«Программа занятий по флорболу для учащихся средней школы»
методическая разработка по физкультуре на тему
Методическая разработка:
«Программа занятий по флорболу для
учащихся средней школы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_florbol.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка:
«Программа занятий по флорболу для
учащихся средней школы»
Выполнил
Ромашкин Алексей Андреевич
Учитель физической культуры
ГБОУ СОШ № 287
Адмиралтейского района
2018
Введение
ФЛОРБОЛ – это очень динамичная и зрелищная командная игра, напоминающая хорошо известный
нам хоккей с мячом. Флорбол – игра, в которую играют как профессионалы, так и около 1,5 миллионов
любителей, как мужчин, так и женщин во всем мире. Это и дети, играющие ради забавы на улицах, и
высококлассные спортсмены, завоевывающие медали на мировых чемпионатах на стадионах с
переполненными трибунами.
Для флорбола могут использоваться любые ровные площадки с различными покрытиями
(земляным, деревянным, резиновым или асфальтовым). Экипировка игрока состоит из майки с короткими
рукавами, спортивных трусов (шорт) и обуви. Команды играют клюшками и мячами, изготовленными из
пластмассовых материалов, и поэтому флорбол абсолютно безопасная игра, как для самих игроков, так и
для помещений, где проходят игры.
Зародившись 25 лет назад в Швеции, флорбол покорил практически все страны Европы, США и
Японию.
В России флорбол начал культивироваться в начале 90-х годов и получил развитие в Московской
области, в городах Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, и
другие. Имеются и национальные сборные команды России мужские и женские.
Правила игры предельно просты и доступны. Игры могут проходить на больших аренах 40х20
метров (играют 5 полевых игроков и вратарь), и в школьных залах (играют 3 на 3 или 4 на 4 и вратарь).
Допускается изменять количество полевых игроков в зависимости от размеров площадки.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
При проведении занятий в первую очередь руководствоваться принципами оздоровительной
направленности. Физические упражнения и игры должны способствовать развитию у занимающихся
различных групп мышц и физических качеств.
Особое внимание следует обратить на эмоциональную сторону занятий, поддерживая у
занимающихся постоянный интерес к занятиям, часто используя игровые формы, эстафеты. Вместе с тем
развитие физических качеств должно осуществляться с учетом специфики игры флорбол. Это так
называемые профилирующие (ведущие, специфические) качества. К ним относятся: адаптационная
ловкость, скорость реакции, динамическое равновесие, рациональность расслабления, независимая работа
Ловкость развивают подвижными играми, различными комбинированными эстафетами,
гимнастическими и акробатическими упражнениями.
Гибкость, ловкость и координация движений взаимосвязаны и поэтому желательно, чтобы
физические упражнения на развитие этих качеств использовались на каждой тренировке и включались в
ежедневную физзарядку. Эти качества можно развивать с помощью прохождения нескольких стоик с
элементами обводки в различных сочетаниях.
Для развития динамического равновесия используют движения: бег "змейкой", бег с преодолением
неровностей и различных препятствий, бег с быстрым изменением направления движения, упражнения на
гимнастическом бревне, прыжки с поворотами и выполнением различных движений в полете,
совершенствуя элементы обводки и обыгрыша.
Включение в занятия бега, взявшись за руки, эстафет с переносом предметов (мяч, клюшка и т.п.)
Вращательные движения клюшкой (лопасть клюшки описывает восьмерку, круг, овал) на месте и в движении.
Разучивание элементов игры приемов обводки во флорболе осуществляется с использованием,
главным образом, метода показа (принцип наглядности). Изучаемый материал должен быть доступен и
соответствовать уровню спортивно-технической подготовки детей. Требования должны систематически
повышаться. Ошибки и недостатки в технике должны быть сразу же исправлены с помощью имитационных
и специально-подводящих упражнений.
