Методическая разработка «Организация самостоятельной работы обучающихся»
методическая разработка по физкультуре (11 класс)
Методическая разработка "Организация самостоятельной работы обучающихся"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_po_samostoyatelnoy_rabote.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Организация самостоятельной работы обучающихся»
Составил: преподаватель физической культуры СПБ ГБПОУ «РКК»
Храмова Маргарита Александровна
Методические рекомендации предназначены для преподавателей
Цели методических рекомендаций:
- Методическое сопровождение процесса введения и реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) начального профессионального образования (далее НПО) и среднего профессионального образования (далее СПО);
- Помощь при разработке рабочих учебных программ дисциплин и профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП).
- Создания в образовательном учреждении учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы обучающихся в учебном заведении, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля.
Содержание
I. Нормативное обеспечение самостоятельной работы в ФГОС. | 4 |
II. Назначение и виды самостоятельной работы обучающихся. | 5 |
III. Требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы. | 8 |
IV.Контроль самостоятельной работы обучающихся преподавателями. | 12 |
I. Нормативное обеспечение самостоятельной работы в ФГОС НПО и СПО
1.1. ФГОС раздел: «Требования к результатам освоения основной образовательной программы».
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы:
-образовательное учреждение обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
-обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения.
В частности, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать самостоятельность обучающихся в «планировании и осуществлении учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками» (см. пункт 6), «готовность и способность к образованию, в том числе к самообразованию (см. пункт 7, №№9), самостоятельность в определении целей и планов деятельности; в контроле и корректировке учебной деятельности (см. пункт 8).
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной нагрузки (п.23Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднего специального учебного учреждения).
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:
- в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных курсов,
- в рабочих программах учебных дисциплин, профессиональных модулей и междисциплинарных курсов с распределением по разделам или конкретным темам.
Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу в целом должен составлять 50% от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку.
Увеличение доли самостоятельной работы обучающихся, внедрение и реализация новых ФГОС требует соответствующей организации учебного процесса и составления учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного усвоения учебного материала.
II. Назначение и виды самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельная работа проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
- формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;
- развитию исследовательских умений.
В учебном процессе ОУ выделяются два вида самостоятельной работы:
Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Виды самостоятельной работы студентов
- Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по литературным источникам.
- Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
- Работа со словарем, справочником.
- Поиск необходимой информации через Интернет.
- Конспектирование источников.
- Реферирование источников.
- Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам.
- Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.
- Составление обзора публикаций по теме.
- Составление и разработка словаря (глоссария).
- Составление хронологической таблицы.
- Составление библиографии (библиографической картотеки)
- Ведение дневника (дневник практики, дневник наблюдений, дневник самоподготовки и т.д.)
- Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.
- Выполнение аудио - и видеозаписей по заданной теме.
- Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой аттестации (к тестированию, диктанту, контрольной работе, зачету, экзамену).
- Выполнение домашних контрольных работ.
- Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).
- Выполнение творческих заданий.
- Подготовка презентационных пакетов.
- Проведение опыта и составление отчета по нему.
- Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или лекционном занятии.
- Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата на семинарском занятии.
- Подготовка доклада и написание тезисов доклада.
- Выполнение комплексного задания (проекта) по отдельной дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.
- Выполнение интегрированного (межпредметного) проекта. Подготовка к его защите.
- Подготовка к участию в деловой игре, конкурсе, творческом соревновании.
- Написание курсовой работы. Подготовка к выступлению на конференции (к защите курсовой работы).
- Выполнение расчетов по проекту технического изделия.
- Выполнение чертежа и эскиза изделия.
- Изучение аналогов технического изделия.
- Изучение инструкционной и технологической карты;
- Самостоятельная разработка технологической карты изделия;
- Подготовительная работа к выполнению изделия, подбор материала, подготовка инструмента и т.д.
III. Требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы.
Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение самостоятельной работы студентов включает в себя:
- библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;
- учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий и методического центра;
- компьютерные классы с возможностью работы в Интернет;
- учреждения практики (базы практики) в соответствии с заключенными договорами;
- аудитории (классы) для консультационной деятельности;
- учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы студентов, и иные материалы.
- При разработке рабочего учебного плана образовательного заведения учитываются предложения цикловых комиссий по объему внеаудиторной самостоятельной работы, отведенной на циклы дисциплин и профессиональных модулей, при необходимости вносятся коррективы.
- Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине (междисциплинарному курсу профессионального модуля) в целом должен составлять 50% от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине (междисциплинарному курсу профессионального модуля).
- Объем времени на самостоятельную внеаудиторную работу определяется на основе учета общего лимита времени, не выходящего за рамки 54-часовой учебной недели, включающей аудиторные и внеаудиторные виды учебной работы.
- Планирование и содержание форм внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся необходимо вести с учетом часов общей трудоемкости учебной дисциплины (междисциплинарного курса), не превышая в учебном плане установленной нормы.
- При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы:
- воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
- реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;
- эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
- творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.
- Разрабатывая программу учебной дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля), включить самостоятельную работу в тематическое планирование и содержание дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля), определить формы и методы контроля результатов.
- Содержание самостоятельной внеаудиторной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля). Преподавателем учебной дисциплины, междисциплинарного курса профессионального модуля эмпирически определяется затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания: на основании наблюдений за выполнением обучающихся аудиторной самостоятельной работы, опроса обучающихся о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента их расчета знаний и умений обучающихся. По совокупности заданий определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине.
- Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности (профессии), данной дисциплины междисциплинарного курса, профессионального модуля, индивидуальные особенности обучающегося.
- Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, которые могут встретиться при выполнении задания.
- Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля.
- В случае необходимости дополнительного объяснения вопросов по самостоятельной работе, преподаватель вправе использовать время, отведенное на консультации.
- Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся и на занятиях в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений.
Методическая цикловая комиссия
- готовит пакет документов, необходимых для самостоятельной работы обучающихся;
- отслеживает обеспеченность учебниками и учебными пособиями (в том числе, и на электронных носителях) всех преподаваемых курсов;
- осуществляет контроль соблюдения нормативов при планировании самостоятельной работы;
Преподаватель
- разрабатывает самостоятельную работу обучающихся по учебному курсу, отражая содержание самостоятельной работы в рабочей программе по дисциплине, междисциплинарному курсу профессионального модуля;
- определяет объем учебного содержания и количества часов, отводимых на самостоятельную работу обучающихся;
- готовит пакет четких контрольно-измерительных материалов и определение периодичности контроля;
- определяет систему индивидуальной работы с обучающимися;
- своевременно доносит полную информацию о самостоятельной работе до обучающихся.
Методист ОУ:
- осуществляет контроль самостоятельной работы в рабочих программах учебных дисциплин и междисциплинарных курсов профессиональных модулей;
- отслеживает обеспеченность учебной и учебно-методической литературой для самостоятельной работы обучающегося колледжа;
- осуществляет контроль соблюдения нормативов при планировании самостоятельной работы обучающихся.
IV. Контроль самостоятельной работы обучающихся преподавателями.
Контроль предусматривает:
- соотнесение содержания контроля с целями обучения;
- объективность контроля;
- валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить);
- дифференциацию контрольно-измерительных материалов.
Формы контроля самостоятельной работы
- Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.
- Самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе.
- Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
- Тестирование.
- Письменный опрос.
- Устный опрос.
- Индивидуальное собеседование.
- Собеседование с группой.
- Коллоквиум.
- Отчет о проделанной работе.
- Защита рефератов или курсовой работы.
- Творческий конкурс.
- Интернет-конференции.
- Олимпиада.
- Зачет.
- Экзамен.
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
- уровень освоения обучающимися учебного материала;
- умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- умения обучающихся активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
- умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
Критерии оценки самостоятельной работы обучающихся:
Оценка «5» ставится:
- Обучающийся свободно применяет знания на практике;
- Не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;
- Выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;
- Усваивает весь объем программного материала;
- Материал оформлен аккуратно и в соответствии с требованиями;
Оценка «4» ставится:
- Обучающийся знает весь изученный материал;
- Без особых затруднений на вопросы преподавателя;
- Умеет применять полученные знания на практике;
- В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;
- Материал оформлен недостаточно аккуратно, но в соответствии с требованиями;
Оценка «3» ставится:
- Обучающийся обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;
- Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы;
- Материал оформлен неаккуратно или не в соответствии с требованиями;
Оценка «2» ставится:
- У обучающегося имеются отдельные представления об изучаемом материале, однако большая часть не усвоена;
- Материал оформлен не в соответствии с требованиями;
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
|
|
|
|
| |
|
|
Программа внеаудиторной
самостоятельной работы обучающихся
Учебная дисциплина___________________________________________
Специальность________________________________________________
Преподаватель________________________________________________
Пояснительная записка
Программа внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся составлена на основе рабочей программы по дисциплине «____________», Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности «________________»
Самостоятельная работа проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
- формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;
- развитию исследовательских умений.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Курс, семестр | Учебная нагрузка обучающихся (час.) | ||||||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа обучающегося | Обязательная аудиторная нагрузка | |||||
Всего часов | в т.ч. | ||||||
теоретические занятия | лабораторные работы | практические занятия | курсовая работа (проект) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Всего: |
Содержание внеаудиторной самостоятельной деятельности обучающихся
Дидактическая единица (модуль, тема)_________________________
Таблица 1.
Вид деятельности, компетенции | Задачи | Задания | Форма представления материала по каждому заданию | Вид контроля каждого задания |
Вид деятельности ОК ПК
| Изучить_______ (уровень освоения: 1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции); 3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). Выполнить (степень владения) |
|
|
|
Литература: основная/дополнительная с указанием страниц;
Методические указания обучающемуся по выполнению заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся с применением информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) при подготовке к сдаче единого государственного экзамена
Здесь описаны методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся с применением информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) при подготовке к сдаче единого государственного э...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Самостоятельная работа играет ведущую роль на уроке и степень самостоятельности при выполнении тех или иных видов самостоятельных работ связана с характером их деятельности, которая начинается с подра...
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Сегодня в Российской системе образования происходит изменение организации учебной деятельности учащихся, внедрение новых образовательных стандартов, ставящих акценты на формирование гармоничной, разно...
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Литература
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Литература разработаны на основе рабочей программы по специальностям среднего профессионального образования ...
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Русский язык
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Русский язык разработаны на основе рабочей программы по специальностям среднего профессионального обра...
"Методическая разработка по организации самостоятельной работы обучающихся в классе фортепиано"
В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбо...