Общеобразовательная общеразвивающая программма технической направленности "Юный техник и механик"
учебно-методический материал на тему
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью целенаправленного процесса обучения и развития творческих способностей через техническое творчество, которое в свою очередь формирует мотивированный интерес к технике, развитию технического мышления, пространственного воображения, технической наблюдательности, ручной умелости, точности глазомера, зрительной и моторной памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_tehnik_i_mehanik.docx | 57.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Сарова
Муниципальное учреждение дополнительного образования « Станция юных техников» города Сарова
Принята на заседании Утверждена
педагогического совета приказом директором МБУ ДО
от «___»________________ 20 __г. «Станции юных техников»
Протокол №_______________ от «___»____________20___г.№____
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности
«Юных техник и механик»
Возраст учащихся : 7-9 лет
Срок реализации: 2 года
Автор – составитель:
Малькова Ирина Игоревна, педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
г. Саров , 20017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
21 век это время стремительно развивающегося научно – технического прогресса, который выражается в создании новых, усовершенствованных технологий, техники, механизированного и автоматизированного производства. Конструкции современной техники, приборов становятся все сложнее и оригинальнее, что предполагает наличие подготовленных кадров, которые не только могли бы грамотно обслуживать сложную технику, но инициировать собственные идеи по ее усовершенствованию или созданию новых моделей и приспособлений. В связи с этим популяризация профессий связанных с производственной сферой, формирование инженерного мышления у учащихся является важной общеобразовательной и воспитательной задачей.
Инженерное мышление – это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями. Поэтому инженерное мышление рекомендуется формировать, начиная с начальной школы, так как сензитивные периоды формирования его отдельных компонентов начинаются в разное время.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью целенаправленного процесса обучения и развития творческих способностей через техническое творчество, которое в свою очередь формирует мотивированный интерес к технике, развитию технического мышления, пространственного воображения, технической наблюдательности, ручной умелости, точности глазомера, зрительной и моторной памяти.
Несомненно, что техническое творчество учащихся своеобразно. Оно определяется возрастными особенностями, общим развитием, уровнем технических знаний и умений, природными и личностными способностями. Однако значение его неоспоримо: занятия техническим творчеством способствуют формированию мотивов к учебе, выбору профессии, приобретению практических умений, и развитию творческих способностей.
Направленность программы – техническая. Действенной формой работы с учащимися по развитию творческих способностей является начальное техническое моделирование, которое не только способствует расширению технического кругозора, но и формирует познавательные функции.
Отличительной особенностью данной программы является то, что процесс обучения происходит с акцентом на познавательные функции. Познание тесно связано с мышлением, поэтому умственные операции, с помощью которых учащиеся будут усваивать знания, будут содействовать развитию у них технического мышления. Развитие данного вида мышления, начиная с начальной школы, будет способствовать развитию гибкости суждений, быстроте и оригинальности ответов. Чему способствуют выполнения заданий на пространственное, образное, логическое мышление.
Так как потребность творить у детей и подростков предметнее, чем у взрослых, ребенок, работая над моделью, часто проявляет творческую самостоятельность. Поддержка инициаций детей, творческих замыслов и их воплощение осуществляется через индивидуальную работу с одаренными и талантливыми детьми.
Возможность познания окружающего мира открывает проектная деятельность, которая в свою очередь, предполагает исследования, получение определенных знаний, как в теоретической, так и практической деятельности.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей в возрасте 7-9 лет.
Данный возрастной период относится к младшему школьному возрасту, характерной особенностью этого возрастного периода, является ярко выраженное эмоциональное восприятие окружающего мира. Дети этого возраста отличаются бодростью, жизнерадостностью, любопытством. Восприятие на этом уровне развития связано с практической деятельностью ребёнка. Дети данного возраста склонны к проявлению творческой самостоятельности.
Набор учащихся в учебные группы творческого объединения является свободным, основанным на желании заниматься техническим творчеством и получать знания в области моделирования технических объектов.
Цель и задачи программы.
Цель. Удовлетворение потребностей детей в техническом творчестве в процессе моделирования. Теоретическая и практическая подготовка детей к занятию более сложными видами технического творчества.
Задачи.
