"Развитие у учащихся интереса к урокам физической культуры".
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Эта статья - результат положителного опыта работы учителя. Автор рассказывает о том, как пробудить интерес к самому процессу занятий физической культурой, как воспитать устойчивый интерес и о стимулах развития интереса к урокам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyano2.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 79 Калининского района Санкт-Петербурга
«Развитие у учащихся интереса к урокам физической культуры»
Автор:
Левкович Людмила Борисовна
учитель физической культуры
высшая категория
Санкт-Петербург 2019
Занимаюсь физическим воспитанием более 30 лет. Формируя физическую культуру личности школьника, постоянно на уроках, во внеурочной деятельности подчёркиваю, что физкультура – это крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, способы и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную работу.
Опыт работы убеждает, что эти цели эффективно реализуются, прежде всего, при воспитании у учащихся интереса к урокам физической культуры.
Какие стимулы развития интереса я использую в своей практике?
Прежде всего, показываю значимость, жизненную важность двигательных навыков и качеств, приобретённых на уроках, так необходимых в жизненных ситуациях. Рассказываю, что кроме физических качеств мы развиваем моральные и волевые качества, приобретаем опыт общения в коллективе.
Объясняю, что от общего состояния здоровья и физических возможностей зависит работоспособность человека, при этом подчёркиваю, что учащийся сам должен заботиться о своём здоровье.
Поэтому, ребят надо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Каждый учитель должен постоянно видеть перед собой конечную цель: подготовить ученика, имеющего желание и умеющего заниматься физическими упражнениями самостоятельно.
Достижение этой цели возможно лишь при решении главной промежуточной задачи – воспитание устойчивого интереса к урокам физической культуры.
Первой ступенью на этом пути является пробуждение интереса к самому процессу занятий физической культурой. Причём в практической работе учителю важно, имея дело с различным по возрасту контингентом учащихся, различать непосредственный интерес (интерес к самому процессу деятельности) и опосредованный (интерес к результатам деятельности). Младших школьников мало волнует, как отразятся его сегодняшние занятия на завтрашнем самочувствии, состоянии здоровья, внешнем виде. Для них главное – получать сиюминутное удовлетворение своих потребностей. Поэтому в начальной школе большое значение имеет эмоциональная окрашенность упражнений, их образное объяснение.
Начиная с 1-го класса обучение двигательному действию должно проходить обдуманно. Дети должны иметь ясное понимание того, зачем их обучают этому действию, как оно воздействует на организм (хотя бы в общих чертах), каков механизм выполнения этого действия и т. п. Желательно также, чтобы эти знания преподносились ученикам не в готовом виде, а «добывались» в процессе учебной деятельности. Овладевая способом такого обучения, ученик впоследствии научится самостоятельно решать новые возникающие перед ним задачи.
Приведу примеры такого обучения с учащимися разного возраста.
Строевые упражнения в 1 классе – построение в шеренгу по росту, в колонну, повороты на месте, передвижения к колонне с соблюдением дистанции, перестроения, остановки по команде и другие. Даже и от учащихся старших классов можно слышать вопросы: «Зачем нам нужны эти построения, бег в колонне?» Это говорит о том, что учащиеся не осознают, насколько важно для успешной работы на уроке уметь действовать по командам. Поэтому, обучая строевым упражнениям учащихся 1-х классов, следует на конкретном примере убедить детей в необходимости знания и соблюдения строевых команд. Например, при выполнении передвижения или бега в колонну, я спрашиваю учащихся: «Зачем вам необходимо соблюдать дистанцию? Что может быть, если во время бега в колонне ученик резко остановится?» Дети быстро находят правильный ответ. Объясняю, что с помощью команд учитель управляет классом. Быстрое и правильное выполнение команд на уроке даст возможность справиться с поставленными задачами и больше времени поиграть.
