Статья «Современные образовательные технологии в основе проектирования занятия»
статья по физкультуре (7 класс)
В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации стандартов.Введение образовательных стандартов в школьную практику актуализиро-вало решение вопросов, связанных с проектированием и реализацией образовательного процесса в соответствии с целями ФГОС. Новые стандар-ты отвечают идеям компетентностного подхода, который определяет целе-вую ориентацию учебного процесса на формирование определенных ком-петенций, отражающих готовность человека действовать в конкретных ситуациях.
Введение образовательных стандартов в школьную практику актуализиро-вало решение вопросов, связанных с проектированием и реализацией образовательного процесса в соответствии с целями ФГОС. Новые стандар-ты отвечают идеям компетентностного подхода, который определяет целе-вую ориентацию учебного процесса на формирование определенных ком-петенций, отражающих готовность человека действовать в конкретных ситуациях.
Адекватный выбор технологий обучения обусловлен стратегиями образо-вания – формирование или развитие, требованиями ФГОС. Стратегия развития, заложенная в ФГОС нового поколения, предполагает развитие личностного потенциала ребенка в процессе обучения, раскрытие заложенных в нем возможностей, самоактуализация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_nastoyashchee_vremya_sistemno.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Хотлубеева Елена Анатольевна
ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга
Статья педагога дополнительного образования «Современные образовательные технологии в основе проектирования занятия»
В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации стандартов.
В Законе РФ «Об образовании» в статье 7 сказано, что государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников школ независимо от форм получе-ния образования.
Введение образовательных стандартов в школьную практику актуализиро-вало решение вопросов, связанных с проектированием и реализацией образовательного процесса в соответствии с целями ФГОС. Новые стандар-ты отвечают идеям компетентностного подхода, который определяет целе-вую ориентацию учебного процесса на формирование определенных ком-петенций, отражающих готовность человека действовать в конкретных ситуациях.
Перечисленные в новых образовательных стандартах формируемые у обу-чающихся компетенции и компетентности трактуются без обсуждения тех конкретных навыков деятельности и реальных умений, которые должны при этом формироваться у них. Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных. Формирование УУД – это одна из важнейших задач учителя, эффективность решения которой зависит от его профессиональной ком-петентности в области педагогического проектирования учебно-методи-ческой документации, технологии обучения и их реализации.
Универсальные учебные действия выполняют в учебном процессе следующие функции:
– обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необхо-димые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
– создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализа-ции на основе готовности к непрерывному образованию;
– обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формиро-вание компетентностей в любой предметной области.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, они входят в группу метапредметных результатов.
В более узком этот термин определяется как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятель-ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого
процесса.
Основными принципами построения школьного курса математики на основе системно-деятельностного подхода должны стать:
– принцип системного построения курса математики;
– принцип описания курса математики в единстве общего, особенного и единичного;
– принцип оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной направ ленности обучения курсу математика;
– принцип предметной деятельности при изучении курса математики;
– принцип развивающего обучения.
Традиционное обучение математике и обучение, построенное на системно-деятельностном подходе, различаются по следующим позициям: по содержанию, методам и средствам обучения; по характеру процесса управления обучением; по характеру подготовки преподавателя к проведению учебного процесса; по отводимому на обучение количеству часов; по результатам обучения.
Практика показывает, что технологический подход к проектированию и реализации образовательного процесса, построенного на основе системно-деятельностного подхода, удовлетворяет требованиям ФГОС.
Технологический подход к образованию включает комплекс теоретических положений, концепций, идей, принципов, механизмов в познании и практике реализации технологий обучения и воспитания будущего поколения.
В условиях перехода от традиционного к технологическому подходу в образовании, реализации ФГОС и основных положений системно-деятельностного подхода активно развивается направление технологизации процесса обучения. Это относится и к технологизации целей образования, и к технологизации взаимодействия целей и содержания образования, и к технологизации представления учебной ин-формации, и к технологизации взаимодействия участников образователь-ного процесса, и к технологизации получения обратной связи. При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя
и ученика.