С первых же занятий с клюшкой необходимо обучить занимающихся обводки, передачи и
остановке мяча, различным передвижениям по площадке, стойке игрока, а в игре вратаря это бросок мяча
руками (на различные расстояния) из различных положений (лежа, сидя, стоя, в прыжке) в мишень, ловля
мяча руками из различных положений (то же с подстраховкой телом) После освоения этих элементов
можно приступить к игре-флорбол на ограниченной площадке.
Спортивный зал для занятий должен иметь размеры 9х18 м, 18х24 м, 40х20 м или на открытых
площадках желательно окруженных бортом высотой 50 см с закругленными углами. Для игры полы в зале
могут быть деревянными или из линолеума, на открытом воздухе пригодны площадки с асфальтовыми, резиновыми, цементными, дощатыми, земляными покрытиями. Размеры зала должны быть несколько
больше размеров площадки.
Высота клюшки игрока должна быть индивидуальной в зависимости от его роста.
Одежду детей проверяют перед каждым занятием. Перед занятием детей спрашивают о
самочувствии. На всех занятиях педагог дополнительного образования в период обучения должен быть
аккуратно одет и уметь выполнять те упражнения, которые дети разучивают.
Изучать материал следует в той последовательности, в какой он изложен в программе. Для
безопасности процесса обучения нужно провести инструктаж с обучающимися по правилам поведения на
спортивных сооружениях и техники безопасности.
При переводе обучающихся на следующий этап учитывают не только уровень подготовленности, но
и устойчивость интересов к занятиям, успехи в учебе, особенности личности воспитанника.
Восстановительные мероприятия
В процессе занятий в группе начальной подготовки используют педагогические средства
восстановления путем правильного чередования физических нагрузок и отдыха, правильной установки
интервалов отдыха, рационального чередования различных упражнений, использования игровых форм и
влияния на психику ребенка положительных эмоций
Медицинское обеспечение
Дважды в год занимающиеся должны пройти углубленный медицинский осмотр – перед началом
занятий и перед началом соревновательного периода с обязательным определением физической
работоспособности при втором осмотре, используя специальные тесты.
Необходимо осуществлять систематический текущий контроль за состоянием здоровья
занимающихся и переносимостью ими физических нагрузок. Для этого периодически определяют период
восстановления после простых стандартных нагрузок (например, определяют ЧСС сразу после 20
приседаний и после 1-2 минут отдыха).
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Физическая подготовка
1 Общеразвивающие упражнения
2 Бег низкой интенсивности
3 Бег средней интенсивности
4 Бег высокой интенсивности
5 Прыжки, многоскоки (на одной, на обеих ногах, вперед, назад, в стороны)
6 Наклоны и вращения
7 Приседание, сгибание рук в упоре лежа, подтягивание
8 Акробатические упражнения
9 Упражнения на равновесие
10 Упражнения на гибкость
11 Подвижные игры, эстафеты
12 Элементы спортивных игр
Специально-подготовительные упражнения
Подводящие
1 Имитация обводки игрока, стоя на месте (то же с броском по воротам)
2 Имитация обводки игрока в движении (то же с броском по воротам)
Развивающие
1 Упражнения на быстроту и устойчивость двигательной реакции
2 Упражнения для мышц брюшного пресса и туловища
3 Упражнения для мышц таза
4 Упражнения для мышц ног
5 Упражнения для развития плечевого пояса и мышц рук
Специальная техническая подготовка
Передвижение по площадке
1 Остановки обеими ногами или любой ногой с поворотом влево или вправо
2 Передвижение спиной вперед
3 Передвижение после мгновенной остановки от движения вперед к движению назад, а также влево и
вправо ("челночный бег")
4 Повороты влево вправо на месте в движении, а так же на 1800
5 Отработка быстрого старта на короткую дистанцию (от 10 до 40 м)
