«Организация физкультминуток для детей обучающихся в инклюзивных классах (на уровне НОО)»
статья по физкультуре
Основная задача начальной школы – так организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности.
От того, как организован урок и насколько он рационален, зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности. Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
Правильно организованный урок дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.
Поэтому одним из обязательных условий организации урока являются физминутки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_2_organizatsia_fizkultminutok.docx | 205.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО
Липатова А.С., учитель физкультуры
«Организация физкультминуток для детей обучающихся в инклюзивных классах (на уровне НОО)»
Основная задача начальной школы – так организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности.
От того, как организован урок и насколько он рационален, зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности. Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
Правильно организованный урок дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.
Поэтому одним из обязательных условий организации урока являются физминутки.
Роль физминуток на уроке
Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (вначале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели).
Продолжительность 2-3 минуты.
Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный тон.
Физминутки могут быть направлены на снятие локального утомления и физминутки общего воздействия на усталый организм.
По содержанию физминутки способствующие снятию локального утомления различны и предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.
Основные требования при составлении комплекса физкультминуток:
Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение.
Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.
Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели.
Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так, после письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д.
В состав упражнений для физминуток входят:
• упражнения по формированию осанки,
• укреплению зрения,
• укреплению мышц рук,
• отдых позвоночника,
• упражнения для ног,
• релаксационные упражнения для мимики лица,
• психогимнастика,
• дыхательная гимнастика.
Физкультминутки можно отнести к следующим видам:
по степени воздействия на организм, это то, как воздействует каждая физминутка на ту или иную систему организма и по форме проведения – то, какие физминутки следует подбирать для каждого урока.
Классификация физминуток.
Физминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель, прежде чем предложить детям проведение физминутки.
Оздоровительные физкультминутки.
Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.
На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.
Танцевальные.
Эти физминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.
Светит солнышко в окошко,
( подняв руки над головой, вращаем кистями,«фонарики»)
Потанцуем мы немножко
Прыг-скок, прыг-скок, (прыгаем)
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!
Ритмические.
В отличие от танцевальных, движения в ритмических физминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физминутки выполняются под счет.
Физминутки в стихах.
1. «Зарядка -1»
Раз- два- три-четыре-пять!(ходьба на месте)
Вышли дети погулять
Дальше я быстрей бегу (лёгкий бег на месте)
Остановились на лугу (приостанавливаются)
Лютики , ромашки. (полуприседания вправо, влево с отрывом руки)
Собирал ….. наш класс - (подпрыгнуть, развести руки в стороны)
Вот какой букет у нас (и показать величину собранного букета)
2. «Зарядка -2»
Руки в стороны поставим (Стоя, ноги врозь, руки в стороны)
Правой левую достанем
(Поворот влево, правой ладонью сделать хлопок по левой)
А потом наоборот.
Будет вправо поворот.
(Поворот вправо левой ладонью хлопнуть по правой)
Раз – хлопок, два – хлопок.
Повернись ещё разок! (Делая хлопки, повернуться вокруг себя)
Раз- два-три-четыре,
Плечи выше, руки шире!
(Хлопок в ладоши, приподнять плечи, руки развести в стороны)
Опускай-ка руки вниз и на корточки садись!
3. « Путешествие в лес»
Только в лес мы вошли (маршируют)
Появились комары.
(лёгкое похлопывание по телу)
Дальше по лесу шагаем (маршируют)
И медведя мы встречаем.
(раскачивают из стороны в сторону)
Снова дальше мы идём (маршируют)
Перед нами водоём (руки в стороны)
Прыгать мы уже умеем
(руки на пояс, полуприседания с поворотом вправо- влево)
Раз – два, раз – два! (прыжки)
Позади теперь вода! (маршируют)
4. «Зарядка - 3»
Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать.
Приседать и вставать(4 раза)
Прыгать и скакать (7 прыжков)
5. «Зайка»
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Кто – то зайку напугал. Зайка – прыг и убежал.
(имитировать движения по ходу стиха)
6. «Зарядка -4»
Мелкие шажки – раз, два, три (вперёд)
Лёгкие прыжки –раз –два –три (назад)
Вот и вся зарядка – раз-два-три.
Мягкая посадка – раз–два-три.
7. «Ванька-встанька»
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали –
Ванькой – встанькой будто стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мы – упругий мяч.
