Деятельность инструктора-методиста в системе подготовки спортивного резерва
статья
Инструктор-методист - это, прежде всего, специалист по методике определенных видов деятельности. Подмена его должностных обязанностей исполнением административных функций заместителя руководителя, специалиста по кадровой работе, психолога и т.д. приводит серьезным деформациям в организации методической работы. И поэтому рассмотрим два основных вопроса "Профессиональная компетентность инструктора-методиста" и "Профессиональные средства работы инструктора-методиста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_instruktora-metodista.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность инструктора-методиста в системе подготовки спортивного резерва
Профессиональная компетентность инструктора-методиста.
Современный спектр обязанностей инструктора-методиста сосредоточен не только на участии в кадровом обеспечении базовых процессов. В его компетенции научно-методическая и мониторинговая деятельность, координация работы по спортивному отбору и проведению спортивной ориентации.
В частности:
- организация и проведение подготовки и переподготовки тренеров, тренеров-преподавателей;
- организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, проведение мероприятий физкультурно-спортивной направленности;
- набор в секции, группы спортивной и оздоровительной направленности лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом, и не имеющих медицинских противопоказаний;
- консультирование спортсменов;
- контроль за количественным и качественным составом секций (групп);
- подготовка спортсменов и судей квалификационных категорий «Юный спортивный судья» и «Спортивный судья третьей категории»;
- участие в организации мероприятий по укреплению и развитию материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом;
- анализ итогов деятельности физкультурно-спортивной организации и участие в планировании ее работы;
- пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
- изучение, обобщение и внедрение передового опыта физкультурно- оздоровительной и спортивно-массовой работы;
- участие в организации и проведении мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним.
По вопросам обеспечения изменений в системе подготовки спортивного резерва компетенция инструктора-методиста разворачивается в таких направлениях как:
-подготовка предложений по внесению изменений в действующие локальные акты, регулирующие тренировочный процесс, участие в разработке новых локальных актов;
-консультирование тренеров-преподавателей по проблемам приведения действующих образовательных программ в соответствие с требованиями стандартов, кластерной модели реализации;
-участие в мероприятиях по оценке и анализу уровня методической подготовленности тренерского состава, подготовка и проведение мероприятий, направленных на выявление и распространение передового опыта методически правильного планирования тренировочных занятий.
Профессиональные средства работы инструктора-методиста.
К инструментам и средствам работы относятся организационные формы и методы, документы.
Перечень инструментов и средств работы инструктора-методиста устанавливается номенклатурой дел организации и фиксируется в его должностной инструкции.
Перечень документов составляемых и используемых инструктором-методистом соответствует направлениям и видам его профессиональной деятельности и может иметь следующий состав.
Организация методической деятельности:
-план методической работы учреждения, планы работы методических объединений, индивидуальные планы методической работы специалистов;
-программы методических мероприятий (семинары, конференции и т.д.) и отчеты по итогам их проведения;
- планы и журналы поведенных консультаций, инструктивно- методические материалы для специалистов по вопросам планирования и организации тренировочного и образовательного процесса.
Контроль качества тренировочного/образовательного процесса:
- планы (графики) посещения занятий, планы (графики) проведения контрольных мероприятий по отбору на этапы подготовки, аналитические справки посещения занятий;
-формы статистического учета результатов работы учреждения (отделения учреждения) на этапах спортивной подготовки, аналитические отчеты по итогам оценки работы тренеров\тренеров-преподавателей; матрицы для анализа занятий.
Организация соревновательной деятельности:
-планы, графики проведения соревнований, формы для анализа результатов соревновательной деятельности, аналитические справки по результатам оценки соревновательной деятельности, инструктивно-методические материалы для специалистов по вопросам планирования и организации соревновательного процесса.
Организация физкультурно-массовой работы:
-план физкультурно- массовой работы, программы\проекты физкультурно-массовых мероприятий, отчеты по итогам проведения мероприятий; инструктивно- методические материалы по организации и проведению массовых физкультурно-спортивных мероприятий.
Организация обучения\повышения квалификации специалистов:
- аналитическая справка по итогам изучения образовательных дефицитов\запросов специалистов, диагностические материалы для изучения образовательных дефицитов специалистов, перспективный план обучения, информационно-методические материалы по актуальным темам тренерской\тренерско-преподавательской работы.
Помимо, документов, отражающих содержание работы, в номенклатуре дел инструктора-методиста должны быть приказы и положения, программы, проекты, законодательные и нормативно-правовые акты по направлениям его профессиональной деятельности.