6 Передвижение через препятствие, отталкиваясь одной или обеими ногами
7 Подыгрывание себе мяча туловищем или ногой в движении
8 Бег приставными шагами
9 Бег прыжками
10 Бег подскоками
11 Повороты и торможения в сочетании с обыгрыванием соперника
Розыгрыш мяча
1 Вращательные движения лопасти клюшки с мячом и без мяча
2 Передачи мяча назад, вперед, в сторону
3 Розыгрыш мяча на средней линии
4 Передачи в парах, тройках, четверках (построение в квадрат, в линию)
Броски мяча по воротам
1 Бросок мяча по воротам
2 Бросок резинового мяча по воротам
3 Бросок мяча в мешень
4 Бросок мяча в различные углы ворот
5 Отработка кистевого броска по воротам с различных дистанций
6 Отработка кистевого броска по воротам с различным углом атаки
7 Броски с разных сторон
8 Бросок, находясь спиной к воротам
Удары по мячу
1 Прямой удар по мячу (лопасть клюшки под прямым углом к полу) в виде передачи или удара по воротам,
мишени
2 Удар подсечкой (лопасть клюшки образует тупой угол к поверхности пола; ниже центра мяча) в виде
передачи или удара по воротам, мишени
3 Удар нажимом (лопасть клюшки образует острый угол к поверхности пола; выше центра мяча) в виде
передачи или удара по воротам, мишени
4 Удар по неподвижному/подвижному мячу (стоя на месте и передвигаясь по полю)
5 Удар по летящему мячу (стоя на месте и передвигаясь по полю)
Остановка мяча
1 Остановка мяча лопастью клюшки
2 Остановка мяча в сочетании с изменением направления его движения
3 Остановка подвижного мяча (на месте и в движении)
4 Остановка летящего мяча (на месте и в движении)
5 Остановка мяча ступней (на месте и в движении)
6 Остановка высоко летящего мяча туловищем (принимая мяч на плечо, грудь, живот, колено)
Передача
1 Передача мяча в парах (с последующим броском по воротам)
2 Передача мяча бросками
3 Передача мяча ударом
4 Обычная передача (по поверхности пола)
5 Передача "подкидкой" (концом лопасти клюшки посредством движения кистей; мяч не выше 30-40 мм
над полом)
6 Передача "оставлением" (когда за нападающим, владеющим мячом, движется его партнер)
7 Передача мяча назад
8 Передача мяча в одно касание (как единое действие остановки мяча и последующего броска)
Ведение мяча
1 Ведение мяча ударами лопастью клюшки попеременно той или другой стороной (по прямой линии или
зигзагами)
2 Ведение мяча подталкиванием лопастью клюшки одной стороной (по прямой линии или зигзагами) с
пробрасыванием мяча вперед
3 Ведение с подбрасыванием или ударами мяча в воздухе (по прямой линии или зигзагами, на месте, с
поворотами)
4 Ведение одной стороной лопасти, удерживая клюшку одной рукой, по большой дуге (круговое
вращение)
5 Ведение с попеременными ударами по мячу ступнёй ноги и лопастью клюшки (по прямой линии или
зигзагами)
Обманные движения
1 Ведение мяча с выполнением обманного движения глазами, головой, туловищем с изменением
направления движения
2 Обманное движение посредством резкой остановки
3 Обыгрыш с использованием отскока мяча от борта
4 Использование свободного пространства между вратарем и защитником
5 Обыгрыш соперника на противоходе (находясь спиной к защитнику)
6 Обманные движения с пробросом мяча мимо соперника
7 Выполнение обманных движений в различных игровых ситуациях
Игра
1 Игра на ограниченном пространстве площадки с различной продолжительностью времени (3х3, 4х4 +
вратари)
2 Игра на полной площадке (5х5 + вратари); для школьных залов - (3х3, 4х4 + вратари)
3 Игра в неполных составах (5х4, 4х4,5х3, 4х3, 3х3 + вратари)
Значение домашних занятий
Физическое воспитание – один из немногих предметов, по которому пока
не везде даются задания «на дом», и который, казалось бы, не требует
таковых. Однако это в корне неверно. Многолетний опыт ведущих педагогов
физического воспитания, а также тренеров, уделяющих особое внимание
выполнению индивидуальных заданий, подтверждает необходимость такой
работы.
