"Повышение интереса к урокам физической культуры у учащихся с помощью круговой тренировки"
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Учитель рассказывает о том, как с помощью круговой тренировки можно повысить интерес учащихся к урокам физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение интереса на уроках физической культуры
с помощью круговой тренировки
Физическое образование ребёнка есть база для всего остального.
Без правильного применения гигиены в развитии ребёнка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения.
/А.В. Луначарский/
Проблема формирования и развития интереса школьника к урокам физкультуры в настоящее время становится всё более обсуждаемой. Это, прежде всего, связано с потребностями общества в здоровом молодом поколении. Неустойчивость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
В процессе обучения учащиеся не должны быть пассивными объектами воздействия учителя. Необходимо, чтобы они сами проявляли активность, направленную на овладение учебным материалом. В связи с этим перед учителем стоит задача всеми имеющимися в его распоряжении способами и средствами обеспечить высокую учебную активность учащихся.
Для этого учитель должен формировать интерес к занятиям физическими упражнениями, целеустремленность учащихся в развитии у себя волевых, психических и физических качеств, вызывать у учащихся удовлетворение от уроков физической культуры. Важно при этом соблюдать дидактические принципы, которые обеспечивают не только успешность обучения, но и сохранение, и укрепление здоровья учащихся.
Активность учащихся на уроке физической культуры во многом зависит от самого учителя. Существует много путей и способов повышения активности учащихся: правильная постановка задач на уроке, эмоциональное проведение урока, создание положительного социально-психологического климата на уроке, устранение ненужных пауз и т.д.
Еще П.Ф. Лесгафт, говоря о методике физических упражнений, подчеркивал, что «всякая однообразная деятельность утомляет, угнетает молодого человека и убивает в нем всякую самостоятельность». В настоящее время установлено, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний – монотонип и психического пресыщения. Первое характеризуется снижением психической активности, потерей интереса к деятельности и развитием скуки, ослаблением внимания. Второе характеризуется, наоборот, усилением психического возбуждения, раздражительности, озлобленности, появлением отвращения к деятельности.
Поэтому учитель должен разнообразить средства и методы проведения урока – использовать фронтальный, групповой и круговой методы проведения занятий, использовать для развития качеств разнообразные и меняющиеся частично от урока к уроку упражнения, проводить занятия на воздухе и т.д.
Хочу рассказать о применении метода круговой тренировки, который на протяжении своей педагогической деятельности с успехом использую на уроках физической культуры в 5 – 11 классах.
Круговая тренировка – это организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, направленная на комплексное развитие физических способностей занимающихся, на повышение их физической подготовленности.
Организационную основу этой формы составляет циклическое проведение комплекса упражнений, подобранных в соответствии с определённой схемой и выполняемых в порядке последовательной смены «станций», расположенных в зале или на площадке по кругу. Комплексы круговой тренировки составляются из упражнений основной и спортивно-вспомогательной гимнастики, а также лёгкой атлетики. В методическом отношении круговая тренировка представляет собой процесс строго регламентированного упражнения с точным нормированием нагрузки и отдыха, твёрдо установленным порядком изменения нагрузки и чередования её с отдыхом. Она имеет несколько методических вариантов, отличающихся динамикой нагрузок - непрерывной и прерывистой. Строгая регламентация процесса упражнения обеспечивается постоянным учётом выполняемой работы и объективной оценкой достигнутой работоспособности. Мера нагрузки устанавливается разной для всех занимающихся - строго индивидуально.
Добиться высокой работоспособности организма – одна из главнейших задач, которую решает круговая тренировка.
В физическом воспитании круговая тренировка даёт возможность самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки.
Круговая тренировка обеспечивает равномерную нагрузку по возможности на все мышечные группы, а также нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. С помощью определённого метода дифференцированно развиваются двигательные качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость), но главным образом такие комплексные качества, как силовая выносливость, скоростная сила, скоростная выносливость.
Круговая тренировка, осуществляемая на уроках физической культуры, представляет собой целостную организационно-методическую форму физической подготовки. Она не сводится к какому-либо одному способу выполнения упражнений, она включает в себя ряд частных методов строго регламентированного упражнения с избирательным общим воздействием на организм учащихся. Она органически вписывается в конкретную серию учебных занятий, помогает выполнять учебную деятельность в зависимости от прохождения определённой темы и хорошо увязывается с программным материалом по лёгкой атлетике, спортивным играм и особенно гимнастике.
При составлении комплексов, можно включать лёгкоатлетические упражнения, упражнения с мячами (при прохождении спортивных игр), гимнастические упражнения.
При проведении на уроках круговой тренировки использую снаряды, которыми оснащен спортивный зал. Чтобы подготовить места для занятий уходит 3-4 минуты, еще меньше времени занимает уборка снарядов. Этим достигается высокая организация урока.
В условиях урока физкультуры круговая форма организации занятий приобретает особое значение, так как позволяет большому числу учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования.