Обучающие задачи:
- познакомить с некоторыми научно – техническими закономерностями окружающего мира;
- стимулировать техническую увлеченность и любопытство;
- формирование навыков проектной и исследовательской деятельности;
- освоение теоретических и практических приемов работы с различными материалами, инструментами;
- получение начальных трудовых навыков при изготовлении изделий из различных материалов.
Развивающие задачи:
- развитие различных видов мышления – логического, творческого, наглядно – образного, пространственного, технического;
- развитие познавательных процессов - внимания, памяти, воображения;
- развитие моторики, глазомера.
Воспитательные задачи:
- воспитание организованности и культуры труда;
- воспитание потребности в творческой позитивной деятельности;
- формирование навыков работы в команде, парах, малых группах.
Объем и срок освоения. Срок реализации программы 2 года.
Численный состав групп объединений и продолжительность занятий в них зависят от санитарно-гигиенических норм, возраста учащихся, содержания Программы и исходит из психофизиологической целесообразности условий работы и составляет:
для 1-го года обучения – не менее15 человек,
для 2 го года обучения – не менее 12 человек.
Формы обучения
Обучение по данной программе очное. Основной организационной формой в ходе реализации является занятие, что обеспечивает организационную четкость и непрерывность процесса обучения.
В ходе обучения используются также групповые и индивидуальные формы обучения.
Групповое обучения предполагает деление учащихся на группы для выполнения заданий, связанных с практической и познавательной деятельностью. Данная форма открывает возможности развития коммуникативных и личностных качеств в процессе совместной деятельности
Индивидуальная работа с учащимися заключается в реализации индивидуальных творческих проектов, обучение отдельным практическим навыкам.
Формы занятий: традиционные, нетрадиционные (викторины, занятие – игра,), соревнования, выставки, конкурсы, и т.д.
Режим занятий
Продолжительность одного занятия - 2 часа. Частота занятий – 2 раза в неделю. Количество учебных часов на каждом году обучения по144 часа.
Планируемые результаты:
- знание основ различных техник и технологий начального технического моделирования;
- умение детей использованию в речи правильной технической терминологии, технических понятий и сведений;
- формирование навыков безопасной работы с инструментом и приспособлениями при обработке различных материалов;
- формирование интереса к техническому творчеству;
- развитие логического и технического мышления обучающихся;
- развитие коммуникативных навыки, умения работать в команде;
- находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука»;
- развитие любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, стремления разобраться в их конструкции и желания выполнять модели этих объектов;
- воспитание доброжелательного отношения к окружающим;
- формирование потребностей в самоорганизации: аккуратности, трудолюбия, основ самоконтроля, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1-ый год обучения
№ | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение | 2 | 1 | 1 |
2. | Материалы и инструменты. Правила работы с ними. | 2 | 1 | 1 |
3. | Первоначальные графические умения и навыки. | 6 | 3 | 3 |
3.1. | Знакомство с чертежными инструментами и принадлежностями. | 2 | 1 | 1 |
3.2. | Условные обозначения на графических изображениях | 2 | 1 | 1 |
3.3. | Первоначальные понятия об эскизе, чертеже. Различия данных графических изображений | 2 | 1 | 1 |
4. | Моделирование динамических конструкций из плоских деталей с подвижными соединениями. | 20 | 6 | 14 |
4.1. | Динамические модели с подвижным соединением «улитка» | 6 | 2 | 4 |
4.2. | Динамические игрушки по мотивам народных традиционных богородских игрушек( на параллельных планках и «разводах») | 6 | 2 | 4 |
4.3. | Мастерская Самоделкина (изготовление игрушек – самоделок по собственным эскизам и чертежам) | 8 | 3 | 5 |
5 | Научные игрушки | 12 | 3 | 9 |
5.1. | Лазающие игрушки | 4 | 1 | 3 |
5.2. | Балансирующие игрушки | 4 | 1 | 3 |
5.3. | Вращающиеся игрушки | 4 | 1 | 3 |
