Методика сопряженного воздействия как дидактическая основа обучения предмету «Физическая культура»
статья по физкультуре (7, 8 класс)

Алексеева Надежда Валерьевна

Метод сопряженного воздействия применяется преимущественно в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Принципы и метод направленных сопряженных воздействий были внедрены в практику известным специалистом в области теории и методики спортивной тренировки В.М. Дьячковым. Он начал применять этот подход в процессе подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Сущность метода сопряженного воздействия состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_sopryazhennogo_vozdeystviya.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Методика сопряженного воздействия как дидактическая основа обучения предмету «Физическая культура»

Метод сопряженного воздействия в педагогике начали применять на практике благодаря известному специалисту в области теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки В.М. Дьячкову в 1960-х годах. Тогда данный метод использовался в физической подготовке спортсменов высокой квалификации, однако в настоящее время находит широкое применение и в школьной программе, оказывая положительное воздействие на физическое и психическое развитие обучающихся.

Как правило, к методу сопряженного воздействия прибегают при совершенствовании техники изученных двигательных действий для повышения результативности их выполнения. Суть метода заключается во взаимосвязи (сопряжении) процессов развития определенных видов физических способностей и овладения определенными двигательными навыками. Также данный метод подразумевает сопряженное применение средств двигательной активности и психорегулирующих воздействий в процессе обучения, воспитания и оздоровления обучающихся. Психофизическое попутное воздействие включает в себя помимо изучения различных движений и приобретения двигательных навыков также познавательный и личностный компоненты развития личности занимающихся.

Через одно и то же средство физической культуры можно как осваивать двигательные навыки, так и развивать физические и умственные способности учащихся. Сопряженное воздействие может осуществляться в процессе обучения как последовательно (выполнение физического упражнения влияет на развитие физических качеств), так и параллельно (двигательные действия оказывают одновременное влияние на физическую и психическую деятельности).

Научно доказано существование крепкой связи между мышечной деятельностью, состоянием внутренних органов и психическим здоровьем человека, как у взрослого, так и у ребенка. Это связано с наличием нервных клеток в организме, посылающих в наш мозг стимулирующие импульсы во время сокращений мышц. Данные импульсы служат сигналом о двигательных действиях, осуществляемых человеком, и наряду с этим тонизируют кору головного мозга. Именно поэтому иногда во время повышенной умственной нагрузки люди начинают двигаться (ходить, трогать лицо или волосы, крутить предметы в руках и т.п.).

В работе А.Я. Гомельского (1982) указано, что сущность метода сопряженных воздействий состоит в создании оптимальных условий для взаимосвязанного комплексного совершенствования элементов техники и необходимых для их эффективного выполнения физических качеств. Это достигается благодаря серийному повторению элементов техники с повышенной интенсивностью, а также конструированию упражнений с чередованием заданий на совершенствование элементов техники и акцентированное развитие специальных физических качеств в логической последовательности, присущей виду спорта.

Ю.В. Верхошанский (1991) отмечает, что метод сопряженного воздействия применяется в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.

В.М. Дьячков (1996) считал сопряженность оптимальной связью между физическими и психическими нагрузками различной преимущественной направленности, которые поддерживают или развивают уровень физических и психических качеств. Важно заметить, что это может касаться как физических, так и психических качеств человека.

Для выполнения любого двигательного действия необходима реализация комплекса различных составляющих мастерства. Регулирование динамики физической подготовленности человека является трудным педагогическим процессом, цель которого – соединение в единое целое процесса физической подготовки частных ее составляющих.

Такие известные авторы в области физической культуры и спорта как Л.П. Матвеев (1977), В.П. Филин (1987), Ю.Ф. Курамшин (2004), сходились во мнении, что проявляемые в какой-либо двигательной деятельности физические способности неотделимы от двигательных умений и навыков. Это означает, что чем лучше ученик владеет определенным двигательным действием, тем рациональнее проявляются его физические способности. И наоборот, чем развитее физические качества обучающегося, тем эффективнее он может выполнять двигательные действия. Процесс развития физических качеств и освоения двигательных навыков в большей мере обусловлен согласованностью нервной и мышечных систем. Однако для физических способностей большую роль играет морфофункциональные перестройки организма в целом.

Такой вид физических способностей как скоростно-силовые объединяет в себе понятия скоростных и силовых способностей человека. Сущность этого вида заключается в функциональных свойствах нервной, мышечной и других систем организма, отвечающих за двигательную деятельность, которая требует комплексного проявления высоких показателей механической силы одновременно со значительной быстротой движений. Преимущественно скоростно-силовые способности присущи таким спортивным дисциплинам или видам, где вместе с большими усилиями в совершаемых движениях необходима высокая скорость этих движений. Например, это всевозможные виды прыжков и метаний, резкие движения со штангой, удары и защиты в боксе и т.п.

Если говорить о прыжке в высоту, то В.М. Дьячков (1996) отмечает, что сопряженное развитие специальных физических способностей и совершенствование технических составляющих прыжка способствуют оптимальному задействованию увеличивающихся функциональных возможностей прыгунов в высоту. В обратном случае между степенями развития физических способностей и технических компонентов прыжка формируются взаимодействия, негативно влияющие на рост результатов.

