Рабочая программа внеурочной деятельности по настольному теннису 5-8 класс
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8 класс)
Образовательная программа внеурочной деятельности “Настольный теннис” спортивно-оздоровительного направления.
Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством профилактики издоровья. Особое внимание уделяется формированию правильной осанки, воспитанию и развитию основных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости. Физическая подготовка теннисиста осуществляется в тесной связи с овладением техники выполнения каждого упражнения. Одна из главных задач физической подготовки – повышение эффективности техники
Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости бросков и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы
Соревновательный характер игры, самостоятельность действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем способствует поддержанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности настольный тенниса создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом
Скачать:
Предварительный просмотр:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа внеурочной деятельности “Настольный теннис” спортивно-оздоровительного направления.
Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством профилактики и
здоровья. Особое внимание уделяется формированию правильной осанки, воспитанию и развитию основных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости. Физическая подготовка теннисиста осуществляется в тесной связи с овладением техники выполнения каждого упражнения. Одна из главных задач физической подготовки – повышение эффективности техники
Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости бросков и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы
Соревновательный характер игры, самостоятельность действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем способствует поддержанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности настольный тенниса создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими внеурочную работу с учащимися, являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее ФГОС ООО) (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897) с изменениями (Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. N 1644, от 31.12.2015 г. № 1577);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015)
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 N 189 (в редакции изменений N 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 г. N 81)
- Письмо министерства образования и науки РФ департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи «О направлении методических рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» от 18.08.2017 г. № 09-1672.
Цель: Развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья через занятия настольным теннисом.
Задачи:
Образовательные:
- обучать правилам игры в теннис,
- обучать основным приемам игры.
Развивающие:
- развивать скоростную выносливость, гибкость,
- развивать быстроту реакции,
- совершенствовать координацию и быстроту движений,
- развивать оперативное мышление, умение концентрировать и переключать внимание.
Воспитательные:
- воспитывать спортивную дисциплину,
- воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
Формы проведения занятий:
- подвижные игры
- соревнование
- эстафеты
- игровые упражнения
- однонаправленные занятия
- комбинированные занятия
- работа в парах, группах
- индивидуальная работа
- контрольные занятия (разбор ошибок)
Методы:
- словесные (рассказ учителя, инструктаж, беседа, обсуждение)
- наглядные
- метод расчлененного упражнения
- метод целостного упражнения
- метод строго-регламентированного упражнения
- метод частично-регламентированного упражнения
- повторный метод
- метод активизации
- игровой
- соревновательный
- круговой
Сроки реализации программы, формы и режим занятий,возраст учащихся (класс) участвующих в реализации программы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Настольный теннис” предназначена для учащихся 5,6,7,8 классов. Срок реализации программы 1год. Рассчитана на 35 занятий (по 1 занятию,45 минут, в неделю)
Формы подведения итогов:
сдача нормативов по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений и игры на счет в парах, участие в соревнованиях школьного, районного и муниципального уровня
II. Содержание внеурочной деятельности
1. Вводное занятие.
Знакомство. Ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид теннисиста. Спортивный инвентарь необходимый для занятий.
2. Правила игры и содержание инвентаря.
Знакомство с правилами игры в настольный теннис. Содержание инвентаря и уход за ним. Личная гигиена спортсмена.
Практика: Разновидности вертикальной хватки. Разновидности горизонтальной хватки.
3. Общая физическая подготовка.
Понятие о физических качествах, их развитии. Составление комплексов упражнений.
Практика: Упражнения общефизической подготовки:
Упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног; вращения в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах, сгибание и разгибание стоп ног; повороты, наклоны и вращения туловища в различных направлениях; подъем согнутых ног к груди из положения виса на гимнастической стенке; подъем ног за голову с касанием их носками пола за головой из положения лежа на спине; подъем туловища с касанием пальцами рук носков ног из положения лежа на спине.
Медленный бег на время; челночный бег 5 по 15 м и 3 по 10 м, бег на короткие дистанции 20 и 30 м на время; прыжковые упражнения.
Упражнения с предметами (с набивными мячами, скакалками, гимнастическими палками, мешочками с песком).
Подвижные игры с мячом и без него.
Упражнения для развития равновесия. Упражнения на координацию движений.
4. Специальная физическая подготовка.
Разминочный комплекс упражнений в движении. Упражнения для освоения техники игры. Разогревающие и дыхательные упражнения. Упражнения, развивающие гибкость.
Практика: Упражнения с мячом. Удары по мячу справа и слева. Вращение мяча.
Упражнения, имитирующие технику ударов. Упражнения, имитирующие технику передвижений.
Освоение приема: имитация движений без мяча, отработка элементов у стенки, изучение приема в игровой обстановке на столе. Ознакомление с движением рук без мяча. Тренировка движения в игровой обстановке. Тренировка правильного и быстрого передвижения у стола. Развитие быстроты реакции.
Имитация движений без мяча. Отработка приема на тренажере. Отработка индивид. у стенки, с партнером. Отработка в игровой обстановке у стола.
