Аннотация курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Шахматы
рабочая программа по физкультуре (5 класс)
Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Шахматы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
Шахматы
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) Горского В.А., Тимофеева А.А., Смирнова Д.В. и др. / Под ред. Д.В.Горского. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) - М.: Просвещение, 2014.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
Программа рассчитана на 3 года обучения. В 2020-2021 учебном году в 5-7 классах обучение строится по принципу первого года обучения: по 1 часу в течение года (всего 35 часов).
ЦЕЛЬ:
создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, для формирования их общей культуры, а также организация содержательного досуга детей посредством обучения игре в шахматы.
ЗАДАЧИ:
Обучающие задачи:
- познакомить учеников с элементарными понятиями шахматной игры;
- помочь им овладеть приёмами стратегии и тактики шахматной игры;
- научить воспитанников играть шахматную партию с записью;
- обучить школьников решать задачи с комбинационной игрой и сформировать у них навыки и умения осуществлять в практической игре комбинации на различные темы;
- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию;
- научить детей видеть в позиции разные варианты выигрыша или ничьей.
Развивающие задачи:
- посредством шахматной игры развивать у школьников память, логическое и аналитическое мышление, внимательность, усидчивость, терпение и выдержку;
- развивать у детей интерес к истории происхождения шахмат и к творчеству шахматных мастеров прошлого и мастеров-современников;
- развивать у воспитанников способность анализировать разные позиции и делать соответствующие выводы;
- способствовать развитию творческой активности обучающихся;
- развивать волевые качества личности учеников.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у школьников чувство уважения к партнёру, самодисциплину и самоконтроль, умение владеть собой в любых ситуациях и настойчиво добиваться поставленной цели;
- сформировать у них основы правильного поведения во время игры;
- развивать у обучающихся чувство ответственности и взаимопомощи, если они являются членами одной шахматной команды;
- воспитывать у них критическое отношение к своим успехам и трудолюбие.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
- Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.принципы игры в дебюте;
- Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
- Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Табии. Шахматы — спорт, наука и искусство. Шахматная доска и ее правильное расположение. Горизонтали, вертикали, диагонали. Знакомство с игровым полем. Фигуры и пешки, их ходы. Правильная расстановка фигур на доске. Правила взятия фигур и пешек (правила размена). Взятие на проходе. Превращение пешки. Тяжелые и легкие фигуры. Сравнительная ценность фигур. Запись ходов партии (нотация). Полная и краткая нотация. Права и обязанности игрока. Дополнительные правила («тронул — ходи», невозможные ходы). Конкурс решения задач на мат в один ход. Первые тренировочные партии. Сеанс одновременной игры. Индивидуальные занятия. | 9 час. |
2. Краткая история шахмат. Борьба за шахматную корону. Все официальные чемпионы мира и претенденты. Наиболее известные партии чемпионов мира, вошедшие в золотой фонд шахматного искусства. М. Чигорин — основоположник отечественной шахматной школы. Цель игры в шахматы. Особенности короля. Шах и мат. Правила осуществления рокировки. Виды ничьей. Пат. Вечный шах. Троекратное повторение позиции. Знакомство с основной шахматной терминологией. Шахматные разряды и пути их достижения; рейтинг-лист. Подставки «зевки» фигур и пешек и пути их преодоления. Конкурс решения задач на мат в один ход. Матование одинокого короля: мат ферзем и ладьей, мат двумя ладьями. Тренировочные партии. Сеанс одновременной игры. Индивидуальные занятия. | 8 час. |
3. Краткая история шахмат. В. Стейниц — первый чемпион мира. Два матча М. Чигорина с В. Стейницем. Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Основные правила разыгрывания дебюта. Типичные ошибки в дебюте. «Дурацкий» и «детский» маты. Правильная защита от «детского» мата. Понятие о вариантах разыгрывания дебюта. Типичные планы игры за белых и за черных в дебюте. Дебютные ловушки. Матование одинокого короля: мат ферзем. Конкурс решения задач на мат в один ход. Тренировочные партии. Сеанс одновременной игры. Индивидуальные занятия. | 9 час. |
4. Краткая история шахмат. Э.Ласкер — второй чемпион мира. Классификация дебютов. Открытые дебюты. Защита Филидора. Основные тактические приемы: открытое нападение, сквозное нападение («рентген») и открытый шах. Стратегия и тактика в шахматной игре. План игры в миттельшпиле: атака, маневрирование и защита. Контригра. Различные виды преимущества: материальное и позиционное. Понятие о темпе. Оценка позиции. Матование одинокого короля: мат ладьей. Конкурс решения задач на мат в один и два хода. Тренировочные партии. Сеанс одновременной игры. Индивидуальные занятия. | 8 час. |
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Итогом обучения считается умение сыграть по существующим правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/01/picture-139248-1357054498.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности социальной направленности «Радио MIX FM» 5-7 классы
Эта программа внеурочной деятельности социальной направленности....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/01/picture-139248-1357054498.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общекультурной направленности «Эстрадно-джазовый вокал»
Рабочая программапо курсувнеурочной деятельностиобщекультурной направленности «Эстрадно-джазовый вокал»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/01/picture-139248-1357054498.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общекультурной направленности «Хоровое пение»
Рабочая программапо курсувнеурочной деятельностиобщекультурной направленности «Хоровое пение»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-57094-1516892103.jpg)
Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Олимпиадная математика»
Программа кружка «Олимпиадная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в соответствии с возрастными и индивидуальны...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/28/picture-1003032-1517144799.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности ( общеинтеллектуального направления) «Математический калейдоскоп»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (общеинтеллектуального направления)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/05/picture-157814-1357330072.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности интеллектуального направления «Занимательная математика»
Цель и задачи курса.Цель: Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развитие интереса к ней.Задачи:Выявить одаренных и талантливых детей, создать условия дл...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/09/picture-349452-1510227996.jpg)
Авторская рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по направлению: Декоративно-прикладное искусство и Дизайн «Юный дизайнер»
Занятия творческого объединения «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» проводятся во внеурочное время, носят интегрированный характер. В программе внеурочная д...