8. «Если нравится тебе»
Учитель поет песню и показывает движения.
Дети подпевают и вслед за учителем делают все движения.
Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками)
Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»
Если нравится тебе, то и другим ты покажи..
Гимнастика для глаз.
Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зеленый цвет, поэтому в классе можно повесить зеленый круг из картона и дети будут выполнять упражнения с его помощью, например можно сфокусировать зрение на круге или дорисовать лепестки (взаимодействие с пальчиковой гимнастикой). Можно глазками посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать круг или первую букву своего имени. Любимое упражнение детей “Сладкий сон” – дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего.
ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз
Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Упражнения для снятия зрительного утомления
1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).
2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).
3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).
4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).
5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.
6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5)). Повторить 4—5 раз,
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1—4, потом перенести взор вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз
В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.
Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения
Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.
Первое упражнение. На раз - поднять глаза вверх, на два - смотреть прямо, на три - потупить взор книзу, на четыре - смотреть прямо,8 раз.
Второе упражнение. На раз - смотреть на переносицу, на два - прямо.
Повторить 8 раз.
Третье упражнение. На раз - смотреть влево, на два - прямо, на три -
смотреть вправо, на четыре - перед собой. Повторить 8 раз.
Четвёртое упражнение. Круговые обороты глазами - 4 раза влево, четыре вправо.
Пятое упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз. После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз. Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях.
Сложить пальцы в кулак, мизинец положить на точку внутреннего угла глаза.
” Сделать девять главных движений по часовой стрелке и девять против неё.
” Провести мизинцем по кромке глазной впадине снизу к внешнему углу глаза и сверху к внутреннему. Эти движения выполнять по три раза.
” Сделать три аналогичных движений в противоположную сторону - три раза.
” Провести кончиками пальцев по бровям от середины наружу. 9 раз.
После массажа растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками.
Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин).
Эти упражнения и массаж можно показывать не только детям, а и взрослым. Если так делать систематически, то ощутим быстрый результат.
Для всех учителей физкультминутка должна стать обязательным условием организации урока в интересах поддержания здоровья ученика.
Глазодвигательные упражнения
“Взгляд влево вверх”. Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
“Горизонтальная восьмерка”. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.
“Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.
Упражнения для тренировки зрения.
1. Движение глазными яблоками вправо и влево.
2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.
3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.
4. Фиксация взгляда на кончике носа.
5. Моргание
После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться (30-40 сек.)
Упражнения для снятия зрительного утомления:
1. «Дождик»
Капля первая упала «кап - кап» - пальцем стучать
И вторая побежала «кап - кап» - по ладошке
Мы на небо посмотрели - смотреть вверх
Капельки «кап - кап» запели - постучать по голове
Намочились лица, - вытирать лицо
Мы их вытираем.
Туфли - посмотрите - посмотреть на туфли
Мокрыми стали - показать руками
Плечами дружно поведем - трясти плечами
И все капельки стряхнем
От дождя убежим - бег на месте
Под кусточком посидим - присесть
2. «Моргание»
Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть, поморгать ими, как бабочка крыльями машет.
3. «Прищепочки»
Большими и указательными пальчиками обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.
4. Глазодвигательный тренинг.
Если смотришь на предмет И не видишь, есть он или нет. На него ты не смотри, Глаза скорее отводи, Легко и быстро поморгай, Вправо, влево взгляд бросай, Снова глянешь на предмет — Изображенья четче нет!
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Рука является вышедшим наружу головным мозгом», - это высказывание Эммануила Канта прозвучало еще задолго до того, как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики. Человек - универсальное «мыслящее тело», классический пример этой универсальности - движущая рука человека (Э.В. Ильенко). Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.
Задачи:
-стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
-подготовка руки к письму у старших дошкольников и младших
школьников;
-тренировка внимания;
-координация движений;
-адаптация маленьких левшей в мире праворуких.
Условия проведения. Комплекс упражнений гимнастики для пальчиков рук проводят в течение 6—8 минут. Он включает в себя 6—8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончики пальцев, кисть, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
1. Упражнение для рук.
Проговаривая текст, ученик массируют последнюю фалангу каждого пальца ,завершают массаж точкой в центре ладони.
Пальчик, пальчик, где ты был?
- С братцем Васей щи варил.
