рабоч. прогр. по профориент.
рабочая программа по физкультуре
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области
« Утверждаю»
Директор МКОУ школы-интерната:
_____________ Гришина М.Б.
«__» __________17___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
на 2017 – 2022 учебные годы
Жаров Михаил Сергеевич
учитель физкультуры
Пояснительная записка
Когда-нибудь каждый из учеников встанет перед важным вопросом в жизни: «Куда после школы идти учиться, какую профессию выбрать?» От выбора зависит будущее ученика. Ведь правильный выбор профессии повлияет на все сферы его жизни. Это и материальное положение и то, насколько интересна и содержательна будет его будущая работа. «Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений!» - так говорил Д.Рокфеллер, американский миллиардер. Конечно, когда человек знает много профессий, интересуется, читает о них, то у него выбор более осознанный и точный, меньше вероятность, что в дальнейшем он разочаруется в своей профессии.
Актуальность данной программы в том, что она позволяет детям задуматься над этой проблемой и помочь в будущем выборе профессии.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей, склонностей , профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися в различных видах деятельности ( познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). Профориентационное направление прослеживается в плане работы каждого классного руководителя, воспитателей, социального педагога, педагога-психолога, учителей трудового обучения, в процессе работы школьной библиотеки, медработника.
Умственно - отсталые дети – особая категория учащихся, которых отличает инфантилизм, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.
Выпускникам коррекционных школ трудно адаптироваться в обществе, поскольку они характеризуются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Не умеют и не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.
Незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников специальных коррекционных образовательных учреждений. Поэтому проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки в период нахождения ребенка в образовательном учреждении повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.
В МКОУ школе-интернате обучаются умственно отсталые дети, имеющие отставание в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, затруднения в процессе восприятия, недостаточную сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, бедность словарного запаса.
Часто при выполнении заданий внеучебного характера воспитанники обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними задачи; испытав малейшую трудность, отказываются от выполнения поставленной задачи.
Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.
В связи со всем выше сказанным становится очевидной необходимость создания системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников специальной коррекционной школы 8 вида, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Профориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики.
Компетенции, необходимые учащимся для принятия верного решения о выборе профессии:
1) Информационные (знание своих индивидуальных особенностей, наличие представлений о мире профессий).
2) Ценностно-смысловые (потребность в выборе профессии, устойчивая мотивация к самообразованию).
3) Учебно-познавательные ( умение адекватно соотнести знания о себе и знания о выбранной профессии, уверенность в своих силах, положительное отношение к выбору будущей профессии).
4) Социально-трудовые ( активная жизненная позиция в выборе профессии, наличие профессиональных и жизненных перспектив).
5) Компетенции реинтеграции в общество( умение ставить цели и планировать пути по их достижению, умение взаимодействовать с окружающими людьми. 6) Компетенция личностного самосовершенствования (способность к прогнозированию, к осмыслению результатов саморазвития).
Цель программы:
Создание условий для формирования обоснованного профессионального самоопределения выпускника.
Задачи:
1)Обогащение представлений детей о мире профессии.
2)Выявление интересов, склонностей и способностей.
3)Стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения.
4)Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности.
5)Развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости.
Сроки реализации: сентябрь 2017 г.- май 2022г.
Принципы реализации программы:
1) Принцип личностной направленности (предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей воспитанников, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них).
2) Принцип толерантности (терпимость к мнению людей, учет их интересов). 3) Демократизм (предполагает сотрудничество педагога и ребенка).
4) Учет возрастных, психологических особенностей детей.
Ожидаемые результаты:
У учащихся должны быть сформированы следующие знания:
- о видах профессий;
- о медицинских и профессиональных требованиях;
- об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;
- о повышении квалификации и профессионального роста;
- о состоянии рынка труда.
