СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВОГО СПОРТА И ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА
статья по физкультуре (10, 11 класс)
В статье рассматривается вопрос о значении современных тенденций подросткового спорта в целом и подготовки спортивного резерва в частности. Указывается на положительное влияние занятий физической культурой на личностное развитие профессионала. Рассматриваются вопросы профессионального развития молодых людей, занятых тем или иным видом физической активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВОГО СПОРТА И ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о значении современных тенденций подросткового спорта в целом и подготовки спортивного резерва в частности. Указывается на положительное влияние занятий физической культурой на личностное развитие профессионала. Рассматриваются вопросы профессионального развития молодых людей, занятых тем или иным видом физической активности.
Ключевые слова: спорт, подростковый спорт, физическая культура, спортивный резерв, молодежь.
Как известно, одним из важных направлений государственной политики нашей страны является целостное развитие подросткового спорта, а также становление системы подготовки спортивного резерва.
Однако сегодня наблюдается печальная картина: спорт и физическая культура перестали быть базовой ценностью для большинства населения нашей страны, молодые люди часто не стремятся укреплять свое здоровье, не стремятся вести здоровый образ жизни.
Следовательно, целью настоящего статьи становится необходимость определения значения подросткового спорта в профессиональной карьере молодежи.
Как известно, спорт является средством физического совершенствования человека. Как отмечают Е.С. Романенко, С.В. Шевченко, Л.А. Ситак, спорт — это культурно-обусловленная и культурно-значимая деятельность, которая направлена на формирование физического здоровья и определенного типа личности [7, с. 36; 3].
Поэтому вполне очевидно, что можно использовать занятия спортом для становления личности молодого человека, в том числе и старшеклассники.
Современный подход в развитии физической культуры и молодежного спорта предусматривает системный подход к организации и проведению физкультурно-спортивной работы [6].
Можно предположить, что основными тенденциями развития подросткового спорта на сегодняшний день являются те тенденция, которые используют следующие принципы и методы физического воспитания:
организационная работа;
развитие спортивной базы;
развитие спортивно-массового движения;
развитие спорта высших достижений;
информационно-пропагандистская деятельность;
кадровое обеспечение;
научно-методическое обеспечение;
мониторинг по различным показателям сферы деятельности физической культуры и спорта, как критерий эффективности работы.
Укажем на то обстоятельство, что сложившееся положение дел в изучаемой нами отрасли не в полной мере способствует формированию личности профессионала в стране через занятия спортом.
К примеру, за последние десятилетия в нашей стране было закрыто огромное количество секций и спортивных клубов для молодежи.
Под предлогом экономической нецелесообразности предана забвению физкультурная работа; из основных показателей государственной социальной статистики исключены уровень физического развития граждан; ряд спортивных сооружений и стадионов используются в коммерческих целях.
Утеряны основные ориентиры в стратегии физическим развитием молодежи и массового спорта в стране; из категориального аппарата физкультурно-оздоровительной работы с населением исключены понятия «массовость» и физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне».
Таким образом, как мы видим, до создания в нашей стране «культа здорового образа жизни» среди студенческой молодежи явно далеко.
По мнению отечественного исследователя А.М. Банникова, повышение эффективности занятий спортом среди молодежи для становления личности профессионала происходит в нескольких направлениях и сопряжено с рядом трудностей. Самой главной трудностью становится активное привлечение молодежи к занятиям спорту и формирование на этой базе спортивного резерва.
Мы полагаем, что, социально-управленческая база, являющаяся основой для повышения эффективности занятий спортом среди молодежи в России неадекватна проводимым социально-экономическим реформам, не имеет надежных механизмов реализации, не гарантирует конституционные права каждого из граждан на доступ к здоровому образу жизни.
Для кардинального изменения положения дел в области практической реализации эффективной системы формирования здорового образа жизни молодежи через занятия спортом необходимо восстановить все позитивное, что было достигнуто в управления спортом в Российской Федерации, в странах с развитой рыночной экономикой, разобраться в многочисленных изменениях, которые происходят в системе управления институтом спорта в современный период модернизации. Это позволит грамотно сформулировать систему повышения эффективности занятий спортом для становления личности молодого человека.
Анализ существующей системы повышения эффективности занятий спортом среди молодежи показал, что законодательные и исполнительные органы региональной власти делают акцент при управлении этой сферой, с одной стороны, на создании условий для формирования здорового образа жизни молодых людей при самоорганизации ими досугового времени, структуры и содержания жизни и деятельности; с другой стороны, поддерживают и развивают спортивный менеджмент, маркетинг спортивных услуг и других аспектов коммерциализации спорта.
