Организация самостоятельной работы обучающихся как фактор формирования методической системы эффективного преподавания
методическая разработка по истории по теме

 Кищук Наталья Семеновна

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Мы не можем переделать историю,

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           но мы обязаны передумать её.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Юрий Ливада           

       Методическая система эффективного преподавателя состоит  в том, чтобы обучающиеся овладели исторической картиной мира, уважали историческое наследие народов России,  умели открыто исторически мыслить, умели оценивать свои и чужие поступки. В докладе ЮНЕСКО « В новое тысячелетие» правильно сформулированы задачи современного педагога: « научить учиться», « научиться жить», « научиться жить вместе», « научиться работать и зарабатывать»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneauditornaya_samostoyatelnaya_rabota_po_istorii.docx865.86 КБ

Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной работы обучающихся как фактор формирования методической системы эффективного преподавания

                                                                      Мы не можем переделать историю,

                                                             но мы обязаны передумать её.

                                                                                                       Юрий Ливада            

       Методическая система эффективного преподавателя состоит  в том, чтобы обучающиеся овладели исторической картиной мира, уважали историческое наследие народов России,  умели открыто исторически мыслить, умели оценивать свои и чужие поступки. В докладе ЮНЕСКО « В новое тысячелетие» правильно сформулированы задачи современного педагога: « научить учиться», « научиться жить», « научиться жить вместе», « научиться работать и зарабатывать»

         Эти задачи можно решать только путём самостоятельного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций. Именно наука Истории даёт возможность формировать все виды УУД.

 Самостоятельная работа формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования, возможность постоянно повышать свою квалификацию, а если нужно – переучиваться, быть сознательным и активным профессионалом.

Говоря о значении самообразования в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов, необходимо подчеркнуть, что никакое воздействие извне, никакие инструкции, наставления, приказы, убеждения, наказания не заменят и не сравнятся по эффективности с самостоятельной деятельностью. Можно с уверенностью утверждать, что какие бы квалифицированные преподаватели ни осуществляли образовательный процесс, основную работу, связанную с овладением знаниями, обучающиеся должны проделать самостоятельно. В более полном и точном смысле внеаудиторная самостоятельная работа — это деятельность по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляемая им.

Для внеаудиторного изучения предлагаются вопросы по темам, основной материал которых рассмотрен на аудиторных занятиях, индивидуальные задания призваны расширить кругозор обучающихся, углубить их знания, развить умения исследовательской деятельности, проявить элементы творчества. Современный  поток информации требует новых видов умений и навыков работы с ней, которые необходимо сформировать к началу профессиональной деятельности.

При выполнении заданий самостоятельной работы обучающимся предстоит:

  • самостоятельная формулировка темы задания (при необходимости);
  • сбор и изучение информации;
  • анализ, систематизация и трансформация информации;
  • отображение информации в необходимой форме;
  • консультация у преподавателя;
  • коррекция поиска информации и плана действий (при необходимости);
  • оформление работы;
  • поиск способа подачи выполненного задания;
  • представление работы на оценку преподавателя или группы (при необходимости).                                                                               1

Цель самостоятельной работы – содействие оптимальному усвоению обучающимися учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.

Задачи самостоятельной работы:

- углубление и систематизация знаний;

- постановка и решение познавательных задач;

- развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работы с различной по объему и виду информацией, учебной и научной литературой;

- практическое применение знаний, умений;

- развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля за его эффективностью.

Правила по планированию и реализации самостоятельной учебной деятельности:

  1. Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируйте цель предстоящей деятельности.
  2. Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете это делать, для чего это нужно.
  3. Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели. Постарайтесь учесть все варианты.
  4. Выберите наилучший вариант, взвесив все условия.
  5. Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы, определите время выполнения каждого этапа.
  6. Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учетом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь
  7. По окончании работы проанализируйте её результаты и учтите сделанные ошибки, чтобы их избежать в будущем.

Рис


Количество тем и часов для внеаудиторной самостоятельной работы – 58часов

      Наименование темы

  Кол.          часов

                         Выполнение работ

1

Древнейшая стадия истории человечества.

2

Подготовка дополнительных сообщений, работа с карточками – заданиями.

2

Цивилизация Древнего мира.

4

Подготовка дополнительных сообщений, составление схемы, подготовка презентации, работа с карточками – заданиями.

