Рабочая прогр. по спец группе 2014 - 2015 учебный год
рабочая программа по физкультуре (5 класс) по теме

Эта рабочая программа разработана для обучающихся 5-11 классов. Структура и содержание рабочей программы  по специальной  медицинской группы разделяются на соответствующие разделы: «Основы знаний о физической культуре» (информационный компонент), «способы деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент). рабочая программа включает требования к качеству освоения программного материала, календарно-тематическое планирование, разные виды контроля и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_progr._po_spets_gruppe_14_-_15_god.doc858.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

г. Вязьмы Смоленской области

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла

МБОУ СОШ № 7 г. Вязьмы Смоленской области

протокол № _____

от «____» ________    2014 г.

Принята

педагогическим советом

МБОУ СОШ № 7 г. Вязьмы Смоленской области

протокол №________

от «_______» ____   2014 г.

Утверждено приказом  

  от «_____» ______    2014 г.

    №

Рабочая программа

по специальной медицинской группе

1-11 класс

на 2014/2015 учебный год

Составила: Маркелова В.А.

Вязьма

2014

                                             Пояснительная записка

Рабочая программа подготовлена А.П. Матвеевым (руководитель), Л.В. Каверкиной, Т.Н. Казаковой, Н.В. Крюковой, Н.Н. Назаровой и Т.В. Петровой с учетом Обязательного минимума содержания образования в области физической культуры Минимальных требований к качеству подготовки учащихся начальной школы, основной школы по физической культуре. В программе использованы материалы Примерной программы для учащихся начальной школы, основной школы (под общей редакцией А.П. Матвеева).        

        1-4 классы. Содержание учебного предмета и его поэтапное освоение учащимися фиксируются в соответствующих учебных программах по физической культуре, которые отрабатываются в соответствии с Государственными стандартами, определяющими основы содержания образования для всех видов и типов средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В связи с этим настоящая программа по физической культуре для учащихся начальной школы, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, в своих целях и задачах соотносится с Государственным стандартом и концепций образования, но по своему содержательному наполнения ориентируется на медицинские показатели здоровья, которые относительно часто встречаются у современных школьников. Данная программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:

  • повышение физиологической активности систем организма, ослабленных болезнью, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности;
  • совершенствование прикладных жизненно важных навыков, умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики, лыжных гонок и подвижных игр;
  • повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
  • обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях физической культурой;
  • формирование общих представлений о физической культуре, ее значение в жизни человека, укрепление здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, включая утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры.

Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, предлагаемая рабочая программа характеризуется:

  • направленностью на усиление оздоровительного эффекта педагогического (эффекта) процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах, комплексов упражнений корригирующей гимнастики, упражнений с предметами, комплексов для профилактики плоскостопия у детей, комплексов упражнений по различным видам заболеваний;
  • направленностью на реализацию принципа вариативности, ориентирующего учителя на выборочное включение в содержание уроков учебного материала с учетом характера и специфики заболевания школьников, особенностей их индивидуального физического развития и подготовленности, а также материально-технической оснащенности учебного процесса;
  • направленностью на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределения учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности (знания о деятельности, способы деятельности и результаты деятельности) и учитывающего возрастные особенности развития познавательной и предметной активности учащихся младших классов, формирование их интересов к занятиям физическими упражнениями;
  • направленностью на соблюдение  дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора и планирования  программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной  деятельности;
  • направленностью на достижение меж предметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.

Структура и содержание рабочей программы  по специальной  медицинской группы разделяются на соответствующие разделы: «Основы знаний о физической культуре» (информационный компонент), «способы деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).

Содержание раздела «Основы знаний по физической культуре» представлено в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

Содержание раздела «Способы деятельности» в учебном содержании соотносится с представлениями о предметности двигательной деятельности, способах ее организации: планировании и регулировании деятельности, контроле за ее результатами.

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на укрепления здоровья школьников, их гармоничное физическое развитие и всестороннюю двигательную и физическую подготовленность. Раздел включает комплексы оздоровительной корригирующей гимнастики, двигательные действия (гимнастика, корригирующая гимнастика, легкая атлетика, легкая подготовка, подвижные игры  и упражнения на развитие основных физических качеств. В разделе «Требования к качеству освоения программного материала» проводятся проверки подготовленности учащихся по основным позициям программы. Это позволяет объективно оценить успехи учащихся в овладении предметным содержанием и вносить при необходимости коррективы в образовательный процесс.

5-9 классы. Согласно Концепции структуры и содержания образования школьников в области физической культуры (2001г), учебным предметом образования в основной школе является физкультурно-оздоровительная деятельность спортивно-рекреационной направленности. Содержательной основной данной деятельности является физическое совершенствование человека, которое осуществляется средствами спортивной подготовки, т.е. использованием упражнений из базовых видов спорта. В соответствии с указанной концепцией реализация настоящей образовательной программы призвана содействовать всестороннему и гармоничному физическому развитию учащихся специальной медицинской группы, обеспечить сохранность и укрепление их здоровья, расширить двигательный опыт, разделить и закрепить интерес к самостоятельным формам занятий физическими упражнениями.

Содержание рабочей программы ориентируется на решение следующих задач:

  • укрепление здоровья, повышение функциональных и адаптивных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма, развитие физических качеств, лежащих в основе общей физической подготовленности;
  • обучение физическим упражнениям из современных здоровье – формирующих и здоровье сберегающих систем физического воспитания, формирование индивидуального телосложения, правильной осанки и рационального дыхания, умений организовывать самостоятельные занятия физической культурой с оздоровительной направленностью;
  • повышение культуры движений, обогащение двигательного опыта упражнениями базовых видов спорта (гимнастика, легкая атлетика, лыжные гонки, спортивные игры, комплексы корригирующей гимнастики, упражнение на формирование правильной осанки, профилактики плоскостопия, дыхательной, звуковой гимнастики), а также использование умений в условиях учебной деятельности, организации активного отдыха и досуга;
  • освоение комплекса знаний о физической культуре, ее истории и формах организации, связи с культурной здоровья, воспитанием волевых, нравственных и этических качеств личности.