6. | Моделирование динамических конструкций с использованием бросового материала. Проектная деятельность. | 40 | 12 | 28 |
6.1. | Моделирование транспортной техники. | 24 | 6 | 18 |
6.2. | Моделирование игрушек и сувениров | 6 | 2 | 4 |
6.3. | Проектная деятельность | 10 | 4 | 6 |
7. | Моделирование контурных инерционных моделей. Проектная деятельность. | 32 | 12 | 20 |
7.1. | Контурная инерционная модель из картона | 12 | 6 | 10 |
7.2. | Контурная инерционная модель из бросового материала | 12 | 6 | 10 |
7.2. | Проектная деятельность | 8 | 4 | 4 |
6. | Моделирование динамических конструкций с простейшими механизмами. | 28 | 6 | 22 |
6.1. | Контурные модели с резиномотором | 10 | 2 | 8 |
6.1 | Модели из плоских деталей с рычажным механизмом | 10 | 2 | 8 |
6.2. | Полуобъемных моделей с резиномотором | 8 | 2 | 6 |
6. | Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого | 144 |
2-ой год обучения
№ | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение | 2 | 1 | 1 |
2. | Материалы и инструменты | 4 | 2 | 2 |
2.1 | Техника безопасности работы с инструментами. | 2 | 1 | 1 |
2.2. | Особенности работы с пенополистирольными листами | 2 | 1 | 1 |
3. | Графическая подготовка | 6 | 3 | 3 |
3.1. | Условные обозначения радиуса и диаметра. Способы построения окружностей. | 2 | 1 | 1 |
3.2. | Понятие «технический рисунок» и «чертеж». Знакомство с линиями технического чертежа. Правила чтения технической документации. | 2 | 1 | 1 |
3.3. | Понятие о масштабе. Увеличение и уменьшение чертежа с помощью масштаба на бумаге в клетку. | 2 | 1 | 1 |
4. | Изготовление объемных транспортных моделей и моделей игрушек с движущимися деталями. Проектная деятельность. | 36 | 12 | 24 |
4.1 | Изготовление автомоделей | 12 | 4 | 8 |
4.2. | Изготовление моделей летательных аппаратов | 8 | 2 | 6 |
4.3. | Изготовление судомоделей | 6 | 2 | 4 |
4.4 | Изготовление моделей игрушек. Проектная деятельность. | 10 | 4 | 6 |
5. | Инерционные модели класса И-1 | 18 | 6 | 12 |
6. | Объемные модели с механизмами. Проектная деятельность. | 54 | 16 | 38 |
6.1 | Модели с резиномотором | 14 | 4 | 10 |
6.2. | Модели с кулачковым механизмом | 14 | 4 | 10 |
6.3. | Модели с рычажным механизмом | 14 | 4 | 10 |
6.4. | Проектная деятельность | 12 | 4 | 8 |
7. | Научные игрушки | 24 | 8 | 16 |
7.1 | Модели и игрушки с пневматическим запуском | 12 | 4 | 8 |
7.2. | Модели с гидравлическим запуском | 12 | 4 | 8 |
8. | Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
- год обучения
Введение
Игры на знакомство. Задачи, примерный план работы объединения. Показ моделей, игрушек, изготовленных учащимися объединения. Экскурсия на выставку «Юные таланты СЮТ». Литература, рекомендованная для чтения. Проведение инструктажа по пожарной безопасности. Знакомство с планом эвакуации.
Материалы
Теория. История возникновения бумаги. Разница между бумагой и картоном. Разнообразие бумаги, ее виды. Свойства бумаги и картона.
Практика.
Опытническая деятельность, направленная на изучение свойств картона и различных видов бумаги.
Первоначальные графические умения и навыки
Теория. Знакомство с чертежными инструментами и принадлежностями. Их назначение, правила пользования и правила безопасной работы. Условные обозначения на графических изображениях.
Первоначальные понятия об эскизе, чертеже. Различия данных графических изображений
Практика. Выполнение упражнений с инструментами. Правила чтение чертежа. Понятия «чертеж», «эскиз». Выполнение биговок. Изготовление простейших моделей, игрушек по чертежам.
Моделирование динамических конструкций из плоских деталей с подвижными соединениями
Теория. Виды и особенности динамических игрушек. Виды подвижных соединений в игрушках-самоделках. Народные традиционные богородские игрушки. Понятие шаблон.
Практика. Изготовление динамических моделей с подвижными соединениями по шаблонам и чертежам из плоских деталей. Изготовление подвижных соединений из проволоки, небольших пуговиц. Использование в виде подвижных соединений болтов, гаек брадсев. Творческие задания по созданию игрушек с подвижными соединениями по собственным замыслам.
Изделия. Модель легкового автомобиля из плоских деталей с поворачивающимся рулем.
