Влияние занятий лёгкой атлетикой на физическое развитие школьников
статья по физкультуре (6 класс)
Хотя современный прогресс изменяют жизнь человека к лучшему, но развитие городов во многом определяет его отчуждение от природы. У людей понемногу уменьшается двигательная активность, что в совокупности с плохой экологией причиняет достаточный вред человеческому организму. Увеличение числа болезней и уменьшение активности иммунной системы ведёт к сокращению долготы жизни человека. Что, к тому же, сопровождается заболеваниями, которыми раньше протекали в своём большинстве у пожилых людей, а теперь ими болеют и молодые люди. Понижение двигательной активности - это один из отрицательных факторов, мешающих нормальной продуктивной жизни человека.
Легкая атлетика, являясь наиболее массовым видом спорта, способствует всестороннему физическому развитию человека. В наше время легкая атлетика так же является обширным рекреативным средством физической культуры. Регулярные тренировки оказывают содействие развитию таких двигательных качеств как сила, скорость, выносливость, координация и гибкость, так необходимые человеку в будничной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_la.docx | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние занятий лёгкой атлетикой на физическое развитие школьников»
Хотя современный прогресс изменяют жизнь человека к лучшему, но развитие городов во многом определяет его отчуждение от природы. У людей понемногу уменьшается двигательная активность, что в совокупности с плохой экологией причиняет достаточный вред человеческому организму. Увеличение числа болезней и уменьшение активности иммунной системы ведёт к сокращению долготы жизни человека. Что, к тому же, сопровождается заболеваниями, которыми раньше протекали в своём большинстве у пожилых людей, а теперь ими болеют и молодые люди. Понижение двигательной активности - это один из отрицательных факторов, мешающих нормальной продуктивной жизни человека.
Легкая атлетика, являясь наиболее массовым видом спорта, способствует всестороннему физическому развитию человека. В наше время легкая атлетика так же является обширным рекреативным средством физической культуры. Регулярные тренировки оказывают содействие развитию таких двигательных качеств как сила, скорость, выносливость, координация и гибкость, так необходимые человеку в будничной жизни.
Легкую атлетику многие исследователи называют "королевой спорта". Это название объясняется тем, что она объединяет в себе пять дисциплин: бег, спортивная ходьба, прыжки (в длину, высоту, тройной, с шестом), метание (диска, копья, молота), толкание ядра. Так же стоит отдельно сказать о легкоатлетических многоборьях. Лёгкая атлетика к тому же является одним из главных и наиболее массовых видов спорта.
В связи с тем, что в нашей работе мы будем рассматривать легкоатлетические метания малого мяча, а в первом параграфе мы обозначили, что малый мяч метают школьники 5-9 классов, то ниже мы рассмотрим влияние занятий легкой атлетикой на детей 11-15 лет.
При занятиях лёгкой атлетикой в школе необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детского организма, которые являются важными показателями гармоничного развития ребенка.
В процессе роста и развития организма ребенка, все функциональные системы организма переносят постоянные изменения. Так, например, самые большие темпы роста у девочек в 11-12 лет, у мальчиков в 13-14 лет, примерно по 6-7 см в год. Максимальное увеличение мышечной массы (4-5 кг в год) наблюдается у девочек в возрасте 13 лет, а у мальчиков в 14 лет. К 14-15 годам развитие мышечно-связочного аппарата достигает значительного уровня, а ткань скелетных мышц уже мало отличается от мышц взрослых людей.
Неравномерность роста отдельных частей тела порождает временное нарушение координации движений, появляются неповоротливость, неуклюжесть, неловкость. После 15 лет эти явления постепенно проходят.
В то же время одновременно с повышением мышечной массы проистекает интенсивное нарастание силы многих мышечных групп, которое несколько отстает от роста общей массы тела. В этом возрасте начинается половое созревание, которое начинается из-за активизации деятельности половых и эндокринных желез. В функциональном отношении организм ребенка еще не стабилен и зачастую подвержен срывам в работе функциональных систем организма и склонен к различным заболеваниям.
В возрасте 11-15 лет более четко устанавливается соотношение разных частей тела и тип комплекции, которые имеют определяющее значение в выборе спортивной специализации и спортивном отборе в дальнейшем. Учеными доказано, что комплекция человека и спортивные достижения имеют тесную взаимосвязь. При этом тип телосложения генетически обусловлен и нелегко поддается влиянию тренировок.
Так же учёными отмечаются значительные изменения в дыхательной системе. С 10 лет происходит интенсивный рост легких и их общий объем. Тип дыхания у мальчиков с 10 лет преимущественно брюшной, а у девочек смешанный. Смешанный тип дыхания предполагает как грудное, так и брюшное дыхание.
В связи с преобразованием нервной и эндокринной систем, внезапно могут возникать функциональные расстройства органов и систем. В частности, повышенная нагрузка на эндокринную систему может сказываться на развитии заболеваний щитовидной железы и сахарного диабета.
В медицине нередко встречается такое понятие как "юношеское сердце" или "сердце подростка". Такими понятиями характеризуется высокий рост размеров миокарда, а так же наличием сердечных шумов. Часто встречаются также увеличение артериального давления, сердцебиение, учащение или понижение пульса, одышка, головная боль в области лба. Трансформации сердечнососудистой системы чаще отмечаются у подростков, не занимающихся регулярно спортом, которые либо ограниченны в двигательной активности или на оборот при эффекте перетренированности.
А.С. Солодков так же отмечает изменения и со стороны желудочно-кишечного тракта. Особенно легко возникают срывы в работе кишечника, и продвижения по нему пищи. Часты заболевания желчевыводящих путей. При переохлаждении поясничной области у девочек-подростков развиваются воспалительные заболевания мочевыводящих путей.