Круговая тренировка, введённая в урок физической культуры, повышает моторную плотность занятий, делая урок более разнообразным и интересным для учащихся. В зависимости от количества станций укладывается в соответствующий лимит времени при большой моторной плотности.
В зависимости от поставленных задач круговую тренировку планирую в подготовительной или основной части урока.
Включение её в подготовительную часть урока носит подводящий характер. Применение в основной части урока связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм ещё не устал и готов выполнить работу в большом объёме и оптимальных условиях нагрузки. Попеременная нагрузка на основные мышечные группы выражается с помощью графической схемы (символа), которая находится на каждой станции круговой тренировки. Этим достигается не только развитие двигательных качеств, но и укрепление внутренних органов, что и является особенностью цели применения круговой тренировки.
Для проведения занятий по круговой тренировке составляю комплекс из 8 - 10 относительно несложных упражнений. Каждое из них воздействует на определённые группы мышц. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из различных исходных положений влияет на развитие определённых двигательных качеств. В зависимости от числа упражнений в комплексе класс делят на 6 - 8 групп по 3 - 5 человек.
Заранее размечаю места для выполнения упражнений. Для более чёткой организации занятий у каждой станции ставлю указатель с графическим изображением и кратким описанием упражнения, выполняемого на этом месте.
Последовательность прохождения станций устанавливаю по прямоугольнику. Стараюсь использовать все снаряды и подручный инвентарь, который есть в зале.
Упражнения на каждой станции используются многократно, однако не произвольно, а установленное число раз или определённое время. В одних случаях ученики выполняют весь комплекс непрерывно, дважды или трижды подряд, в других - с остановками для отдыха.
Любые упражнения надо проводить так, чтобы они укрепляли здоровье школьников. Это осуществимо лишь в одном случае - если упражнения выполняются с тем минимумом интенсивности, который вызывает в человеческом организме импульсы развития. А это значит, что нагрузку в процессе упражнения надо устанавливать оптимальную. А она не одинакова для каждого из учеников.
Определение максимального теста
Одна из важнейших особенностей круговой тренировки и предусматривает удачное сочетание жёсткого нормирования нагрузки с ёё индивидуализацией. Индивидуальная нагрузка определяется с помощью так называемого максимального теста ( МТ ) – испытания на максимальное число повторений по каждому упражнению, включённому в комплекс круговой тренировки.
Максимальный тест определяю на первых двух уроках. Ознакомившись с упражнениями после их показа и объяснения, ученики по моей команде начинают выполнять на своих станциях намеченное упражнение в обусловленное время – 30 - 45 сек, стараясь преодолеть его максимальное (для себя) число раз. Определяя максимальный тест на каждой станции, нужно делать паузы в пределах 2 - 3 минут для отдыха. В это время ученики записывают число повторений в личную карточку учёта результатов и затем переходят на следующую станцию, где принимают исходное положение для выполнения очередного упражнения. По истечении 2 - 3 минут определяется максимальный тест этого упражнения и т. д.
Личная карточка учёта результатов
Фамилия, имя, класс | ||
№ п\п | Вид упражнения | Кол-во раз |
1 | Прыжки через короткую скакалку | |
2 | Сгибания рук в упоре лёжа от пола | |
3 | Прыжки через гимн. скамёйку из стороны в сторону | |
4 | Приседания на одной ноге с опорой | |
5 | Поднимание туловища из положения лёжа, руки за головой | |
6 | Подтягивание из виса(мальчики), из виса лёжа(девочки) |
После определения максимального теста для каждого устанавливается
индивидуальная нагрузка: половина МТ ( МТ/2 ), или четверть ( МТ/4 ) – в зависимости от подготовленности.
Дозировка нагрузки в круговой тренировке
на уроках физической культуры
На последующих уроках ученики выполняют каждое упражнение комплекса установленное число раз, но в разных вариантах. Начиная с 8 класса, на первых порах применяются наиболее простые варианты.
- Каждое упражнение комплекса выполняется (один круг) данное число раз в обусловленное время (30 – 45с) как можно точнее.
- Весь комплекс выполняется (один круг) за строго обусловленное время, каждое упражнение повторяется в индивидуальной дозировке (установленное число раз).
Организм учеников постепенно приспосабливается к дозируемой нагрузке. Поэтому необходимо постепенно повышать её, увеличивая дозировку упражнений. Например, половину МТ и плюс два
повторения и т. д. Это обозначается так: МТ/2 +1; МТ/2 + 2 и т.д. в зависимости от количества уроков, запланированных на выполнение данного комплекса. Каждый из них повторяется без изменения на 4-5 уроках. На последнем из них рекомендуется вновь проверить максимальный тест по каждому упражнению и сравнить с исходными результатами, чтобы были видны сдвиги.