Модель автомобиля «Кабриолет» из плоских деталей с двигающимися дворниками Модель автобуса из плоских деталей с поворачивающимися колесами. Модель игрушки – забавы «Пляшущие медведи» на планке. Модель игрушки – забавы «Крокодил» на разводах. Модели с подвижными соединениями по собственным замыслам.
Научные игрушки
Теория. Понятие «механика». Знакомство с физическими понятиями сила трения, равновесие, центр тяжести. Понятие «Вращение». Волчки народов мира. Оптические эффекты при вращении волчка.
Практика. Изготовление «лазающих», балансирующих, вращающихся игрушек. Работа по шаблонам. Упражнения на удержания равновесия. Нахождение центра тяжести у фигур правильной и неправильной формы. Игры с игрушками, движение которых представляет собой вращательные движения ( юла, спинеры и др.)
Изделия. Модель игрушки «Дятел» (на резинке). Модель игрушки «Обезьянка» ( на веревочке).Модель игрушек «Клоун – акробат», «Робот».Модель игрушек «Экзотические птицы» ( тукан, попугай). Модели волчков из бросового материала, простейшие спинеры из бросового материала.
Моделирование динамических конструкций с использованием бросового материала. Проектная деятельность.
Теория. Виды транспорта и его назначение. Знакомство с российскими моделями судов, воздушной и автомобильной техники. Знакомство с основными деталями в устройстве автомобиля, самолета, ракеты, судна. Сила ветра. Что это такое сила ветра, где используется сила ветра. Знакомство с основными компонентами творческого проекта.
Практика. Изготовление контурных, полуобъемных и объемных авто, авиа, судо моделей. Работа с чертежами. Знакомство с правилами запуска моделей. Действия с игрушками, основанными на действии механизма с возвратно – поступательным движением. Практические задания по проектной деятельности.
Изделия. Модели парусников, планеров, ракет, контурных и объемных автомоделей
Модель различных игрушек, запуск которых производится с использованием движения воздуха, с катапульты. Модели вертушек. Модели игрушек с использованием бросового материала.
Моделирование контурных инерционных моделей. Проектная деятельность.
Теория. Что такое инерция. Движение предметов по законам инерции.
Практика. Выполнения упражнений для понимания инерции – как физического явления. Опыты, наблюдения за предметами, двигающимися по инерции прямолинейно, вращательно. Отличие контурных и объемных инерционных автомоделей. Запуск автомоделей с горки.
Изделия. Инерционные контурные и объемные автомодели из картона и бросового материала. Изготовление инерционных моделей по собственным замыслам.
Моделирование динамических конструкций с простейшими механизмами.
Теория. Что такое резиномотор. Принцип работы резинмотора на разных моделей. Рычаг. Использование рычага.
Практика. Запуск действующих моделей с резиномотором. Изготовление контурных и полуобъемных авто моделей с резиномотором. Мини - соревнования по испытанию моделей. Рассматривание принципы действия моделей с рычажным механизмом.
Изделия. Модель вертолета с резиномотором. Автомодель с резиномотором.
Заключительное занятие
Подведение итогов. Выставка лучших моделей и проектов. Задание на летний период.
2год обучения
Введение
Знакомство с программой объединения второго года обучения. Инструктаж по противопожарной безопасности. Знакомство с планом эвакуации.
Материалы и инструменты. Правила работы с ними
Теория. Знакомство с чертежными инструментами. Правила работы с чертежными инструментами. Особенности работы с пенополистирольными листами.
Практика. Выполнение упражнений ряда операций с линейкой, угольником, карандашом, ножницами. Работа по шаблонам. Использование наждачной бумаги для зачистки краев деталей.
Изделия. Простейшая динамическая игрушка их плоскостных геометрических деталей. Модель клоуна на колесе.
Графическая подготовка
Теория. Понятия «радиус», «диаметр», «окружность». Условные обозначения радиуса и диаметра. Способы построения окружностей. Понятие «технический рисунок» и «чертеж». Знакомство с линиями технического чертежа. Правила чтения технической документации.
Понятие о масштабе. Упражнения по определению технических рисунков и чертежей к готовым изделиям.
Практика. Выполнение ряд операций с циркулем. Увеличение и уменьшение чертежа с помощью масштаба на бумаге в клетку.
