МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В V- IX КЛАССАХ
статья по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В V- IX КЛАССАХ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Актуальность. В свете социально-политических и экономических изменений в обществе, возникла потребность в совершенствовании теории и методики физического воспитания и физкультурного образования детей. Эти изменения откладывают свой отпечаток, в первую очередь, на сельские школы, материальная и методическая база которых страдает в большей степени.
Учеными была доказана специфика физического воспитания подрастающего поколения на селе. Однако, проводя анализ литературных источников, был выявлен дефицит научных и методических разработок в этой области на современном этапе.
Материальные условия влияют на результативность физического воспитания в сельских учебных заведениях, зачастую ограничивая методические возможности преподавателей физической культуры. Небольшое количество учащихся в сельских школах препятствуют проведению полноценного спортивного отбора, а порой и соревновательной деятельности вообще.
Однако следует отметить и определенные преимущества сельской школы. Экологические и климатические особенности средней полосы Российской Федерации позволяют сельским школам максимально использовать в физическом воспитании природные факторы: организовывать занятия на открытом воздухе и полноценно реализовывать программный материал по лыжам, легкой атлетике, туризму и т.д. Небольшая наполняемость классов (в среднем 15-20 человек) дает возможность осуществлять дифференцированный подход, облегчает эту задачу с методической точки зрения, повышая результативность в каждом конкретном случае. Социальная обстановка в сельской местности облегчает педагогу работу с родителями. Таким образом, несмотря на все недостатки, современная сельская школа имеет целый ряд преимуществ, что дает предпосылки для дальнейшего исследования и методических разработок.
Научные исследования показывают, что разработка учебной программы и методики проведения уроков физической культуры, учитывая индивидуальные потребности и интересы детей, региональные особенностей среды проживания, во многом обеспечивает успешность физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.
Проведение уроков физической культуры и организация физического воспитания в сельской школе является областью, требующей пристального рассмотрения и дальнейших научных и методических разработок.
В этой связи возникла необходимость разработки методики проведения уроков физической культуры для учащихся V-IX классов сельской школы.
Цель исследования – разработать методику проведения уроков физической культуры для учащихся V-IX классов при повышенной двигательной активности с учетом специфики сельской школы.
Объект исследования – процесс физического воспитания учащихся V- IX классов на уроках физической культуры.
Предмет исследования – методика проведения уроков физической культуры с учащимися V- IX классов в сельской школе.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что модернизация методики проведения уроков физической культуры в V- IX классах сельской школы, будет способствовать улучшению физической и функциональной подготовленности школьников, повышению их физической активности и интереса к урокам физической культуры.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- Изучить и проанализировать опыт организации физического воспитания учителями сельских общеобразовательных школ.
- Выявить уровень физической подготовленности и состояние здоровья учащихся V-IX классов сельской школы.
- Изучить отношение учащихся и их родителей к учебному предмету «Физическая культура» и здоровому образу жизни, к потребности учащихся V- IX классов в двигательной активности и занятиях физическими упражнениями.
- Разработать методику проведения уроков физической культуры для учащихся V- IX классов при повышенной двигательной активности в условиях сельской местности.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- Изучение и анализ литературных данных.
- Анкетирование.
- Интервью.
- Педагогическое наблюдение.
- Педагогический эксперимент.
- Антропометрия.
- Тестирование физической подготовленности учащихся.
- Метод математическо статистики.
Изучение и анализ литературных данных позволили нам сформулировать рабочую гипотезу, поставить задачи и определить методы исследования.
Анкетирование.Для выявления ориентировочного состояния отношения учащихся V-IX классов и их родителей к постановке физического воспитания в сельских школах нами был использован метод анкетирования. Опрос осуществлялся путем письменных ответов на систему стандартизованных вопросов.
Предварительный опрос охватил 58 учеников средней школы «Загорские дали» в возрасте 11-15 лет. Желание посещать уроки физкультуры 3 раза в неделю и более, высказались 98% учащихся. Положительное отношение к урокам физической культуры отметили все опрашиваемые.
