Методика преподавания физической культуры школьникам подготовительной медицинской группы здоровья в условиях общеобразовательной школы
проект по физкультуре на тему
Педагогический проект посвящен методике преподавания физической культуры школьникам подготовительной медицинской группы здоровья в условиях общеобразовательной школы. Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, новизны и практической значимости проекта, а также рассмотрению методики преподавания физической культуры школьникам подготовительной медицинской группы здоровья в условиях общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
galimovproekt.doc | 721 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ№21» Галимов Флюр Фаизович, учитель физической культуры
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№21»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Методика преподавания физической культуры школьникам подготовительной медицинской группы здоровья в условиях общеобразовательной школы»
Автор:
Галимов Флюр Фаизович,
учитель физкультуры,
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная
школа №21»
г. Нижневартовск, 2014 год
Оглавление
Страницы
1. Краткая аннотация проекта. 3
2. Обоснование необходимости проекта. 4 - 6
3. Цели и задачи проекта. 7- 8
4. Основное содержание проекта. 9 - 19
5.Ресурсы. 20
6.Партнеры. 20
7. Целевая аудитория. 21
8. План реализации проекта. 21-22
9. Ожидаемые результаты и социальный эффект. 22-23
10. Перспективы дальнейшего развития проекта. 24
11. Список литературы. 25
1. Краткая аннотация.
Педагогический проект посвящен методике преподавания физической культуры школьникам подготовительной медицинской группы здоровья в условиях общеобразовательной школы.
Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, новизны и практической значимости проекта, а также рассмотрению методики преподавания физической культуры школьникам подготовительной медицинской группы здоровья в условиях общеобразовательной школы.
В педагогическом проекте доминирующим является метод исследовательского подхода к обучению с опорой на непосредственный опыт обучающихся, его расширение в ходе наблюдения за физическим и эмоциональным состоянием обучающихся во время преподавания в подготовительных группах здоровья, форма представления результата – презентация в форме практико-ориентированного проекта.
В заключении содержатся результаты образовательной деятельности по заявленной теме. Показателями эффективности использования названных педагогических технологий и методов являются стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений с учётом участия обучающихся в соревнованиях различного уровня.
Данная работа содержит список информационных источников, использованных в работе. Результат проекта – положительная динамика учебных достижений обучающихся.
2. Обоснование необходимости проекта.
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо
Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки обучающихся в современной школе делают задачу сохранения и укрепления здоровья школьников одной из приоритетных. Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ. По данным Министерства здравоохранения России, 90% школьников имеют отклонения различной степени в состоянии здоровья, у 60% наблюдаются мозговые дисфункции, а 35% хронически больны. Лишь 5-10% детей приходят в школу с диагнозом «здоров». Снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня являются непременными спутниками современного школьника. Значительная часть нынешних детей имеет повышенную нервную возбудимость, физическую ослабленность, вследствие экологического и социального неблагополучия условий жизни.
Направленность государственных образовательных стандартов второго поколения на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование культуры здоровья, несомненно, требует внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы. Давно сложившийся традиционный метод организации школьного образования не учитывает необходимости решения проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников и, более того, способствует ее усугублению.
Здоровьесбережение выступает как одна из задач образовательного процесса МБОУ «СОШ№21» Достижение названной цели может быть осуществлено с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками и коллегами планирую и выстраиваю свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Здоровьесберегающий учебно-воспитательный процесс в нашей школе активно реализуется в виде подпрограммы "Школа Здоровья”. Работа образовательного учреждения по программе направлена на создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, для формирования отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха. Данный педагогический проект разработан и реализуется в рамках программы «Школа Здоровья».
Актуальность работы заключается в том, что физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду.
Актуальность педагогического проекта в том, что основные положения направлены на организацию работы со школьниками медицинской группы здоровья. В нем обобщена методика организации работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы в рамках реализации данного проекта.
В подготовительных медицинских группах дети должны сознательно относиться к своему здоровью, и уметь пользоваться всеми средствами и методами физического воспитания, для восстановления утраченного здоровья. Занятия физической культурой дают возможность больному ребенку освоить физические упражнения, которые помогают ему превозмочь болезнь. Преодоление собственной слабости формирует волю, характер; преображает личность: исчезает скованность, страх, комплекс неполноценности. Единство воспитательных, оздоровительных и образовательных задач для учащихся ПМГ является залогом успеха в процессе адаптации их к условиям школы в частности и, в общем - к дальнейшей жизни.
Оценивание и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой, осуществляется в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 г. № 13-51-263/123.
Считаю, что проблема должна решаться не только в рамках уроков физической культуры. В дальнейшем планирую расширить социальное пространство педагогического взаимодействия с учащимися, а именно: привлечь к работе родителей учащихся, организовать более тесное взаимодействие с учителями и специалистами школы, педагогами дополнительного образования; организовать с учащимися старших классов научно-исследовательскую работу по проблеме здорового образа жизни.