3

Цивилизация Запада и Востока в Средние века.

4

Составление конспекта, графика, карточки – задания, игровые задания.

4

История России с древнейших времён до конца XVII века.

11

Подготовка сообщения, составление конспекта, написание эссе, таблицы, ситуационные задачи, схемы.

5

Истоки индустриальной цивилизации.

6

Подготовка сообщения, написание рефератов, рецензия, график, составление плана.

6

Россия в  XVIII веке.

6

Информационное сообщение, подготовка рефератов, аннотация.

7

Становление индустриальной цивилизации.

2

Дополнительное сообщение, опорный конспект, ситуационные задачи.

8

Процесс модернизации в традиционных обществах Востока.

1

Дополнительное сообщение, написание эссе.

9

Россия в XIX веке.

7

Составление схемы рефератов, таблицы, решение кроссворда, составление плана.

10

От Новой истории к новейшей.

5

Составление конспекта, опорного конспекта, подготовка презентации.

11

Между мировыми войнами.

3

Сообщение, аннотация, глоссарий, игровое задание.

12

Вторая мировая война.

2

Составление схемы, ситуационные задачи.

13

Мир во второй половине XX века.

1

Дополнительное сообщение.

14

СССР в 1945 – 1991 годах.

4

Составление рефератов, опорный конспект, работа с документами.

15

Россия  и мир на рубеже XX – XXI веков.

2

Рецензия, ситуационные задачи, составление плана.

Базовый уровень

Углублённый уровень

     

                                             


Карта  - маршрут внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине История

Виды деятельности

Сообщение

Реферат

Конспект

Эссе

Рецензия

Аннотация

Опорный конспект

Глоссарий

Таблицы

Графики

Тесты

Ситуационные задачи

Схемы

Кроссворды

Презентации

Карточки - задания

Игровые задания

Документы

Составление плана

Кол –во баллов

Кол – во дополнит.Баллов.

время

1

4

2

3-4

4

3-4

2

0.1

1

0,5

0,1

1

1

1

2-4

0,5

0,5

1

0,5

баллы

2

5

3

5

5

5

3

0,5

1-2

1

0,1

3

1

2

5

2

2

2

2

Тема 1

Тема 2

Тема 3

Тема 4

Тема 5

Тема 6

Тема 7

Тема 8

Тема 9

Тема 10

Тема 11

Тема 12

Тема 13

Тема 14

Тема 15

5


 Методические рекомендации  к видам работ с критериями  оценивания.

1. Подготовка информационного сообщения это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на уроке, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.

Роль преподавателя:

  • определить тему и цель сообщения;
  • определить место и сроки подготовки сообщения;
  • оказать консультативную помощь при формировании
    структуры сообщения;
  • рекомендовать базовую и дополнительную литературу
    по теме сообщения;
  • оценить сообщение в контексте занятия.

Роль обучающегося:

  • собрать и изучить литературу по теме;
  • составить план или графическую структуру сообщения;
  • выделить основные понятия;
  • ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
  • оформить текст письменно;
  • сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

  • актуальность темы;
  • соответствие содержания теме;
  • глубина проработки материала;
  • грамотность и полнота использования источников;
  • наличие элементов наглядности.

2. Написание реферата – это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы обучающегося, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях (приложение 1). Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять                                                

письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.

Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 2-4 ч, максимальное количество баллов – 5.

Роль преподавателя: идентична роли при подготовке обучающемся информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:

  • выбора источников (разная степень сложности усвоения
    научных работ, статей);
  • составления плана реферата (порядок изложения материала);
  • формулирования основных выводов (соответствие цели);
  • оформления работы (соответствие требованиям к оформлению).

Роль обучающегося: идентична при подготовке информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:

  • выбора литературы (основной и дополнительной);
  • изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);
  • оформления реферата согласно установленной форме.

Критерии оценки:

  • актуальность темы;
  • соответствие содержания теме;
  • глубина проработки материала;
  • грамотность и полнота использования источников;
  • соответствие оформления реферата требованиям.

3. Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме (приложение 2). В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если обучающийся излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.

Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.

Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках        

теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.

Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч (максимальное количество баллов – 3), монографии, главы книги, учебника – 4 ч (максимальное количество баллов – 5).

Роль преподавателя:

•        усилить мотивацию к выполнению задания подбором
интересной темы;

•        консультирование при затруднениях.