Разработанная на основе концепции образования и Государственного стандарта общего среднего образования по физической культуре рабочая программа характеризуется следующими отличительными особенностями:

  • направленность на реализацию принципа оздоровительной тематики уроков физической культуры, достижении индивидуального результата в укреплении здоровья, совершенствование физического развития и подготовленности за счет освоения комплексов упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, умения использовать их при самостоятельных формах организации активного отдыха и досуга;
  •         направленность на реализацию принципа вариативности, задающего возможность образовательным учреждениям осуществлять формирование содержания учебного материала в соответствии с индивидуальными показаниями здоровья учащихся, их физического развития и физической подготовленности, возрастно-половыми особенностями;
  • направленность на возрастные интересы и ценности ориентации учащихся в физической культуре, активное участие их в учебной и соревновательной деятельности за счет расширения  индивидуального двигательного опыта упражнениями базовых видов спорта
  • структурированность учебного материала в соответствии с основными компонентами физкультурно-оздоровительной деятельности: «Основы знаний о физической культуре; (информационный компонент), «Способы деятельности» (операционный компонент), «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент);
  • логика изложения содержания каждого из разделов программы, определяющей этапностью его освоения школьниками («от общего к частному» и «от частного к конкретному»)

Структура и содержание данной программы. В соответствии с этим в программе выделяются те же основные разделы в распределении учебного материала: «Основы знаний о физической культуре», «Способы деятельности», «Физическое совершенствование». «Основы знаний о физической культуре» разработаны в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические  основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности);

        Раздел. «Способы деятельности» раскрывает основы содержания и организации: планирование, регулирование, контроль. Раздел ориентирует деятельность учителя на развитие самостоятельности учащихся, привитие умений и навыков в выполнении комплексов упражнений оздоровительной и корригирующей гимнастики, организации занятий оздоровительной направленности.

        Раздел «Физическое совершенствование» ориентирован на укреплении здоровья учащихся, их гармоничное физическое развитие и всестороннюю физическую подготовленность. Данный раздел включает в себя комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики, общий физической подготовки, а также упражнения по видам спорта (гимнастика, легкая атлетика, лыжные гонки и спортивные игры). В зависимости от медицинских показаний и функциональных возможностей организма, программой предусматривается возможность комбинировать учебный материал разных тематических разделов. Содержание подраздела «Оздоровительная и корригирующая гимнастика» по своему предметному составу и функциональной направленности во многом обеспечивает уровень физической подготовленности учащихся специальной медицинской группы, необходимый для освоения большинства новых учреждений и технических действий базовых видов спорта. Специально-медицинская группа комплектуется врачом, который регламентируется конкретно для каждого учащихся доступность в освоении учебного материала и при необходимости дополняет упражнениями из лечебной физической культуры.

        В рабочей программе даются требования к уровню подготовки по предмету «Физическая культура». Данные требования согласовываются с требованиями Государственного стандарта и дают основания для соответствующей аттестации учащихся специальной медицинской группы по образовательной области «Физическая культура». Требования представлены для каждой возрастной группы, но если учащихся по медицинским показателям не может их выполнить в текущем году, то эти требования могут быть перенесены на следующий год. При итоговой аттестации т.е. при основной ступени образования, учащихся специальной медицинской группы должны выполнять не менее 70% требований, обозначенных в настоящей программе.

        10-11классы. Образовательная область «Физическая культура» в старшей школе призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, гармоничном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры для здорового образа жизни.

        Настоящая образовательная программа определяет содержание предмета «Физическая культура» для учащихся старшей школы, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Данная программа ориентируется на решение следующих задач:

  • овладение комплексом знаний о современных здоровья формирующих системах физического воспитания (гимнастика, корригирующая гимнастика, комплексы упражнений по различным видам заболеваний), их положительном влиянии на физические кондиции человека, его репродуктивную функцию и творческое долголетие;
  • укрепление здоровья, повышение функциональных и адаптивных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма, обеспечение оптимального уровня работоспособности и физической подготовленности;
  • обогащение двигательного опыта обще прикладными физическими упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности;
  • воспитание бережного отношения к собственному здоровью, культуры общения и взаимодействия в коллективных формах занятий физическими упражнениями; развитие и закрепление компетентность в физкультурно-оздоровительной деятельности.

Программа характеризуется следующими отличительными особенностями:

  • направленностью на реализацию принципа вариативности, задающего возможность более полной реализации личностью.
  • ориентированного подхода в образовательном процессе, на планирование содержания учебного материала с учетом состояния здоровья учащихся, их физического развития и физической подготовленности, а также интереса к предмету «Физическая культура»;
  • направленностью на реализацию принципа достаточности и структурной сообразности программного материала, его непосредственную ориентацию на обще прикладную и личностно-значимую физическую подготовку и сочетание с основными компонентами физкультурно-оздоровительной деятельности «Основы знаний о физической культуре» (информационный компонент), «Способы деятельности» (операционный компонент), «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент);
  • направленностью на приобретение учащихся компетенций в физкультурно-оздоровительной деятельности, которые проявляются в знаниях и умениях самостоятельно проводить занятия по укреплению здоровья, совершенствованию физического развития и физической подготовленности, как в условиях учебной деятельности, так и в различных формах активного отдыха и досуга.

Структура и содержание рабочей программы характеризуется преемственностью с программой учащихся основной школы, но вместе с тем имеют свои отличительные признаки. «Здоровье формирующиеся системы физического воспитания» определяют усвоение учащимися не отдельно взятых физических упражнений и их комплексов, а целостных системно-организованных занятий с соответствующей динамикой и направленностью физических нагрузок, подборами педагогических средств и средств медико-педагогического контроля.