Актуальность проекта для города и региона заключается в том, что данная система обучения не замыкается на рамках конкретного образовательного учреждения, а может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. В результате подобного взаимодействия объединяются усилия всех педагогов всех образовательных учреждений.
3. Цели и задачи проекта
Цель проекта:
- разработать эффективную методику преподавания физической культуры школьникам подготовительной медицинской группы здоровья в условиях общеобразовательной школы.
Для реализации цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить ряд задач:
- изучить методическую и соответствующую литературу;
- выявить степень изученности методики преподавания физической культуры школьникам подготовительной группы здоровья;
- изучить уровень физической подготовленности школьников 14-18 лет и их возрастные особенности;
- разработать образовательный модуль по теме проекта;
- провести мониторинг физической подготовленности у подростков подготовительной медицинской группы разного возраста.
Для достижения поставленных целей нами использовались следующие методы исследования: изучение учебно-методической и психолого-педагогической литературы, анализ нормативных документов об образовании; анализ учебных пособий по атлетической гимнастике. Опытное преподавание, наблюдение за физическим и эмоциональным состоянием воспитанников во время проведения занятий, ежедневная рефлексия и опрос обучающихся, анкетирование участников образовательного процесса: учеников и их родителей, педагогический эксперимент. Метод математической статистики.
Целесообразность проекта:
1.Интенсификация учебно-воспитательного процесса.
2.Повышение мотивации к занятиям физической культуры.
3. Повышение эффективности усвоения материала.
4. Формирование здорового образа жизни.
5.Развитие ресурсного обеспечения учебно - воспитательного процесса.
Чтобы вырастить здоровый крепкий организм необходимо в школе поставить всю работу так, чтобы каждый ребенок смолоду заботился о своем физическом совершенствовании, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют его гармоничному физическому развитию, способствуют воспитанию необходимых черт характера, моральных и физических качеств, необходимых в будущей, самостоятельной жизни.
В программе развития школы модель выпускника выглядит так: здоровое тело, здоровый ум, здоровый дух.
Главной задачей общеобразовательных учреждений является создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального и физического развития личности.
4. Основное содержание проекта
Выдвижение проблем здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обуславливает актуальность ее теоретической и практической разработки, необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию. Одним из основных факторов, влияющих на здоровье детей, является физическое воспитание, которое в настоящее время требует своего совершенствования. Наиболее важным компонентом всей системы реконструкции физического воспитания в школе должен стать оздоровительный аспект, так как только здоровье имеет ценность и определяет качество обучения.
Инновационность педагогического проекта заключается в том, что он направлен на поиски оптимальных и эффективных форм и методов организации занятий с учащимися подготовительной группы здоровья.
Новизна проекта в том, что он реализуется через авторский образовательный модуль «Методика преподавания физической культуры школьникам подготовительной медицинской группы здоровья в условиях общеобразовательной школы».
Практическая значимость данного проекта в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике работы общеобразовательных школ дополнительного образования, колледжей и лицеев. В работе со школьниками по физическому воспитанию стремлюсь максимально учесть факторы, обусловливающие успешность их деятельности при обучении.
Риски: критерии оценки профессиональных качеств учителя и успешности обучающегося должны учитывать новые требования качества образования:
- обученность детей;
- соответствие стандарту (нормативные требования);
- соответствие социальным запросам и ожиданиям;
соответствие личностным запросам школьника и его родителей.
Появление нового результата образования поставило учителя перед необходимостью использования деятельностных технологий, методов и приемов работы с учащимся медицинской группы здоровья на уроке и во внеурочное время.
Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной медицинской группе. Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью, или имеющие незначительные отклонения состояния здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме интенсивности физических нагрузок (в том числе, временных). Очень важно своевременно выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но снижают физическую работоспособность, задерживают развитие организма. Этому способствует раннее обнаружение патологических состояний, систематическое наблюдение за больными детьми и детьми, подверженными факторам риска. Для оценки здоровья детей и подростков есть четыре критерия:
- наличие или отсутствие хронических заболеваний; уровень функционирования основных систем организма;
- степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям;
- уровень физического развития и степень его гармоничности.
Выделяют следующие группы здоровья:
группа I — здоровые, не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим развитием. Редко болеют;
группа II — здоровые, с морфофункциональными отклонениями, без хронических заболеваний, но имеющие отклонения в физическом развитии; группа III — больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации; редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность;
группа IV — больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной трудоспособностью;
группа V — больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Обычно с такой патологией дети не посещают школу, они находятся в специальных лечебных учреждениях.
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений, в зависимости от состояния здоровья, делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебной программой, объектом и структурой физической нагрузки, а также требованием к уровню освоения учебного материала.
Объект исследования: образовательный процесс - урок физической культуры.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у учащихся медицинской группы здоровья потребности в здоровом образе жизни.
