, своевременной подготовке совместно с родителями можно

обеспечить довольно успешную индивидуальную работу летом.

Каждому участнику группы обязательно надо вручить индивидуальный план

домашних заданий и разъяснить его.

Каждый занимающийся в группе должен иметь дома мяч.

Многие упражнения, особенно такие имитации движений, как повороты,

вышагивание, финты, можно выполнять и дома или на лестничной

площадке.

Можно с уверенностью сказать, что дети, систематически выполняющие

домашние задания, быстрее совершенствуются в выполнении приемов

техники и эффективнее развивают физические качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий по флорболу для групп начальной подготовки

Флорбол - это очень динамичная и зрельщная командная игра, которая может проходить на больших аренах и в школьных залах. Игра доступна и проста, развивает моторику, командный дух и скорость реакции....

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ «ПУТЬ К УСПЕХУ

Программа предназначена для реализации четвертого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы....

Методическая разработка. Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"

Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"...

Роль результатов проектно -исследовательской деятельности учащихся средней школа при создании проекта сетевой мультимедийной библиотеки "Эко -школа"

В данной статье авторами рассматривается проектно-исследовательская деятельность как неотъемлемая часть образования учащихся школы, которая организуется для развития творческого потенциала детей, форм...

Открытое занятие по английскому языку "Страны изучаемого языка" для учащихся средней школы

Межпредметные связи: с письмом, изобразительным искусством, биологией, чтением, культурологией. Тема занятия: Страны изучаемого языка Продолжительность: 45 минут Возраст обучающихся: 5-...

Конспект занятия "Словарные навыки для учащихся средней школы"

Конспект урока для учеников старших классов представлен викториной которая поможет ученикам развить свои навыки чтения и расширить словарный запас, и включает ряд заданий, направленных на развит...

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФЛОРБОЛУ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

в статье рассматривается технология проведения факультативных занятий по флорболу с детьми младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы, направленная на решение актуальной проблемы...