Статья «Современные образовательные технологии в основе проектирования занятия»
статья по физкультуре (7 класс)

Хотлубеева Елена Анатольевна

В  настоящее  время  системно-деятельностный  подход  положен  в основу  новых федеральных  государственных  образовательных стандартов (ФГОС), определил три  группы требований к его проектированию  и реализации:  к формулированию  целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре  основной  образовательной  программы; к условиям реализации стандартов.Введение  образовательных  стандартов в школьную  практику  актуализиро-вало  решение вопросов, связанных с проектированием и реализацией образовательного процесса в соответствии с целями ФГОС. Новые  стандар-ты  отвечают идеям  компетентностного подхода, который определяет целе-вую ориентацию учебного процесса на формирование определенных ком-петенций, отражающих готовность человека действовать в конкретных ситуациях.

Введение  образовательных  стандартов в школьную  практику  актуализиро-вало  решение вопросов, связанных с проектированием и реализацией образовательного процесса в соответствии с целями ФГОС. Новые  стандар-ты  отвечают идеям  компетентностного подхода, который определяет целе-вую ориентацию учебного процесса на формирование определенных ком-петенций, отражающих готовность человека действовать в конкретных ситуациях.

Адекватный  выбор  технологий  обучения обусловлен стратегиями образо-вания – формирование  или  развитие,  требованиями ФГОС. Стратегия  развития,  заложенная в ФГОС  нового  поколения,  предполагает развитие  личностного  потенциала  ребенка в процессе обучения, раскрытие заложенных в нем возможностей, самоактуализация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_nastoyashchee_vremya_sistemno.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хотлубеева Елена Анатольевна

ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга

Статья педагога дополнительного образования «Современные образовательные технологии в основе проектирования занятия»

В  настоящее  время  системно-деятельностный  подход  положен  в основу  новых федеральных  государственных  образовательных стандартов (ФГОС), определил три  группы требований к его проектированию  и реализации:  к формулированию  целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре  основной  образовательной  программы; к условиям реализации стандартов.

В Законе  РФ «Об  образовании»  в статье 7  сказано,  что  государственные  образовательные  стандарты  являются  основой объективной  оценки  уровня  образования и квалификации выпускников школ независимо от форм получе-ния образования.

Введение  образовательных  стандартов в школьную  практику  актуализиро-вало  решение вопросов, связанных с проектированием и реализацией образовательного процесса в соответствии с целями ФГОС. Новые  стандар-ты  отвечают идеям  компетентностного подхода, который определяет целе-вую ориентацию учебного процесса на формирование определенных ком-петенций, отражающих готовность человека действовать в конкретных ситуациях.

  Перечисленные в новых образовательных  стандартах формируемые у обу-чающихся  компетенции  и компетентности трактуются без обсуждения тех конкретных навыков деятельности и реальных умений, которые должны при этом формироваться у них. Системно-деятельностный  подход  позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных  учебных  действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных  и личностных. Формирование УУД – это одна из  важнейших  задач учителя,  эффективность  решения  которой  зависит  от его  профессиональной  ком-петентности в области  педагогического  проектирования  учебно-методи-ческой  документации, технологии обучения и их реализации.

Универсальные  учебные  действия  выполняют  в учебном  процессе  следующие  функции:

– обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необхо-димые  средства и способы  их  достижения,  контролировать  и оценивать процесс и результаты деятельности;

– создание  условий  для  гармоничного развития личности и ее самореализа-ции на основе готовности к непрерывному образованию;

– обеспечение  успешного  усвоения  знаний, умений и навыков и формиро-вание компетентностей в любой предметной области.

В  широком  значении  термин «универсальные  учебные  действия»  означает  умение учиться, они входят в группу метапредметных результатов.

В  более  узком этот термин определяется как  совокупность  способов  действия  учащегося,  обеспечивающих  его  способность к самостоятель-ному  усвоению  новых  знаний и умений,  включая организацию  этого

процесса.

Основными  принципами  построения школьного курса математики на основе системно-деятельностного  подхода  должны стать:

– принцип системного построения курса математики;

– принцип  описания  курса  математики в единстве общего, особенного и единичного;

– принцип оптимального  сочетания фундаментальности и профессиональной направ ленности обучения курсу математика;

– принцип  предметной  деятельности при изучении курса математики;

– принцип развивающего обучения.

Традиционное  обучение  математике и обучение,  построенное  на  системно-деятельностном подходе, различаются по следующим  позициям:  по  содержанию,  методам и средствам обучения; по характеру процесса управления обучением; по характеру подготовки  преподавателя  к проведению  учебного процесса; по отводимому на обучение количеству часов; по результатам обучения.

Практика показывает, что  технологический  подход  к проектированию  и реализации  образовательного  процесса,  построенного  на  основе системно-деятельностного подхода, удовлетворяет требованиям ФГОС.

Технологический подход к образованию включает комплекс теоретических положений, концепций, идей, принципов, механизмов в познании и практике реализации технологий  обучения  и воспитания  будущего поколения.

В условиях перехода от традиционного к технологическому  подходу  в образовании,  реализации  ФГОС  и основных  положений  системно-деятельностного  подхода активно  развивается  направление  технологизации  процесса  обучения.  Это  относится  и  к технологизации  целей  образования, и  к технологизации  взаимодействия  целей и содержания  образования,  и  к технологизации представления учебной ин-формации, и  к технологизации  взаимодействия  участников образователь-ного  процесса,  и  к технологизации получения обратной связи. При  системно-деятельностном  подходе  к проектированию  и реализации  ФГОС системообразующим  элементом  учебного процесса  являются  различные  виды  деятельности,  субъект  обучения  занимает  активную  позицию,  а деятельность  является основой,  средством  и условием  развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель  взаимодействия  учителя

и ученика.