Гипотеза. Процесс преподавания у школьников подготовительной медицинской группы будет протекать более эффективно, если:
- будет разработан комплекс психолого-педагогических приёмов, способствующих мотивации учащихся к ведению здорового образа жизни;
- взаимодействие педагога с учащимися будет строиться с учётом личностных, психологических и физиологических особенностей ребёнка, его интересов и возможностей здоровья;
- в урочной и внеклассной деятельности будет создан благоприятный психологический климат.
Подготовительная группа по физкультуре должна включать учащихся, физическое развитие которых является недостаточным или слабым, а также тех детей, которые имеют различные противопоказания к занятиям.
Подготовительная группа по физкультуре предполагает недопущение учащихся, которые находятся в ее составе, к интенсивным физическим нагрузкам, а также упражнениям состязательного характера. Кроме того, дети, находящиеся в данной категории, не допускаются к соревнованиям. Впрочем, несмотря на наличие таких ограничений, если у ребенка нет существенных противопоказаний к физическим нагрузкам, он наравне с остальными детьми сдает нужные для аттестации нормативы и экзамены. Формы организации преподавания физической культуры школьникам подготовительной медицинской группы здоровья в условиях общеобразовательной школы составляют определенную систему, которая охватывает:
- уроки физической культуры;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика перед началом занятий, физкультурные минуты во время уроков, игры и физические упражнения на перерывах);
- внеклассная физкультурно-массовая работа (занятие в кружках физической культуры и спортивных секциях, спортивные соревнования);
- внешкольная спортивно-массовая работа (по месту жительства учеников, занятия в детско-юношеских спортивных школах, спортивных обществах, самодеятельные занятия школьников физическими упражнениями в семье, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах, в парках)
Продукт педагогического проекта:
образовательный модуль «Методика и практика преподавания физической культуры школьникам подготовительной медицинской группы здоровья в условиях общеобразовательной школы»
Информационный блок. 1.Статьи и публикации по теме проекта. 2. Реферат по теме проекта. |
Методический блок. 1.Методические рекомендации по организации уроков физкультуры со школьниками подготовительной медицинской группы. 2.Программа дополнительного образования. 3.Педагогический проект. |
Исполнительский блок. 1.Сценарии уроков физической культуры школьникам подготовительной медицинской группы здоровья. 2. Физические упражнения для школьников с отклонением в состоянии здоровья (специальные медицинские группы). |
Контролирующий блок. 1.Анкеты, тесты. 2.Результаты мониторинга. |
На уроках физической культуры применяются традиционные дидактические методы: словесные, наглядные, практического упражнения.
1. В словесных методах часто используются
- объяснения, когда идет сообщение нового материала или дополнения к технике элементов.
- пояснения и комментарии при выполнении студентами отдельных элементов техники, для исправления ошибок и неточностей.
Главное требование: конкретность и точность пояснений.
Словесные методы | При правильном выполнении упражнений комментарий играет роль поощрения интереса к занятию, повышения мотивации на учебу. Рассказ, беседа проводится при изучении инструкции по технике безопасности. Диалог помогает активизации учащихся на освоение данного материала. Лекции проводятся при сообщении теоретических сведений. Неимитационные методы активного обучения лекция-диалог. Она предполагает подачу материала через серию вопросов, на которые учащиеся должны получить ответы в ходе лекции. Например, при изучении темы «Профилактические и реабилитационные мероприятия по физической культуре» школьникам дается выбор средств восстановления после тренировок или травм, а они решают какие подходят лучше к конкретному случаю. Для повышения активности деятельности учащихся на занятиях применяются следующие словесные методы: 1) команды: для перестроений и построений, движений по залу. 2) указания (методические и организационные) 3) подсчет: для проведения упражнений разминки на месте и в ходьбе. Чтобы повысить эмоциональность занятий дается музыкальное сопровождение при проведении разминки. Метод проблемного обучения применяется как на теоретических занятиях, так и на практических. Например, на практическом занятии ставится задача: развитие двуглавой мышцы плеча (бицепс), а учащиеся должны сами выбрать средства её тренировки из предложенных на выбор упражнений. |
Наглядные методы | Наглядные методы даются с использование непосредственного и опосредованного показа. Кроме выполнения упражнений преподавателем на уроках физкультуры применяется показ наглядных пособий: карточек, кинограмм, DVD, и видео материалов. Показ на уроках физкультуры играет особую роль, так как школьники запоминают не то, что слышат, а то, что видят. Поэтому необходимо соблюдать требования к непосредственному показу. Он должен быть правильным, точным и даваться с нужными пространственно-временными характеристиками. Показ преподавателя часто сопровождается словесными комментариями. |
Метод практического упражнения | Очень большая и важная группа методов – это практическое выполнение упражнений. Сколько бы школьник не знал и не видел упражнений, если он не будет его выполнять сам, то никогда его не освоит. Все движения нужно прочувствовать через своё тело и только при неоднократном повторении упражнения происходит их заучивание. Методы практического выполнения упражнений проводятся:
Все эти методы применяются нами на уроках физической культуры. Отличительной чертой является индивидуальный подход к учащимся. Это объясняется, прежде всего, различными уровнями здоровья школьников, их физическими и психическими способностями. Разным уровнем развития физических качеств и техники движений. |
Организация занятий с учащимися, отнесенными к подготовительной медицинской группе.