В подразделе «Физическая подготовка» предлагаемый программный материал ориентирован на совершенствование техники выполнения физических упражнений и двигательных действий, освоенных учащимися ранее. В разделе «Способы деятельности» делается акцент не только на закрепление ранее сформированных в основной школе умений и навыков самостоятельно заниматься физическими упражнениями, но и предлагается к освоению умения, характеризующие возможность индивидуализировать содержание занятий, проводить их с учетом собственного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.

        В рабочей программе изложены требования к качеству освоения учащимися программного материала. По окончании 11 класса учащиеся специальной медицинской группы должны выполнять не менее 70% требований, изложенных в программе.  Программный материал по специальной медицинской группе рассчитан на 68 часов.

Требования к качеству освоения программного материала по окончании начального общего образования

        В результате освоения содержания учебного предмета «Физическая культура» учащихся 4 класса специальных медицинских групп должны знать и иметь представление: 

  • о физической подготовке и её связи с развитием физических качеств, систем дыхания, кровообращения;
  • о физической нагрузке и способах её дозирования;
  • о причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, о профилактике травматизма.

Уметь:

  • вести дневник самонаблюдения;
  • выполнять простейшие гимнастические комбинации;
  • выполнять технические действия игр в футбол, волейбол, баскетбол, играть по упрощенным правилам;
  • оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах, царапинах, мелких ушибах и потертостях.

Демонстрировать физическую подготовленность

  • сила - подтягивания туловища  из виса  лежа (количество раз)        девочки – 4-6 раз, мальчики – 6-8 раз;
  • гибкость – из положения   сидя наклон вперед (касание руками носков ног) девочки – 3-6см, мальчики – 2-4см;
  • быстрота – прыжки через гимнастическую скакалку (количество раз за 20 сек) девочки – 25 раз, мальчики – 20 раз;
  • выносливость – равномерный бег 400м без учета времени;
  • координация – метание малого мяча с разбега на точность попадания в вертикальную мишень (фиксируется расстояние от мишени)        девочки – 5 попыток – 3 попадания, мальчики – 5 попыток – 3 попадания;

Требования к качеству освоения программного материала по окончании основного общего образования

        В результате освоения программного материала по физической культуре учащихся 9 классов специальных медицинских групп должны иметь представление:

уметь:

  • отбирать и составлять в определенной последовательности упражнения для индивидуальных занятий оздоровительной физической культурой, выбирать режимы нагрузок с учетом состояния здоровья и самочувствия;
  • оказывать практическую помощь сверстникам при освоении новых двигательных действий и упражнений, при измерении показателей физического развития и физической подготовленности;
  • выполнять акробатическую комбинацию (юноши);
  • выполнять комбинацию оздоровительной гимнастики (девушки);
  • выполнять технические действия в избранном виде спорта.

Демонстрировать физическую подготовленность.

  • гибкость – из положения  сидя наклон вперед (касание руками носков ног) девушки – 10-12см, юноши – 8-10см;
  • быстрота – прыжки через гимнастическую скакалку (количество раз за 30 сек) девушки – 60 раз, юноши 50 раз;
  • выносливость – бег в спокойном темпе без учета времени            девушки – 500м, юноши – 800м;
  • сила – прыжок в длину с места девушки – до 160см, юноши – до 190см

Требования к качеству освоения программного материала по окончании среднего (полного) общего образования

        В результате освоения программного материала по физической культуре учащихся 11 классов специальной медицинской группы должны усовершенствовать и закреплять следующие компетентности в физкультурно-оздоровительной деятельности.

Здоровье сберегающая компетентность

Знать:

  • индивидуальные медицинские показатели, особенности физического развития и физической подготовленности;
  • основные подходы индивидуализации занятий оздоровительной физической культурой с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Уметь:

  • планировать занятия по выполнению комплексов физических упражнений ЛФК, исходя из состояния здоровья, уровня физического развития и физической работоспособности;
  • выполнять индивидуально подобранные композиции по гимнастики (девушки);
  • выполнять индивидуально подобранный комплекс упражнений атлетической гимнастики на развитие отдельно взятые мышечные группы (юноши).

Компетентность в физическом самосовершенствовании

        Знать особенности организации индивидуальных занятий по физической подготовке, правила безопасности на занятиях в спортивных залах и на открытых спортивных площадках.

Уметь:

  • выполнять комплексы упражнений, направленных на индивидуальное развитие основных физических качеств с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности;
  • технически правильно выполнять упражнения и двигательные действия в избранном виде спорта.

Демонстрировать физическую подготовленность в следующих контрольных упражнениях:

- гибкость – из положения сидя наклон вперед (касания руками носков ног) девушки – 10-12см, юноши – 8-10см;

  • быстрота – прыжки через гимнастическую скакалку (количество раз за 30 сек) девушки - 70 раз, юноши - 60раз;
  • выносливость – бег в спокойном темпе без учета времени             девушки -800м, юноши – 1 км;
  • сила – прыжок в длину с места девушки до –170см, юноши до –200см;

Примерное распределение учебного времени (сетка часов)

№ п\п

Виды программного материала

 

I-II

   классы

   

   5-7 классы

 

  8-9 классы

10-11        классы

         Базовая часть

      68

     68

      68

        68

     I

Основы знаний по физической культуре

по разделам программы

    II

Навыки двигательной деятельности

 

     

   

   

     

     

1. Гимнастика

      8

      8

       8

       8

2. Корригирующая гимнастика

      22

 

     22

      22

      22

3.Здоровье сберегающая гимнастика (комплексы упражнений по различным видам заболеваний)

      8

    8

    8

    8

IV

Легкая атлетика

     10

   10

    10

    10

      V

Лыжная подготовка

     6

    6

      6

      6

      VI

Подвижные игры и элементы спортивных игр (баскетбол, волейбол)

     14

 

    14

   14

    14

Гимнастика 22 часа

I. Основы знаний

  1. Правила составления комплекса утренней гимнастики
  2. Влияние занятий гимнастическими упражнениями на организм
  3. Физические упражнения и их разновидности (общеразвивающие, подводящие) и  
  4. правила их выполнения.  

