Программа самообразования по теме: «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ»
рабочая программа по музыке по теме

Программа самообразования по теме: «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ»

 

Цель самообразовательной работы – создание  условий для развития музыкальности детей с синдромом Дауна, их способности эмоционально воспринимать музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_ovz.doc67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 325 г.о. Самара

        

Программа самообразования

музыкального руководителя

Косыревой Елены Александровны

на 2010 — 2012 годы

Тема. «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ»

г. Самара


Тема. «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ»

Цель самообразовательной работы – создание  условий для развития музыкальности детей с синдромом Дауна, их способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи:

  • ознакомиться с  Программой ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Екжановой , Е.А.Стребелевой;
  • изучить учебную литературу по теме;
  • пройти обучение;
  • знакомиться с опытом работы ДОУ в условиях инклюзивного образования.

 

Начало работы над темой:  сентябрь 2009 года.

Окончание работы:  сентябрь 2012 года.

Прогноз результатов: выступление на педагогическом совете, участие в работе семинара.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………

3

  1. Анализ коррекционной программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой…………………………………
  2. Изучение учебной литературы по теме самообразования………..
  3. Повышение квалификации (по теме самообразования)……………………………………………………
  4. Участие в организационно-методической работе ОУ…………….

Заключение …………………………………………………………………

5

6

8

8

9

Список литературы…………………………………………………………

10

Введение

В связи с принятием Международной Конвенции о правах ребенка, Стандартных правил по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН), Саламанской Декларации и Рамок действий по образованию лиц с особыми потребностями (ЮНЕСКО), дети с синдромом Дауна законодательно получили право на интегрированное обучение. Приобрели большое значение вопросы выявления потенциальных возможностей этих детей, разработки инновационных образовательных программ с целью приспособления их к жизни и интеграции в социум.

В настоящее время в России систематически проходят международные конференции по проблеме интегрированного обучения и организации служб сопровождения, появился ряд законодательных актов, как федерального, так и регионального значения, центры психолого-педагогического медико-социального сопровождения стали функционировать не только в крупных городах, но и во многих отдельных регионах, ведется подготовка различных специалистов, выпускается специальная литература.

Однако, литературы, исследований и конкретных данных по проблеме музыкального дошкольников с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения  практически не встречается. 

Актуальность темы самообразования состоит в том, организация работы по музыкальному воспитанию детей с синдромом Дауна и её содержание требуют особого подхода в условиях ДОУ.

  1. Анализ коррекционной программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой.

Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Екжановой , Е.А.Стребелевой допущена Министерством образования РФ в 2003 году.

В каждом разделе программы обоснованы концептуальные подходы к воспитанию и позитивного отношения ребенка к себе

Личность ребёнка, его эмоциональное состояние стоят во главе  коррекционно-педагогического воздействия на всех этапах обучения.

Принцип здоровьесберегающей, оздоровительной направленности воспитания является ведущим при построении всей системы коррекционно-педагогической работы в ДОУ.

Содержание программы выстроено с учетом концентрического принципа в решении предлагаемых детям игровых задач - постепенно усложняющихся и развивающихся по нарастающей сложности, интенсивности и разнообразию.

Учет индивидуальных особенностей и возможностей  каждого ребёнка является также стратегической задачей обучения.

Ключевой позицией программы является создание условий для развития возможностей ребёнка с проблемами в развитии в целях обогащения его социального опыта.

 

Приоритеты:

- единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;

- анализ социальной ситуации развития ребёнка в семье;

- включение родителей в коррекционно-педагогический процесс;

- развивающий характер обучения;

- формирование и коррекция психологических функций в ходе специальных занятий.

         В данной программе выделены шесть разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие и физическое воспитание», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».

Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность рассматриваются в разделе «Эстетическое развитие». В нём описываются методы и приёмы работы с детьми, условия проведения занятий, раскрываются основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы для каждого года обучения, даны показатели к концу года обучения, приведён перечень оборудования и дидактического материала.

        

  1. Изучение учебной литературы по теме самообразования.

В учебном пособии  «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» под редакцией Е. А. Медведевой раскрываются как общие подходы к музыкальному воспитанию детей с различными отклонениями в развитии, так и специфические особенности содержания и организации коррекционной работы средствами музыки в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Впервые в систематизированном виде представлены содержание и технология организации музыкального воспитания и занятий по коррекционной ритмике с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии.

Пособие Л. В. Лобода  «Логоритмика для детей с синдромом Дауна» содержит изложение сути логоритмических занятий с детьми с синдромом Дауна, описывает методы обучения, структуру и содержание занятий, а также предлагает практический материал.

В пособии  М.Картушиной «Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет»  представлены сценарии занятий с детьми второй младшей группы детского сада, направленных на развитие чувства ритма посредством музыки, движения, словесных игр, изобразительной деятельности, моделирования. Возможно использование представленных разработок в работе с детьми с проблемами в развитии.