Только при систематическом и научно обоснованном врачебно-педагогическом контроле физическое воспитание становиться эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, улучшения их физического развития. В связи с этим учитель физкультуры должен быть достаточно подготовлен в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены физических упражнений, организации и методики физического воспитания с учетом анатомо-физиологических особенностей организма школьников, в вопросах врачебного и педагогического контроля.
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, являются:
- Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
- Повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
- Повышение физической и умственной работоспособности;
- Повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;
- Формирование правильной осанки, а при необходимости – ее коррекции;
- Обучение рациональному дыханию;
- Освоение основных двигательных умений и навыков;
- Воспитание морально-волевых качеств;
- Воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культуры и внедрение их в режим дня учащихся;
- Создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.
Для обеспечения надлежащего контроля за физическим воспитанием ослабленных детей необходимо четкое взаимодействие управлений образования, здравоохранения и медицинских учреждений (поликлиник и врачебно-физкультурных диспансеров – ВФД).
К данной группе относят детей имеющих небольшое отставание в физическом развитии, обусловленное перенесённым заболеванием или имеющие хронические заболевания с частыми обострениями. Подготовительная группа детей занимается физкультурой на уровне основной группы, только без интенсивных нагрузок и с меньшими нормативами. Педагогу необходимо подобрать комплекс упражнений, который не ухудшит общее физическое состояние.
Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных). (Письмо Министерства образования РФ от 31.10.2003 №13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья с специальной медицинской группе для занятий физической культурой).
Итоговая оценка учащихся по физической культуре складывается из нескольких показателей: освоения учащимися теоретических знаний о физкультурной деятельности, овладения способами физкультурной деятельности, выполнения нормативных показателей физической подготовленности.
Задачи занятий физическими упражнениями с учащимися этой группы: укрепление их здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности и перевод в основную группу. При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются. Материал учебной программы проходят с облегчением сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений. Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах. Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
Основной формой физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья является урок, где продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. В заключительной части урока (3—5 мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения. Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем рекомендуется выполнять при ЧСС 120—130 уд./мин, с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок в основной части урока и частоты пульса до 140—150 уд./мин. (контроль нагрузки по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления детей).
Кроме уроков используются:
- утренняя гигиеническая гимнастика;
- гимнастика до уроков, физкультурные минутки во время общеобразовательных уроков;
- физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий;
- подвижные игры небольшой интенсивности на переменах, различные спортивные развлечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года.
Методические рекомендации к занятиям с учениками подготовительной группы:
- При изучении различных двигательных действий, связанных с повышением нагрузки, требования к ученикам уменьшаются.
- Учебный материал должен быть менее сложный, продолжительность выполнения и количество повторений уменьшена.
- Ограничиваются нагрузки в беге, прыжках, упражнений с отягощениями, с преодолением препятствий, участие в эстафетах. Исключаются упражнения, связанные со значительными длительными мышечными напряжениями.
- Выполняется меньший объем физических упражнений, требующих значительного проявления быстроты, силы и выносливости, которые могут вызвать существенные нарушения кровообращения и дыхания.
- При работе с детьми подготовительной группы очень важно чаще подчеркивать каждый, даже совсем небольшой успех, и, наоборот, не акцентировать ошибки, особенно перед классом.
- Обязательно обеспечить доступность задач, постепенность в увеличении объема и интенсивности физической нагрузки.
- При проведении игры в заключительной части занятия необходимо либо уменьшить степень участия учащихся (предложив более спокойную роль), или сократить время их игры (предоставив дополнительное время для восстановления).
- Во время проведения эстафет, предусматривающих этапы разной сложности, ученикам подготовительной группы назначать выполнение простых (или менее длительных) этапов, т.е. создавать облегченные условия (желательно, чтобы это не бросалось в глаза другим ученикам).
- Рекомендуется проведение диетотерапии, закаливания, соблюдение рационального режима дня и также двигательного режима (особое внимание уделяется подбору двигательных домашних заданий, физкультпауз при выполнении домашних заданий по другим предметам, выполнение других физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, достаточное пребывание на свежем воздухе и достаточной продолжительности сна). Дети обязательно участвуют в занятиях по общей программе физического воспитания, но им дается возможность, сдачи контрольных нормативов с задержкой.
- Дополнительно детям рекомендуются занятия в физкультурно-оздоровительных группах или группах общей физической подготовки.
Участие в соревнованиях возможно по дополнительному разрешению врача.
