Организация адаптивной двигательной рекреации для детей с интеллектуальными нарушениями.
статья по физкультуре

 В двигательной сфере  ребят с нарушениями в развитии наблюдается отставание в уровне физического развития и физической подготовленности. Самые выраженные нарушения отмечаются в координации движений: грубые ошибки в дифференцировании мышечных усилий, излишняя напряженность, скованность и неточность движений, ограниченная амплитуда, нарушения в пространственной ориентировке, равновесии и др. Основная цель расширение двигательной активности подопечных, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности . Именно поэтому, такие направления, как адаптивный спорт и двигательная рекреация необходимы в жизни детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lomteva_a.d.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Организация адаптивной двигательной рекреации для детей с интеллектуальными нарушениями.

Все большую популярность набирает направление Адаптивный спорт, так как с его помощью можно влиять на развитие качеств ребенка, а так же использовать как рекреационную деятельность .

Одна из самых важных особенностей Адаптивного спорта -  это участие абсолютно всех детей с различными видами интеллектуальных нарушений от легких до тяжелых случаев умственной отсталости.

 В двигательной сфере таких ребят наблюдается отставание в уровне физического развития и физической подготовленности. Самые выраженные нарушения отмечаются в координации движений: грубые ошибки в дифференцировании мышечных усилий, излишняя напряженность, скованность и неточность движений, ограниченная амплитуда, нарушения в пространственной ориентировке, равновесии и др. Основная цель расширение двигательной активности подопечных, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности .

Рекреация - это смена деятельности, отклонение от привычных норм для переключения от обыденности и вливания себя в неизвестную среду, необходимый процесс для отдыха и переключение психологического состояния. Именно поэтому существует множество нормативно-правовых актов по развитию данного направления, например "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 09.03.2021), который направлен на развитие рекреационной деятельности на лесных массивах, к примеру - походы.

В адаптивном спорте значение имеет конечный результат, но процесс подготовки самих спортсменов не менее важен. Именно он и является ключом к двигательной рекреации.


В последнее время все чаще рождаются дети с нарушением интеллекта. По статистике доля новорожденных с психическими  заболеваниями  и умственной отсталости  составляет  30%.( Статистика и показатели региональные и федеральные, Режим доступа: https://rosinfostat.ru/invalidy/ дата обращения 24.05.21)

Поскольку у детей нарушения в образах мышления (в вербальном и образном видах) для них  характерна стереотипность, тугоподвижность и недостаточная гибкость мыслительных процессов, что вызывает трудности при  выполнении новых заданий у таких детей. Таким образом, для детей данной категории характерна бессистемность анализа, отсутствие последовательно усложняющегося членения объектов.

К основным особенностям развития таких детей относятся:

- трудности в формировании игровой деятельности и учебной;

- зависимость от скорости, эмоционального напряжения, уровня сложности заданий, утомляемости и эмоциональной адекватности психического реагирования;

- повышенная самооценка, с неощутимым комплексом неполноценности;

- открытость и высокая внушаемость.

Как известно, двигательные функции организма играют огромную роль в жизни каждого ребенка, а в особенности детей с интеллектуальными нарушениями. Они являются основными врожденными функциями организма.

Из этого можно сделать вывод, о том, что недоразвитие ЦНС влияет на интегративное восприятие мозга.

У детей с нарушением интеллекта выделяют следующие двигательные нарушения:

 - стереотипные движения;

- общее недоразвитие мелкой и крупной моторики, моторный инфантилизм, позднее развитие мелкой и крупной моторики;

- экстрапирамидная недостаточность;

 - отсутствие или недоразвитие необходимых, автоматических движений, мимических выражений, речевого воспроизведения;

 - фронтальная недостаточность;

- отсутствие понимания формы движений и способности их воспроизводить, нарушение в речевом воспроизведении, выражения эмоций других людей, быстрая возбудимость нервной системы и медленное торможение, недостаточность внимания, безосновательная эйфория. Особенности проведения рекреационных занятий с детьми с нарушением интеллекта следующие:

 - необходимо терпение;

 - формирование мотивации педагогом;

 - различные способы общения и выражения мыслей, например, программы на планшет, озвучивающие картинки или система карточек PECS;

- детям с нарушением интеллекта не стоит пристально смотреть в глаза, они принимают это за агрессию или вызов;

 - сохранение равномерности голоса и одинаковой тональности;

Важнейшая задача рекреационного занятия в данном случае – это создание представления об алгоритме двигательного действия, нормализуя двигательные навыки, развитие двигательных умений, которые уже имеются.

Основные задачи учебного процесса: Формирование положительной мотивации и подкреплений в процессе всего учебного занятия; положительного восприятия; развивать способность концентрировать внимание длительное время; сбалансировать процессы возбуждения и торможения нервных процессов; последовательное и пространственное мышление; развивать осознание цели и пути решения проблемы, анализирование полученных результатов, составляя план действий для достижения результата, расширение запаса практических умений и навыков для применения их в повседневной жизни, развитие речевых практик.

Средства для решения основных задач: создаем представления о двигательных действиях и перестраиваем их, упражнения под музыку или счет, сохраняя ритм, упражнения связанные с пластичностью движение и увеличению амплитуды движений, двигательные действия со снарядами, игры с последовательным сюжетом, занятия в бассейне, как в сухом, так и в обычном, подвижные игры.

Методы используемые при занятиях :

 - формирования знаний (слова и наглядности), необходимо воздействие на всю систему восприятия ребенка, включая тактильную.

- метод целостного и расчленённого обучения двигательному действию

 - методы развития физических качеств и способностей ,

 - методы воспитания личности

- методы педагогического воздействия;

 - методы индивидуального и группового занятия.

В основном, для развития и коррекции, как мелкой моторики, так и физического развития, а также интеллектуальных возможностей лиц с нарушениями интеллекта, используются подвижные игры. Подвижные игры способствуют расширению функциональных возможностей и повышению физической работоспособности.

Так же одно из популярных средств, используемых в двигательной рекреации это игровые квесты. Виды двигательной рекреации, связанные с танцевальной деятельностью, например, ритмика, бальные танцы.

Для успешных результатов при развитии ребенка с нарушением интеллекта следует обратить внимание на эмоциональное состояние ребенка. Таким образом, средства и методы адаптивной двигательной рекреации при их рациональном использовании служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармоничного развития личности, что создает реальные предпосылки социализации детей с нарушением интеллекта.(Панкратович Т. М., Голикова Е. М. адаптивная двигательная рекреация как средство повышения социальной адаптации школьников с отклонениями в состоянии здоровья 2014, стр 60-63 Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21408841, Дата обращения : 14.04.2021)

Мы выяснили, что физические занятия просто необходимы не только детям без особенностей в развитии, но также и детям с нарушением интеллекта, такой вид, как двигательная рекреация может значительно повысить качество жизни ребенка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 5 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования, содержания программы, описания требований к уровню подготовки обучающихся....

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 8 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по профильному труду 8 класс (подготовка младшего обслуживающего персонала) адаптивной школы-интернат (дети с интелектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 6 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по профильному труду 6 класса (подготовка младшего обслуживающего персонала) адаптивной школы-интернат для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 9 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)

Данная программа предназначена для изучения предмета ПМОП в адаптивной школе. Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей младшего медперсонала в поликлинике, к уходу за бо...

Рабочая программа «Двигательное развитие» для детей с интеллектуальными нарушениями

Данная программа разработана  для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) в соответствии с требованиями ФГОС для умственно отсталых детей....