Роль обучающегося:

  • прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;
  • установить логическую связь между элементами темы;
  • записывать только то, что хорошо уяснил;
  • выделять ключевые слова и понятия;
  • заменять сложные развернутые обороты текста более лаконичными (свертывание);
  • разработать и применять свою систему условных сокращений.

Критерии оценки:

  • содержательность конспекта, соответствие плану;
  • отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
  • ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
  • наличие схем, графическое выделение особо значимойинформации;
  • соответствие оформления требованиям.

4. Написание эссе – это вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по написанию сочинения небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно (приложение 3). Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. обучающийся должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на нее. Этот вид работы требует от обучающегося умения четко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно излагать свою точку зрения.

Эссе, как правило, имеет задание, посвященное решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего обучающийся сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению проблемы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку –3- 4 ч, максимальное количество баллов – 5.

Роль преподавателя:

  • помочь в выборе источников по теме;
  • помочь в формулировании темы, цели, выводов;
  • консультировать при затруднениях.

Роль обучающегося:

  • внимательно прочитать задание и сформулировать
  • подобрать и изучить источники по теме, содержащуюся
    в них информацию;
  • выбрать главное и второстепенное;
  • составить план эссе;
  • лаконично, но емко раскрыть содержание проблемы и свои подходы к ее решению;

Критерии оценки:

  • новизна, оригинальность идеи, подхода;
  • реалистичность оценки существующего положения  дел;
  • охвата;
  • художественная выразительность, яркость, образность
    изложения;
  • грамотность изложения;
  • эссе представлено в срок.

5 Написание рецензии – это вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по написанию критического отзыва на первоисточник (книгу, статью, сочинение и пр.) (приложение 4). В рецензии обучающийся должен обязательно отразить область интересов, исследованию которых посвящена данная работа, ее отличительные признаки от имеющихся аналогичных изданий, положительные стороны и недостатки работы, вклад автора в разработку исследуемых проблем и широту их охвата, оригинальность идей, подходов, стиль изложения.

Затраты времени на написание рецензии зависят от сложности рецензируемого материала, индивидуальных особенностей обучающихся и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку — 4 ч, максимальное количество баллов — 5.

Роль преподавателя:

•        определить источник рецензирования или помочь в его выборе;

  • консультировать при затруднениях.

Роль обучающегося

  • внимательно изучить информацию;
  • составить план рецензии;
  • дать критическую оценку рецензируемой информации;
  • оформить рецензию и сдать в установленный срок.

Критерии оценки:

  • содержательность рецензии;
  • выражение личного мнения обучающегося на рецензируемый источник;
  • соответствие оформления требованиям;
  • грамотность изложения;

6. Написание аннотации – это вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по написанию краткой характеристики книги, статьи, рукописи (приложение 5). В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено. Работа над аннотацией помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы.

Обучающийся должен перечислить основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения, определить значимость текста.

Затраты времени на написание аннотации зависят от сложности аннотируемого материала, индивидуальных особенностей обучающихся и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку –3- 4 ч, максимальное количество баллов – 5.

Роль преподавателя:

•        определить источник аннотирования или помочь в его выборе;

  • консультировать при затруднениях.

Роль обучающихся

  • внимательно изучить информацию;
  • составить план аннотации;

•        кратко отразить основное содержание аннотируемой информации;

  • оформить аннотацию и сдать в установленный срок.

Критерии оценки:

  • содержательность аннотации;
  • точная передача основных положений первоисточника;
  • соответствие оформления требованиям;
  • грамотность изложения;
  • аннотация сдана в срок.

7. Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника (приложение 6). Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у обучающихся, которые столкнулись с большим объемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при ее запоминании. Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др. Задание составить опорный конспект по теме может быть как обязательным, так и дополнительным.

Опорные конспекты могут быть проверены в процессе опроса по качеству ответа обучающихся, его составившего, или эффективностью его использования при ответе другими обучающимися,

Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку – 2 ч, максимальное количество баллов – 4.

Роль преподавателя:

  • помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;
  • консультировать при затруднениях;
  • периодически предоставлять возможность апробирования эффективности конспекта в рамках занятия.

Роль обучающихся:

  • изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
  • установить логическую связь между элементами темы;
  • представить характеристику элементов в краткой форме;

•        выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;

  • оформить работу и предоставить в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • правильная структурированность информации;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • соответствие оформления требованиям;
  • аккуратность и грамотность изложения;
  • работа сдана в срок.