Аналогичное исследование среди родителей охватило 49 человек. На вопрос «Следите ли Вы за физическим развитием вашего ребенка?» положительно ответили 92% родителей. Из общего числа родителей 81,6% считают, что трех занятий физкультурой в неделю вполне достаточно, 16,4% родителей высказываются за большее количество и лишь 2% затруднились ответить.
Интервью. Для изучения и проведения анализа опыта физического воспитания сельских школьниковнами был проведен опрос методом интервьюирования учителей физической культуры Сергиево-Посадского района Московской области. Всего было опрошено 12 человек из сельских общеобразовательных школ. Опрос проводился по месту работы каждого учителя по строго разработанному вопроснику.
Анализ полученных данных показал, что в своей работе педагоги используют в основном комплексную программу физического воспитания учащихся I-ХI классов общеобразовательной школы (Лях В.И., Зданевич А. А., 2008) – это 92%, авторские программы – 8%. Вариативную часть программы распределяют следующим образом: на спортивные игры – 58% учителей, на гимнастику -25%, на зимние виды – 17%.
Однако в 87% от общего числа этих школ средний уровень физической подготовленности учащихся оказался низким.
Педагогический эксперимент проводился для установления эффективности разработанной нами методики. По цели исследования данный эксперимент является преобразующим. По условиям проведения – естественным. По направленности – сравнительным.
Анализ литературы и изучение опыта физического воспитания сельских школ, позволили нам разработать рабочую программу и модернизировать методику проведения уроков физической культуры для учащихся V-IX классов сельской общеобразовательной школы, с учетом климатических и географических факторов местности, слабой материально–технической базы, социальных условий проживания и обучения учащихся, а также с индивидуальными потребностями учащихся в активной двигательной деятельности.
Исследование проводилось в V- IX классах на базе средней общеобразовательной школы «Загорские дали» Сергиево–Посадского района Московской области. В исследовании участвовали 58 учащихся (мальчиков и девочек).
Для проведения уроков физической культуры мы задействовали прилегающую к школе хоккейную коробку, которая использовалась зимой для обучения навыкам катания на коньках, а в остальной период использовалась как баскетбольная площадка. Также было использовано футбольное поле и лыжные трассы, расположенные в 100 метрах от школы и прилегающие к лесной зоне.
Поэтому по возможности уроки по физическому воспитанию проводились на открытом воздухе.
По разработанной нами методике занятияпо физической культуре проводились три раза в неделю (за счет компонента образовательного учреждения).
Строго учитывались возрастные особенности учащихся V- IX классов (интенсивность развития роста, увеличения размеров тела и различия в сроках полового созревания школьников). Это позволяло правильно оценивать возможности детей и не упускать наиболее благоприятные периоды для углубленного воздействия на двигательные качества учащихся
Стараясь повысить двигательную активность и увеличить моторную плотность урока, мы применяли дифференцированный и индивидуальный подход. Небольшая наполняемость классов (в среднем 9-13 человек) давала нам такую возможность. Четко регулировались параметры физической нагрузки по объему, интенсивности и интервалами отдыха индивидуально для каждого учащегося.
При обучении основным видам движений мы применяли фронтальный, групповой, поточный методы, метод круговой тренировки и соревновательно-игровой, а так же их сочетание, чтобы разнообразить урок для положительного восприятия детьми.
Содержание уроков выстраивалось с соблюдением всех требованийк их проведению.
В результате антропометрических измерений проводимых нами совместно с медицинским работником в начале учебного года (сентябрь – октябрь) и в конце года (апрель – май) мы пришли к выводу, что учащихся V- IX классов средней общеобразовательной школы «Загорские дали» можно считать среднего (нормального) уровня развития, имеющих предпосылки для хороших показателей физической подготовленности.
