Самоанализ работы учителя физкультуры
материал по физкультуре
Предварительный просмотр:
Составитель:
учитель физической культуры
I квалификационной категории
Палкина Мубарак Садыкжановна
г.Белокуриха
2016г.
« Формирование здорового образа жизни на основе
здоровьесберегающих технологий»
Я, Палкина Мубарак Садыкжановна, образование средне - специальное,
окончила Каменское педагогическое училище в 1992 г. по специальности
«Учитель физической культуры».
По итогам предыдущей аттестации 2011 году имею высшую
квалификационную категорию. Общий педагогический стаж работы 25 лет,
стаж работы в данной школе 24 лет.
Цель моей профессиональной деятельности: поиск наиболее оптимальны
средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание благоприятных условий для формирования у детей положительного отношения к здоровому образу жизни, использование всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально – адаптированного и физически развитого человека.
Являясь учителем физической культуры во 1-4,5 классах, обучение строю в соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры, согласно которой предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Процессы обновления в сфере образования создают ситуацию, в которой необходимо сделать выбор наиболее актуальных методических проблем и определить пути их решения. Основной проблемой, над которой я работала в течение трёх лет, была «Формирование здорового образа жизни на основе здоровьесберегающих технологий». В процессе работы над этой проблемой осуществляю оптимальный отбор форм, методов, средств обучения и воспитания, с учётом личных особенностей учащихся. Для реализации данной темы ставлю следующие задачи:
- укрепление здоровья,
- содействие нормальному физическому развитию;
- развитие физических качеств;
- обучение жизненно необходимых двигательных навыков;
- воспитание морально – волевых качеств;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры;
- воспитание потребности и умения заниматься физическими упражнениями;
- сознательно применять их во время отдыха, уроков и укрепления здоровья;
В основе решения этих задач, способствующих широкому применению
физических упражнений в деле укрепления здоровья и повышения работоспособности учащихся, направленных на овладения умениями и навыками для полноценной жизни, вооружая их специальными знаниями в области физической культуры. Особое внимание уделяю решению вопросов организации и методики проведения занятий, выбору средств, нормированию физической нагрузок, оптимальному соотношению физических и умственной деятельности при условии строгого учета возрастных и индивидуальных особенностей, также психофизиологических особенностей школьников. На это направлены как уроки физической культуры, так и внеурочная воспитательная деятельность, организация участия в спортивных соревнованиях. Я, как учитель физической культуры, принимаю самое активное участие в реализации данной программы. Мной организован постоянный контроль за санитарно – гигиеническим режимом в спортивных помещениях, наблюдаю за состоянием самочувствия учащихся на уроках физической культуры, пропагандирую здоровый образ жизни.
Учебный материал планирую в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, стадион, спортивные пришкольные площадки), климатическими условиями.
В ходе занятий соблюдаю дидактические правила «от известного к неизвестному», и «от простого к сложному», соблюдаю логику поэтапного освоения материала и перевода учебных занятий в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности.
В работе использую готовые, проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом, широко использую корригирующею гимнастику. Провожу нестандартные уроки, уроки – игры, уроки – соревнования, круговой тренировки. Применяю следующие методы:
- словесный метод (рассказ);
- метод демонстрации (показ)
- метод упражнений (опробование);
Взаимодействие с классом на занятиях обеспечиваю на основе личностно – ориентированного подхода, осуществления педагогической поддержки. Сотрудничество обучаемых организуется путём использования таких форм работы, как работа в группах, парах, организация мини – команд, постановки проблемных задач.
Учитываю индивидуальные способности и возможности детей, состояние здоровья. Тех, кто желает заниматься спортом, но по состоянию здоровья не может выполнять максимальные нагрузки, привлекаю к дополнительным занятиям, постоянно контролируя нагрузку и состояние. Мною разработана методика по работе с детьми с ослабленным здоровьем.