Домашнее задание в группах по флорболу дети должны получать
после каждой тренировки. Очень хорошо если, преподаватель может
организовать в начале учебного года собрание родителей группы и
объяснить им необходимость систематического выполнения домашних
заданий.
Каждому участнику группы обязательно надо вручить индивидуальный план
домашних заданий и разъяснить его.
Каждый занимающийся в группе должен иметь дома мяч.
Многие упражнения, особенно такие имитации движений, как повороты,
вышагивание, финты, можно выполнять и дома или на прогулке.
Можно с уверенностью сказать, что дети, систематически выполняющие
домашние задания, быстрее совершенствуются в выполнении приемов
техники и эффективнее развивают физические качества.
Используемая литература
1 Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник - М., 2000
2 Флорбол. Правила игры и толкования - М.: СпортАкадемПресс, 2001
6 Значение домашних заданий.
Физическое воспитание – один из тех немногих предметов, по которому пока
еще не везде даются задания на дом, и который, казалось бы, не требует
таковых. Однако это в корне неверно. Многолетний опыт ведущих педагогов
физического воспитания, а также тренеров, уделяющих особое внимание
выполнению индивидуальных заданий, подтверждает необходимость такой
работы.
Домашнее задание в группах по мини – баскетболу дети должны получать
после каждой тренировки. Очень хорошо если, преподаватель может
организовать в начале учебного года собрание родителей группы и
объяснить им необходимость систематического выполнения домашних
заданий. Родители могут и должны стать первыми помощниками. Именно
родители должны приучить ребенка заниматься утренней физзарядкой,
выполнять домашние задания, а также следить за соответствующими
записями в тетради.
Не все группы мини – баскетбола, и особенно те, которые созданы на базе
общеобразовательных школ, будут заниматься круглогодично. Однако при
умелой, своевременной подготовке совместно с родителями можно
обеспечить довольно успешную индивидуальную работу летом.
Каждому участнику группы обязательно надо вручить индивидуальный план
домашних заданий и разъяснить его.
Каждый занимающийся в группе должен иметь дома мяч.
Многие упражнения, особенно такие имитации движений, как повороты,
вышагивание, финты, можно выполнять и дома или на лестничной
площадке.
Можно с уверенностью сказать, что дети, систематически выполняющие
домашние задания, быстрее совершенствуются в выполнении приемов
техники и эффективнее развивают физические качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий по флорболу для групп начальной подготовки
Флорбол - это очень динамичная и зрельщная командная игра, которая может проходить на больших аренах и в школьных залах. Игра доступна и проста, развивает моторику, командный дух и скорость реакции....
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ «ПУТЬ К УСПЕХУ
Программа предназначена для реализации четвертого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы....
Методическая разработка. Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"
Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"...
Роль результатов проектно -исследовательской деятельности учащихся средней школа при создании проекта сетевой мультимедийной библиотеки "Эко -школа"
В данной статье авторами рассматривается проектно-исследовательская деятельность как неотъемлемая часть образования учащихся школы, которая организуется для развития творческого потенциала детей, форм...
Открытое занятие по английскому языку "Страны изучаемого языка" для учащихся средней школы
Межпредметные связи: с письмом, изобразительным искусством, биологией, чтением, культурологией. Тема занятия: Страны изучаемого языка Продолжительность: 45 минут Возраст обучающихся: 5-...
Конспект занятия "Словарные навыки для учащихся средней школы"
Конспект урока для учеников старших классов представлен викториной которая поможет ученикам развить свои навыки чтения и расширить словарный запас, и включает ряд заданий, направленных на развит...
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФЛОРБОЛУ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
в статье рассматривается технология проведения факультативных занятий по флорболу с детьми младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы, направленная на решение актуальной проблемы...