- А потом с ним кашу ел,
- А потом с ним песни пел,
- А потом гулять пошел
- И копеечку нашел
2. Упражнение для рук.
Проговаривая текст, ученики поглаживают каждый палец с четырех сторон двумя пальцами противоположной руки.
Наши пальчики трудились,
Хорошо писали.
Они так старались,
А теперь устали.
Мы немного отдохнем,
С силой кулачки сожмем.
Пальцы разжимаем
И опять сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять -
Можно ими помахать.
В чистый ручеек руки опускаем,
И усталость с пальчиков
Мы водой снимаем
(Дети имитируют мытье рук; следующие слова произносят на выдохе.)
Спасибо, водица,
За новые силы.
Теперь мы напишем
Все буквы красиво.
2.Чтобы нам добыть огонь
Трём ладошки о ладонь
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится
3.Две сестрицы - две руки
Левая и правая,
Две сестрицы - две руки рубят, строят, роют
Рвут на грядке сорняки и друг дружку моют.
Месят тесто две руки - левая и правая
Воду моря и реки загребают плавая.
1. «Кольца».
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
2. «Кулак-ребро-ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.
3. «Крестики-нолики».
Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.
4. «Зеркальное рисование».
Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы.
5. «Ухо-нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.
Пальчиковая гимнастика
Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами, считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы.
Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления, креативных способностей, расслабление и тренировка мышц глаз, синхронизация полушарий головного мозга. Сюда можно отнести упражнения “Ленивые восьмерки” – рисование в воздухе, на листочке, рисуем то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками, начиная от серединной точки.
“Двойные рисунки”– рисуем двумя руками одинаковые удивительные формы.
“Постукивание пальчиками” – имитация игры на пианино,
“Пальчики замерзли”– растираем каждый пальчик в отдельности либо все одновременно.
“Салютик”– пальчики сжаты в кулачок, резким движением их расправляем, “Замочек”, “Здравствуй, пальчик” – большой пальчик левой руки здоровается с большим пальчиком правой руки, с соседними пальчиками, с ладошкой, также указательный, средний, безымянный и мизинчик; письмо букв и цифр в воздухе.
Пальчиковая гимнастика.
Для того чтобы руки были в хорошей форме, полезна небольшая разминка, которая поможет улучшить кровообращение и со временем придаст кистям более правильные формы:
- Сожмите-разожмите кисти в кулак. Повторите 10 раз.
- Сожмите кисти в кулак, затем разожмите, при этом вытянув пальцы. Повторите 10 раз.
- Помассируйте каждый палец, как вам удобно: помассируйте снизу вверх, погладьте и т.п.
- «Умываем» руки. Имитируем движения, которые вы делаете, когда моете руки: потрите ладони друг о друга, одной кистью как бы «омойте» вторую.
- Потрите тыльную сторону ладони 10 раз на одной руке и на другой.
- Сцепите кисти «в замок» и выверните «замок» вперед, затем вниз, вбок и вверх. Повторите 10 раз.
- Круговые движения «замком» по часовой стрелке и в другую сторону. Повторите 10 раз.
- Продолжаем упражнения с «замком». Поверните «замок» влево, затем вправо. Повторите 10 раз.
- Представьте, что показываете фиги. Только обеими руками сразу, и большой палец проходит не только между указательным и средним, но и между средним и безымянным, безымянным и мизинцем.
- Сожмите ладони и наклоните их влево-вправо, вперед-назад. Повторите 10 раз.
Помните, что наши руки нуждаются в уходе не меньшем, чем лицо. Чтобы их было не стыдно показать, о руках необходимо заботиться и беречь от повреждений.
Двигательно-речевые физминутки.
В эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения “Задуй свечу”, “Надуй шарик”, подражания животным,
“Звук вокруг” – дети показывают при помощи звуков: дождь, полет шмеля, летящий самолет, проезжавшую мимо машину и т д. “Сгибание стопы” – упражнение, отвечающее за речь и язык. При помощи этих упражнений происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения.
А также в эту группу относим инсценировку небольших стишков.
Дети коллективно читают небольшие стишки и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон и два – наклон!
Зашумел листвою клен! (Дети показывают и изображают шум листьев)
Зайчик беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно
Клювиком почистил пух
И опять за парту - плюх!
В огороде рос подсолнух
Вот такой, вот такой!
В огороде рос подсолнух
С ярко-жёлтой головой.
