Патриотическое воспитание на уроках физической культуры и во деятельности внеурочной .
статья по физкультуре (11 класс)

Патриотическое  воспитание  на  уроках  физической  культуры  и  во  деятельности внеурочной  .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступления  на  районном  МО  учителей

физической  культуры.

Патриотическое  воспитание  на  уроках  физической  культуры  и  во  внеурочной  деятельности.

Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились. 
Бернард Шоу.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. 
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. 
К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет»:  в  90-е  годы  произошло  разрушение  патриотической  системы  воспитания, основанной на  марксистско-ленинских  идеях, долгое  время  отсутствовала  новая  воспитательная  парадигма, разрушались  нравственные  устои, стали  размытыми  понятия  «гражданственность», «патриотизм»  и  другие  моральные  ориентиры. В настоящее  время  в обществе, поглощенном проблемами неосвоенных рыночных отношений, политических сложностей, продолжают  рушиться социальные связи, нравственные устои, что ведет к нетерпимости и ожесточению людей.                                                                Именно поэтому школа, решая задачи образования, должна опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому ученику определить ценностные основы собственной жизни, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества, коими являются гражданственность и патриотизм. Конечно, уроки  гуманитарного  цикла (история, обществознание, литература) в  воспитании  патриотизма  играют  огромную  роль, в  тоже  время  уроки  физкультуры  и  внеурочная  деятельность  также  способствуют  формированию  таких  важных  качеств  личности.
На уроках физической культуры демонстрируется роль физической культуры и здорового образа жизни для  формирования  гармонично  развитого  человека, здоровье рассматривается как ценность. Это -  главные  ориентиры, применяемые  на  каждом  уроке  и  занятии  во  внеурочной  деятельности.   В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм. Патриотическое воспитание в нашей школе, являясь одним из направлений воспитательной работы, представляет собой организованный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику учащихся. 
В Куракинской  СОШ  работа по патриотическому воспитанию ведется по трем основным направлениям:

  • гражданско-патриотическое,
  • спортивно-массовое,
  • туристическое направление

Гражданско-патриотическое  направление включает в себя проведение школьных  военно-спортивных соревнований (А  ну-ка, мальчики!,  Аты-баты, шли  солдаты!, Тропой  к  генералу  и  др),  Дней  Здоровья, участие в параде Победы, смотрах песни и строя, участие и проведение летних учебно-полевых сборов,  участие  в  районных  соревнованиях («Зарница», «Вперед, мальчишки!»).  В  ходе проведения месячника военно – патриотического воспитания учащиеся  принимают активное участие в различных мероприятиях: конкурсе  плакатов, посвященных Дню Защитников Отечества, операций «Поздравляем!», «Как живёшь, ветеран», благотворительной акции «Дети России – солдатам Отечества» (поздравительные  стихотворения  и  рисунки), и, конечно  же, спортивно-массовых  играх  и  соревнованиях.   Сегодня у ребят пользуются большим успехом массовые военизированные игры «Зарница», «А ну – ка, парни!», «Вахта памяти».  Подобные мероприятия способствуют воспитанию молодого человека   настоящим защитником Отечества.Мои ученики ежегодно участвуют в концертах для пожилых людей,  поздравляют учителей-ветеранов педагогического труда, ведут шефство над ветеранами труда. Одно из самых серьезных отношений в школе к организации спортивных мероприятий. Спортивно-массовое направление включает в себя: участие в школьных, районных и областных соревнованиях, проведение школьных мероприятий в течение года. Традиционным  в  школе  стало  проведение  соревнований  «Вперед, мальчишки!», «А  ну-ка, девочки!»  между  классами (начальное  звено, 5-6 классы, 7-8  классы, 9-10  кл), День  Бегуна  (сентябрь), Игровая  программа  ко  Всемирному  Дню  Здоровья (апрель). Также в школе  организуются  спортивные праздники типа «Мама, папа, я – спортивная семья», не  очень  много находится  желающих  участвовать  в  подобном мероприятии, но  приходится  убеждать  родителей, что  совместные  досуговые спортивные  мероприятия  не  только  формируют  волю, дисциплину, но  и  благотворно  сказываются  на  психологическом  климате  семьи. И, кстати, считается, что  тема  здоровья  у  родителей  считается  очень  важной  темой, которая  конкурирует  только  с  темой  учебы, поэтому  не  нужно  бояться  привлекать  родителей  к  таким  мероприятиям. У Монтескье, по этому поводу, есть очень верные слова: «…лучшее средство привить любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у их отцов». Не  следует  забывать  о  большом  воздействии  туристического  потенциала  на  детей, поэтому в процессе патриотического и духовно-нравственного воспитания детей следует больше внимания уделять мероприятиям и экскурсиям, знакомящим с историей и культурой родного края. Любовь к Отечеству начинается с любви к своей «малой родине»: городу, селу, лесу, речушке.  Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Углубленные знания о родном крае, его прошлом и настоящем, его людях,  природе, культуре, истории способствуют воспитанию гражданина, который уважает традиции своего народа, неравнодушен к судьбе страны, к судьбе своей «малой родины».                  Очень  любят  учащиеся  еще  одну  туристическую  форму  работы – походы. Участвуя в них, учащиеся восстанавливают свои силы, укрепляют физическое и психическое здоровье. Оздоровительной составляющей здесь принадлежит особая роль. Сегодня учащиеся значительную часть времени проводят в закрытых помещениях,  поэтому даже однодневный туристский поход является эффективным средством оздоровления и профилактикой заболеваний. Свежий воздух, двигательная активность, умеренные физические нагрузки — все это способствует укреплению здоровья юных туристов.                                                                                                                                             В заключении  необходимо  отметить, что на  каждом  уроке  физкул-ры  и  внеурочном  занятии  я  стараюсь  прививать  учащимся  лучшие нравственные  качества (силу, волю, установку  на  здоровый  образ  жизни), без  которых  невозможно  представить   гармоничную  патриотическую  личность, а  также    целенаправленно формирую позитивные нормы поведения детей. Например, перед работой в парах или группах я знакомлю учеников с правилами (своеобразным алгоритмом действий):                                      -Внимательно выслушайте задание.- Помогайте друг другу тактично, и доброжелательно исправляйте ошибки.- Обращайтесь друг к другу за помощью, объясняйте непонятное.Работа в парах помогает лучше почувствовать состояние друг друга и учит приходить на выручку, когда это необходимо.                                                                               Мы должны воспитать человека, которому должны быть присущи моральные качества – доброта, отзывчивость, уважение к людям, любовь к своей малой родине, стране и окружающей природе, не забывая сохранять и укреплять здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...