Таблица 1
Класс | Пол | Начало учебного года | Конец учебного года | ||
Рост, см | Вес, кг | Рост, см | Вес, кг | ||
5 класс | Мальчики | 143 + 5 | 36,5 + 4,5 | 146 + 6 | 39,1+ 4,1 |
Девочки | 144 + 6 | 37 + 5,5 | 148 + 6 | 41,1 + 5,6 | |
6 класс | Мальчики | 150 + 7 | 42 + 6,2 | 153 + 6 | 43,9 + 6,4 |
Девочки | 151 + 7 | 44,2 + 5,8 | 154 + 6 | 46,4 + 5,6 | |
7 класс | Мальчики | 157 + 8 | 45,7 + 7,4 | 160 + 7 | 49,8 + 6,5 |
Девочки | 157 + 6 | 48,9 + 5,6 | 158 + 6 | 50,1 + 4,8 | |
8 класс | Мальчики | 162 + 7 | 50,9 + 5,6 | 164+ 7 | 54,2 + 5,9 |
Девочки | 160 + 6 | 51 + 4,5 | 160 + 6 | 53,2 + 4,2 | |
9 класс | Мальчики | 167 + 8 | 56,4 + 6,1 | 170+ 5 | 61,9 + 9,4 |
Девочки | 161 + 6 | 54,4 + 4,1 | 162 + 5 | 56,5 + 5,2 |
Проводя тестирование физической подготовленности, мы использовали тесты, рекомендованные и проверенные на надежность, объективность, информационность и включающие в себя следующие контрольные упражнения.
- Бег на 30 м.
- Челночный бег 3х10м.
- Прыжок в длину с места.
- Наклон вперед из положения сидя.
- Подтягивание из виса.
- 6-минутный бег.
В начале эксперимента было выявлено, что у мальчиков 5-9 классов только в 37% (исходя из общего числа тестируемых) средний уровень подготовленности, у девочек в 46,7%.
Тестирование физической подготовленности в исследуемых классах проводилось на уроках физической культуры два раза в год, в сентябре и мае. Полученные данные сопоставлялись с таблицей показателей уровня физической подготовленности, взятой из «Комплексной программы физического воспитания учащихся V-IX классов общеобразовательной школы» (Лях В.И.).
Таблица 2
Уровень физической подготовленности учащихся V- IX классов
в начале исследования
Класс | Контрольные упражнения | ||||||
Подтягивание, кол-во раз | Наклон вперед из положения, сидя, см | Челночный бег 3х10 м,с | 6-минутный бег, м | Прыжки в длину с места, см | Бег на 30 м, с | ||
5 класс | Мал. | 1,8 p<0,05 | 6,2 p<0,05 | 9,9 p<0,05 | 1031,7 p<0,05 | 143,2 p<0,05 | 6,5 p<0,05 |
Дев. | 10,2 p<0,05 | 8,1 p<0,05 | 10,3 p<0,05 | 812,3 p<0,05 | 125,1 p<0,05 | 6,7 p<0,05 | |
6 класс | Мал. | 2,7 p<0,05 | 6,1 p<0,05 | 9,6 p<0,05 | 1117,6 p<0,05 | 144,2 p<0,05 | 6,1 p<0,05 |
Дев. | 11,4 p<0,05 | 9.2 p<0,05 | 10,2 p<0,05 | 930,6 p<0,05 | 132,5 p<0,05 | 6,4 p<0,05 | |
7 класс | Мал. | 4,2 p<0,05 | 4,3 p<0,05 | 9,4 p<0,05 | 1167,8 p<0,05 | 152,3 p<0,05 | 6,0 p<0,05 |
Дев. | 12,6 p<0,05 | 10,1 p<0,05 | 10,2 p<0,05 | 953,4 p<0,05 | 144,1 p<0,05 | 6,2 p<0,05 | |
8 класс | Мал. | 6,1 p<0,05 | 6,1 p<0,05 | 9,3 p<0,05 | 1234,5 p<0,05 | 181,4 p<0,05 | 6,0 p<0,05 |
Дев. | 13,2 p<0,05 | 12,3 p<0,05 | 10,0 p<0,05 | 894,2 p<0,05 | 155,7 p<0,05 | 6,4 p<0,05 | |
9 класс | Мал. | 7,9 p<0,05 | 6,3 p<0,05 | 9,22 p<0,05 | 1264,1 p<0,05 | 191,6 p<0,05 | 5,83 p<0,05 |
Дев. | 12,9 p<0,05 | 12,5 p<0,05 | 10,16 p<0,05 | 970,8 p<0,05 | 156,2 p<0,05 | 6,28 p<0,05 |
Примечание: подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), на низкой перекладине из виса лежа (девочки).