8. Составление глоссария – вид самостоятельной работы обучающихся, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у обучающихся способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.

Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей с обучающихся и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее чем из 20 слов – 1ч, максимальное количество баллов – 1.

Роль преподавателя:

  • определить тему, рекомендовать источник информации;
  • проверить использование и степень эффективности в рамках практического занятия.

Роль обучающихся:

  • прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;
  • подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;

•        критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений);

Критерии оценки:

  • соответствие терминов теме;
  • многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины;
  • соответствие оформления требованиям;

9. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме –  это вид самостоятельной работы обучающихся по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы (приложение 7). Формирование структуры таблицы отражает склонность обучающихся к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.

Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объема информации, сложности ее структурирования и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.

Роль преподавателя:

•        определить тему и цель;

•        осуществить контроль правильности исполнения, оценить работу.

Роль обучающихся

• изучить информацию по теме;

  • выбрать оптимальную форму таблицы;
  • информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;
  • пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться
    к контролю по заданной теме.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • логичность структуры таблицы;
  • правильный отбор информации;
  • наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
  • соответствие оформления требованиям;
  • работа сдана в срок.

10. Составление графологической структуры – это очень продуктивный вид самостоятельной работы обучающихся по систематизации информации в рамках логической схемы с наглядным графическим ее изображением (приложение 8). Графологическая структура как способ систематизации информации ярко и наглядно представляет ее содержание. Работа по созданию даже самых простых логических структур способствует развитию у обучающихся приемов системного анализа, выделения общих элементов и фиксирования дополнительных, умения абстрагироваться от них в нужной ситуации. В отличие от других способов графического отображения информации (таблиц, рисунков, схем) графологическая структура делает упор на логическую связь элементов между собой, графика выступает в роли средства выражения (наглядности).

Работа по созданию такой структуры ступенчата. Структурировать можно как весь объем учебного материала, так и его отдельной части. Такая работа допустима тогда, когда у обучающихся сформирована достаточная предметная база.  Затраты времени на составление графологической структуры зависят от объема информации, сложности ее структурирования, индивидуальных особенностей студента и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку простых структур – 0,5 ч, максимальное количество баллов – 1.

Роль преподавателя:

  • рекомендовать литературу по определенной теме или разделу;
  • сообщить студенту информацию о способах структурирования;
  • консультировать при возникновении затруднений;
  • оценить работу в контексте занятия.
  • обучающихся изучить информацию по теме;
  • провести системно-структурный анализ содержания,
    выделить главное (ядро), второстепенные элементы и взаимную логическую связь;
  • выбрать форму (оболочку) графического отображения;
  • собрать структуру воедино (покрыть ядро оболочкой);
  • критически осмыслить вариант и попытаться его модифицировать (упростить в плане устранения избыточности, повторений);
  • провести графическое и цветовое оформление;

составить краткий логический рассказ о содержании работы и озвучить его на занятии, либо работу сдать в срок преподавателю.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • правильная структурированность информации;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • соответствие оформления требованиям;
  • аккуратность и грамотность изложения и представления
    работы;
  • работа сдана в срок.

11. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.

Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от обучающихся не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объемом не менее 10 слов – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.

обучающихся:

  • конкретизировать задание, уточнить цель;
  • проверить исполнение и оценить в контексте занятия.

Роль обучающихся:

  • изучить информацию по теме;

•        создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;

  • представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • грамотная формулировка вопросов;
  • кроссворд выполнен без ошибок;
  • работа представлена на контроль в срок.

12. Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы обучающихся по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (приложение 13). Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде,  то есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у обучающихся навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся бучающимися  в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей обучающихся и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку – 1,5-2 ч, максимальное количество баллов – 2.

Роль преподавателя:

•        помочь в выборе главных и дополнительных элементов
темы;

•        консультировать при затруднениях.

Роль обучающихся:

  • изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
  • установить логическую связь между элементами темы;
  • представить характеристику элементов в краткой форме;
  • выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • правильная структурированность информации;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
  • работа представлена в срок

Таблица 1

Ориентировочные затраты

времени на выполнение заданий

№ п/п

Основные виды заданий

Затраты времени

Количество баллов

1

Подготовка информационного сообщения

1

2

2

Написание реферата

2-4

5

3

Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии и пр.)

