Аннотация курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Шахматы
рабочая программа по физкультуре (5 класс)
Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Шахматы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya_k_rabochey_programme_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_shahmaty.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
Шахматы
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) Горского В.А., Тимофеева А.А., Смирнова Д.В. и др. / Под ред. Д.В.Горского. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) - М.: Просвещение, 2014.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
Программа рассчитана на 3 года обучения. В 2020-2021 учебном году в 5-7 классах обучение строится по принципу первого года обучения: по 1 часу в течение года (всего 35 часов).
ЦЕЛЬ:
создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, для формирования их общей культуры, а также организация содержательного досуга детей посредством обучения игре в шахматы.
ЗАДАЧИ:
Обучающие задачи:
- познакомить учеников с элементарными понятиями шахматной игры;
- помочь им овладеть приёмами стратегии и тактики шахматной игры;
- научить воспитанников играть шахматную партию с записью;
- обучить школьников решать задачи с комбинационной игрой и сформировать у них навыки и умения осуществлять в практической игре комбинации на различные темы;
- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию;
- научить детей видеть в позиции разные варианты выигрыша или ничьей.
Развивающие задачи:
- посредством шахматной игры развивать у школьников память, логическое и аналитическое мышление, внимательность, усидчивость, терпение и выдержку;
- развивать у детей интерес к истории происхождения шахмат и к творчеству шахматных мастеров прошлого и мастеров-современников;
- развивать у воспитанников способность анализировать разные позиции и делать соответствующие выводы;
- способствовать развитию творческой активности обучающихся;
- развивать волевые качества личности учеников.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у школьников чувство уважения к партнёру, самодисциплину и самоконтроль, умение владеть собой в любых ситуациях и настойчиво добиваться поставленной цели;
- сформировать у них основы правильного поведения во время игры;
- развивать у обучающихся чувство ответственности и взаимопомощи, если они являются членами одной шахматной команды;
- воспитывать у них критическое отношение к своим успехам и трудолюбие.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
- Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.принципы игры в дебюте;
- Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
- Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Табии. Шахматы — спорт, наука и искусство. Шахматная доска и ее правильное расположение. Горизонтали, вертикали, диагонали. Знакомство с игровым полем. Фигуры и пешки, их ходы. Правильная расстановка фигур на доске. Правила взятия фигур и пешек (правила размена). Взятие на проходе. Превращение пешки. Тяжелые и легкие фигуры. Сравнительная ценность фигур. Запись ходов партии (нотация). Полная и краткая нотация. Права и обязанности игрока. Дополнительные правила («тронул — ходи», невозможные ходы). Конкурс решения задач на мат в один ход. Первые тренировочные партии. Сеанс одновременной игры. Индивидуальные занятия. | 9 час. |
2. Краткая история шахмат. Борьба за шахматную корону. Все официальные чемпионы мира и претенденты. Наиболее известные партии чемпионов мира, вошедшие в золотой фонд шахматного искусства. М. Чигорин — основоположник отечественной шахматной школы. Цель игры в шахматы. Особенности короля. Шах и мат. Правила осуществления рокировки. Виды ничьей. Пат. Вечный шах. Троекратное повторение позиции. Знакомство с основной шахматной терминологией. Шахматные разряды и пути их достижения; рейтинг-лист. Подставки «зевки» фигур и пешек и пути их преодоления. Конкурс решения задач на мат в один ход. Матование одинокого короля: мат ферзем и ладьей, мат двумя ладьями. Тренировочные партии. Сеанс одновременной игры. Индивидуальные занятия. | 8 час. |
3. Краткая история шахмат. В. Стейниц — первый чемпион мира. Два матча М. Чигорина с В. Стейницем. Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Основные правила разыгрывания дебюта. Типичные ошибки в дебюте. «Дурацкий» и «детский» маты. Правильная защита от «детского» мата. Понятие о вариантах разыгрывания дебюта. Типичные планы игры за белых и за черных в дебюте. Дебютные ловушки. Матование одинокого короля: мат ферзем. Конкурс решения задач на мат в один ход. Тренировочные партии. Сеанс одновременной игры. Индивидуальные занятия. | 9 час. |
4. Краткая история шахмат. Э.Ласкер — второй чемпион мира. Классификация дебютов. Открытые дебюты. Защита Филидора. Основные тактические приемы: открытое нападение, сквозное нападение («рентген») и открытый шах. Стратегия и тактика в шахматной игре. План игры в миттельшпиле: атака, маневрирование и защита. Контригра. Различные виды преимущества: материальное и позиционное. Понятие о темпе. Оценка позиции. Матование одинокого короля: мат ладьей. Конкурс решения задач на мат в один и два хода. Тренировочные партии. Сеанс одновременной игры. Индивидуальные занятия. | 8 час. |
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Итогом обучения считается умение сыграть по существующим правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности социальной направленности «Радио MIX FM» 5-7 классы
Эта программа внеурочной деятельности социальной направленности....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общекультурной направленности «Эстрадно-джазовый вокал»
Рабочая программапо курсувнеурочной деятельностиобщекультурной направленности «Эстрадно-джазовый вокал»...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общекультурной направленности «Хоровое пение»
Рабочая программапо курсувнеурочной деятельностиобщекультурной направленности «Хоровое пение»...
Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Олимпиадная математика»
Программа кружка «Олимпиадная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в соответствии с возрастными и индивидуальны...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности ( общеинтеллектуального направления) «Математический калейдоскоп»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (общеинтеллектуального направления)...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности интеллектуального направления «Занимательная математика»
Цель и задачи курса.Цель: Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развитие интереса к ней.Задачи:Выявить одаренных и талантливых детей, создать условия дл...
Авторская рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по направлению: Декоративно-прикладное искусство и Дизайн «Юный дизайнер»
Занятия творческого объединения «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» проводятся во внеурочное время, носят интегрированный характер. В программе внеурочная д...