Реализация разработанной методики проведения уроков физической культуры в сельской школе способствовала тому, что испытуемые V- IXклассов продемонстрировали приросты показателей уровня физической подготовленности.
Таблица 3
Уровень физической подготовленности учащихся V- IX классов
в конце исследования
Класс | Контрольные упражнения | ||||||
Подтягивание, кол-во раз | Наклон вперед из положения, сидя, см | Челночный бег 3х10 м, с | 6-минутный бег, м | Прыжки в длину с места, см | Бег на 30 м, с | ||
5 класс | Мал. | 3,1 p<0,05 | 7,3 p<0,05 | 8,5 p<0,05 | 1253,3 p<0,05 | 166,5 p<0,05 | 5,2 p<0,05 |
Дев. | 13,7 p<0,05 | 10,8 p<0,05 | 9,0 p<0,05 | 956,8 p<0,05 | 143,1 p<0,05 | 5,8 p<0,05 | |
6 класс | Мал. | 4,8 p<0,05 | 7,1 p<0,05 | 8,6 p<0,05 | 1328,4 p<0,05 | 173,7 p<0,05 | 5,2 p<0,05 |
Дев. | 14,2 p<0,05 | 12,7 p<0,05 | 9,3 p<0,05 | 1123,2 p<0,05 | 158,4 p<0,05 | 5,5 p<0,05 | |
7 класс | Мал. | 5,7 p<0,05 | 5,6 p<0,05 | 8,4 p<0,05 | 1374,1 p<0,05 | 179,5 p<0,05 | 5,1 p<0,05 |
Дев. | 15,2 p<0,05 | 13,3 p<0,05 | 8,9 p<0,05 | 1130,1 p<0,05 | 163,8 p<0,05 | 5,4 p<0,05 | |
8 класс | Мал. | 8,4 p<0,05 | 7,4 p<0,05 | 8,12 p<0,05 | 1432,5 p<0,05 | 207,2 p<0,05 | 4,9 p<0,05 |
Дев. | 15,9 p<0,05 | 16,2 p<0,05 | 8,71 p<0,05 | 1096,7 p<0,05 | 173,6 p<0,05 | 5,4 p<0,05 | |
9 класс | Мал. | 10,4 p<0,05 | 7,7 p<0,05 | 7,8 p<0,05 | 1522,7 p<0,05 | 226,5 p<0,05 | 4,4 p<0,05 |
Дев. | 14,9 p<0,05 | 17,3 p<0,05 | 8,9 p<0,05 | 1123,9 p<0,05 | 172,4 p<0,05 | 5,4 p<0,05 |
Статистическая обработка экспериментально полученных в начале и в конце года данных позволяет утверждать о положительной динамике физических кондиций у детей 5 класса. Наибольший прогресс у мальчиков отмечен в приростах силовых (21,6%) и скоростных качеств (20%), у девочек – в гибкости (17,9%) и силовых способностях (18,4%).
При сравнении показателей в 6 классах наибольший прогресс отмечен в приростах гибкости (21,8%) у девочек и силовых способностей (29,95) у мальчиков, что говорит об использовании эффективной методики развития этих качеств в его благоприятный период.
Обсуждая результаты, полученные в 7 классах, следует отметить, довольно хороший уровень и равномерный прирост показателей при следующих контрольных испытаниях: подтягивания; наклон вперед из положения, сидя; 6-минутный бег; бег 30 м.