Уроки общего физического воспитания (или общей физической подготовки) служат целям создания надежного фундамента физического развития, образования и воспитания, необходимого или для широкой подготовки ко всякой двигательной деятельности, или для подготовки к относительно ограниченной деятельности в какой-либо специальной области. Первые отличаются большим богатством и разнообразием содержания и построения. Они наиболее характерны для физического воспитания детей школьного возраста. Вторые используются в специализированном физическом воспитании (спортивной тренировке, профессионально-прикладной и военно-прикладной физической подготовке и др.), причем их содержание подчиняется специфике именно данного вида подготовки.
Под содержанием урока обычно понимают физические упражнения, предлагаемые занимающимся. Однако такое понимание является односторонним и неглубоким. Существенным, приводящим к определенному результату является весьма емкое, много образное деятельность занимающихся, проявляющаяся в слушании педагога, наблюдении за тем, что он показывает, осмысливании воспринимаемого, проектировании предстоящих действий, непосредственно выполнении упражнений, контроле и оценки их, обсуждении с педагогом возникающих вопросов, контроле за состоянием своего организма, регулировании эмоциональных проявлений и т. п. Именно все эти элементы деятельности занимающихся в процессе урока и следует считать главным его содержанием, так как от них в конечном счете и зависит результат знаний [1, c.23].
Под структурой урока обычно понимают наличие в нем нескольких, характерных по содержанию, взаимосвязанных составных частей, расположенных в определенной последовательности. Обобщенно она воспринимается как сгруппированная последовательность выполняемых упражнений, обусловленная логикой развертывания учебно-воспитательного процесса. По существу, это также последовательность и необходимая взаимосвязь всех действий, как педагога, так и занимающихся, от которых зависит успешное выполнение очередных упражнений и переход к последующим. Решающей, конечно, является именно структура взаимосвязанных действий педагога (объяснений, показа, страховки, разбора, оценочных суждений и т. д.) и занимающихся (наблюдения за показываемым, осмысливания заданий, решения двигательных задач, выполнения самих упражнений и др.).
Подготовительная часть урока играет вспомогательную роль и служит созданию необходимых предпосылок для основной учебно-воспитательной работы. Характерными задачами, которые решает педагог в этой части, являются:
а) начальная организация занимающихся, овладение их вниманием, ознакомление их с предстоящей работой и создание необходимой для ее успеха психологической установки;
б) постепенная функциональная подготовка организма к повышенным нагрузкам и изменение его физического состояния («разогревание»); в) создание благоприятного эмоционального состояния [9, c.56].
Основная часть урока служит непосредственному решению всех предусмотренных программами и планами текущей работы образовательных, воспитательных и гигиенических (оздоровительных) задач физического воспитания. Это гармоническое общее и необходимое специальное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формирование и поддержание хорошей осанки, закаливание организма; вооружение занимающихся общими и специальными знаниями в области двигательной деятельности, умением управлять своим двигательным аппаратом, а также формирование и совершенствование двигательных умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного характера; общее и специальное воспитание двигательных (физических), а также моральных, интеллектуальных и волевых качеств.
В основной части урока могут применяться любые физические упражнения, которые служат эффективному решению перечисленных задач. В нее могут быть включены и упражнения, характерные для вводной и заключительной частей, если необходимо создать какие-либо дополнительные предпосылки для проведения основных упражнений, восстановить временно снизившуюся работоспособность тех или других органов и т. п.
Заключительная часть урока предназначена для завершения работы, приведения организма в оптимальное для последующей деятельности состояние, а также создания в возможной мере установки на эту деятельность. Наиболее характерными задачами заключительной части урока являются: снижение общего возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, излишнего напряжения отдельных групп мышц; регулировка эмоциональных состояний; подведение итогов урока, краткий разбор, если необходимо, отдельных моментов учебной деятельности или поведения занимающихся, ознакомление их с содержанием очередных занятий и заданием на дом и т. п.
Под методами ведения урока понимаются способы организации учащихся на уроке для выполнения упражнений в соответствии с планом учителя. Основными способами, используемыми в школах, являются: фронтальный, поточный, посменный, групповой и индивидуальный.
Фронтальный способ — упражнения выполняются одновременно всеми учащимися. Его преимущество — большой охват детей, достижение высокой плотности урока и большой нагрузки. Фронтальный способ является лучшим для коллективного выполнения упражнений, когда все дети одновременно выполняют распоряжение или команду учителя. Этим способом можно пользоваться при обучении большинству упражнений школьной программы (гимнастические построения и перестроения, ходьба, бег, некоторые виды прыжков, метания, упражнения на осанку, с мячами, палками, короткими скакалками, игры, передвижение на лыжах и элементы лыжного строя).
Учителю на каждом уроке следует добиваться достаточной физической нагрузки на организм занимающихся, что параллельно с решением образовательных задач обеспечит необходимые улучшения функциональной деятельности организма. Для этого нужно умело пользоваться физическими упражнениями и знать, какое влияние они оказывают на организм занимающихся. Существует много способов для определения влияния физических упражнений на организм. К ним относятся: измерение кровяного давления, температуры тела, пульса, исследования составов крови и др. Из указанных способов учитель чаще всего может использовать измерения пульса [10, c.87].