Техника выполнения двигательного действия в средней школе – метания малого мяча с разбега. Выполняя метание с разбега, задаю вопрос: «Для чего необходим разбег? Под каким углом нужно выпустить мяч, чтобы он полетел дальше?» Таким образом, учащиеся начинают задумываться о том, что результат во многом зависит от техники. Даже те девочки, которые метали с места, стараются выполнить несколько шагов разбега. Такой подход к занятиям формирует не только навыки и умения, но и развивает творческое начало, стремление самим познавать, осваивать учебный материал. Я объясняю, что думать нужно не только на уроках математики, физики, но и на уроках физической культуры.
Общеразвивающие упражнения. Для учащихся начальных классов они являются не только средством подготовки организма к работе, но и целью. Ведь несмотря на кажущуюся простоту, школьники должны научиться правильно их выполнять. Кроме того, моя задача как учителя состоит в том, чтобы дети узнали, для чего предназначается каждое упражнение. Тогда в будущем легче будет научить ребят умению выполнять разминку перед самостоятельными занятиями. Поэтому, выполняя упражнения, я комментирую каждое, рассказывая какую группу мышц мы разминаем. Для более лёгкого усвоения каждому упражнению даю название, например: «часы» - наклоны в сторону; «дровосек» - наклоны вперёд; «конькобежец» - выпады вперёд и т.п.. Для активизации учащихся уже в начальной школе провожу разминку по названиям упражнений. Дети активно включаются в игру, тянут руки, желая показать свою сообразительность.
В средней школе я стараюсь пробуждать учащихся к поиску вариантов изученных упражнений. Показывая одно упражнение на определённую группу мышц, прошу показать ещё несколько упражнений на эту же группу мышц. Или же называю группу мышц и прошу показать упражнения для разминки. Я постоянно веду диалог с учащимися, стараюсь научить их осмысленно выполнять порой кажущиеся им ненужные упражнения.
Учащимся старших классов даю задание самостоятельно, используя различные источники, подготовить разминку с предметом или без предмета для проведения на уроке с классом.
Для более яркой эмоциональной окрашенности уроков я использую музыкальное сопровождение во время разминочного бега, выполнения общеразвивающих упражнений, работы по станциям (круговой тренировки).
Одним из важных средств развития устойчивого интереса к урокам физической культуры, особенно в начальной школе являются подвижные игры. Они способствуют развитию внимательности, сообразительности, ловкости, быстроты, силы, выносливости. Во время игр дети всегда активны и инициативны, при правильной организации и проведении всегда доставляют удовольствие, создают хорошее настроение.
На уроках в 1 – 2 классах обычно я использую одну-две игры, в 3 классе – по одной игре.
Если я провожу игру в подготовительной части урока, то будет решаться организационная задача («Быстро стройся», «У ребят порядок строгий» и др.). В основной части урока провожу игры для совершенствования двигательных умений и навыков в беге, прыжках, метаниях и т. д. (эстафеты с бегом, прыжками, передачами и ведением мяча, бросками в корзину, «Метко в цель», «Прыжки по полоскам», «Бездомный заяц» и др.). В заключительной части урока использую спокойные игры, не требующие большого внимания и не вызывающие возбуждения («Запрещённое движение», «Угадай чей голосок?» и др.).
Многие игры, пройденные в начальной школе, провожу с учащимися 5 – 11 классов. Это – «Вызов номеров», «Салки», «Белые медведи», «Гонка мячей», различные эстафеты.
В нашей школе на протяжении 25 лет одной из наиболее эффективных форм привлечения учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями являются домашние задания по физической культуре.
Цель домашнего задания заключается в улучшении своих двигательных показателей к концу четверти, т.е. через 1,5-2 месяца.
Домашние задания разработаны методическим объединением учителей физической культуры на основе «Комплексной программы по ФК» нормативов комплекса ВФСК ГТО. Нормативы состоят из упражнений для укрепления различных мышечных групп, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Упражнения несложные по координации, не требующие специального оборудования и инвентаря.
Учащиеся 5-11 классов в конце каждого триместра вместе с учителем оценивают динамику роста показателей.
Виды домашних заданий:
- Подтягивание из виса на перекладине (мальчики); подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине (девочки)
- Прыжок в длину с места
- Прыжки через скакалку за 1мин.