План мероприятий по профориентации
на 2017– 2018 учебный год
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | «Кто любит труд, того люди чтут». | сентябрь | Классный руководитель |
2. | «Знакомство с миром профессий» | октябрь | Классный руководитель Педагог-психолог |
3. | «Производства нашего города» | ноябрь | Классный руководитель |
4. | «Все профессии нужны, все профессии важны» | декабрь | Классный руководитель |
5. | «Пять профессий». | январь | Классный руководитель |
6. | «Моя будущая профессия» | февраль | Класс.руков. Соц.педагог |
7. | «Слава рукам золотым». | март | Классный руководитель |
8. | Спортивно-познавательная игра «Кем быть?» | апрель | Классный руководитель Учитель физкультуры |
9. | Смотр учебников и их починка. | май | Классный руководитель |
10. | Смотр учебников и их починка. | Сентябрь - май | Классный руководитель |
11. | Выставка практических работ. | 1 раз в четверть | Учителя труда |
12. | Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии. | Апрель | Библиотекарь |
13. | Оказание помощи педагогам школы в подборе материала для классных часов, бесед, уроков, тренингов по профориентации. | Сентябрь - май | Библиотекарь |
14. | Информационное оформление стенда психолога: - «Сферы труда». - «Календарь профессий». - «Типы профессий». | Март Апрель Май | Педагог-психолог |
План мероприятий по профориентации
на 2018 – 2019 учебный год
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | «Калейдоскоп профессий» | сентябрь | Классный руководитель |
2. | «Труд взрослых» | октябрь | Классный руководитель |
3. | Игра «По дорогам профессий». | ноябрь | Классный руководитель Учитель физкультуры Учителя труда |
4. | «Беседа «Что влияет на выбор профессии?» | декабрь | Классный руководитель Педагог-психолог |
5. | «О профессиях разных, нужных и важных». | январь | Классный руководитель Педагог-психолог |
6. | Конкурс рисунков «Моя будущая профессия». | февраль | Классный руководитель |
7. | «Производства нашего города» | февраль | Классный руководитель |
8. | «Труд красит человека» | март | Классный руководитель |
9. | Неделя труда: Викторина «Ярмарка профессий». | апрель | Учителя труда |
10. | «Угадай профессию» | май | Классный руководитель |
11. | Смотр учебников и их починка. | Сентябрь - май | Классный руководитель |
12. | Выставка практических работ. | 1 раз в четверть | Учителя труда |
13. | Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках. | В течение года | Учителя труда |
14. | Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии. | Апрель | Библиотекарь |
15. | Оказание помощи педагогам школы в подборе материала для классных часов, бесед, уроков, тренингов по профориентации. | Сентябрь - май | Библиотекарь |
16. | Посещение кружков | В течение года | Учителя труда |
17. | Информационное оформление стенда психолога: - «Сферы труда». - «Календарь профессий». - «Типы профессий». | Март Апрель Май | Педагог-психолог |
План мероприятий по профориентации
на 2019 – 2020 учебный год
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | Беседа «Поговорим о жизненных ценностях» | сентябрь | Классный руководитель |
2. | Игра «Я и мир профессий» | октябрь | Классный руководитель Соцпедагог |
3. | «Вкус ремёсел» | ноябрь | Классный руководитель |
4. | «Профессии людей, работающие в нашей школе». | декабрь | Классный руководитель учителя -предметники |
5. | «Производства нашего города» | январь | Классный руководитель |
6. | Конкурс рисунков «Моя будущая профессия». | февраль | Классный руководитель |
7. | Игра «В кругу друзей и профессий». | март | Классный руководитель |
8. | Выпуск стенгазеты «Профессии» | апрель | Классный руководитель |
9. | Беседа «Дороги, которые мы выбираем». | май | Классный руководитель |
10. | Неделя труда: Викторина «Ярмарка профессий». | апрель | Учителя труда |
11. | Смотр учебников и их починка. | Сентябрь - май | Классный руководитель |
12. | Выставка практических работ. | 1 раз в четверть | Учителя труда |
13. | Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках. | В течение года | Учителя труда |
14. | Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии. | Апрель | Библиотекарь |
15. | Оказание помощи педагогам школы в подборе материала для классных часов, бесед, уроков, тренингов по профориентации. | Сентябрь - май | Библиотекарь |
16. | Посещение кружков | В течение года | Учителя труда |
17. | Информационное оформление стенда психолога: - «Сферы труда». - «Календарь профессий». - «Типы профессий». | Март Апрель Май | Педагог-психолог |
План мероприятий по профориентации
на 2020 – 2021 учебный год
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | “Учеба - твой главный труд”. | сентябрь | Классный руководитель |
2. | «Профессии военных лет» | октябрь | Классный руководитель Соцпедагог |
3. | « Мир твоих увлечений». | ноябрь | Классный руководитель |
4. | Устный журнал «Рабочие профессии». | декабрь | Классный руководитель |
5. | «Производства нашего города» | январь | Классный руководитель учителя -предметники |
6. | Конкурс рисунков «Моя будущая профессия». | февраль | Классный руководитель |
7. | «Выбор профессии – дело серьёзное» | март | Классный руководитель |
8. | Выпуск стенгазеты «Профессии» | апрель | Классный руководитель |
9. | Беседа «Планирование профессионального пути». | май | Классный руководитель учителя -предметники |
10. | Неделя труда: Викторина «Ярмарка профессий». | апрель | Учителя труда |
11. | Смотр учебников и их починка. | Сентябрь - май | Классный руководитель |
12. | Выставка практических работ. | 1 раз в четверть | Учителя труда |
13. | Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках. | В течение года | Учителя труда |
14. | Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии. | Апрель | Библиотекарь |
15. | Оказание помощи педагогам школы в подборе материала для классных часов, бесед, уроков, тренингов по профориентации. | Сентябрь - май | Библиотекарь |
16. | Посещение кружков | В течение года | Учителя труда |
17. | Информационное оформление стенда психолога: - «Сферы труда». - «Календарь профессий». - «Типы профессий». | Март Апрель Май | Педагог-психолог |
- Консультации родителей подростков.
