Контроль за физическими нагрузками на занятиях лёгкой атлетикой
материал по физкультуре на тему

Поваляева Надежда Александровна

Применение стандартных нагрузок обеспечивает долговременные морфофункциональные приспособительные перестройки в организме школьников, на базе которых происходит развитие физических способностей, закрепление и совершенствование двигательных навыков. О воздействии нагрузки можно судить по ЧСС и внешним признакам утомления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контроль за физическими нагрузками

на занятиях лёгкой атлетикой

Физическая нагрузка — это определённая мера воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки — это определённая её величина; дозировать нагрузку — значит строго регламентировать её объём и интенсивность.

Объём нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятие, километражом преодолённого расстояния (дистанции) и другими показателями.

Интенсивность нагрузки характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений (ЧСС) и др.

Соотношение между ними при выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость: чем больше объём нагрузки, тем меньше её интенсивность и наоборот.

Нагрузку можно изменять за счёт объёма и интенсивности или обоих показателей одновременно.

Нагрузка бывает:

  • стандартной — практически одинаковой по своим внешним параметрам (скорости и темпу движений, весу отягощений и др.) в каждый момент воздействия;
  • переменной (вариативной), изменяющейся в ходе выполнения упражнения.

Применение стандартных нагрузок обеспечивает долговременные морфофункциональные приспособительные перестройки в организме школьников, на базе которых происходит развитие физических способностей, закрепление и совершенствование двигательных навыков. Однако длительное применение однообразных нагрузок может тормозить рост физических способностей, привести к переутомлению занимающихся, вызвать у них потерю интереса к занятиям.

Нагрузка может иметь непрерывный характер, когда при выполнении упражнения отсутствуют паузы отдыха, либо прерывный, когда между повторениями одного и того же упражнения или разными упражнениями имеются интервалы отдыха, обеспечивающие восстановление уровня работоспособности учащихся, снизившегося в результате работы.

О воздействии нагрузки можно судить по ЧСС и внешним признакам утомления (изменение цвета кожи, выделение пота, нарушение ритма дыхания и др.). Наиболее информативным, объективным и широко используемым на занятиях физической культурой показателем реакции организма школьника на физическую нагрузку является величина ЧСС. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин. Оптимальный диапазон нагрузок находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин.

Классификация физических нагрузок по ЧСС представлена в таблице.

Классификация нагрузок по ЧСС

ЧСС, уд./мин

Интенсивность нагрузки

До 130

Малая

131-150

Умеренная

151-165

Средняя

166-180

Большая

Свыше 180

Максимальная

По ЧСС можно определить направленность физической нагрузки. Так, если ЧСС во время выполнения упражнения не превышает 150 уд./мин, то нагрузка будет чисто аэробной, при ЧСС 150-180 уд./мин — аэробно-анаэробной и при ЧСС свыше 180 уд./мин — анаэробной.

На занятиях физической культурой на величину нагрузки влияют:

  1. длительность и интенсивность (скорость) выполнения физических упражнений;
  2. координационная сложность упражнений (при многократном повторении сложных по координации упражнений быстро наступает утомление, и в этих условиях часто не столько совершенствуется техника движения, сколько повторяются ошибки);
  3. эмоциональная напряжённость при выполнении упражнений (страх, ответственность и т. п.). Боязнь получить травму сковывает занимающегося, движения выполняются со значительным напряжением, по ходу выполнения движений неизбежны ошибки.

Регулирование физической нагрузки достигается следующими способами:

  • изменением количества повторений одного и того же упражнения;
  • изменением суммарного количества физических упражнений и игр;
  • изменением скорости выполнения одного и того же упражнения;
  • увеличением или уменьшением амплитуды движений;
  • варьированием величин внешних отягощений (например, вес собственного тела, гантели, набивные мячи и т. п.);
  • выполнением упражнений в усложнённых или облегчённых условиях (например, бег в горку и под горку, бег по ветру и против ветра и т. д.);
  • изменением исходных положений (например, выпрыгивания вверх из полуприседа и приседа, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа с положением ног на полу и на гимнастической скамейке и т. д.);
  • изменением длины дистанций в беге;
  • увеличением или уменьшением времени (интервалов) и характера отдыха между упражнениями.

При определении величины нагрузки и продолжительности выполнения упражнений необходимо учитывать возраст и пол занимающихся, уровень их физической подготовленности, состояние здоровья, а также поставленные перед занятием цели.

Поваляева Надежда Александровна,

тренер – преподаватель, ГБОУ СОШ №3 СП ДЮСШ № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль за физическими нагрузками

Методическая разработка для тренерско-преподавательского состава....

Урок физической культуры по теме: Лёгкая атлетика

урок физической культуры в 6 классе по теме: "Лёгкая атлетика"....

Методическая разработка урока по физической культуре по разделу лёгкая атлетика 6 класс

Тема урока: Спринтерский бег.  Цель: Развитие скоростных индивидуальных качеств обучающихся.  Задачи урока:  Образовательные:  1. Обучение технике спринтерского бег...

Урок - презентация по физической культуре "История развития лёгкой атлетики и её роль в современном мире"

В современном образовании большое значение уделяется вопросу изучения теории физической культуры  на уроках. Необходимо , чтобы школьники не бездумно  выполняли различные физические упр...

презентация по физической культуре на тему"Лёгкая атлетика"

Основные понятия о Лёгкой атлетике.Ознакомительный материал....

Влияние занятий лёгкой атлетикой на физическое развитие школьников

Хотя современный прогресс изменяют жизнь человека к лучшему, но развитие городов во многом определяет его отчуждение от природы. У людей понемногу уменьшается двигательная активность, что в совокупнос...

Рабочая программа. Физическая культура. Спортивная секция: «Лёгкая атлетика. ОФП»2022г.

Целью занятий в спортивной секции «Лёгкая атлетика. ОФП» является освоение обучающимися теоретических и практических знаний и приобретение умений в области физической культуры для подготов...