Изделие. Модель Волчок. Контурная модель автомобиля.
Изготовление объемных транспортных моделей и моделей игрушек с движущимися деталями. Проектная деятельность.
Теория. Характеристика автомобильного транспорта, его назначение Устройство различных видов автомобильного транспорта. Виды летательных аппаратов. Строение самолета, назначение отдельных частей конструкции самолета. Самолеты ВОВ. Современные самолеты. Суда и их назначение. Куклы – марионетки. Механика куклы – марионетки.
Практика. Чтение чертежа, определение частей автомобиля, самолета, судна.
Изделия. Модель автобуса, бульдозера. Модель самолет ЯК -3. Модель пассажирского самолета. Модель парусника. Модели игрушек – марионеток.
Инерционные модели класса И-1
Теория. Виды инерционных автомоделей. Модель инерционного автомобиля класса И-1. Особенности соревнований с моделями данного класса. Правила запуска контурных модлей автомобилей с пусковой горки
Практика. Строение конструкций инерционных моделей класса И-1. Характеристика материалов для изготовления отдельных частей моделей для соревнований. Запуски с пусковой горки контурных моделей гоночных автомоделей.
Изделия. Контурная часть модели автомобиля.
Объемные модели с механизмами. Проектная деятельность.
Теория. Принцип работы резиномотора на разных моделях (авто, авиа, судо). Принцип работы кулачкового механизма.
Практика. Упражнения в закручивании и определении скорости раскручивания разных по толщине и качеству резиновых шнуров. Упражнения в сборке кулачкового механизма из конструктора. Завершение простейшими элементами образов игрушек с кулачковым механизмом.
Изделия. Модели с резиномотором, кулачковым механизмом, пневматическим запуском.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формами аттестации учащихся в результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются:
- промежуточная аттестация учащихся в результате освоения программы проводится в конце первого года обучения учебного года;
- итоговая аттестация учащихся по итогам освоения всей программы.
Проведение промежуточной и итоговой аттестации учащихся происходит с использованием следующих форм:
- тестирование,
- практическое задание,
- выставка,
- защита проектной работы,
- выступление на научных – практических конференциях, конкурсах проектных работ.
Результаты тестирования и выполнения практических заданий заносятся в протокол.
Методами отслеживания результатов успешности освоения знаний и навыков считается текущий контроль, который проводится в конце каждой темы в виде устного опроса, викторины, оценки работ.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочным критерием уровня освоения программного материала является уровневая система. Оценка дается уровню познавательной активности и практическим навыком.
Критерии оценки познавательной активности.
- высокий уровень развития познавательных интересов: дети в этой подгруппе интенсивно и с увлечением самостоятельно работают, стремятся разобраться в трудных вопросах.
- средний уровень развития познавательных процессов: дети проявляют познавательную активность при побуждении педагога, интерес в зависимости от ситуации, трудности преодолевают при помощи учителя.
- низкий уровень развития познавательных процессов: дети отличаются познавательной инертностью, часто отвлекаются при затруднениях.
Критерии оценки практической деятельности (стадии познавательного процесса по Т.И. Шамовой).
- Высокий уровень – творческий
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
- Средний уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
- Низкий уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?»
Протокол результатов промежуточной аттестации учащихся
май 20___г.
Объединение ___________________________________________________Ф.И.О. педагога дополнительного образования ________________
год обучения ____ № группы _____ дата проведения ___________________________форма проведения ____________________________
№ п/п | Ф.И. учащегося | Уровень обученности - ЗУНы (высокий, средний, низкий) | Уровень познавательной активности (высокий, средний, низкий) | Уровень развития способностей по направлению деятельности объединения (высокий, средний, низкий) | Промежуточная аттестация |
Подпись педагога ________________________
Протокол результатов итоговой аттестации учащихся
май 20___г.
Объединение ___________________________________________________Ф.И.О. педагога дополнительного образования _______________
год обучения ____ № группы _____ дата проведения ___________________________форма проведения ___________________________
№ п/п | Ф.И. учащегося | Уровень обученности - ЗУНы (высокий, средний, низкий) | Уровень познавательной активности (высокий, средний, низкий) | Уровень развития способностей по направлению деятельности объединения (высокий, средний, низкий) | Итоговая аттестация |
Подпись педагога ________________________
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основным условием реализации Программы является взаимодействие педагога и ребенка, сотрудничество, совместный поиск творческих идей.