Головою он вертел,
Всё увидеть сам хотел.
Что подсолнух видел там
Он сейчас расскажет нам.
- А теперь все тихо встали…
- А сейчас мы в лес пойдём…
- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Мы маленькие зайки
Скакали на полянке.
Прыгали, скакали,
В школу прибежали.
За парты тихо скок
И продолжим наш урок.
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали
И дальше пошли.
Дыхательная гимнастика.
Перед физическими упражнениями peкoмeндyeтcя выпoлнять дыxaтeльнyю гимнacтикy. Зaнимaтьcя лyчшe пo yтpaм, в пpoвeтpeннoй кoмнaтe и oбязaтeльнo нa гoлoдный жeлyдoк. Дыхательной гимнастике специалисты придают бoльшoe знaчeниe: блaгoдapя eй yвeличивaeтcя нacыщeниe киcлopoдoм кpoви, a в peзyльтaтe и вcex opгaнoв, пpoиcxoдит oбщee oчищeниe opгaнизмa и зaмeтнo yлyчшaeтcя cocтoяниe кoжи.
Очищающее дыхание.
Bcтaньтe пpямo, нoги нa шиpинe плeч. Пoднимaя pyки пepeд coбoй ввepx, cдeлaйтe cвoбoдный глyбoкий вдox. Зaдepжитe дыxaниe, пoкa этo бyдeт пpиятнo, paccлaбьтe гopтaнь и cдeлaйтe энepгичный выдox pтoм, oднoвpeмeннo oпycкaя pyки и нaклoняяcь впepeд. Пpи этoм ecтecтвeннo издaётcя звyк "xa". Meдлeннo pacпpямитecь и oтдoxнитe, cдeлaв 2-3 вдoxa-выдoxa. Пoвтopитe 3 paзa. Bыдыxaйтe вoздyx c oблeгчeниeм, ocвoбoждaяcь oт мыcлeй o зaбoтax.
Энергетизирующее дыхание.
Cдeлaитe пoлныи вдox и зaдepжитe дыxaниe дo тex пop, пoкa вaм пpиятнo. Cлoжитe гyбы тpyбoчкoй, и peзкo выдoxнитe вecь вoздyx в тpи пpиeмa, cлoвнo cтapaяcь зaдyть плaмя cвeчи. Пoчyвcтвyйтe: cнaчaлa вoздyx выxoдит из живoтa, зaтeм из гpyди, зaтeм из вepxyшeк лёгкиx. Кopпyc и гoлoвy дepжитe пpямo. Bыпoлняйтe yпpaжнeниe энepгичнo, нo нe бoлee 3-x paз, oтдыx мeждy ними - 2-3 циклa.
Cтимyлиpyющee дыxaниe.
Cдeлaитe гapмoничнo пoлный вдox, зaдepжитe дыxaниe и pacтянyтый выдox чepeз poт. Bыпycкaйтe вoздyx кaк мoжнo мeдлeннee, вecь дo кoнцa, co cвиcтящим звyкoм, пoxoжим нa звyк "c". Пoчyвcтвyйтe, кaк coпpoтивлeниe выxoдящeмy вoздyxy coздaёт язык. Пoвтopить 3 paзa.
1. «Ходьба»
Педагог читает текст, дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные звуки, слоги.
-Мы проверили осанку, -дети становятся прямо, ноги вместе, голова немного поднята.
-И свели лопатки, - дети отводят плечи назад.
-Мы ходим на носках, - дети идут на цыпочках.
-Мы идем на пятках, - идут на пятках.
-Мы идем как все ребята, - шагают маршеобразно.
-И как мишка косолапый, - идут размашисто, вразвалку.
2.Педагог предлагает изобразить деревья и листочки на них, которые качает ветерок. Дует легкий ветерок, листочки легка шевелятся (взрослый и дети делают глубокий вдох и длительный выдох). Имитируя легкое дуновение ветра, дети слегка шевелят пальцами.
А теперь ветер становится сильнее (вдох становится еще глубже, а выдох сильнее). Сильный ветер уже не просто шевелит листья. А качает деревья (делаем наклоны туловищем).
Затем педагог читает стихотворение. А дети повторяют движения и гласные звуки.
Осенние листочки на ветвях сидят.