Поскольку уроки по физической культуре должны разносторонне воздействовать на организм учащихся, строю их комплексно, строго придерживаясь определенных правил: учитываю состав учащихся, их пол, физическое развитие и физическую подготовленность. Добиваюсь моторной плотности каждого урока, нагрузку увеличиваю постепенно. Упражнения, требующие физического напряжения, чередую с упражнениями на релаксацию (мышечное расслабление). Строю уроки на основе занимательности, стремлюсь создать положительную атмосферу, что, несомненно, благоприятно влияет на отношение школьному предмету «Физическая культура» вообще и способствует формированию привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Обязательно отмечаю и поощряю учащихся, способных проявлять морально-волевые качества при выполнении сложных видов движений, их старание и целеустремленность.
Опыт моей работы показал, что необходимо проводить систематический контроль и оценку знаний учащихся. К этому вопросу подхожу очень ответственно. Если оценивать учащихся только по контрольным нормативам, то дети со слабыми физическими возможностями обречены, быть неуспевающими; если оценивать только за прилежание, то теряется мотивация к повышению своих результатов. Поэтому в начале учебного года я объясняю учащимся, по каким критериям ставится итоговая оценка. К ним относится:
сдача учебных нормативов и усвоение теоретического материала;
повышение уровня физической подготовки;
выполнение домашних заданий;
активное занятие в спортивном кружке;
участие в соревнованиях( школьных, районных).
Таким образом, ученики сами могут определять свои слабые стороны и знать, почему они получили ту или иную отметку, и даже физически слабый ученик может получить высокую отметку. Учащимся и их родителям нравится такая система выставления оценок. Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий и нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.
Качество знаний
Учебный год | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс |
2007/2008 | 95% | 100% | 100% | 98% |
2008/2009 | 100% | 100% | 100% | 100% |
2009/2010 | 100% | 100% | 100% | 100% |
2010/2011 | 100% | 100% | 100% | 100% |
2011/2012 | 100% | 100% | 100% | 100% |
2012/2013 | 100% | 100% | 100% | 100% |
2013/2014 | 100% | 100% | 100% | 98% |
2014/2015 | 100% | 100% | 100% | 100% |
Двигательная активность детей с каждым годом уменьшается. Это связано с увеличением роли компьютера в нашей жизни, недопониманием некоторых родителей, условиями жизни. Поэтому на уроках: разъясняю учащимся пользу физических упражнений, правильного питания; разучиваю элементы домашних заданий, направленных на улучшение общего самочувствия детей, коррекцию осанки, предупреждение плоскостопия; учую самостоятельно трудиться, соблюдая технику безопасности, вести контроль за выполнением упражнении.
Основная работа отводится на самостоятельную работу дома и на занятия в спортивных кружках. Но дома не у всех созданы условия для занятий и нет надлежащего контроля, поэтому веду постоянную работу по вовлечению учащихся в кружок «Подвижные игры». Ребята с удовольствием приходят во внеурочное время на стадион или в спортивный зал. В зависимости от возрастной группы предлагаю игры из следующей тематики:
№ п/п | Раздел | Примеры игр |
1. | Сюжетные игры | Гуси-лебеди. У медведя на бору. Птицы и клетки. |
2. | Играя, подружись с мячом | Убегай-догоняй. Вызов номеров. Разведчики и часовые |
3. | Игры-эстафеты | Посадка картошки. Команда быстроногих. Поезда. |
4. | Игры с прыжками | Волк во рву. Зайцы в огороде. Успей пробежать. |
5. | Кто сильнее? | Бой петухов. Скачки. |
6. | Мой веселый звонкий мяч | Мяч - соседу. Лови - не лови. Пионербол. |
7. | Игры с предметами | Перестрелка. Поймай тарелочку. Охотники и утки. |
8. | Игры зимой. | Снежный тир. Футбол на снегу. По звериным следам |
9. | Игры-аттракционы | Вокруг стульев. Вернись в круг. |
Использую игры в плане оздоровления, физического воспитания и организации досуга подрастающего поколения. Занятия строю методически верно: перед началом игры, построив группу, называю игру, кратко объясняю ее ход и обязательно показываю, как правильно выполнять то или иное (основное) действие. После этого рассказываю о правилах игры, кому в игре присуждается победа, и кто будет отмечен как лучший. Считаю очень важным и поэтому всегда подвожу итог игры, отмечаю тех ребят, которые оказались более быстрыми, ловкими и сильными.