Трудностью в регулировании нагрузки является значительное количество одновременно занимающихся детей, имеющих различную физическую подготовку. В практической работе надо ориентироваться на детей со средней физической подготовкой [5, c.94].
Более сильным ученикам следует давать индивидуальные занятия, предлагая им дополнительные упражнения, а ослабленных детей внимательно оберегать от перегрузки, ограничивая их в выполнении упражнений.
Физическая нагрузка на уроке регулируется:
а) изменением количества упражнений и игр;
б) различным количеством повторений упражнений;
в) увеличением или уменьшением времени, отводимого на выполнение упражнений;
г) применением различного темпа выполнения;
д) увеличением или уменьшением амплитуды движений;
е) осложнением или упрощением выполнения упражнений;
ж) применением в упражнениях различных предметов.
Оценивание учащихся 5-11 классов, освобожденных от занятий физкультурой после болезни и имеющих недостаточное для выставления итоговой оценки количество оценок
Во время урока физкультуры освобожденный учащийся находится либо на уроке, либо в читальном зале библиотеки (если урок первый или последний, то учащийся находится дома).
Если учащийся имеет освобождение, но присутствует на уроке физкультуры и выполняет посильные задания учителя, то оценивание происходит на уроке. Если учащийся имеет освобождение и не присутствует на уроках физкультуры, то выставление итоговой оценки происходит на основании выполнения письменного задания. Порядок выполнения и сдачи задания:
После предоставления справки об освобождении от занятий на уроках физкультуры или обоснованного заявления от родителей (в дальнейшем подтвержденного справкой от врача), учитель выдает ученику теоретический материал по изучаемой теме (в качестве теоретического материала могут быть использованы работы учащихся прошлых лет) и варианты вопросов по этому материалу.
Тексты, выдаваемые ученикам, соответствуют программе, результатам обучения и возрасту учащихся. На предпоследней неделе полугодия ученики отвечают письменно на два вопроса из выданного в начале учебного периода теоретического материала и получают 2 оценки.
Сводная таблица о количестве учащихся, имеющих физкультурную группу здоровья (основную, подготовительную и специальную)
№ | Учебный год | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 |
Всего учащихся | 868 | 897 | 808 | 895 | |
1 | Основная группа | 717 | 715 | 720 | 719 |
2 | Подготовительная группа | 139 | 171 | 165 | 166 |
3 | Специальная группа | 12 | 11 | 13 | 11 |
4 | Нарушение осанки | 207 | 300 | 312 | 306 |
5 | Сколиоз | 23 | 29 | 30 | 32 |
6 | Нарушение зрения | 49 | 155 | 120 | 155 |
7 | Плоскостопие | 46 | 47 | 45 | 49 |
8 | Ожирение | 18 | 19 | 19 | 21 |
Педагогический эксперимент
Цель: повысить эффективность занятий физической культуры, используя адаптивные физические упражнения, для школьников подготовительной группы здоровья для улучшения их физического состояния.
В результате исследования эффективности занятий, физической культуры ребят, отнесенных к подготовительной медицинской группе, лучше всего
применять адаптивные физические упражнения, с оздоровительной направленностью. Оно более применимо для детей с ослабленным здоровьем. Мною было проанализировано учащиеся двух классов: 11А и 11Б.
В экспериментальном 11А классе велось детальное наблюдение за выполнением упражнений на исправление опорно - двигательного аппарата.
Учащимся было рекомендовано кроме физических упражнений на уроке, домашнее задание, специальные упражнения не укрепление мышц спины.
За год учащиеся 11А класса, относящиеся к подготовительной группе здоровья, дали положительные здоровья. За весь год исследования со стороны учащихся не было не одной жалобы, что болит позвоночник.
Учащиеся с удовольствием шли на урок физической культуры, увеличилась работоспособность детей, увеличился мышечный корсет на спине.
Практические рекомендации:
При проведении уроков физической культуры с адаптивным физическим воспитанием, с оздоровительной направленностью, надо проводить обследование учащихся, давать домашнее задание, давать толчок самостоятельным занятиям и вызывать заинтересованность детей к занятиям физической культурой.
5. Ресурсы
Процессы обновления системы образования, целью которых является поиск наиболее эффективных форм её функционирования, связаны с целым рядом тенденций, определяемых современной действительностью.
В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Решение этой задачи тесно связано с обеспечением образовательного учреждения и каждого учителя физической культуры в частности необходимыми ресурсами.
Кадровое обеспечение: | Окончил Курганский государственный педагогический институт, 1989 год по специальности «учитель физической культуры». |
Программное обеспечение: | Рабочие программы по физической культуре для учащихся 5- 11 классов. Программа дополнительного образования. |
Цифровые образовательные ресурсы: | Интернет-ресурсы :http://www.infosport.ru/press/fkvot/ Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Ежеквартальный научно-методический журнал Российской Академии Образования Российской Государственной Академии Физической Культуры. http://www.infosport.ru/press/szr/1999N5/index.htm - Спортивная жизнь России. Электронная версия ежемесячного иллюстрированного журнала. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования. http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=38 Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс». Предмет «Физическая культура».http://www.openclass.ru/sub Образовательные сайты для учителей физической культуры http://metodsovet.su/dir/fiz_kultura/9 Сайт учителя физкультуры Галимова Ф.Ф.http://fizkulturavshcole.narod.ru/saiti_dlya_uchitelei_fizkulturi/ Сайт "Я иду на урок физкультуры" http://spo.1september.ru/urok/ Сайт «ФизкультУра» http://www.fizkult-ura.ru/ |
Нормативно - правовые акты: | 1.Закон Российской Федерации «Об образовании» 2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 3.«Концепция модернизации российского образования». 4.Программа модернизации «Новая школа Югры». |
Мотивационные ресурсы: | система морального и материального поощрения. |
Материально- техническая база: | Спортивный зал. Спортивный инвентарь, спортивное оборудование. Видеограммы. |
6. Партнеры.
Партнерами проекта являются коллеги, учителя школ города:
1.Бобров Федор Васильевич, МБОУ «СОШ№8»
2. Шустерман Яков Семенович, МБОУ «СОШ№8»
3. Благодарев Вячеслав Олегович, МБОУ «СОШ№5»
4. Власова Нина Петровна, МБОУ «СОШ№24»
2. Обучающиеся, относящиеся к подготовительной группе здоровья.
3. Родители обучающихся, их законные представители.
4. Администрация школы.
7. Целевая аудитория
Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются учащиеся среднего и старшего школьного возраста, учителя физической культуры. Педагогические работники школы, родители (законные представители). Предполагаемое количество участников проекта: 60 человек. Возраст – 12 -17 лет. Учащимся подготовительной группы по физкультуре разрешается заниматься этим предметом по основной программе с учетом ограничений в интенсивности и объеме нагрузок. Например, медики советуют ограничить прыжки, если у школьника понижено зрение или в меньшем количестве выполнять упражнения на мышцы брюшного пресса, если поставлен диагноз гастрит. К подготовительной группе по физкультуре относятся учащиеся с незначительными отклонениями в физическом развитии и по состоянию здоровья, а также имеющие недостаточную физическую подготовку. В этой группе школьники выполняют те же обязательные виды упражнения, но при условии постепенного их освоения. Занятия физкультурой учащихся подготовительной и основной групп проводятся совместно по учебной программе и сдают установленные нормативы. При этом школьникам, относящимся к подготовительной группе, рекомендуются ограничения нагрузок и дополнительные тренировочные занятия для повышения уровня физической подготовки.
- План реализации проекта
№ п\п | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1 | Изучение теоретического материала по методике преподавания физической культуры школьникам подготовительной группы здоровья. | 2009-2010 учебный год | Галимов Ф.Ф. |
2 | Прохождение курсов, семинаров. | В годы реализации проекта | Галимов Ф.Ф. |
3 | Обучающиеся на основе показателей медицинского осмотра (совместно с фельдшером школы осуществлён просмотр личных медицинских карточек) разделены на медицинские группы: основную, подготовительную, специальную. | 2010-2011 учебный год Ежегодно в начале учебного года | Галимов Ф.Ф. Фельдшер. Школьный психолог. |
4 | Тестирование на основе на определение уровня физической подготовленности учащихся. | 2010-2011 учебный год | Галимов Ф.Ф. |
5 | Аналитическая работа с фактологическим материалом. Разработка рационального варианта дозировок физических упражнений. | 2011-2012 учебный год | Галимов Ф.Ф. |
6 | Разработка и проведение уроков для подготовительных групп здоровья. | В годы реализации проекта | Галимов Ф.Ф. |
7 | Разработка авторского образовательного модуля «Методика и практика преподавания физической культуры школьникам подготовительной медицинской группы здоровья в условиях общеобразовательной школы» | 2012-2013 учебный год | Галимов Ф.Ф. |
8 | Обобщение результатов реализации проекта. | 2013-2014 учебный год | Галимов Ф.Ф. |
9 | Анализ результатов, подведение итогов, мониторинг учителя и качества знаний учащихся. Поэтапный контроль, мониторинг результатов: рейтинг успеваемости, срезы, контрольные и самостоятельные работы, анкетирование, повторное тестирование, анализ и самоанализ. | 2013-2014 учебный год | Галимов Ф.Ф. Администрация школы. |
10 | Создание сайта учителя физической культуры Галимова Ф.Ф. | 2013-2014 учебный год | Галимов Ф.Ф. |
11 | Защита проекта. Презентация. | Ноябрь 2014 | Галимов Ф.Ф. |
- Ожидаемые результаты и социальный эффект
Результаты мониторинга свидетельствуют о стабильно положительной динамике развития физической подготовленности учащихся:
Учебный год | Высокий уровень | Средний уровень |
2009-2010 | 72% | 28% |
2010-2011 | 75% | 25% |
2011-2012 | 77% | 23% |