Ознакомление с движением без мяча. Изучение движения в игровой обстановке по движущемуся мячу: упражнения у стенки, на столе со щитом, с партнером. Совмещение выполнения технического приема с элементами передвижения.
Совершенствование навыков освоенных приемов срезок и накатов на столе в различных направлениях и сочетаниях. Совмещение выполнения приемов с техникой передвижений.
Упражнения с подбросом мяча без ракетки; упражнения, имитирующие сам удар, без мяча, контролируя движения у зеркала. Работа над выполнением подачи с мячом у стола, придвинутого к стене. Попадание мячом в нарисованную на столе мишень.
Выполнение имитационных упражнений данным видом подачи, контролируя свои движения перед зеркалом. Работа над выполнением подачи с мячом на столе, придвинутом к стене. Выполнение подач, придавая мячу различные виды вращения.
Имитация движений ракеткой без мяча. Отработка подачи на столе, придвинутом к стене. Попадание мячом в нарисованную на столе мишень. Выполнение подач, придавая мячу различные виды вращения.
Демонстрация удара тренером. Освоение основной стойки – положения: постановка ног и разворот туловища. Ознакомление с движением рук без мяча. Учить согласованности движений во время выполнения подрезки, скоординированности движений туловища, плеча, предплечья и кисти. Изучение движений в игровой обстановке.
Упражнения для мышц кисти руки: имитационные упражнения с ракеткой без мяча. Закрепление приемов освоенных подач.
5. Техническая подготовка.
Знакомство с понятием “тактика”. Виды технических приемов по тактической направленности. Указания для ведения правильной тактики игры: через сложную подачу, активную игру, погашение активной тактики соперника, вынуждение соперника больше двигаться у стола, использование при подачах эффекта отклонения траектории мяча. Тактический вариант: “смена игрового ритма”.
Главное правило – при приеме подачи стремление овладеть инициативой ведения борьбы. Указания по приему длинных подач. Указания по приему коротких подач. Тактический вариант: “длительный розыгрыш очка”. Тактический вариант “перехват инициативы”.
Практика: Различные виды жонглирования мячом; удары по мячу правой и левой стороной ракетки, двумя сторонами поочередно; удары по мячу на разную высоту с последующей его ловлей ракеткой без отскока от нее правой и левой стороной ракетки.
Упражнения с ракеткой и мячом в движении: шагом, бегом, бегом с жонглированием ракеткой; то же, но с поворотами, изменением направления бега, шагом; бегом с мячом, лежащим на поверхности игровой плоскости ракетки.
Удары справа и слева ракеткой по мячу у тренировочной стенки, у приставленной половинки стола к тренировочной стенке– серийные удары, одиночные удары.
Удар на столе по мячу, выбрасываемому тренером или партнером.
Освоение хватки и закрепление ее через упражнения.
Передвижения, держа мяч на ракетке, следя за хваткой. Перекатывание мяча на ракетке. Многократные подбивания мяча ракеткой. Ведение мяча ракеткой, ударяя об пол.
Нейтральная стойка теннисиста. Одношажный способ передвижений. Шаги, переступания, выпады, приставные шаги. Имитационные упражнения и тренировки у стола.
Двухшажный способ передвижений. Скрестные и приставные шаги. Имитационные упражнения и простые упражнения с определенными заданиями в тренировке у стола для скорейшего освоения техники передвижения.
6. Игры с партнером.
Техника основных ударов и подач в игре с партнёром. Правила совмещения выполнения приёмов с техникой передвижения.
Практика: Основные удары и подачи в игре с партнером. Работа над совмещением выполнения приемов с техникой передвижения.
7. Игры на счет в парах.
Правила игры на счет (во время соревнований). Судейские термины.
Практика: Игра на счет (соревнования). Выполнение указаний судьи во время игры (судейские термины). Проведение игр на счет в парах.
8. Соревнования.
Правила игры. Правила применения тактических и технических действий.
Практика: Турнир по настольному теннису. Применение всех полученных навыков, приемов и ударов в игре с партнером.
III. Планируемые результаты внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
- Личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- Предметные результаты — осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
- Метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные); (УУД):
а)регулятивные УУД
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
б)познавательные УУД.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
в)коммуникативные УУД.