II. Строевые упражнения

  1. Построения в шеренгу в колонну по одному, по кругу;
  2. Изменение скорости по командам: «Шире – шаг!», «Короче – шаг!», «Чаще – шаг!», «Реже!»;
  3. Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте.

III. Обще развивающие упражнения с предметами и без предметов

IV. Упражнения с мячом (резиновым)

  1. Броски мяча обеими руками и одной вверх, под руку, об пол
  2. Ловля мяча обеими руками и одной рукой снизу и сверху
  3. Отбивание мяча (многократные броски мяча об пол ладонью и тыльной поверхностью кисти без последующей ловли)
  4. Перекаты мяча по предплечью и груди с последующим отбиванием на пол
  5. Перекаты мяча по полу из положения выпада
  6. Семенящий бег на носках
  7. Остановка мяча хватом сверху

V. Гимнастика с основами акробатики

  1. Перекаты в группировке, седы
  2. Перекаты на спине в группировке
  3. Перекаты из упора присев назад, боком
  4. Кувырок вперед в группировке с помощью
  5. Переворот на спину и обратно из  положения  лежа на спине
  6. Передвижение по гимнастической скамейке (высота 20см) ходьба (прямо, с поворотами, с выполнением упражнений в равновесии на правой, левой ноге, приставными шагами левым, правым боком)
  7. Передвижение  по  гимнастической стенке,  лазание  с изменением направлением (по  прямой,  вверх,  вниз,  по диагонали)
  8. Прыжок на горку матов в глубину
  9. Прыжки через скакалку, на одной, двух ногах.

Корригирующая и здоровье сберегающая гимнастика 22 часа

Комплексы упражнений по различным видам заболеваний.

  1. Основы знаний.

1. Общая характеристика занятий корригирующей и лечебно-оздоровительной гимнастики, их построение и содержание, правила подбора упражнений и дозировки физической нагрузки.

  1. Навыки и умения.

Особенности выбора физических упражнений и величины нагрузки при развитии физических качеств силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации.

1.Комплекс упражнений для Ч.Д.Б. (часто болеющие дети)

2.Комплекс упражнений на формирование правильной осанки

3.Комплекс упражнений при плоскостопии

4.Комплекс упражнений при Д.Ж.В.П.

5.Комплекс упражнений при заболеваниях Ж.К.Т.

6.Комплекс упражнений при заболеваниях органов зрения

7.Комплекс упражнений при заболеваниях дыхательной системы

8. Комплексы упражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Легкая атлетика 10 часов

I. Основы  знаний.

1.Особенности выбора физических упражнений при развитии физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации.

2. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой

II. Навыки и умения

  1. Высокий старт
  2. Низкий старт
  3. Старт с опорой на одну руку
  4. Метание малого мяча с места на дальность, способом из-за головы
  5. Метание мяча с разбега в вертикальную мишень, по движущей мишени
  6. Метание мяча в цель правой и левой рукой
  7. Медленный оздоровительный бег
  8. Эстафета с метанием мячей
  9. Прыжок в длину с разбега способом «согнув» ноги
  10. Прыжок в высоту способом  «перешагивания»
  11. Подвижные игры с мячом
  12. Бег по пересеченной местности (мальчики до 1км, девочки до 800м).

Лыжная подготовка  6  часов

Основы знаний 

1.Техника безопасности при проведении занятий по лыжной подготовке.

2.Одежда и обувь занимающегося.

3.Первая помощь при охлаждении.

Навыки и умения

1.Скользящий шаг

  1. Ступающий шаг
  2. Попеременный двухшажный ход
  3. Повороты на месте переступанием
  4. Применение изученных способов на дистанции
  5. Одновременный одношажный ход
  6. Подъемы способом «елочкой» и «лесенкой»
  7. Спуск с небольшого склона в низкой стойке
  8. Прохождение дистанции (юноши 1км, девушки 800м)

.

 

Подвижные игры и элементы спортивных игр  14 часов

Основы знаний 

1.Влияние занятий подвижными играми на организм занимающихся.                                                                                              2.Техника безопасности при занятиях подвижными играми и спортивными играми.

         Навыки и умения

  1. Передвижение без мяча (остановка в шаге, прыжке, приставленными шагами правым, левым боком)
  2. Ведение мяча на месте
  3. Ведение мяча в движении шагом и бегом
  4. Ведение мяча правой и левой рукой
  5. Передача  мяча в парах двумя руками от груди, отскоком от пола
  6. Передача мяча двумя руками от груди после ведения и остановки
  7. Ловля и передача мяча одной рукой от плеча
  8. Передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, вниз)
  9. Передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком
  10. Прием мяча снизу двумя руками
  11. Прямая нижняя подача
  12. Игра в волейбол и баскетбол по упрощенным правилам.

  Подвижные игры

  1. «Охотники и утки»
  2. «Лабиринт»
  3. «Колесо»
  4. «Космонавты»
  5. «Мышеловка»
  6. «Невод»
  7. «Пустое место»
  8. «Два – третий лишний»
  9. «Мяч капитану»
  10. «Вызов номеров»
  11. «Волк во рву»
  12. «Два мороза»
  13. «Метко в цель»
  14. «Веревочка под ногами»

Календарно-тематическое планирование прохождения программного материала на I триместр по специальной медицинской группе.

                                                                                                               Номера уроков

части программы

Содержание программного материала

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Легкая атлетика 5ч

Основы знаний особенности выбора физических упражнений и величин нагрузки при развитии физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости, координации.

*

*

Навыки и умения

1. Высокий старт

*

*

2. Низкий старт

*

*

3. Метание малого мяча с места на дальность, способом из-за головы.

*

*

5. Метание мяча в цель.

*

*

6. Прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги"

*

*

*

*

7. Медленный оздоровительный бег

*

*

*

*

*

спортивные игры 10ч

Основы знаний

1. Влияние занятий подвижными играми на организм занимающихся.