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый: «А-а-а; рябиновый: «И-и-и»;
Березовый: «О-о-о»; дубовый: «У-у-у»
3. «Подуем на плечо»
Педагог читает слова стихотворения, а дети вместе с ним повторяют движения дыхательной гимнастики.
-Подуем на плечо (голова прямо – вдох, голова повернута – выдох).
-Подуем на другое (дуем на плечо).
-нам солнце горячо пекло дневной порою (поднимают голову вверх. Дует через губы).
-Подуем мы на грудь (дети дуют на грудь).
-и грудь свою остудим.
-подуем мы на облака (опять поднимают лицо и дуют).
-И остановимся пока.
Психогимнастика.
Чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний, упражнение “Энергетическая зевота” – расслабление голосовых связок, имитация зевоты.
1.«Медвежата в берлоге»
Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме-медведице. Она пошла стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама-медведица поиграет с ними перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте, можно начинать игру.
2.«Игра с шишками» (на напряжение и расслабление мышц рук)
Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапах. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела – лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам.
Повторить игру 2-3 раза.
3.«Игра с пчелкой» (на напряжение и расслабление мышц ног).
Медведица зовет золотую пчелку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая домики. Пчелка пролетает под коленями. Мама-медведица говорит: «Летит!», и медвежата дружно распрямляют свои ножки, но ловкая пчелка не попалась.
Игру повторить 2-3 раза.
4. Игра «Холодно-жарко (на напряжение и расслабление мышц туловища).
Мама - медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки – греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер. Игру повторить 2 -3 раза.
5. «Любящие родители»
Мама-медведица и папа-медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама-медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа-медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тихонечко покачивается. Мама-медведица передает медвежонка медведю. Теперь папа-медведь качает малыша, а мама-медведица глядит на обоих ласково, с любовью.
Выразительные движения: сложить перед собой руки; обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под музыку вправо-влево, на лице улыбка.
6. «Игры в воде»
Лето. Дети на даче. Вот они веселой гурьбой бегут к речке и с разбега плюхаются в воду, молотят по воде руками и ногами…
Но один мальчик, посмотрите, поплыл на самое глубокое место (там воды до пояса), зажал нос и уши пальцами и погрузился в воду с головой. Сидит, задержав дыхание, под водой, а потом как выскочит из воды. Набрал побольше воздуха и снова под воду. Тут и остальные ребята подплыли к нему, соревнуются, кто дольше под водой пробудет. Хорошо в воде, весело. Можно брызгаться друг на друга руками. А можно и ногами, если шлепать по мелководью. А какое это удовольствие ходить по дну руками! И нет лучшего наслаждения, как с веселым визгом выскочить и растянуться на теплом песке и лениво ждать, пока высохнут трусики.
Дети действуют в соответствии с фабулой рассказа, пока звучит музыка.
7. «На берегу моря»
Дети играют на берегу моря (этюд «Игра с камушками»).
Плещутся в воде (этюд «игры в воде»).
Вдоволь накупавшись, дети выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа… Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги.
8. «Игра с песком» (напряжение и расслабление мышц рук).
Набрать воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания).
Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.
Повторить игру 2-3 раза.
9. «Игра с муравьем» (на напряжение и расслабление мышц ног).
На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оставить носики в этом положении, прислушаться на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги – ноги отдыхают.
Повторить 2-3 раза.
Креативные.
Гимнастика ума.
Использование игр для развития, логического мышления, воображения, восприятия, памяти, внимания, познавательных процессов умения принимать решения. Это могут быть мини-викторины, кроссворды, загадки, ребусы. Гимнастика ума также включает в себя упражнения для улучшения мозгового кровообращения – это двигательные действия (наклоны и повороты головы) + дыхательная гимнастика.
1. И.п – стоя или сидя. Руки к плечам, кисти сжаты в кулаки, голову наклонить назад, повернуть руки локтями кверху, одновременно сделать вдох. Вернуться в и.п., выдох. Упражнение выполняется 4–6 раз.
2. И.п. – сидя. Наклон головы вправо, и.п., наклон головы влево, и.п., поворот головы вправо, и.п., поворот головы влево, и.п.
В ходе упражнений происходит механическое воздействие на стенки сосудов, повышение их эластичности, расширение сосудов головного мозга и усиление мозгового кровообращения, облегчение и интенсивность умственной деятельности.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА “МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА”.