При системно-деятельностном подходе целью является формирование лич-ности, развитие индивидуальности, содействие развитию личности (знания, умения, навыки не цель, а средства развития); способы общения сводятся к пониманию, признанию и принятию личности, к учету точки зрения ученика, неигнорированию его чувств и эмоций; тактика строится на идеях сотруд-ничества; позиция учителя исходит из интересов ученика и перспектив его развития; положением к руководству становятся слова: «Не рядом и не над, а вместе!», ученик-полноправный партнер.
В.В. Давыдов, который разрабатывал положения деятельностного подхода к обучению, отмечал, что:
– конечной целью обучения является формирование способа действий;
– способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью;
– механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью по овладению знаниями, умениями и навыками.
Положения системно-деятельностного подхода в ФГОС общего образования нашли отражение в требованиях к его реализации: к образовательным результатам, к структуре основной образовательной программы, к организации учебного процесса.
Системно-деятельностный подход в основных положениях концепции ФГОС раскрывает, что необходимо сделать, чтобы получить новый образовательный результат:
– подробно описать новый результат, ответить на вопрос: зачем учить? (цель);
– подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: чему учить? (содержание, основная образовательная программа, рабочие учебные программы, учебно-методический комплекс);
– определить адекватные педагогические технологии, методики, ответить на вопрос: как учить?
Управление обучением и достижения поставленных образовательных целей обеспечивают в ФГОС следующие требования к организации процесса обучения:
– организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;
– выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;
– организация таких форм учебного сотрудничества, где были бы востребованы активность и инициатива каждого ученика;
– выбор технологии обучения, предполагающий построение учебного процесса на деятельностной основе, на концептуальной основе, на крупноблочной основе, на опережающей основе, на проблемной основе, на личностно-смысловой основе, на диалоговой основе, на ситуативной основе и др.
Адекватный выбор технологий обучения обусловлен стратегиями образо-вания – формирование или развитие, требованиями ФГОС. Стратегия развития, заложенная в ФГОС нового поколения, предполагает развитие личностного потенциала ребенка в процессе обучения, раскрытие заложенных в нем возможностей, самоактуализация.
Реализация системно-деятельностного подхода в образовании осуществ-ляется в ходе решения следующих педагогических задач:
– определение и формирование основных результатов обучения и воспитания в терминах сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;
– определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий;
– определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть
сформированы конкретные виды универсальных учебных действий и в какой форме;
– разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждой из ступеней образовательного процесса и др.
Список литературы:
1. Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обучению математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ , 2011. – С. 230–243.
2. Далингер В.А. Компетентностный подход и образовательные стандарты общего образования // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика:
монография / под ред. О.И. Кирикова. – Книга 2. – Воронеж:
Изд-во ВГПУ, 2009. – С. 7–18.
3. Федеральный государственный образовательный
стандарт общего образования
4. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов с использованием современных образовательных технологий на основе краеведческого материала (методические рекомендации)
Основная идея методических рекомендаций состоит в оптимальном сочетании видов современных технологий в процессе патриотичес...
Статья "Современные здоровье сберегающие технологии на уроках математики"
В данной статье раскрывается смысл здоровьесберегающей технологии, рассматриваются основные требования, предъявляемые к условиям проведения школьных занятий. Статья будет полезна как классн...
Статья "Современные информационно-коммуникационные технологии и возможности школьного сайта в построении информационно-образовательной среды."
Школьный сайт выполняет функцию внутришкольного взаимодействия. Иными словами, организующееся пространство общения на сайте школы может служить показательным материалом для профессиональной деятельнос...
Образовательная технология как средство проектирования деятельности учеников
В данной статье решается вопрос: какие педагогические технологии наиболее эффективны для системно-деятельностного подхода....
Технология. Тема:"Основы проектирования одежды" Кроссворд.7 класс.
Кроссворд включает основные понятия из области основы проектирования одежды....
Статья "Современная цифровая образовательная среда в условиях реализации ФГОС (на примере ЭУМК «ИТПД МК1»)"
Цифровая образовательная среда – федеральный проект национального проекта «Образование» [3]. Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструм...
Современные цифровые образовательные платформы как основа проектирования вариативных образовательных маршрутов и инновационный инструмент педагога
Цифровая образовательная платформа – это информационное пространство, объединяющее заинтересованных участников и позволяющее оптимизировать их взаимодействие – снизить временную и ресурсну...