Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочных занятиях по физической культуре.
статья по физкультуре (5 класс)

Гильмутдинова Венера Миннигатовна

Проектная деятельность сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные развивающие программы среднего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ствтья 29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочных занятиях по физической культуре.

Выполнила:

учитель физической культуры 1 категории

МБОУ «СОШ № 10 с углубленным изучением

отдельных предметов» НМР РТ

Гильмутдинова Венера Миннигатовна

 «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу

эти знания применить»        

 – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Поэтому на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности личности и  была бы ориентирована на ее саморазвитие, самообразование.

Согласно требованиям ФГОС образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и  социально значимой проблемы».

Важнейшее требование современного урока – это обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для учащихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры.

Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. Учащиеся делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Ученикам с подготовительной и специальной группой можно заниматься с ограничениями.

Помимо этого учащиеся болеют, а затем их освобождают от уроков физической культуры на некоторый срок. Все временно освобожденные должны быть аттестованы по предмету физическая культура. Один из вариантов решения данной проблемы – это использование проектной деятельности на уроках.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные развивающие программы среднего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности.

        Особенностью данного проекта является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания, вырабатывать определенные познавательные и практические умения с целью реализации их в  спортивно-оздоровительной деятельности. В этом качестве проект обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе  урочной и внеурочной  деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие лидерских, коммуникативных способностей обучающихся и поддержка одаренности детей, а также детей с ослабленным здоровьем  с целью  их успешной аттестации.

Новизна проекта - это  элементы содержания   проекта могут быть интегрированы с основным содержанием физического образования  в календарно-тематическом планировании и рабочей программы учителя. При организации процесса обучения в рамках данного проекта  предполагается применением следующих педагогических технологий проектной деятельности:

  • развивающее обучение;
  • информационно- коммуникативные;
  • личностно-ориентированное;
  • игровые;
  • здоровьесберегающие.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: Развитие проектных умений учащихся и создание условий для  аттестации  групп  учащихся с разным уровнем здоровья

ЗАДАЧИ:

1.Формирование позитивной самооценки, самоуважения.     

-выработка нравственных убеждений, привычек, других сторон личности, характеризующих  нравственно-волевые качества человека для достижения физического развития.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умения  вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к партнеру в команде;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации  проектной деятельности и управлению ею:

-   знакомство учащихся с методами исследования и умения выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

-формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

- освоение умений отбирать физические упражнения и  регулировать физические нагрузки различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма для организации эксперимента или практической части исследования;

           4. Формирование умения работать с  полученной информацией (сбор, обработка данных, систематизация, хранение, использование).

           5. Формирование умения  ИКТ-технологий( оформление проекта, презентации к проекту, использование диаграмм и т.п)

Так что же такое проект?

– это самостоятельная творческая работа, от идеи и до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.

Базовая основа для выполнения творческого проекта: -это достаточные знания и умения, составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие( комплекс упражнений в рисунках, макет тренажера и др), информация (доклад, сообщение, реферат, мультимедийная презентация, видеоролик и др),   социальная помощь.

  Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов.

По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные).

 По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.

 Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых, учителей, тренеров по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность практически (социально)значимого  характера.

Третий этап защита проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям. Обучающиеся  делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность»   организуется с целью формирования у школьников:

умения учиться, как универсального учебного действия,

умения творчески реализовываться,

социализации школьников,

Форма организации:  занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в спортивном зале, на спортплощадке.

Планируемые результаты

Проект предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов:

- предполагает приобретение  новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов:

 - Результат проявляется в активном использовании учащимися метода проектов, самостоятельном творческом выборе тем  проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации, представления опыта в рамках предметной декады, дистанционных олимпиад

Третий уровень результатов:

- Предполагает получение учащимися самостоятельного социального опыта.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах, спортивных мероприятиях по разным направлениям,  научной конференции.

               

Примерные критерии оценок:

1. Самостоятельность работы над проектом

2. Актуальность и значимость темы

3. Полнота раскрытия темы

4. Оригинальность решения проблемы

5. Артистизм и выразительность выступления

6. Как раскрыто содержание проекта в презентации

7. Использование средств наглядности, технических средств.

Как нужно работать над проектом

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. Реализация проекта происходит по технологии продуктивного обучения, проект реализуется через  исследовательскую деятельность учащихся.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Требования к ученику: мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному познанию, к экспериментальной работе понимание роли и значение физической культуры в формировании личностных качеств.

И в заключение мне хотелось бы сказать:  

Одной из составляющих процесса обучения является популяризация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, выявления наиболее талантливых ребят, проявляющих интерес к данному виду деятельности, оказания им поддержки. Проектно-исследовательская деятельность позволяет расширить кругозор, стимулирует интерес к научно-техническому, физическому, гуманитарному и естественно научному творчеству, к самостоятельному приобретению необходимых для этого знаний и навыков в исследовательской деятельности.

Проектная деятельность является добровольной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры по мере их мотивированности, в том числе по причине  временного отсутствия по болезни.

Программа внеурочной  проектной деятельности спортивно-оздоровительной направленности   поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

 «Проектная деятельность  учащихся на уроках физической культуры» является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и целостности содержания  рабочих программ по предмету ФК, расширяя и обогащая его знаниями и умениями формирования здорового образа жизни.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....

Применение информационно - коммуникационных технологий при организации проектной деятельности на уроках физики, математики и во внеурочной деятельности.

Организация проектной деятельности с применение ИКТ  - это наглядно, красочно, информативно. «Визуализируйте работу! Одна картинка стоит тысячи слов». Использование новых информационных технологи...

Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"

Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"...

Презентация «Организация проектной деятельности на уроке и во внеурочное время»

Выступление на ГМО заместителей директоров по УР «Организация проектной деятельности на уроке и во внеурочное время»...

Городской семинар "Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в 5 - 6 классах"

Городской  семинар "Организация  проектной  деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в 5 - 6 классах"...

Организация проектной деятельности на уроках физической культуры

Проектная технология на уроке физическая культура позволяет строить обучения на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом....

Организация проектной деятельности на уроке и во внеурочное время по предмету «музыка»

   Одной из приоритетных задач, стоящих перед школой, является создание среды поддержки одаренных и талантливых детей, способствующей выявлению, стимулированию и развитию их способнос...