Программа предполагает теоретические и практические части, поэтому используются различные педагогические методы.
Информационно-рецептивный метод (предъявление педагогом информации и организация восприятия, осознание и запоминание учащимися данной информации).
Репродуктивный метод (составление и предъявление педагогом заданий на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности, руководство и контроль выполнения; воспроизведение воспитанниками знаний и способов действий по образцам, произвольное и непроизвольное запоминание).
Метод проблемного изложения (постановка педагогом проблемы и раскрытие доказательного пути его решения; восприятие и осознание учащимися знаний, мысленное прогнозирование, запоминание).
Эвристический метод (постановка педагогом проблемы, составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач, планирование и руководство деятельности воспитанников; самостоятельное решение учащимися части задания, непроизвольное запоминание и воспроизведение).
В ходе реализации Программы педагогом используются дидактические средства: учебные наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства.
Методическое, дидактическое и техническое обеспечение программы по разделам программы представлено в таблице.
Раздел программы | Форма занятий | Приемы и методы организации образовательной деятель-сти (в рамках занятия) | Дидактические материалы и техническое обеспечение | Форма проведения занятия |
Вводное занятие | Беседа | Словесные, наглядные, | Инструкция по ОТ, вытсавочные модели. | Стартовая диагностика |
Материалы и инструменты | Теоретическое Комбинированное | Словесные, наглядные, практические | Ножницы, различные виды бумаги, картон, линейка, карандаши, ластик, клей, циркуль. | Опрос, беседа |
Графическая подготовка | Теоретическое Комбинированное | Словесные, наглядные, практические | Образцы графических изображений, чертежи. | Опрос, беседа |
Научные игрушки | Теоретическое Комбинированное Практическое | Словесные, наглядные, практические | Шаблоны, чертежи, образцы моделей, чертежный инструмент, клей, режущие инструменты. | Опрос, беседа, викторина |
Моделирование динамических игрушек | Теоретическое Комбинированное Практическое | Словесные, наглядные, практические | Шаблоны, чертежи, образцы моделей, чертежный инструмент, клей, режущие инструменты. | Опрос, беседа, викторина |
Проектная деятельность | Теоретическое Комбинированное Практическое | Словесные, наглядные, практические | Эскизы, образцы моделей. Материалы: бросовый материал, цв. бумага, картон, наборы красок. Инструменты: линейки, режущие инструменты, кисти, | Опрос, беседа, защита проектов |
Диагностическое занятие | Комбинированное | Словесные, практические | Диагностические методики | Промежуточная, итоговая диагностика |
Заключительное занятие | Беседа | Словесные, наглядные | Выставка | Беседа, викторина |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(Материально – техническое обеспечение)
- Учебная аудитория.
- Учебная доска.
- Комплект столов, стульев для учащихся.
- Стол для педагога.
- Стеллажи для демонстрации моделей.
- Шкафы.
- Компьютер, ноутбук, принтер.
- Учебные наглядные пособия, методические материалы.
- Учебная литература для педагога. Познавательная литература для детей.
- Образцы поделок.
- Клеенки на столы, доски для выполнения режущих работ.
- Различные инструменты.
- Бумага, различный бросовый материал.
Список литературы, рекомендованный для педагога
- Барнби Р. Как сделать и запустить бумажную модель самолета. - М.: Центрополиграф, 2002.
- Данилов А.В., Золотов А.В., Шугуров Л.М. Легковые автомобили. - М,: «Росмэн», 2007.
- Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. М.: Просвещение, 1982.
- Игнащенко Г.Г. Ребятам о Луне и путешествиях в космос. - Нижний Тагил, МБОУ ДОД Городская станция юных техников, 2011.
- Игнащенко Г.Г. Плывут по морю корабли. Ч. 1-3 - Нижний Тагил, МБОУ ДОД Городская станция юных техников, 2011.
- Кординович О.П. Техника безопасности при работе с инструментами и приспособлениями. М.: Энергоатомиздат,1992.
- Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества: книга для учителя. - М.: Народное образование, 1996.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Машины / пер. с англ. Ю. Соколова. - М.: Астрель - Аст, 2005.
- Падалко А.Е. Букварь изобретателя. - М.: Айрис Пресс Рольф, 2001.