Критериями оценки результативной в этом направлении работы чаще всего выступают:
во-первых, количество спортивных сооружений при вузах, государственных специализированных физкультурно-спортивных организаций, профессиональных спортсменов и тренеров, способных обеспечивать реализацию целей и задач формирования у студентов устойчивого интереса к регулярным занятиям спортом, здоровому образу жизни;
во-вторых, эффективность локальной стратегии развития институтов физической культуры в регионе, соответствующих интересам и потребностям молодых людей и направленных на реализацию федеральных и региональных целевых программ;
в-третьих, конструктивный диалог с представителями спортивного бизнеса с целью выработки согласованной политики в данной сфере и эффективной подготовки спортивного резерва;
в-четвертых, система работы законодательной и исполнительной власти по выработке и реализации федеральных и региональных нормативно-правовых актов, пропаганде здорового образа жизни, ценностей спорта среди молодежи;
в-пятых, фиксация тенденций и динамики изменения досугового времени молодежи, уровня вовлеченности ее в мероприятия по развитию в регионе детско-юношеского спорта, особенно в общеобразовательных школах и других учебных заведениях;
в-шестых, формы и методы улучшения уровня образованности молодежи в области физического состояния и формирования установки на здоровое и гармоничное развитие личности.
Сегодня в нашей стране именно в регионах повсеместно открываются достаточно большие спортивно-оздоровительные комплексы для студенческой молодежи. Однако нее стоит забывать, что в отличие от уровня таких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург, физкультурно-спортивная активность молодого населения большинства регионов зависит от отсутствия доступной спортивной инфраструктуры в регионах. Поэтому не случайно не происходит увеличение числа приверженцев спорта в российских регионах, а это, в свою очередь, не приводит к положительным изменениям в состоянии здоровья молодых людей.
Мы полностью солидарны с профессором В.С. Каменковым, что современное представление о спорте должно увязываться не только со спортивными соревнованиями и спортивными достижениями, но и с деятельностью очень широкого круга субъектов: государства, организаций (спортивных школ и клубов, спонсоров, организаций-производителей спортивной формы и инвентаря, банков, транспортных и страховых организаций), средств массовой информации, зрителей. Именно этот круг субъектов нуждается в определенной системе управления [1].
Отсюда острая необходимость развитии системы повышения эффективности занятий спортом среди студентов для становления личности молодого профессионала.
Список использованной литературы
Каменков В.С. Система управления физической культурой и спортом в Беларуси / / Вестник Высшего Хозяйственного Суда. – 2010. – № 4. – С. 149.
Комплекс ГТО в структуре мониторинга физического воспитания студентов / Д.А. Романов, Н.В. Кушнир, В.А. Питкин, Н.А. Авдеева, А.А. Свирид // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. – 2015. – № 6. – С. 352-374.
Лифанов, А.Д. Отношение студенток, получающих среднее профессиональное образование в условиях вуза, к занятиям физической культурой / А.Д. Лифанов, Л.А. Финогентова, В.Д. Лифанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 4 (110). – С. 76-79. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 4 (146). 181
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. – 3-е изд. – СПб.: Лань, 2003. – 160 с.
Сазонец, В.И. Выявление сдерживающих факторов развития олимпийских видов спорта и направления совершенствования системы управления спортивной деятельностью // Физическое воспитание студентов. - 2012. - № 1. - С. 100-104.
Фазлеева, Е.В. Основные тенденции в динамике показателей здоровья и физической подготовленности студентов ТГГПУ за последние пять лет / Е.В. Фазлеева // Теория и практика физической культуры. – 2009. – № 4. – С. 87-88.
Шевченко С. В., Романенко Е. С., Ситак Л. А. Профессиональная модель личности студента в области формирования физической культуры // Austrian chournal of Humahities and Social Scienics. – 2014. – № 3-4. – С.125-128.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О современных тенденциях развития и обновления общего художественно-эстетического образования
Методические рекомендации для учителей общего художественно-эстетического образования...
Доклад:«Современные тенденции развития методических систем освоения предмета технология детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Педагогические технологии- качественно новая ступннь в развитии педагогики. Понятие технология имеет множество трактовок, один из них- информационные технологии....
Презентации по безопасности в сети Интернет, описывающая современные тенденции развития цифровых технологий.
В первой из четырех презентациях показаны основные "подводные камни" для пользователей сети Интернет. В презентации вставлены ссылки на видео ресурса Google. Презентации можно дополнит...
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА
Система подготовки спортивного резерва претерпевает серьезные изменения. С учетом выступления российских спортсменов на международных соревнованиях, а также достижений в юношеском спорте, необходимо п...
Доклад : "Роль УОР в подготовке спортивного резерва"
Доклад : "Роль УОР в подготовке спортивного резерва" на конференции «Проблемы подготовки и закрепления молодых кадров в физкультурно-спортивных организациях"...
Деятельность инструктора-методиста в системе подготовки спортивного резерва
Инструктор-методист - это, прежде всего, специалист по методике определенных видов деятельности. Подмена его должностных обязанностей исполнением административных функций заместителя руководителя, спе...