- Профессиональная консультация
Классный коллектив
- взаимопомощь при выборе профессии
- обмен информацией о профессиях, образовательных учреждениях.
Родители и лица, их замещающие
- Активное взаимодействие со школой, нацеливание на получение школьного образования, продолжения образования.
- Создание условий для более успешной профессиональной подготовки с последующим трудоустройством на рабочее место.
План мероприятий по профориентации
на 2021 – 2022 учебный год
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1. | «Кем мне быть?» | сентябрь | Классный руководитель |
2. | Беседа «Суть жизненного и профессионального самоопределения». | октябрь | Классный руководитель |
3. | «Как устроиться на работу?» | ноябрь | Классный руководитель |
4. | «Что может помочь в планировании карьеры» | декабрь | Классный руководитель Социальный педагог. |
5. | «Старт в будущее» | январь | Классный руководитель |
6. | «Здоровье и выбор профессии» | февраль | Классный руководитель Медсестра учителя -предметники |
7. | «Выбор профессии» | март | Классный руководитель |
8. | «Наши желания и возможности в выборе профессии». | апрель | Классный руководитель учителя -предметники |
9. | «У нас большое будущее!» Занятие «Мое право на труд». | май | Классный руководитель |
10. | Смотр учебников и их починка. | Сентябрь - май | Классный руководитель |
11. | Выставка практических работ. | 1 раз в четверть | Учителя труда |
12. | Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии. | Апрель | Библиотекарь |
13. | Оказание помощи педагогам школы в подборе материала для классных часов, бесед, уроков, тренингов по профориентации. | Сентябрь - май | Библиотекарь |
14. | Посещение кружков | В течение года | Учителя труда |
15. | Информационное оформление стенда психолога: - «Сферы труда». - «Календарь профессий». - «Типы профессий». | Март Апрель Май | Педагог-психолог |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. Москва, 2003 г.
2.Копылова Т.Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида, ж-л «Дефектология», № 5 , 2006 год.
3. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе, Москва , 1988 год;
4. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Москва, 2005 г.
5.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Москва-Воронеж, 2003 г.
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида , 5-9 классы, сборники 1-2, Москва, 2011 год;
7. Пряжников Н.С.,Прфориентация в школе: игры, упражнения, опросники. Москва,2006 г.
8. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития, Москва, 2000 год;
9. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Москва, 2000 г.
10. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют…, Дубна, 2000 год;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабоч. прогр. Кал.тем.план. русский 5 класс
Рабочая программа. Календарно-тематическое планирование. Русский язык 5 - 6 кл. Учебники «Русский язык» авт. Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2012...
Рабоч. прогр. Кал.тем.план. русский 6класс
Рабоч. прогр. Кал.тем.план. русский 6класс...
Рабочая прогр. по спец группе 2014 - 2015 учебный год
Эта рабочая программа разработана для обучающихся 5-11 классов. Структура и содержание рабочей программы по специальной медицинской группы разделяются на соответствующие разделы: «Основы з...
РАБОЧАЯ ПРОГР. РУС.ЯЗЫК 7кл
РАБОЧАЯ ПРОГР. РУС.ЯЗЫК 7кл...
Рабоч. прогр. Кал.тем.план. русский 7 класс
Рабоч. прогр. Кал.тем.план. русский 7 класс...
Рабоч. прогр. Кал.тем.план. русский 8 класс
Рабоч. прогр. Кал.тем.план. русский 8 класс...
рабочая прогр по матем 7 кл
Класс: 7 Общее количество часов по плану: 120...