При  системно-деятельностном  подходе целью  является формирование лич-ности, развитие индивидуальности, содействие развитию личности (знания,  умения,  навыки  не  цель,  а средства развития); способы общения сводятся к пониманию, признанию и принятию личности, к учету точки зрения ученика, неигнорированию его чувств и эмоций; тактика строится  на  идеях  сотруд-ничества;  позиция  учителя  исходит  из  интересов  ученика и перспектив его  развития; положением к руководству становятся слова: «Не рядом и не над, а вместе!», ученик-полноправный партнер.

В.В. Давыдов, который разрабатывал положения деятельностного подхода к обучению, отмечал, что:

– конечной  целью  обучения  является формирование способа действий;

– способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую,  если  она  специально  организуется, называют учебной деятельностью;

– механизмом  обучения  является  не передача знаний, а управление учебной деятельностью по овладению знаниями, умениями и навыками.

Положения  системно-деятельностного  подхода  в ФГОС  общего  образования нашли  отражение  в требованиях  к его  реализации:  к образовательным  результатам, к структуре основной образовательной программы, к организации учебного процесса.

Системно-деятельностный подход в основных положениях концепции ФГОС раскрывает, что необходимо сделать, чтобы получить новый образовательный результат:

– подробно описать новый результат, ответить на вопрос: зачем учить? (цель);

– подобрать  средства  получения  нового  результата,  ответить  на  вопросы:  чему учить? (содержание,  основная  образовательная  программа,  рабочие  учебные  программы, учебно-методический комплекс);

– определить  адекватные  педагогические технологии, методики, ответить на вопрос: как учить?

Управление  обучением  и достижения поставленных  образовательных целей  обеспечивают в ФГОС следующие требования к организации процесса обучения:

– организация  учебной  деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;

– выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;

– организация таких форм учебного сотрудничества,  где  были  бы  востребованы активность и инициатива каждого ученика;

– выбор  технологии  обучения,  предполагающий построение учебного процесса на деятельностной  основе,  на  концептуальной основе, на крупноблочной основе, на опережающей  основе,  на  проблемной  основе,  на личностно-смысловой  основе,  на  диалоговой основе, на ситуативной основе и др.

Адекватный  выбор  технологий  обучения обусловлен стратегиями образо-вания – формирование  или  развитие,  требованиями ФГОС. Стратегия  развития,  заложенная в ФГОС  нового  поколения,  предполагает развитие  личностного  потенциала  ребенка в процессе обучения, раскрытие заложенных в нем возможностей, самоактуализация.

Реализация  системно-деятельностного  подхода  в образовании  осуществ-ляется  в ходе  решения  следующих педагогических задач:

– определение  и формирование  основных  результатов  обучения  и воспитания в терминах  сформированности  личностных качеств и универсальных учебных действий;

– определение  функций,  содержания и структуры универсальных учебных действий;

– определение круга учебных предметов, в рамках  которых  оптимально  могут  быть

сформированы  конкретные  виды  универсальных учебных действий и в какой форме;

– разработка  системы  типовых  задач для  диагностики  сформированности  универсальных учебных действий на каждой из ступеней образовательного процесса и др.

Список литературы:

1. Далингер  В.А.  Системно-деятельностный  подход к обучению математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ , 2011. – С. 230–243.

2. Далингер  В.А.  Компетентностный  подход  и образовательные  стандарты  общего  образования //  Образовательно-инновационные  технологии:  теория  и практика:

монография / под ред. О.И. Кирикова. – Книга 2. – Воронеж:

Изд-во ВГПУ, 2009. – С. 7–18.

3. Федеральный  государственный  образовательный

стандарт общего образования

4. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов с использованием современных образовательных технологий на основе краеведческого материала (методические рекомендации)

            Основная идея  методических рекомендаций  состоит в оптимальном сочетании видов  современных технологий в процессе патриотичес...

Статья "Современные здоровье сберегающие технологии на уроках математики"

В данной статье раскрывается смысл здоровьесберегающей технологии, рассматриваются основные требования, предъявляемые к условиям проведения школьных занятий. Статья будет полезна как  классн...

Статья "Современные информационно-коммуникационные технологии и возможности школьного сайта в построении информационно-образовательной среды."

Школьный сайт выполняет функцию внутришкольного взаимодействия. Иными словами, организующееся пространство общения на сайте школы может служить показательным материалом для профессиональной деятельнос...

Образовательная технология как средство проектирования деятельности учеников

В данной статье решается вопрос: какие педагогические технологии наиболее эффективны для системно-деятельностного подхода....

Технология. Тема:"Основы проектирования одежды" Кроссворд.7 класс.

Кроссворд включает основные понятия из области основы проектирования одежды....

Статья "Современная цифровая образовательная среда в условиях реализации ФГОС (на примере ЭУМК «ИТПД МК1»)"

Цифровая образовательная среда – федеральный проект национального проекта «Образование» [3]. Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструм...

Современные цифровые образовательные платформы как основа проектирования вариативных образовательных маршрутов и инновационный инструмент педагога

Цифровая образовательная платформа – это информационное пространство, объединяющее заинтересованных участников и позволяющее оптимизировать их взаимодействие – снизить временную и ресурсну...