- Петрович Н.Т., Цуриков В.М. Путь к изобретению. - М.: Молодая гвардия,1986.
- Пипер А. Потешные фигурки из всякой всячины. - М.: Айрис-Пресс, 2006.
- Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации. / Сост. Н.К. Беспятова / - 2-е изд. - М.: Айрис - Пресс,2004.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 1996.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития»,1997.
- Творческая игра: от рождения до десяти лет/пер. с англ. М.: Педагогика - Пресс, 1995.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнение на каждый день: логика для младших школьников. Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 2000.
- Трусова Л.В. История одного изобретения. - Нижний Тагил, МБОУ ДОД Городская станция юных техников, 2003.
24. Чернова Н. Волшебная бумага. - М.: Айрис-Пресс, 2003.
Список литературы, рекомендуемой для детей
- Автомобили. М.: Астрель-Аст, 2002.
- Артемова О.В., Балдина Н.А., Вологдина Е.В. Большая энциклопедия изобретений / научно - популярное издание для детей. - М.: ЗАО «Ростэн-Пресс», 2007.
- Балдина Н.А., Козлов Б.И., Майоров А.А. Техника вокруг нас / научнопопулярное издание для детей - М.: ЗАО «Ростэн-Пресс», 2005.
- Барта Ч. 200 моделей для умелых рук. - СПб: Сфинкс,1997.
- Большая детская энциклопедия. - М.: Астрель-Аст,2003.
- Брандербург Т. Автомобили. Пер. с нем. - М.:ООО «Астрель-Аст», 2002.
- Данилов А.В., Золотов А.В., Шугуров Л.М. Легковые автомобили. - М,: «Росмэн», 2007.
- Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 1980.
- Журавлева А.П. Что нам стоит флот построить. - М.: Патриот, 1990.
10.Заворотов В.А. От идеи до модели. Кн. для учащихся. - 2 изд-е., переработанное и дополненное - М.: Просвещение, 1988.
- Карпинский А., Смолис С. Модели судов из картона. Пер. с польского. - Л.: Судостроение,1990.
- Кузнецова О.С. Самоделки. Учебно-методическое пособие. - М.: «Карапуз-дидактика», 2005.
- Маркуша А.М. Все цвета радуги.- Минск: Народная асвета, 1993.
- Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль: Академия развития, 2001.
- Столярова С.В. Я машину смастерю, папе с мамой подарю. - Ярославль: Академия - Холдинг, 2000.
- Твори, выдумывай, пробуй! Сборник бумажных моделей. Книга для учащихся./ Сост. М.С. Тимофеева. - М.: просвещение, 1981.
- Транковский С.Д. Техника будущего / научно-популярное издание для детей. - М.: ЗАО «Ростэн-Пресс. 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие задания по технической механике для профессий НПО
Материал содержит опережающие задания по видам передач и соединений. Прилагаются критерии оценивания по признакам проявления ОК и макет оценочного листа....
Методические указания по выполнению контрольной работы по Технической механике для заочного отделения
В методических указаниях приведены примеры решения задач, в приложениях дан необходимый справочный материал и список литературы, которой можно воспользоваться при решении контрольных работ....
Рабочая тетрадь по выполнению РГР №1 (Техническая механика)
Рабочая тетрадь предназначена для выполнения расчетно-графической работы по технической механике"Определение равнодействующей сходящихся сил аналитическим и графическим методами ""Определения усилия в...
Рабочая тетрадь по выполнению РГР №2 (Техническая механика)
Рабочая тетрадь предназначена для выполнения расчетно-графической работы по технической механике"Определить реакции опор балки"...
Примерное экзаменационное задание по дисциплине техническая механика
Примерное экзаменационное задание состоит из двух частей: теста и расчетной части. В задании содержатся воппосы и задачи по всему изученному материалу. При ответе на тестовую часть недостаточно только...
Программма кружка технической напрапвленности "Авиамоделирование" в условиях сельской школы
Настоящая программа объединяет в себе обучение ребят построению различных планеров и самолетов с тем, чтобы каждый мог выбрать свою направленность в занятиях авиамоделизмом....
Методическая разработка экскурсии во выставке технического творчества "Техника: от истории в будущее""
Сценарий экскурсии по выставке технического творчества. На выставке представлены работы детей в номинациях "Космическая и военная техника, техника буущего и др....