*

Навыки и умения

1. Передвижение без мяча

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

2. Ведение мяча на месте

*

*

*

*

*

3. Ведение мяча в движении шагом и бегом

*

*

*

*

*

*

4. Ведение мяча правой и левой рукой

*

*

*

*

*

5. Передача мяча в парах двумя руками от груди, отскоком от пола

*

*

*

*

*

*

6. Передача мяча двумя руками от груди после ведения и остановки

*

*

*

*

*

7. Подвижные игры

*

*

*

*

*

8. Игра в баскетбол по упрощенным правилам

*

*

*

*

*

Гимнастика 5ч

Основы знаний

1. Правила составления комплекса утренней гимнастики

*

*

Навыки и умения

I. Строевые упражнения: построение в колонну по одному, шеренгу по одному, по кругу.

*

*

*

*

*

II. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов

*

*

*

*

*

III. Упражнение с резиновым мячом.

1. Броски мяча обеими руками и одной вверх, под руку, об пол.

*

2. Ловля мяча обеими руками и одной рукой снизу, сверху

*

3. Отбивание мяча. (многократные броски мяча об пол ладонью и тыльной поверхностью кисти)

*

4. Перекаты мяча по полу из положения выпада

*

IV. Гимнастика с основами акробатики

1. Перекат в группировки, седы

*

*

2. Перекат на спине в группировке

*

*

3. Перекаты из упора присев. Боком

*

*

4. Кувырок вперед в группировке с помощью

*

*

*

5. Переворот на спину и обратно из положения лежа на спине

*

*

Календарно-тематическое планирование прохождения программного материала на II триместр по специальной медицинской группе.

Номера уроков

части программы

Содержание программного материала

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

Г   и  м  н  а  с  т  и   к   а 3 ч

Основы знаний

1. Влияние занятии гимнастическими упражнениями на организм

*

2. Физические упражнения и их разновидности, правила выполнения

*

*

Навыки и умения

I. Строевые упражнения

1. Изменение скорости при командах: шире шаг, короче шаг, реже шаг.

*

*

*

3. Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте.

II. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов.

*

*

*

III Гимнастика с основами акробатики.

1. Передвижение по гимнастической скамейке. (ходьба прямо, с поворотами, с выполнением упражнений в равновесии приставные шаги)

*

*

*

2. Передвижение по гимнастической стенке, лазание: по прямой, вверх, вниз, по диагонали

*

*

*

3. Прыжок на горку матов в глубину

*

*

*

4. Прыжки через скакалку на одной, двух ногах

*

*

*

                  Корригирующая 10ч,            здоровьесберегающая 8ч

Основы знаний

Общая характеристика занятий корригирующей и здоровье формирующей гимнастики, их построение и содержание

*

Навыки и умения

1. Комплекс упражнений на формирование правильной осанки

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

2. Комплекс упражнений при плоскостопии

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

3. Комплекс упражнений при ДЖВП

*

*

*

*

*

4. Комплекс упражнений при Ж К Т

*

*

*

*

*

5. Комплекс упражнений при заболеваниях органов зрения

*

*

*

6. Комплекс упражнений при заболеваниях органов дыхания

*

*

*

7. Комплекс упражнений для Ч Б Д

Лыжная подготовка. 3ч

Основы знаний

1. Обувь и одежда занимающихся

*

2. Первая помощь при охлаждении

*

*

Навыки и умения

1. Скользящий шаг

*

*

*

2. Ступающий шаг

*

*

*

3. Попеременный двухшажный ход

*

*

*

4. Подъем "Елочкой"

*

*

*

5. Подъем "Лесенкой"

*

*

*

  Календарно-тематическое планирование прохождения программного материала на Ill триместр по специальной медицинской группе.

                                                                                        Номера уроков

Части программы

Содержание программного материала

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

Лыжная подготовка 3ч

Основы знаний

1. Техника безопасности при проведении занятий  по лыжной подготовке

*

Навыки и умения

1. Одновременный одношажный ход

*

*

*

2. Поворот на месте переступанием

*

*

*

3. Спуск с небольшого склона в низкой стойке

*

*

4. Прохождение дистанции. (юноши 1км, девушки 800м)

*

*

5. Применение изученных способов на дистанции

*

Корригирующая гимнастика 12ч

Основы знаний

1. Правила подбора упражнений и дозировка физической нагрузки

*

Навыки и умения

1. Комплекс упражнений на формирование правильной осанки

*

*

*

2. Комплекс упражнений при плоскостопии

*

*

*

3. Комплексы упражнений при заболеваниях опорно двигательного аппарата

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Спортивные игры 4ч

Основы знаний

1. Техника безопасности при занятиях подвижными и спортивными играми

*

Навыки и умения

1. Передача мяча через сетку

*

*

*

*

2. Передача мяча с собственным подбрасыванием на месте и в движении

*

*

*

*

3. Нижняя прямая подача

*

*

*

*

4. Прием мяча снизу двумя руками

*

*

*

*

5. Подвижные игры

*

*

6. Игра в волейбол по упрощенным правилам

*

*

Легкая атлетика 5ч

Основы знаний

1. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой

*

Навыки и умения

1. Старт с опорой на одну руку

*

*

*

*

*

2. Прыжок в высоту способом "перешагивания"

*

*

*

*

*

3. Метание мяча с разбега в вертикальную мишень, по движущейся мишени

*

*

*

*

*

4. Эстафета с метанием мяча

*

*

5. Подвижные игры с мячом

*

6. Бег по пересеченной местности (юноши до 1км, девушки до 800м)

*

*

Педагогический контроль

        Контроль за состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности занимающихся, осуществляемый учителем физической культуры, называется педагогическим.

        Основная цель педагогического контроля – определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и факторами изменения (изменения в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства  занимающихся).