Мальчики 8 класса продемонстрировали значительные приросты в силовых (25,5%) и скоростных способностях (17%), девочки в гибкости (19,5%) и в выносливости (16,2%).
При сравнении начальных данных и данных, полученных в конце исследования, была выявлена равномерная положительная динамика прироста показателей у мальчиков 9 класса. В четырех контрольных упражнениях (66,6%) – в подтягивание, в беге на 30 м, в 6минутном беге и в прыжках в длину юноши добились к концу года высокого уровня физической подготовленности.
Девушки 9 класса добились средних показателей уровня физической подготовленности к концу эксперимента во всех контрольных упражнениях, наиболее высокий результат был выявлен в показателях гибкости (24%).
ВЫВОДЫ
Результаты проведенного исследования показало, что реализация разработанной методики проведения уроков физической культуры при повышенной двигательной активности школьников в условиях сельской школы раскрывает новые возможности в повышении эффективности процесса физического воспитания и позволяет сделать следующие выводы:
- Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящий момент существует дефицит научно-методических разработок и программ, учитывающих особенности сельских школ и соответствующих современному уровню развития теории и методики физического воспитания, социальному запросу сельского населения.
- Анализ организации физического воспитания в сельских школах выявил факторы, обуславливающие специфику методики физической культуры в сельских регионах: первый – климатогеографические условия; второй – потребности учащихся в повышенной двигательной активности; третий – социальные условия проживания и обучения.
- Разработана рабочая программа и методика проведения уроков для учащихся V- IX классов при повышенной двигательной активности с ориентацией на развитие личностно-мотивационной сферы учащихся.
- Реализация экспериментальной методики выявила результативность положительного воздействия на физическую подготовленность и физическое развитие, а также на уровень познавательной активности школьников.
Литература
- Арзуманов С.Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5-9 классов/С.Г. Арзуманов - Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 660с.
- Баландин Г.А., Назарова Т.Н., Казакова Т.Н. Урок физкультуры в современной школе: Метод. Рекомендации для учителей: Рек. Департаментом образования Москвы. Вып.1 – М.: Сов. Спорт, 2004.- 159 с.
- Горчакова Л.П. Физическое воспитание в малокомплектной школе: Пособие для учителей. -2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2003 – 160с.
- Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. По специальности 03310- физическая культура – М.: «Академия». 2009.-261 с.
- Лях В.И., Зданевич А.А. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – 5-е изд., М.: Просвещение,2008. – 127 с.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта. Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. 9-е изд. и испр. - (Высшее профессиональное образование; Педагогическое образование) – М.: «Академия». 2011. -480 с.
- Янсон Ю.А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект: книга для педагога. – Изд. 2-е, дополнен.иперераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 635с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методики проведения уроков физической культуры
Особенности построения, содержания уроков физической культуры...

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СМГ
Для детей и подростков, имеющих нарушения в состоянии здоровья, возможно, проводить занятия на основе существующей школьной программы по физическому воспитанию с некоторыми изменениями и исключениями....

Выступление на ШМО учителей начальных классов "Методические особенности проведения уроков физической культуры в соответствии с Требованиями ФГОС ноо"
Выступление на ШМО учителей начальных классов "Методические особенности проведения уроков физической культуры в соответствии с Требованиями ФГОС ноо"...
Конспект урока физической культуры для 5-11 классов по изучению комплекса дыхательной гимнастики по методике Стерльниковой А.Н.
Раздел программы: ОФП (общая физическая подготовка)Тема: «Изучение комплекса дыхательной гимнастики по методике Стерльниковой А.Н.»Тип урока: общеметодологической направленности.Цель: изучение комплек...

Инновационный формат проведения урока физической культуры в 6 классе
В современном инновационном мире необходимо меняхь все традиционные и устоявшие методики и принципы обучения....

Особенности проведения урока физической культуры у детей 8-9 лет, обучающихся в классах компенсирующего обучения
В настоящее время физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества. Находясь в определенных взаимоотношениях с другими социальными подсистемами (общекультурными, политическими, с...