В пособии Картушиной М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 - 5 лет» предлагаются методические разработки 36 логоритмических занятий для детей средней группы, в основе которых лежит комплексно-игровой метод. Занятия построены по сказочным сюжетам с опорой на лексические темы. Коррекционные задачи по устранению нарушения звукопроизношения органично сочетаются с расширением словаря детей, способствуют совершенствованию психофизических функций, творческой активности. Пособие содержит авторские разработки пальчиковых, речевых и подвижных игр.

 Пособие «Логоритмика» Клезович О.В., Картушиной М.Ю., Кузнецовой Е.В. посвящено интеграции музыкальной деятельности в практику коррекционно-педагогической работы и представлено коррекционно-развивающими играми, способствующими повышению уровня речевого и музыкального развития детей. В книгу включены музыкально-игровые упражнения по слушанию, музыкально-речевые, музыкально-ритмические, музыкально-коммуникативные игры, упражнения и игры с использованием детских музыкальных инструментов. В пособии также предлагаются методические указания, которые помогут педагогам в планировании учебно-воспитательного процесса.

  1. Курсы повышения квалификации (по теме самообразования).

Сентябрь 2009 год,  Центр Специальной Образования Самарской области,

- российско-германский семинар «Современные пути эмансипации детей-инвалидов»

  1. Участие в организационно-методической работе ОУ.
  • Октябрь 2009 год,  МДОУ 325, семинар для педагогов ДОУ «Толерантность педагога, позитивное воспитание»
  • Март 2010 год,  МДОУ 325, городской семинар «Взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса в условиях групп комбинированной направленности».
  • Март 2012год, МДОУ 325, городской семинар «Подготовка педагогов ДОУ к работе в условиях инклюзивного образования».
  • Май 2012 год, МДОУ 325, доклад «Пение и музыка как средства развития речи у детей с синдромом Дауна»
  • Ноябрь 2012 год,  МДОУ 325, городской семинар «Взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса в условиях инклюзивного образования с учётом ФГТ».

Заключение

Идея инклюзии может решаться как во благо ребенка, так и против (ТВЦ, программа «Фактор жизни», ноябрь 2012 г.).  С точки зрения организации музыкального воспитания, здесь необходимо понимать  создание  условий для развития музыкальности детей с синдромом Дауна, их способности эмоционально воспринимать музыку.

В ходе поставленных задач и практического опыта по музыкальному воспитанию детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ, мы пришли к выводу, что наиболее результативной формой работы с такими детьми будет отдельное проведение занятий малой группой 2 раза в неделю продолжительностью 25-30 минут.

В результате полученного вывода необходимо разработать Программу по музыкальному воспитанию детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.


Список литературы

  1. Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр /  Пер.с англ.О.Ю.Поповой. – Изд. 2-е, стер. – М.:Теревинф, 2007. – 112 с. – (Особый ребенок).
  2. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2005. -144 с.
  3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. –М.: ТЦ Сфера, 2005. -192 с.
  4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 - 5 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2008. -192 с.
  5. Клезович О. В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей/Авт.-сост. О.В.Клезович. — Мн.: Аверсэв, 2005. —152 с.
  6. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии Гуманитарного центра «Монолит», 2004. – 264 с. 
  7. Логоритмика для детей с синдромом Дауна. Книга для родителей. Сост. Л.В. Лобода; ред. Е.В. Поле. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»», 2008. – 80 с. 
  8. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, Л.Н.Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
  9. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А.Стребелева. М.: Просвещение-2003.
  10. Синдром Дауна. Факты. Пособие для родителей (брошюра). Составитель Е.В. Поле – М.: Монолит, 2004, – 32 с. 
  11. Опыт работы интегративного детского сада./ Составители В.В..Алексеева, И.В. Сошина.- М.:Терефинф, 2004.-184с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение технологии Марии Монтессори в практику работы с разновозрастной группой детей с синдромом Дауна в условиях дома-интерната

* Синдром Дауна – это генетическое состояние, которое определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Лишняя, 47 хромосома, обуславливает появление ряда физиологических особен...

Доклад на тему: "Организация индивидуального обучения учащихся с синдромом Дауна" - выступление на Общероссийской конференции

Доклад на тему: "Организация индивидуального обучения учащихся с синдромом Дауна" - выступление на Общероссийской конференции....

Выступление на Городском форуме Декада инвалидов "Модель психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях ГППЦ ДОгМ"

Выступление на Городском форуме Декада инвалидов "Модель психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях ГППЦ ДОгМ"...

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна

В статье рассматриваются особенности психофизичекого развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по  развитию и социальной адаптации....

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна.

В статье рассматриваются особенности психофизичекого развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по  развитию и социальной адаптации....

Презентация проекта музыкального руководителя Волковой О.Н. «Организация музыкального воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования» на XIV Ярмарке социально-педагогических инноваций

Презентация проекта музыкального руководителя Волковой О.Н.«Организация   музыкального  воспитания  детей  с  ОВЗ в  условиях  дошкольного  обра...

Доклад "Организация школьного обучения детей с синдромом Дауна".

Доклад "Организация школьного обучения детей с синдромом Дауна"....