Подростки может возникать головокружение, когда они долго находятся в положении стоя. Неприятное чувство в области сердца, живота и в ногах возникает при длительном неподвижном сидении. При вынужденном длительном стоянии ребёнок может упасть в обморок, его лицо белеет, кисти рук становятся холодными и могут даже приобретать синюшный оттенок. Эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков наблюдаются повышенная потливость, красный дермографизм, быстрая смена настроения. Причиной таких расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной системы, характерная для этого возраста, а также физическое перенапряжение.
В психологии возраст с 10 до 15 лет соотносится с подростковым периодом, периодом завершения детства, вырастания из него, переходом от детства к взрослости. Способность к рефлексии, сформированная в учебной деятельности в средних классах школы, устремляется обучающимся на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток хочет, чтобы и окружающие признавали его независимость и важность, начинает чувствовать себя взрослым. Основные психологические потребности подростка в данном возрасте стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, эмансипации от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей (Шаповаленко И.В. Возрастная психология.
Среди средств физического воспитания подростков, средства легкой атлетики (виды бега, прыжков и метаний) занимают одно из главных мест. Это объясняется их доступностью, динамичностью, эмоциональностью и естественностью. Правильно организованные занятия по легкой атлетике в комплексе с другими средствами физического воспитания должны содействовать:
1) укреплению здоровья детей и подростков;
2) гармоничному физическому развитию;
3) развитию физических, моральных и волевых качеств;
4) воспитанию организационно-физкультурных и санитарно-гигиенических навыков.
Легкоатлетические упражнения при правильном применении содействуют улучшению обмена веществ, укреплению нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также вырабатыванию правильной осанки. Так же следует не забывать, что его организм подростка отличается от организма взрослого человека. При физической работе у подростка кровоток увеличивается в 40 - 60 раз и более, и скелетные мышцы пропускают через себя кровь в количестве, значительно большем, чем норма.
Физически лучше развитые подростки скорее добиваются успехов в спорте, таких детей проще сориентировать на конкретный вид спорта. Поэтому даже у детей, только что начавших занятия в детско-юношеских спортивных школах физическое развитие лучшее, чем у сверстников, не занимающихся спортом. Значение отбора проявляется также и в том, что подростки, специализирующиеся в различных видах спорта, оказываются неодинакового развития.
Так, в частности, при сравнении прироста становой силы у юных легкоатлетов, боксеров и конькобежцев наилучшие показатели были замечены у конькобежцев, при сравнении же силы мышц рук лучшие показатели встретились у боксеров и легкоатлетов.
Вопрос об изменениях уровня физического развития детей в различные возрастные периоды в связи со специализированным влиянием двигательной деятельности и среды, в которой проходит тренировка, представляет сегодня очень большой интерес в исследованиях. Система тренировочных воздействий, приводит к улучшению функций сердечно-сосудистой системы, повышает мышечную активность, расширяет функциональные возможности детей школьного возраста.
Так у детей, не занимающихся двигательной активностью в достаточной мере, наблюдается учащение частоты сердечных сокращений (ЧСС) и увеличение систолического показателя ЧСС. Более выраженная реакция отмечается и в показателях кровяного давления в артериальных сосудах.
Таким образом, физических упражнений направленно воздействующие на детей и подростков благотворно влияют на увеличение резервных возможностей дыхания. Возрастает кислородтранспортная функция кровообращения, растет кислородная ёмкость крови, совершенствуются механизмы тканевого дыхания, возрастает способность к длительной физической деятельности в условиях недостатка кислорода. В процессе систематических спортивных тренировок у юных спортсменов улучшается регуляция дыхания при мышечной работе. Отмечается нарастание процессов экономизации системы дыхания и в условиях покоя, и при стандартных физических нагрузках. Такие изменения дыхательной системы говорят о расширении возможностей организма с возрастом и предоставляют возможность объективно оценить функциональную подготовленность спортсменов.
Под влиянием тренировки жизненная емкость легких может возрасти на 30%. Она повышается также под влиянием особых дыхательных упражнений.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что занятия лёгкой атлетикой благотворно влияют на организм обучающихся, если соблюдаются возрастные особенности в развитии систем организма и обучающиеся не подвергаются эффекту перетренированности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положительное влияние занятий в бассейне на физическое развитие детей дошкольного возроста
Физическое развитие...
Положительное влияние занятий в бассейне на физическое развитие детей дошкольного возроста
Положительное влияние занятий в бассейне на физическое развитие детей дошкольного возрастаВыполнила: инструктор по физической культуре Шевкина Юлия Алексеевна Первая квалификац...
Влияние уличных танцев на формирование и физическое развитие школьников.
На время подросткового возраста для нас становится крайне важным выделиться из толпы, выразить свою индивидуальность и самым распространённым способом для того становятся различные виды танцев. Танцев...
" Влияние занятий атлетической гимнастикой на физическое развитие юношей старших классов"
Влияние занятий атлетической гимнастикой на физическое развитие юношей старших классов...
Влияние занятий футболом на уровень физического развития школьников
Влияние занятий футболом на уровень физического развития школьников...
Контроль за физическими нагрузками на занятиях лёгкой атлетикой
Применение стандартных нагрузок обеспечивает долговременные морфофункциональные приспособительные перестройки в организме школьников, на базе которых происходит развитие физических способностей, закре...
ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дать характеристику факторам, влияющим на двигательную активность школьников старшего возраста и определить влияние различных двигательных режимов на физическое состояние и здоровье обучающихся....