Обычно комплекс из 8 - 10 упражнений выполняется примерно за
10 - 12 минут (время на каждое упражнение – 45сек, на паузы для отдыха – 30сек)
Для лучшей организации класса в каждой из групп назначаю старшего по отделению, который помогает ученикам выполнять упражнения, страхует их, следит за соблюдением установленной дозировки. Я выбирает себе место, откуда более удобно наблюдать за классом, стараюсь находится рядом с той станцией, где наиболее нужна моя помощь. Для регулирования времени выполнения упражнений использую секундомер.
Первое занятие по круговой тренировке занимает 45 минут, а остальные: примерно 10 минут -если комплекс повторяется 1 раз; 20 минут -если 2 круга; и 30 минут - если 3 круга.
Упражнения с дозировкой «один круг» провожу в первые или последние 15 минут урока; с дозировкой в «два круга» - в последние 20 минут; в «три круга» - в последние 35 минут урока.
Комплекс упражнений, выполняемый по методу круговой тренировки, обычно повторяю без изменения на 4-5 уроках. В дальнейшем не заменяю все упражнения, а лишь усложняю некоторые так, чтобы комплекс более разносторонне воздействовал на организм.
Определение максимального теста рекомендую начинать с 8 класса.
В 5 - 7 классах провожу собственно не круговую тренировку, а занятие по типу круговой тренировки, точнее – упражнения выполняются мелко-групповым поточным способом. Время на выполнение каждого упражнения остаётся в пределах 30-45 с, дозировку определяю в зависимости от пола, возраста, подготовленности учеников, характера предложенных упражнений. В 5 - 7 классах приемлем такой вариант выполнения упражнений: прохождение круга с заданием, выполнить каждое упражнение в обусловленное время в произвольном темпе, но по возможности более точно.
В этих классах очень осторожно отношусь к дозировке упражнений, не предлагаю учащимся максимальные нагрузки. Количество повторений упражнений - на уровне половины среднего результата при выполнении того или иного упражнения для данного класса.
Чтобы активизировать учащихся и повысить заинтересованность в выполнении заданий использую метод оценки их работы на каждой станции.
Учащимся легче, если они знают, что их действия и поведение будут оцениваться. В связи с этим в начале урока предупреждаю, особенно учащихся, проявляющих пассивность, что сегодня всех занимающимся буду оценивать.
После сигнала, учащиеся начинают выполнять задания на станциях, я прохожу и наблюдаю за работой, исправляю ошибки. Если ученик хорошо выполняет задание, то даю ему один балл за выполнение упражнения на каждой станции.
В конце урока подсчитывается количество полученных баллов.
Если в круговой тренировке 7 станций, а ученик набрал 6 баллов, то получает оценку «5», 5 баллов-«4», тройки стараюсь не ставить.
Для повышения интереса и эмоциональности урока использую музыкальное сопровождение. Вместо команды для начала выполнения упражнения, включаю музыку, выключаю – выполнение заканчивается. При этом я получаю возможность следить за учениками более внимательно, исправляя их ошибки.
На уроке поддерживается дисциплина и порядок.
Уроки проходят организованно и чётко, учащиеся заинтересованно выполняют задания.
Примерный комплекс упражнений круговой тренировки
для учащихся 8 - 11 класса
- Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. Девочки – руки на гимнастической скамейке; мальчики – ноги на гимнастической скамейке.
- Прыжки через гимнастическую скамейку с продвижением вперёд из стороны в сторону на двух ногах. Девочки - с промежуточным прыжком.
- Приседания на одной ноге с опорой.
- Поднимание туловища из положения сидя на гимнастической скамейке, ноги закреплены за нижнюю рейку гимнастической стенки, руки за головой.
- Поднимание согнутых ног из виса на гимнастической стенке.
- Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа сзади на гимнастической скамейке.
- Прыжки через скакалку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение мотивации к урокам физической культуры у учащихся
Чем выше мотивация, тем выше результат....
Пути повышения интереса к уроку физической культуры.
В статье определены причины снижения интереса учеников к уроку физической культуры и пути их преодоления....
Повышение интереса к уроку физической культуры посредством соревновательно-игрового метода.
Данная работа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников, посредством использования соревновательно-игрового метода на уроке физкультуры на протяжении всего учебного год...
РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 11-13 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО И КРУГОВОГО МЕТОДОВ
Одной из актуальных проблем совершенствования системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту является методическая проблема улучшения качества учебного процесса. Основа многокомпонент...
Проект на тему «Современные игры, как средство повышения интереса к предмету физической культуры»
Описание проекта:Проект «Современные игры, как средство повышения интереса к предмету физической культуры», был реализован на базе муниципального автономного ...
"Развитие у учащихся интереса к урокам физической культуры".
Эта статья - результат положителного опыта работы учителя. Автор рассказывает о том, как пробудить интерес к самому процессу занятий физической культурой, как воспитать устойчивый интерес и о стимулах...
Круговая тренировка на уроках физической культуры для учащихся 5-11 классов.
В методической разработке дано основное определение круговой тренировки, её организационно-методической основы. Рассказано как определить дозировку упражнений, состави...