2-4

5

4

Написание эссе

2-4

5

5

Написание рецензии

2-4

5

6

Написание аннотации

2-4

5

7

Составление опорного конспекта

1

4

8

Составление глоссария

1

0,1

9

Составление сводной (обобщающей)

таблицы по теме

1

1

10

Составление графологической структуры

0,5

1

12

Составление и решение ситуационной задачи

1

3

13

Составление схемы, иллюстрации (рисунка)

1

1

14

Составление кроссворда по теме и ответов к нему

1

1

Критерии оценки

внеаудиторной самостоятельной работы

обучающихся

Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы обучающихся с использованием балльной системы. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых обучающимися компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических занятиях и во время консультаций преподавателя.

Максимальное количество баллов,  по каждому виду задания, обучающийся получает, если:

  • обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;
  • дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
  • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания обучающимсям данного материала.

70~89% от максимального количества баллов студент получает, если:

  • неполно (не менее 70% от полного), но правильно изложено задание;
  • при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;
  • дает правильные формулировки, точные определения,
    понятия терминов;
  • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания обучающимся данного материала.

                Задания для успешного усвоения знаний, умений и

                                                   навыков.                                                                                      

Приложение1

Тема 5 « Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI – XVIII вв.» (6 часов)

   Базовый уровень.

      Уметь организовать работу с учебным материалом и корректировать записи на этапе контроля.

 Задание № 1.

 Подготовьте дополнительное сообщение, используя дидактическое пособие В.В.Артёмова, Ю.Н.Лубченкова  по истории.

 Темы: « Религиозные войны во Франции» и « Кардинал Ришелье»

 Вопросы:

 1. В чём выразилось ослабление абсолютизма во Франции в начале правления Людовика XIII?

 2. В чём причины религиозных войн во Франции? Какие силы противостояли друг другу?

 3. Перечислите основные события войн. Каковы итоги этих войн.

 4.Какую роль в жизни Франции сыграл Арман Ришелье?

     Уметь логически мыслить, строить логические цепочки, самостятельно создавать проблемы и их решения.

Задание № 2.

 Составьте и решите 2 ситуационные задачи.

 Тема: «Готовность человека нового типа к познанию и покорению окружающего мира», используя учебник и дополнительный материал.

  Уметь организовать работу по преобразованию сложного материала в простое. 

 Задание №3. Составить простой план к теме: «Реформация и контрреформация».

   Развивать способности к анализу содержания материала.

Задание № 4. Составить рецензию на события  во Франции XVIII века.

  Уметь текстовый материал преобразовать в графический.

 Задание № 5. Изобразите графически путь экспедиции Магеллана.

Задание № 6.

 Реферирование дополнительного материала.

 « Титаны эпохи Возрождения»

 « Герои Великих географических открытий»

 « Научная революция XVII века»

 « Образование США»

 « Промышленная революция в Англии»

    Углублённый уровень.

Задание№ 1. Темы для реферирования материала.

 « Реформация и религиозные войны в Германии XVI века».

 « Английская революция XVII века: люди и события».

 « Французская революция XVIII века: причины и результаты».

 «  Террор Французской революции XVIII века».

 2. KANBAN.Ru. Крупнейший каталог блогов, новостных лент и RSS.

 Умение пользоваться иллюстрированным материалом

  Что из себя представляло производство в Западной Европе в XVI - XVII веках? Какие изобретения были внедрены в производство? Оцените значимость преобразований

  Развивать умение искать информацию в тексте и Интернете.

Задание № 3. 

ПроОбраз. События - Образовательный портал Хабаровского края

Ferdinand Magellan

November 8 - Today In LatAm History HispanicallySpeakingNews.com

 Чем прославили свои имена эти люди?

 Объясните причины  Великих географических открытий в XVI-XVII вв.

  Развивать способности к анализу материала, чтобы составить краткую таблицу и полно и адекватно охарактеризовать эпоху просвещения

 Задание № 4. Заполните таблицу: «Деятели просвещения».

     Деятели

    Годы жизни

 Основные творения

Составьте рецензию о периоде Просвещения.

Интернет – ресурсы.

http://7wonders.worldstreasure.com/ Семь чудес света. Сайт создан на основе книги Рега Кокса и Нейла Морриса "Семь чудес света". Помимо описаний памятников, предлагаются дополнительные иллюстрации по теме и краткий словарик, который описывает некоторые редко используемые в повседневном языке или устаревшие слова.                   