2012-2013 | 79% | 21% |
2013-2014 | 80% | 20% |
Сохранность контингента обучающихся за три года составляет 80%. 78% учащихся выполняют нормативные требования на «отлично». Мои ученики подтверждают свои знания на городском этапе Всероссийской олимпиады по физической культуре: 2012, 2013 года – Галимов М.Ф. – призер. С 2009 по 2014 год подготовил призеров городских, окружных, всероссийских соревнований:
Учебный год | Результативность: |
2009-2010 | Городской чемпионат по мини - футболу, 3 место. Первенство города по стритболу среди мальчиков 5-6 классов, 2 место. |
2010-2011 | Соревнования по лыжным гонкам среди обучающихся 9-11 классов общеобразовательных организаций, 3 место. Городские соревнования по баскетболу среди обучающихся юношей 5-6 классов муниципальных образовательных учреждений, 1 место. Первенство города по стритболу среди мальчиков 5-6 классов, 1 место. |
2011-2012 | Городской чемпионат по мини - футболу, 3 место. XIVТрадиционный турнир по баскетболу памяти Сергея Богданова, среди юниоров, 2 место. |
2012-2013 | Губернаторские соревнования, 9 класс, 2 место. Чемпионат города по футболу, 2 место. |
2013-2014 | Губернаторские соревнования, 10 класс, 3 место. Чемпионат города по футболу,2 место. Городская лыжная гонка среди образовательных учреждений города, 1 место. |
Медведев Виталий является победителем (1 место) в командном зачете среди юношей в соревнованиях по лыжным гонкам среди обучающихся 9-11 классов общеобразовательных организаций. Завьялова Яника является победителем (1 место), Макарова Вера является призером (3 место) среди девушек общеобразовательных учреждений в легкоатлетическом кроссе «Золотая осень» в рамках городского праздника «Здоровье» и Всероссийского дня бега «Кросс нации – 2013». Галимов М.Ф. является призером IX-ой Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по физкультуре и спорту.
- Перспективы дальнейшего развития проекта
В перспективе дополнение данного проекта материалами по методике преподавания физической культуры в подготовительных и специальных группах здоровья. Планируется разработка и выпуск брошюры рекомендательного характера для учителей физической культуры по методике преподавания школьникам подготовительной группы здоровья. Усовершенствование методики проведения мониторинга по развитию физических способностей у школьников подготовительной группы здоровья.
- Использованная литература
- Бальсевич В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физ. культуры. 1990, №1, с.22-26.
- Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Рос. Педиатрический журнал. 1998, №1, с.5-8.
- Бережков Л.Ф. Учет динамики состояния здоровья и гормональной системы школьников для формирования концептуальных основ валеологии // Здоровье и образование: педагогические проблемы валеологии. СПб. 1997, с 22-24
- Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб.пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. –240с.
- Велитченко В.К. Пока готовятся указывающие документы. // Изд. «Педагогика», «Физическая культура в школе», 1987., №12
- Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: Метод. пос. –М.: Терра-спорт, 2000. – 168с.
- Виру А.А., Юримяэ Т.А., Смирнова Т.А. Аэробные упражнения. – М.: ФиС, 1988. – 142с.
- Волков В.М. Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста //Спортивная физиология. М., 1986, с. 192-218.
- Дёмин Д.Ф. врачебный контроль при занятиях ФК. – М., ФиС, 1994.
- Ишмухаметов М.Г. Дифференцированное физическое воспитание с учетом заболеваний детей и подростков. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004,№4, с.45-46.
- Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в школе.-М.: Просвещение, 1974:-192с.: ил.
- Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в образовательных учреждениях: учебник для учащихся пед.училищ. -3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 208с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход к занятиям физической культуры в специальных медицинских группах в школе
личностно-ориентированные технологии в организации занятий в специальной медицинской группе направлены на укрепление здоровья, улучшение показателей физического развития, воспитание сознат...
«Формирование двигательных умений и навыков у учащихся подготовительной медицинской группы здоровья посредством инновационных здоровьесберегающих технологий в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
здоровьесберегающие технологии...
Теория и методика преподавания бадминтона на уроках физической культуры в специальной медицинской группе.
Бадминтон - один из самых безопасных видов спорта. Эта игра дает большую нагрузку многим группам мышц, способствует гармоничному развитию тела, развивает физические качества: гибкость, координацию дви...
Особенности методики преподавания физической культуры учащимся подготовительной группы
В статье рассматриваются различные методические приемы для работы с учащимися имеющими ограничения по здоровью....
Физическая культура для специальных медицинских групп(5-9классы).Гимнастика для глаз по методике Э.С. Аветисова.
Гимнастика для глаз по методике Э.С АветисоваАккомодация глаза — это способность ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от глаза.Методика Э.С Аветисова очень полезна дл...
"Теория и методика преподавания физической культуры в условиях реализации обновленных ФГОС ООО 2021"
Повышение квалификации...
Методика преподавания физической культуры младшим школьникам
Методика преподавания физической культуры младшим школьникам...