В ходе Месячника оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, а также во время «Дней здоровья» провожу конкурсы, а также более сложные виды соревнований – это первенства между несколькими командами по одной из подвижных игр, таких, к примеру, как «Перестрелка», «Пионербол», «Мяч ловцу». Считаю, что проводимые соревнования содействуют воспитанию у детей организованности и коллективизма, честности и воли к победе. Они способствуют воспитанию организаторов - вожаков игр, внедрению игр в повседневный быт. Не умаляя значения соревнований по отдельным играм, большое внимание уделяю проведению соревнований по комплексу подвижных игр, типа «Веселые старты», «Спортландия», «Сильные, ловкие, смелые».
Очень популярны у детей ежегодные традиционные мероприятия: «Дни здоровья», и городская спартакиада учащихся г.Белокурихи и спортивное соревнование посвещеные ГТО др.
Итоги:
№н/п | Соревнования 2015-16 уч.год. | класс | Место в соревнованиях |
1 | Волейбол | 5 «В» | 1 место |
2 | Мини –футбол» | 5 «Б» | 2 место |
Мини –футбол» | 5 «В» | 3 место | |
3 | Перестрелка | 5 «В» | 1 место |
Команда БСОШ №2 | 5 «В» | 3 место | |
4 | Волейбол | 10 «А» | 2 место |
5 | Волейбол | 10 «Б» | 3 место |
6 | Мини- футбол | 10 «А» | 1 место |
7 | Праздник ГТО | 5 «В» | 2 место |
8 | Кросс Нации Г.Белокуриха 24 сентября 2016г. | 10 «Б» Головлева Дарья | 3 место |
Важной формой повышения профессионального мастерства для меня является самообразование, большую информационную поддержку которого оказывают журнал «Физическая культура в школе», специальная литература, интернет, курсы переподготовки в Институте повышения квалификации работников образования: «Здоровьесберегаюшие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС нового поколения» (2011год, 72 ч.); использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя.
Мой принцип работы – надо учить каждого ребёнка, а не работать на «сильного», постоянно видеть работу каждого ученика и развивать его способности по возможностям. Научить самостоятельно, работать над собой, помочь самим добывать знания – вот цель моей работы.
Делюсь с коллегами своим педагогическим опытом, провожу открытые уроки и мероприятия, участвую в районных МО. Принимаю активное участие в муниципальных мероприятиях в III краевых конкурсах «Учитель здоровья», Мой труд отмечен:
Диплом Краевого конкурса «Инновационных проект» за научный подход в использовании здоровьесберегающих технологий в личностно ориентированном уроке физической культуры. 2006г. грамота в Белокурихе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
описание опыта работы учителя физкультуры
учителя физической культуры и ОБЖ Iквалификационной категории МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Рахманова Инсафа Рамиловича....
Самоанализ работы учителя истории
самоанализ работы за 2010-2011 год....
Самоанализ работы учителя за 2011-12 учебный год
Уважаемые коллеги ! Представляю Вашему вниманию краткий самоанализ своей работы в 2011-2012учебном году....
Самоанализ работы учителя истории и обществознания
Рефлексия работы....
Учебно - методический материал. Самоанализ работы учителя.
Материал в помощь для создания портфолио учителя....
Анализ и самоанализ деятельности учителя физкультуры
Памятка по анализу деятельности учителя физкультуры...