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
IV. Тематическое планирование
№ П/П | Название тем | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
Изучение основ и правил настольного тенниса | 7 | Использовать игру в настольный теннис как средство организации активного отдыха и досуга. Выполнять правила игры в настольный теннис в процессе соревновательной деятельности. Описывать технику подачи мяча. Описывать технику отработки защиты и нападения. Описывать технику передвижения во время игрового процесса. Описывать технику подготовки к соревновательной деятельности. Демонстрировать технику подачи мяча различными способами. Описывать технику выполнения подачи мяча по диагонали, анализировать правильность выполнения, находить ошибки и способы их исправления. Демонстрировать технику и результативность подачи по диагонали. | |
Отработка техники подачи | 7 | ||
Изучение индивидуальных технических действий при нападении и защите | 6 | ||
Отработка приёма | 4 | ||
Учебные игры | 7 | ||
Тактика игры | 4 | ||
Общефизическая подготовка | в процессе занятия | ||
Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе | Дата проведения | Фактическая дата | |
теоретических | практических | |||||
I | Изучение основ и правил настольного тенниса | 7 | ||||
1.1 | Вводное занятие. Изучение правил игры и техника безопасности. | 1 | 2 неделя сентябрь | |||
1.2 | Гигиена и врачебный контроль. Изучение элементов стола и ракетки. | 1 | 3 неделя сентябрь | |||
1.3 | Набивание мяча ладонной стороной ракетки. Хватка ракетки. | 1 | 4 неделя сентябрь | |||
1.4 | Набивание мяча тыльной стороной ракетки. Открытая и закрытая ракетка. | 1 | 5 неделя сентябрь | |||
1.5 | Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки. | 1 | 1 неделя октябрь | |||
1.6 | Изучение хваток. Изучение плоскостей вращения мяча. Изучение выпадов. | 1 | 2 неделя октябрь | |||
1.7 | Передвижение игрока приставными шагами. | 1 | 3 неделя октябрь | |||
II | Отработка техники подачи | 7 | ||||
2.1 | Совершенствование выпадов, хваток, передвижения. Обучение подачи. | 1 | 4 неделя октябрь | |||
2.2 | Обучение подачи «Маятник». Игра-подача. | 1 | 2 неделя ноябрь | |||
2.3 | Учебная игра с элементами подач. | 1 | 3 неделя ноябрь | |||
2.4 | Обучение подачи «Веер», техника подачи «Маятник», соревнования в группах. | 1 | 4 неделя ноябрь | |||
2.5 | Совершенствование подачи «Маятник», «Веер», техника отскока мяча в игре. | 1 | 5 неделя ноябрь | |||
2.6 | Обучение техники «срезка» мяча. | 1 | 2 неделя декабрь | |||
2.7 | Совершенствование техники срезки в игре. | 1 | 3 неделя декабрь | |||
III | Изучение индивидуальных технических действий при нападении и защите | 6 | ||||
3.1 | Совершенствование техники «срезки» слева, справа. Игра с применением срезок. | 1 | 4 неделя декабрь | |||
3.2 | Учебная игра с ранее изученными элементами. | 1 | 5 неделя декабрь | |||
3.3 | Соревнование в подгруппах. | 1 | 2 неделя январь | |||
3.4 | Совершенствование техники движения ногами, руками в игре, техника подач. | 1 | 3 неделя январь | |||
3.5 | Совершенствование техники постановки руки в игре, расстояния до стола, высота отскока. | 1 | 4 неделя январь | |||
3.6 | Обучение техники «наката» слева, справа. | 1 | 5 неделя январь | |||
IV | Отработка приёма | 4 | ||||
4.1 | Обучение техники «наката» в игре. | 1 | 2 неделя февраль | |||
4.2 | Занятие по совершенствование подач, срезок, накатов. | 1 | 3 неделя февраль | |||
4.3 | Учебная игра по совершенствованию изученных элементов в игре теннис. | 1 | 4 неделя февраль | |||
4.4 | Изучение техники вращения мяча и движение руки в элементе «подставка». | 1 | 5 неделя февраль | |||
V | Учебные игры | 7 | ||||
5.1 | Применение «подставки» в игре. | 1 | 2 неделя март | |||
5.2 | Изучение техники выполнения «подставки» слева. | 1 | 3 неделя март | |||
5.3 | Изучение техники выполнения «подставки» справа | 1 | 4 неделя март | |||
5.4 | Занятия по совершенствованию техники элемента «подставка» слева, справа. | 1 | 2 неделя апрель | |||
5.5 | Совершенствование в группах по качеству элементов игры. | 1 | 3 неделя апрель | |||
5.6 | Изучение техники элемента «подрезка», движение руки, ракетки, ног. | 1 | 4 неделя апрель | |||
5.7 | Совершенствование элемента «подрезка» справа, слева в отрабатывание на столе. | 1 | 5 неделя апрель | |||
VI | Тактика игры | 4 | ||||
6.1 | Изучение технического приёма «свеча». | 1 | 2 неделя май | |||
6.2 | Совершенствование технического приёма «свеча» в игре. | 1 | 3 неделя май | |||
6.3 | Контрольные нормативы. Общая и специальная физическая подготовка | 1 | 4 неделя май | |||
6.4 | Игровой занятие. Подведение итогов. | 1 | 5 неделя май | |||
ИТОГ ЧАСОВ: | 35 | 11 | 24 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе "Я в окружающем мире"
данная рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе по программе "Перспектива"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классах "Занимательный английский"
Рабочая программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками" 3 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской Просняковой...
Рабочая программа внеурочной деятельности по французскому языку в 5 классе
Рабочая программа внеурочной деятельности по французскому языку в 5 классе. Данная образовательная программа предполагает обучение французскому языку в 5х классах по УМК «Синяя птица» («L’oiseau...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Программа внеурочной деятельности по настольному теннису.
Программа была адаптирована к условиям работы в рамках учреждения дополнительного образования детей. В программе представлены цели и задачи работы секции, содержание материала по основны...