               

                    Тема 6 « Россия в XVIII веке» (6 часов)

   Базовый уровень.

    Учиться последовательно характеризовать дополнение к теме.

 Задание №1. Подготовить дополнительное сообщение по теме:  «Особенности русской культуры XVIII века”.

     Развивать способности к анализу и к созданию условий  для формирования представления по данному материалу.

 Задание № 2. Составьте аннотацию.

 Тема: « Загадочный  XVIII век».

 Задание № 3.

 Реферирование дополнительного материала.

 « Споры о Петре: личность в оценках современников и потомков»

 « Споры о Екатерине II: личность в оценках современников и потомков»

   Углублённый уровень.

 Задание № 1.Продолжение реферирования дополнительного материала 

 « Великое посольство Петра I в Европу»

 « Причины, ход и события Северной войны»

 « Государство и церковь в XVIII веке»

 « Дворцовые перевороты»

 « Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва».

     Формировать познавательные действия разных исторических эпох и выбирать главное.

 Задание № 2. Найдите современников Петра I.ИОЦ "Виртуальный филиал Русского музея"

1. а) английский король Карл I Стюарт;

    б) Шарль Луи Монтескье;

     в) президент США Джордж Вашингтон;                     2. а) Франсуа Мари Вольтер;

    б) президент США В.Вильсон;

    в) Максимилиан Робеспьер;

                                          3. а) президент США Томас Джефферсон;

                                              б) Людвиг Фейербах;

                                               в) Жан Мелье;

                                          4. а) австрийский император Франц I;

                                              б) прусский король Фридрих Вильгельм;

                                               в) Роберт Оуэн.

                                          5. а) Георг Гегель;

                                              б) Клод Анри Сен -  Симон;

                                               в) польский король Август II.

   Знать материал и уметь и развивать способности к осмыслению данного материала.

 Задание № 3. Работа над ошибками.

 1.Одним из вдохновителей Елизаветы к политической активности, к занятию престола стал её лекарь, француз Лесток, через которого на будущую правительницу России пытались влиять французская дипломатия; Миних был фельдмаршалом, играл важную роль в управлении государством и участвовать в заговоре на стороне Елизаветы не мог.

 Вопрос об аресте Бирона в этот период не стоял, т. к. он был уже арестован и сослан. Елизавета в 1742 году специальным указом вернула его со всем семейством из ссылки и поместила на жительство в Ярославль. Исследователи объясняют такую снисходительность императрицы тем, что Бирон в своё время повысил цесаревне жалованье – пенсию.

 Переворот уже осуществлялся после смерти Анны Ивановны и был направлен против малолетнего Ивана Антоновича и его матери – регентши Анны Леопольдовны, дальнейшая судьба которой и описана в данном фрагменте.

 Сразу по воцарении Елизавета объявила об уничтожении Кабинета её величества, который фактически решал все дела в государстве, а Сенат был восстановлен в правах, и состав его обновлён за счёт включения в него русских дворян,  таких, как И.Трудецкой, А.Бестужев – Рюмин, князь А. Черкасский и др.

 Среди приговорённых к смертной казни был и В. Миних, его ждала страшная участь – четвертование, впоследствии заменённое ссылкой в Пелым.

   Развивать способности к анализу исторического материала.

 Задание № 4. Работа с документами: « О титулах и правах Петра I»

 Из документа от 22 октября 1721 года.

« О поднесении царю Петру титула Императора Всероссийского и наименование Великого и Отца Отечества.

 Его величество за высокую его милость и отеческое попечение и старание, которое он о благополучии государства во всё время своего славнейшего государствования и особливо во время прошедшие шведские войны явить изволил, и всероссийское государство – в такое сильное и доброе состояние, и народ свой подданный в такую славу у всего света через единое токма своё руковождением привёл, именем всего народа российского просить, дабы изволил принять от них титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого».

 Из Устава Петра I о престолонаследии от 5 февраля 1722 года.

 « Мы, ПетрI, император и самодержавец Всероссийский, заблагорассудили сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому он хочет, тому и определить наследство. Дабы дети и потомки имели сию узду на себе».

 Вопросы и задания:

 1.Чем было вызвано присвоение Петру новых титулов?