Обновление системы спортивной подготовки отражается и в документации инструктора-методиста.
В перечне локальных актов появляются положения о программах спортивной подготовки и дополнительных предпрофессиональных программах, положения о дополнительном наборе, положение о переводе обучающихся на программы спортивной подготовки. С учетом требований стандартов спортивной подготовки вносятся изменения в критерии оценки деятельности тренера, тренера-преподавателя, критерии оценки тренировочного занятия.
Вносятся изменения в должностную инструкцию самого инструктора-методиста.
Корректируется содержание перспективного плана обучения специалистов - в нем должны появиться темы, направленные на изучение современных требований к тренировочному и образовательному процессу.
Ведущую роль на данном этапе работы играет перспективный план (программа) перехода учреждения на новые требования к организации спортивной подготовки. Этот документ является основой для планирования и организации всех видов кадровой и методической работы специалиста.
В период происходящих изменений внимание инструктора-методиста должно быть уделено подготовке информационных и инструктивно- методических материалов по современным аспектам тренировочного процесса.
В первую очередь такими материалами должны быть обеспечены вопросы индивидуализации тренировочных программ и реализации кластерной модели взаимодействия.
В арсенале инструктора-методиста должны преобладать формы работы, обеспечивающие максимальное включение специалистов в активный методический поиск, самообразование (проекты, мастер-классы, участие в конференциях, семинарах), накопление и обобщение эффективного опыта (профессиональный портфолио, методический бюллетень, публикации на сайте организации, веб-страница).
Эффективным является так же ведение информационной и консультационной работы с использованием интернет-сервисов, проведение собственных мастер- классов, привлечение к работе специалистов других организаций, подготовка примерных программ профессионального самообразования, программ спортивной подготовки и образовательных программ, подборка рекомендованных методик, оформление тематического профессионального портфолио «Реализация современных требований к процессу спортивной подготовки».
Изменения в подходах к оценке профессиональной деятельности тренерско-преподавательского состава усиливает актуальность консультационной работы. Сочетая групповую (по общим вопросам) и индивидуальную формы консультаций, инструктор-методист может оптимально выстроить процесс подготовки специалистов к процедуре аттестационной экспертизы. Перечисленный инструментарий является документальной основой для оценки деятельности инструктора-методиста. Поэтому внимательное отношение к ведению должностной документации, полное отражение в ней всех аспектов и направлений работы – залог объективной, достоверной оценки труда столь значимой в системе спортивной подготовки категории специалистов.
Инструктор-методист - это, прежде всего, специалист по методике определенных видов деятельности. Подмена его должностных обязанностей исполнением административных функций заместителя руководителя, специалиста по кадровой работе, психолога и т.д. приводит серьезным деформациям в организации методической работы. В ней исчезают компоненты профессионального сопровождения специалистов, остаются только административно-распорядительное планирование и контроль. Стоит учесть, что сохранение подобной практики в период внедрения новых подходов к осуществлению спортивной подготовки неизбежно снижает качество методического обеспечения данного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио профессиональной деятельности тренера-преподавателя, инструктора-методиста ДЮСШ, СДЮСШОР как форма прохождения аттестации
Рекомендации по оформлению и структуре портфолио аттестующегося тренера-преподавателя, инструктора-методиста ДЮСШ, СДЮСШОР подготовлены Центром аттестации работников образования Санкт-Петербургской ак...
Методическая работа на тему: «Работа инструктора- методиста с родителями в «Специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва»»
Основной задачей спортивной школы по проблеме воспитания юных спортсменов является организация системы работы тренера с родителями.Цель этой работы - помочь ребёнку стать уверенной зрелой личностью, к...
Составитель: Инструктор-методист ФСО А.Е. Тарасенко Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема«Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям» p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 33.0px; text-align: center; text-indent: 36.0px; font: 14.0px \'T...
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА
Система подготовки спортивного резерва претерпевает серьезные изменения. С учетом выступления российских спортсменов на международных соревнованиях, а также достижений в юношеском спорте, необходимо п...
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВОГО СПОРТА И ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА
В статье рассматривается вопрос о значении современных тенденций подросткового спорта в целом и подготовки спортивного резерва в частности. Указывается на положительное влияние занятий физической куль...
Доклад : "Роль УОР в подготовке спортивного резерва"
Доклад : "Роль УОР в подготовке спортивного резерва" на конференции «Проблемы подготовки и закрепления молодых кадров в физкультурно-спортивных организациях"...