Органическая связь физической и технической подготовки является одним главенствующих принципов спортивной тренировки, сущность которого заключается в параллельном развитии физических способностей и совершенствовании техники. Для реализации данного метода в процессе обучения необходимо применение специальных упражнений, близких по структуре и характеру выполнения соревновательному упражнению и позволяющий обеспечить единство развития специальных способностей и навыков. Такой подход составляет принципиальную основу метода сопряженных воздействий, разработанного В.М. Дьячковым (1996).

Некоторые специалисты считают, что между показателями специальной физической подготовленности и результатами прыжка в высоту существует прямая взаимосвязь, но лишь на начальных этапах подготовки занимающихся. В.И. Тихонин (2006) в своих научных работах доказал, что данная связь специальных физических качеств прыгунов в высоту и их результатов является эффективной только до выполнения кандидата в мастера спорта (КМС), а после достижения этого разряда не оказывает должного влияния на результат прыжка.

Также многие специалисты отмечают, что главная причина низкоэффективного процесса обучения прыжкам в высоту заключается в игнорировании применения на занятиях метода сопряженного развития физических качеств и совершенствования технических характеристик прыжка, что приводит к разбалансировке его компонентов.

Вышеизложенное применимо не только к прыжку в высоту, но и к великому множеству других дисциплин и видов, изучаемых на уроках физической культуры. Применение метода сопряженного воздействия решает одновременно несколько задач:

-  развитие необходимых видов физических способностей;

- формирование умения применять эти физические способности в двигательной структуре конкретных упражнений;

- интеллектуальное развитие обучающихся через двигательные способности или игру;

- сохранение физического и психического здоровья занимающихся.

Учитывая то, что на процесс физического воспитания школьников отводится лишь 3 академических часа в неделю, перед педагогом встает трудная задача ускоренного обучения сложно координационным движениям (в данном случае прыжку в высоту способом «перешагивание) и одновременного процесса физической подготовки с процессом укрепления здоровья учащихся.

Очевидно, что успешным решением данных задач, является применение на занятиях метода сопряженных воздействий.

Средствами практического решения задач совершенствования технической подготовленности являются подготовительные упражнения, специально – подготовительные упражнения и тренировочные формы соревновательных упражнений, применяемые в режиме сопряженного воздействия. Только специализированные упражнения обеспечивают прямое воздействие на группы мышц, непосредственно участвующих в выполнении двигательных действий в изучаемой дисциплине.

Методические приемы сопряжения:

- увеличение массы рабочего звена;

- увеличение или уменьшение расстояния в

упражнениях;

- увеличение скорости выполнения упражнений;

- увеличение времени выполнения упражнений;

- повышение координационной трудности выполнения упражнений;

- выполнение соревновательных упражнений на

фоне предыдущей тонизирующей работы.

Резюмируя, можно сделать вывод, что метод сопряженного воздействия основывается на органическом взаимодействии процессов развития физических способностей и формирования двигательных навыков и на возможности его регулирования. Согласно этому принципу тренировочные воздействия должны соответствовать не только развитию необходимых способностей, но и умению использовать их в двигательной структуре конкретного упражнения. Это достигается путем подбора специальных упражнений, направленных на одновременное развитие силы, выносливости и других способностей и на совершенствование отдельных элементов двигательного навыка или навыка в целом. В плавании для развития силы мышц рук в структуре гребка рекомендуется плавание на руках с буксировкой партнера или плавание на резиновом шнуре с преодолением его натяжения; в легкой атлетике — прыжковые упражнения, прыжки в длину и в высоту, выполняемые с утяжеленным поясом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические основы проведения уроков физической культуры.

Дидактические основы проведения уроков физической культуры....

« Дидактические основы проведения уроков физической культуры»

Статья  "Дидактические основы проведения уроков физической культуры"...

Методические рекомендации_Дидактические основы проведения уроков физической культуры

Методические рекомендации адресованы молодым учителям (преподавателям) физической культуры. Помогут в организации занятий с обучающимися подросткового возраста....

Современные образовательные технологии в образовательном процессе обучения предмета физическая культура

Задача современной школы - физическая культура "без освобождения", что предполагает поиск и введение таких технологий, в которых могли бы участвовать все дети без ограничений.В данной статье...

Описание используемой образовательной технологии в образовательном процессе обучении предмета физическая культура

Моя педагогическая система складывается из нескольких составляющих. Наряду с традиционными методами применяю метод дифференцированного обучения, информационно-коммуникативную, здоровьесберегающую, игр...

Методика «Выявление мотивации учащихся к учебе и предмету «Физическая культура» Г.Н. Казанцевой (2001)

Методика «Выявление мотивации учащихся к учебе и предмету «Физическая культура» Г.Н. Казанцевой (2001)  Основные вопросы анкетирования школьников и родителей:Как ...

МДК 01.01 Методика обучения предмету «Физическая культура»

ДНЕВНИК ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ«ПРОБНЫЕ УРОКИ И ЗАНЯТИЯ»ПМ.01 ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМспециальность 49.02.01 Физическая культура...