1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
2. “Ленивые восьмёрки” (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмёрки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
3. “Шапка для размышлений” (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): “наденьте шапку”, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
4.“ Зоркие глазки” (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
5.“ Стрельба глазами” (упражнение служит для профилактики нарушения зрения): двигайте глазками вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
Подборка интересных физкультминуток
для учащихся 1 класса.
1.На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят:«Такого свиста,
Мы не слышали пока»
плечи поднятью.
2.Пять веселых домовых
Праздничною ночью
Разгулялись чересчур.
Встал на цыпочки
Один закружился в вальсе
А второй споткнулся и нос расквасил.
Третий прыгал до небес
С неба звезды цапал.
А четвертый топал как Мишка косолапый
Пятый пел до хрипоты
Песенку за песенкой.
Этой ночью домовым очень было весело.
3.Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
МЫШИ
Вышли мыши как-то раз.
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре — мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный гром —
Убежали мыши вон.
РАЗ, ДВА - ВЫШЕ ГОЛОВА
Раз, два — выше голова. Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — всем присесть. Семь, восемь — встать попросим. Девять, десять — сядем вместе.
РАЗ-МЫ ВСТАЛИ
Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять.
ПЕСЕНКА МАРТЫШКИ
Лучшие качели — гибкие лианы. Это с колыбели знают обезьяны. Кто весь век качается — да, да, да! Тот не огорчается никогда!
У МЕДВЕДЯ
У медведя дом большой, А у зайки маленький. Наш медведь домой пошел. Поскакал и заинька.
МЕДВЕЖАТА В ЧАЩЕ ЖИЛИ
Медвежата в чаще жили. Нежно, радостно дружили. Вот так, вот так Медвежата те дружили. Мишки фрукты собирали. Дружно яблоньку качали,
Вот так, вот так
Дружно яблоньку качали
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так
Эти мишки воду пили.
А потом они плясали,
К солнцу лапы поднимали.
Вот так, вот так
К солнцу лапы поднимали.
ЛАДОШКИ
Где ладошки? Тут?
Тут.
На ладошках пруд?
Пруд.
Этот палец большой —
Гусь молодой.
Указательный пой мал,
Средний палец ощипал,
Этот палец печь топил.
Этот палец суп варил.
Полетел гусь в рот.
А попал в живот.
- Вот!
ДЛЯ РУК
Вот помощники мои (Руки вперед).
Их как хочешь поверни.
Покрутили, повертели
И работать захотели.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы писать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
На носочках выше, выше,
И спокойнее подышим.
КАК ЖИВЕШЬ?
Как живешь? (Вот так)
Как идешь?
Как бежишь? Ночью спишь?
Как даешь?
Как берешь?
Как шалишь? (Надуть щеки)
Как грозишь?
ПЧЕЛЫ
Пчелы в ульях сидят И в окошко глядят Порезвиться захотели, Друг за другом полетели.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы умеем отдыхать.
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придется встать,
Тихо сесть, начать писать (Читать).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии для обучающихся 10-го класса базового уровня.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-го класса гуманитарного профиля. Данный курс входит в инвариантную часть учебного плана, реализует принцип личностно-ориентированного деятельно...
Программа самообразования по теме: «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ»
Программа самообразования по теме: «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ» Цель самообразовательной работы – создание условий для развития ...
Из опыта организации и проведения физического практикума в 10 классе профильного уровняю
В данном опыте рассказывается о 13 лабораторных работах физического практикума и подробно о 3-х из них с подробным описанием, с фотографиями и чертежами. Данные 3 работы являются авторскими....
Организация участия обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня как фактор личностного роста обучающегося и профессионального роста педагога
Задача педагога — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития.Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствуе...
Рабочая программа дополнительного образования "Раннее изучение иностранного языка для детей, обучающихся в первом классе"( немецкий язык)
Рабочая программа дополнительного образования "Раннее изучение иностранного языка для детей, обучающихся в первом классе"( немецкий язык)...
Использование нестандартного оборудования при организации и проведении динамических пауз и физкультминуток для детей с ограниченными возможностям здоровья
Использование нестандартного оборудования при организации и проведении динамических пауз и физкультминуток для детей с ограниченными возможностям здоровья...
Организация мониторинга психоэмоционального состояния обучающихся 5-6 классов
Организация мониторинга психоэмоционального состояния обучающихся 5-6 классов...