- Сгибания и разгибания рук в упоре лёжа от пола
- Поднимание туловища и положения лёжа за минуту
- Тест на гибкость
- Приседания на одной ноге с опорой
Для самостоятельной подготовки к сдаче нормативов на уроках даю методические указания. При выставлении оценки за четверть учитываю результаты роста показателей.
Поэтому учащиеся заинтересованы в своей физической подготовленности, у многих появляется желание заниматься в спортивных секциях, клубах, тренажёрных залах.
Учащиеся 5 – 11классов, освобождённые от уроков физической культуры, пишут рефераты по предложенным темам, делают презентации. Такая творческая, познавательная работа интеллектуальной направленности очень привлекает. Привожу примерные темы презентаций:
- История Олимпийских игр (девиз, символика, ритуал…).
- ХХ11 Олимпийские игры в Москве (можно взять любые Олимпийские игры).
- Участие российских спортсменов-олимпийцев в развитии олимпийского движения в России и мире.
- Правила игры (баскетбол, волейбол, футбол и т.п.).
- Классификация вида спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжный спорт).
- Основные способы плавания.
- Утренняя гимнастика (значение, место проведения, комплекс).
- Режим дня (задачи, планирование).
- Об одном из видов спорта (история возникновения, развития, спортсмены-олимпийцы, чемпионы Мира, Европы).
- Требования безопасности на занятиях (лёгкой атлетикой, гимнастикой, спортивными играми).
Презентация состоит из 10-15 слайдов.
Спортивные соревнования являются одной из самых интересных и увлекательных форм физической культуры. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям.
Самое впечатляющее и яркое соревнование в нашей школе – лёгкоатлетическая эстафета «Золотая осень» среди учащихся 5 - 11 классов.
Эстафета проводится каждый год в конце сентября на школьном стадионе. Принимают участие по две команды из каждого класса (мальчики и девочки) по четыре человека. Победители определяются среди параллели. Ребята задолго до соревнований начинают подготовку: бегают кроссы после уроков, проводят эстафетный бег, сами выявляют сильнейших бегунов в классе, учатся передавать палочку.
Болеть за участников приходит весь класс. Победители награждаются грамотами и призами. После соревнований обсуждают результаты.
Опыт моей работы убеждает, что отношение школьников к урокам физической культуры во многом определяется атмосферой доброжелательности, созданием ситуаций успеха. Обеспечиваю такие ситуации разными методическими приёмами: предвижу затруднения, страхую, предупреждаю, поддерживаю малейший успех. Успех, как правило, у детей сопровождается радостью, удовлетворением, проявлением интереса к занятиям.
Подводя итог, подчеркну, что урок физической культуры становится для учащихся интересным, если это урок гармонии ума, души и тела, осознания ребятами смысла знаний и занятий физкультурой для жизни. Для практики, для здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факторы формирования интереса к урокам физической культуры у школьников
В статье представлены результаты исследования по определению факторов, влияющие на формирование интереса к урокам физической культуры у школьников на современном этапе.Исследование проводилось ...
Пути повышения интереса к уроку физической культуры.
В статье определены причины снижения интереса учеников к уроку физической культуры и пути их преодоления....
Повышение интереса к уроку физической культуры посредством соревновательно-игрового метода.
Данная работа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников, посредством использования соревновательно-игрового метода на уроке физкультуры на протяжении всего учебного год...
Здоровьесберегающие технологии как способ развития мотивации и интереса к предмету "Физической культуры"
Создание условий, способствующих развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью....
Развитие у обучающихся устойчивой мотивации и познавательного интереса на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности через применение интерактивных технологий
Статья о применении интерактивных технологий на уроках физической культуры (из опыта работы)....
"Повышение интереса к урокам физической культуры у учащихся с помощью круговой тренировки"
Учитель рассказывает о том, как с помощью круговой тренировки можно повысить интерес учащихся к урокам физической культуры....
3.3.3 Открытый урок по физической культуре в 4 классе. Тема: «Использование круговой тренировки для развития двигательных качеств обучающихся на уроке физической культуры».
Общая физическая подготовка является той базой, на которой осуществляется вся двигательная деятельность человека. Уровень ее определяется тем, в какой мере развиты основные двигательные качества: сила...