 2. Что означало присвоение этих титулов для России?

 3. Вспомните, какой был порядок престолонаследия в XVI- XVII веках? Чем было вызвано его изменение?

 4. Сопоставьте два документа. Какие выводы можно сделать о характере власти Петра? Обратите внимание на употребление местоимения « мы».

 Задание № 5. Золотой век Екатерины II.

 Составьте сводную таблицу:

Законодательная деятельность

Укрепление крепостного права

Крестьянские волнения

Пугачёвщина

Задание № 6. Работа с документом: « О воззвании Е.Пугачёва».Легендарные клады российских разбойников - Планета монет

 « Манифест»

    Божиею милостью мы, Пётр III, император и самодержавец Всероссийский, жалуем сим именным указом с монаршеским и отеческим милосердием всех, находящмммммихся прежде в крестьянстве, в подданстве у помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владением земель, лесными, сенокосными угодьями. И рыбными ловлями, и соляными озёрами без покупки и без оброку, и прочими всеми угодьями, и освобождением всех от прежде чинимых от дворян и градских мздоимцев – судей всем крестьянам налагаемых податей и отягощениев.

 Кои прежде были дворяне в своих поместьях и вотчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян, всячески стараясь ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так,как они, не имея в себе малейшего христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников злодеев – дворян всякий может восчуствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжаться будет».  

 Вопросы и задания:

 1. Почему Е. Пугачёв принял на себя титул императора? Как это явление называется. Когда возникло в русской истории в русской истории и почему?

 2. Можно ли на основании манифеста определить причины войны под предводительством Е. Пугачёва? Если да, то каковы они?

 3. Что  обещал Пугачёв народу? Можно ли было осуществить обещанное? Свой ответ обоснуйте.

 4. Сравните отношения к дворянам Е.Пугачёва и С. Разина. В чём различие? Чем это можно объяснить?

   Интернет – ресурсы.

http://hist-usadba.narod.ru/ Исторические усадьбы России. На сайте собрана информация (фотографии, карты, краткие описания) о более 1000 российских усадьбах, а также 203 белорусских, 30 украинских усадьбах и 70 усадьбах Европы.

 http://oiru.archeologia.ru/ Общество изучения русской усадьбы. История общества, календарь событий и экскурсий, библиотека статей по истории усадеб из сборника, издающегося обществом.

 http://mikv1.narod.ru/ Российские мемуары XVIII века. На сайте представляются различные произведения мемуарного характера русские мемуары, дневники, воспоминания, записки, рассказы, анекдоты, журналы 18 века, что являет собою картину культуры, быта и нравов России 18 столетия

  http://www.cominf.ru/romanovs/index.rhtml — на сайте представлена энциклопедия «Династия Романовых»..
http://ekaterina2.bnd.ru — сайт посвящен Екатерине Великой. 

 http://www.mtu-net.ru/shadows/project/ — на сайте опубликованы материалы по истории государства Российского в памятниках архитектуры и градостроительства. 

       

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации самостоятельной работы обучающихся на уроках математики 5-11 классов, как одной из форм развивающего обучения

В настоящее время новое понимание качества образования выводит на первый план развитие учащихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизмерению, раскрытию природного дара человека, развитие ...

Доклад "Организация самостоятельной работы обучающихся средствами ИКТ при формировании общих компетенций"

Применение самостоятельной работы на уроках производственного обучения для учащихся по профессии "Мастер по  обработке цифровой информации"...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся с применением информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) при подготовке к сдаче единого государственного экзамена

Здесь описаны методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся с применением информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) при подготовке к сдаче единого государственного э...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Самостоятельная работа играет ведущую роль на уроке и степень самостоятельности при выполнении тех или иных видов самостоятельных работ связана с характером их деятельности, которая начинается с подра...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Литература

Методические указания по организации самостоятельной работы  обучающихся по дисциплине Литература разработаны на основе рабочей программы по специальностям среднего профессионального образования ...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Русский язык

Методические указания по организации самостоятельной работы  обучающихся по  дисциплине Русский язык разработаны на основе рабочей программы по специальностям среднего профессионального обра...

Методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся по междисциплинарному курсу "Музыкально-инструментальный класс" ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность

Методический материал разработан для организации самостоятельной деятельности во втором семестре по темам № 1.3 «Культура инструментального исполнительства в профессиональной деятельности»...