        В процессе занятий физическими упражнениями применяются следующие методы контроля за состоянием организма занимающихся:

  1. Педагогическое наблюдение. Учитель отличает, каковы реакции занимающегося на физическую нагрузку (изменение частоты дыхания, координации движений, цвета и выражения лица; повышение потливости, частоты сердечных сокращений). Определить соответствие физической нагрузки состояния здоровья и уровня подготовленности детей школьного возраста можно по внешним признакам утомления.

Внешние признаки утомления на уроках физической культуры и специальной медицинской группы

Степени утомления. Признаки

Небольшое

1 степени

Значительной

2 степени

Очень большое

3 степени

Окраска кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Неравномерное покраснение, бледность или синюшность

Потливость

Пот на лице, шее, ступнях

Пот в области плечевого пояса и туловища

Появление налета соли на одежде, висках

Дыхание

Учащение дыхания, при сохранении относительной глубины 22-26 вдохов в минуту

Смешанный тип дыхания с сохраняющейся ритмичностью 36-46 вдохов в минуту

Дыхание поверхностное, неритмичное 50-60 вдохов в минуту

Движения

Бодрые хорошо скоординированные

Неуверенные, с небольшими ошибками по пространственным временным и характеристикам

Вялые, с опушенными плечами, с существенным нарушением координации

Внимание

Концентрированное на заданиях учителя

Незначительные отвлечения, ошибки при выполнении команд и учебных заданий

Концентрация внимания при громких командах учителя, постоянные отвлечения, грубые ошибки при выполнении учебных заданий

Самочувствие

Жалоб нет

Жалобы на усталость, сердцебиение и одышку

Жалобы на болезненные ощущения в ногах, головную боль, тошноту

Мимика

Спокойная

Напряженная

Искаженная

Внешний вид ощущения

Обычный

Усталый, небольшая сутулость, легкое покалывание при ходьбе, отставание на марше

Изможденный, большая сутулость, сердцебиение, жжение в груди, головная боль, слабость, апатия, тошнота, рвота

Пульс уд/мин

110-150

160-180

180-200 и более

        Если нагрузка очень большая, то у занимающихся наблюдаются: чрезмерное покраснение тела, посинение кожи вокруг губ, обильное потоотделение, одышка, нарушение координации движений. При проявлении этих признаков необходимо прекратить выполнение упражнений и отдохнуть. Во время отдыха рекомендуется выполнять дыхательные упражнения и упражнения на расслабление мышц.

        О наступлении утомления свидетельствуют болевые ощущения в мышцах, подташнивание и даже головокружение. В таких случаях также необходимо прекратить выполнение упражнений, отдохнуть, расслабиться и на этом закончить занятия.

        Опрос. Дает возможность получить информацию от самих занимающихся – до, во время и после занятий физическими упражнениями: о самочувствии (боли в мышцах в области сердца, боли в правом подреберье, особенно при беге; головные боли, головокружение), о настроении (желание и нежелание заниматься физическими упражнениями).

2.Изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС). Это важный объективный показатель влияния физических упражнений на сердечно-сосудистую систему. Измерение ЧСС во время и после занятия позволяет оценить реакцию организма на выполняемые физические упражнения. При легкой нагрузке у занимающихся достигает ЧСС 100-120уд\мин, при средней нагрузки – 130-150 уд\мин, при большой нагрузке – свыше 150 уд/мин.

О приспособлении организма к нагрузкам (ходьба, бег, прыжки) судят по восстановлению пульса. Так определяется коэффициент восстановления пульса (КВП), %:

        КВП менее 30% свидетельствует о хорошей реакции восстановления организма после нагрузки, о хорошем приспособлении к ней. После урока с достаточным объёмом нагрузки пульс у занимающихся возвращается к исходному уровню через 5-10мин.

        Контролировать физическую нагрузку можно и по частоте дыхания. В покое человек обычно делает (в среднем) 12-16 вдохов в минуту. При физической работе происходит учащение дыхания: до 18-20 вдохов\мин – средняя нагрузка; до 20-30 вдохов\мин – значительная нагрузка.

 

                Контроль, обеспечивающий безопасность занятий

Врачебный контроль

Существенную  роль в обеспечении безопасности занятий по физической культуре в школе играет хорошо организованный врачебный контроль.          

1.Распределение учащихся  на медицинские группы (основная, подготовительная и специальная) по результатом исследования состояния здоровья, физического развития и функциональных возможностей учащихся.

2.Контроль за состоянием здоровья и общем  развитии учащихся.

3.Врачебно-педагогические наблюдения на уроках физкультуры, занятиях специальной медицинской группы и во внеклассных мероприятиях.

4.Медико-санитарное обеспечение занятий.

5.Беседа с учащимися в целях профилактики травматизма во время занятий на уроках физкультуры и на внеклассных мероприятиях.

6.Санитарный контроль мест проведения занятий.

7.Врачебные консультации по вопросам физической культуры.

Школьный врач или медицинская сестра определяют интенсивность урока специальной медицинской группы (по пульсу, частоте дыхания и внешним признакам утомления). Медицинский работник следит за соблюдением ограничений в занятиях того или иного учащегося, имеющего отклонения в физическом развитии (нарушение осанки, плоскостопия, сколиоз, нарушение зрения).

Важным направлением врачебно-педагогических наблюдений является проверка соответствия санитарно-гигиенических требований мест проведения занятий специально-медицинской группы (температура, влажность, освещение, покрытие пола, готовность инвентаря), а также одежда и обувь занимающихся.

В обязанности медицинского персонала школы входит обучение детей оказанию первой помощи при различных травмах, обмороках и в других опасных для здоровья ситуациях.

Особое внимание следует уделять физическому воспитанию ослабленных детей после болезни или травмы. Школьный врач информирует учителя физкультуры, когда после болезни или травмы ученик может продолжить занятия. Учитель физкультуры должен знать сроки допуска таких детей к занятиям физическими упражнениями.

Примерные сроки допуска к занятиям по физкультуре учащихся после заболеваний и травм

Заболевания и травмы

Сроки допуска к занятиям

Условия для занятий. Ограничения. Рекомендации.

Ангина

2-4 недели

Для возобновления занятий необходимо дополнительное медицинское обследование. Избегать охлаждения.

Острые респираторные заболевания

1-3 недели

Избегать охлаждения. Лыжная подготовка может быть временно исключена. Зимой при занятиях на открытом воздухе дышать только через нос.

Острый отит

3-4 недели

Избегать охлаждения. При хроническом перфоративном отите противопоказаны водные виды спорта. При вестибулярной неустойчивости, наступающей часто после операции, исключаются также упражнения, которые могут вызвать головокружение (резкие повороты, вращения, перевороты).

Пневмония

1-2 недели

Избегать охлаждения. Рекомендуются дыхательные упражнения, а также плавание, зимние виды спорта (из-за чистоты воздуха, отсутствие пыли и положительного влияния на систему дыхания).

Плеврит

1-2 месяца

Исключаются на срок до полугода упражнения на выносливость и упражнения связанные с натуживанием. Рекомендуется плавание, зимние виды спорта.

Грипп

2-3 недели

Необходимо наблюдение врача с контролем по ЭКГ.

Острые инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия, дизентерия

1-2 недели

Лишь при удовлетворительной реакции сердечно-сосудистой системы на функциональные пробы.

Если были изменения в работе сердца, то исключаются на срок до полугода упражнения на выносливость, силу и упражнения, связанные с натуживанием. Необходимо наблюдение врача с контролем по ЭКГ.

Заболевания и травмы

Срок допуска к занятием

Условия занятий. Ограничения. Рекомендации.

Острый нефрит

2-3 месяца

Навсегда запрещаются упражнения на выносливость, водные виды спорта. Необходим регулярный контроль за составом мочи.

Ревмокардит

2-3 месяца

Занятия различаются лишь при  условии санации очагов хронической инфекции. Не менее года занимаются в специальной группе. Необходим ЭКГ- контроль.

Гепатит инфекционный

6-12 месяцев (в зависимости от течения и формы заболевания)

Исключаются упражнения на выносливость. Необходим регулярный контроль за функцией печени.

Аппендицит (после операции)

1-2 месяца

В первое время следует избегать натуживание, прыжков и упражнений, дающих нагрузки на мышцы живота

Перелом костей конечностей

3 месяца

Не менее трех месяцев следует исключать упражнения, дающие резкую нагрузку на поврежденную конечность.

Сотрясение мозга

2-3 месяца (в зависимости от тяжести и характера травмы)

В каждом случае необходимо разрешение врача-невропатолога. Следует исключить упражнения, связанные с резким сотрясением тела (прыжки, футбол, волейбол, баскетбол).

Растяжение мышц и связок

1-2 недели

Увеличение нагрузки и амплитуды движений в поврежденной конечности должно быть постепенным.

Разрыв мышц и сухожилий

Не менее 6 месяцев после операционного вмешательства

Предварительно необходимо в течении долгого времени заниматься лечебной гимнастикой.

Индивидуальный контроль

        Чтобы занятия физическими упражнениями приносили максимальную пользу, необходимо систематически контролировать состояние своего здоровья.

        Индивидуальный контроль (самоконтроль) – это система наблюдений занимающегося физической культурой за изменениями своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.

        Индивидуальный контроль включает в себя наблюдение за состоянием организма, основу объективных и субъективных показателей состояния организма под влиянием физических нагрузок.

        К объективным данным относятся показатели, получаемые в результате измерений и выражаемые количественно: антропометрические – рост, вес, окружность грудной клетки; функциональные – частота сердечных сокращений, жизненная емкость легких (ЖЕЛ); силовые показатели отдельных групп мышц, результаты в контрольных упражнениях (тестах). Субъективными показателями являются: самочувствие, настроение, чувство усталости, желание или нежелание заниматься физическими упражнениями, нарушение сна, аппетита, ощущение своей работоспособности, её изменений.

        Определение объективных и субъективных показателей проводят утром (после сна), до и после очередного занятия, а также утром следующего дня. В первую очередь необходимо обращать внимание на характер ночного сна и на самочувствие после пробуждения.

        Сон – своеобразный интегральный показатель физического и функционального состояния организма, переносимости тренировочных нагрузок. Если человек, занимающийся  физическими упражнениями  быстро  засыпает, спит глубоко и спокойно, а утром чувствует бодрость и прилив сил, то сон хороший. Плохой сон характеризуется длительным засыпанием, пробуждением среди ночи, отсутствием ощущения бодрости, отдыха после сна.

        Правильная физическая нагрузка, нормальный образ жизни улучшают сон, делают его более глубоким и спокойным.

        Самочувствие отражает общее состояние всего организма и, главным образом, состояние центральной нервной системы. Самочувствие оценивается как хорошее, удовлетворительное или плохое. При регулярных и методически правильных занятиях физическими упражнениями самочувствие бывает хорошим: отмечается ощущение бодрости, энергии, жизнерадостности. Если занимающийся   физическими упражнениями перегружает себя или строит занятия без учета условий труда, быта, состояния здоровья и многих других факторов, то у него отмечаются плохое самочувствие, утомление, отсутствия желания заниматься, пониженная работоспособность.

        При индивидуальном контроле проводят простые функциональные пробы с регистрацией и анализом частоты сердечных сокращений (пульс). Это дает важную информацию о деятельности сердечно-сосудистой системы.

        Проба с приседаниями является одной из самых распространенных проб. Вначале необходимо измерить пульс в покое, затем выполнить 20 приседаний за 30 секунд и определить время восстановления пульса (до исходной частоты). По приведенной ниже таблице можно определить, как на эту пробу реагирует организм.

Оценка

Учащение пульса, %

Время нормализации пульса/мин

Дыхание

«Хорошо»

25-30

1-3

Без видимых изменений

«Удовлетворительно»

51-75

4-5

Учащение на 4-5 вдохов в минуту

«Неудовлетворительно»

80

6

одышка

        Пробы с изменением положения тела (ортостатическая и клиностатическая) позволяют  оценить состояния нервной регуляции сердечно-сосудистой системы.

        Ортостатическая проба. В положении лежа подсчитать пульс за 10 секунд и умножить на 6. затем спокойно встать и подсчитать пульс в положении стоя. Учащение на 10-14 уд\мин – нормальная реакция, до 20 уд\мин – удовлетворительная, свыше 20 уд\мин – неудовлетворительная. Большая разница в ЧСС при переходе из положения лежа в положении стоя говорит об утомлении или недостаточном восстановлении после физической нагрузки.

        Клиностатическая проба выполняется в обратном порядке: при переходе из положения стоя в положение лежа. В норме пульс уменьшается на 4-10 уд/мин. Большое замедление признак тренированности.

        Для оценки состояния дыхательной системы, в частности возможности организма противостоять недостатку кислорода, применяются пробы Штанге и Генчи.

        Проба Штанге: в положении сидя сделать глубокий вдох и полный выдох, затем снова глубокий вдох, после чего максимально задержать дыхание (при этом рот раскрыть, а нос зажать пальцами). Если удается не дышать больше 90 сек – «отлично», 60-90сек – «хорошо», 30-60сек – «удовлетворительно», меньше 30сек – «плохо». В результате занятий физическими упражнениями время задержки дыхания увеличивается. Это свидетельствует о том, что выбранная программа занятий составлена правильно.

        Проба Генчи заключается в задержке дыхания после выдоха. Если она проводится после пробы Штанге, то необходим отдых (5-7 мин). Здоровые нетренированные люди способны задерживать дыхание на 25-30 сек, хорошо подготовленные на 40-60сек и больше.

        Уровень работоспособности можно контролировать с помощью функциональной пробы Руфье-Диксона (не реже раза в месяц в одно и тоже время суток): лечь на спину и побыть в таком положении в течение 5 мин, затем определить число ударов пульса за 15 сек и умножить на 4 – пульс за 1 мин (Р1); в течение 45 сек выполнить 30 приседаний, вновь лечь на спину и подсчитать пульс за первые (Р2) и последние (Р3) 15 сек с первой  минуты восстановления. Коэффициент работоспособности вычисляется по формуле:

При Р = 0/2,9 работоспособность - хорошая; свыше 8,0 – плохая.

        Проконтролировать физическую нагрузку, которую оказал урок в целом на                     организм  занимающего, рекомендуют использовать пробу Мартине.

  1. После небольшого отдыха (1-2 мин) у школьника в положении сидя подсчитывается пульс (частота сердечных сокращений) за 15 сек и полученный результат приводится к одной минуте (например, 20 ударов*4 = 80 уд/мин).
  2. Затем ученику предлагается выполнить 20 приседаний в спокойном темпе (например, за 30 сек) с вынесением прямых рук вперед при каждом приседании.
  3. После выполнения пробы в течение 15 сек вновь  подсчитывается пульс и полученная величина приводится к одной минуте. Если величина частоты сердечных сокращений находится в диапазоне от 20 до 30%  от исходной, то нагрузка является оптимальной, ниже 20% - малоэффективной, от 31 до 50% - высокой, от 51 до 75% - чрезмерной и выше 75% - запредельной.

Результаты индивидуального контроля за состоянием организма фиксируется в дневнике наблюдения.

Все записи необходимо датировать. По  дневнику можно проследить:

  • изменение функционального состояния организма;
  • динамику показателей физического развития (антропометрические данные);
  • динамику развития физических качеств.

Дневник самонаблюдения помогает оптимизировать занятия физическими упражнениями и следить за своим здоровьем.

Оборудование

  1. 1.Гимнастические маты
  2. 2.Туристические коврики
  3. 3.Гимнастические скамейки
  4. 4.Гимнастическая стенка
  5. 5.Гимнастические палочки
  6. 6.Скакалки
  7. 7.Резиновые мячи
  8. 8.Мячи для фитноса
  9. 9.Мячи-массажеры
  10. 10.Набивные мячи
  11. 11.Ролики для пресса
  12. 12.Диски «Здоровья»
  13. 13.Гантели
  14. 14.Баскетбольные мячи
  15. 15.Волейбольные мячи
  16. 16.Лыжи, лыжные палки

Литература

  1. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В, Каверкина Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. Физическая культура 1-11 классы./Москва: Издательство «Дрофа» ,2004
  2. И.п. Лебедев. Лечебная физическая культура./М.: «Медицина»,1987
  3. В.В. Оковитов, И.Г. Овечкин. Домашняя энциклопедия по глазным болезням
  4. М.: «Вида» 1993
  5. Л.А. Смирнова. Обще развивающие упражнения для младших школьников
  6. М.: «Владос», 2003
  7. И.А. Калюжнов, О.В. Перепелов. Лечебная физкультура/ Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008
  8. Е.Е. Вороная, М.С. Зазьян. У вашего ребенка сколиоз. Рекомендации врача по ЛФК./Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008
  9. В.И. Лях. Физическое воспитание учащихся 8-9 классов./М.: «Просвещение», 2004
  10. В.С. Кузнецов, Г.А.. Физическая культура.Безопасность уроков, соревнований, походов./М: НЦЭНАС, 2003
  11. Журнал «Физическая культура в школе»/М.: «Педагогика», 1988
  12. Журнал «Физическая культура в школе»\Москва: «школа-Пресс», 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 6 класс, В.Я.Коровина

Рабочая программа по литературе для 6 класса, 68 часов...

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 10 класс, под редакцией В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе , 10 класс , 102 часа. Авто учебника - В.Я.Коровина...

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 5 класс, В.Я.Коровина, ФГОС

Рабочая программа по литературе на 105 часов по ФГОС на 2014-2015 учебный год...

Рабочие программы по математике на 2014 - 2015 учебный год

Рабочие программы по математике 6 класс по учебнику Виленкина, по алгебре в 9 классе по учебнику Макарычева, по геометрии в 9, 10 классах по учебнику Атанасяна, по алгебре и началам анализа в 10 класс...

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...