Статья "Современная цифровая образовательная среда в условиях реализации ФГОС (на примере ЭУМК «ИТПД МК1»)"
статья по информатике и икт

Смирнова Галина Ивановна

Цифровая образовательная среда – федеральный проект национального проекта «Образование» [3]. Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения [4].

Данная статья представлена на Межрегиональных педагогических чтениях «Инновационные идеи и методические решения в профессиональном образовании», посвященных 85-летию медико-фармацевтического колледжа КГМУ и приуроченных к Десятилетию науки и технологий в Российской Федерации (г. Курск). 

Читать сборник педагогических чтений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННАЯ ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (НА ПРИМЕРЕ ЭУМК «ИТПД МК1»)

Г.И. Смирнова

ГБПОУ Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 1»

Актуальность темы исследования.

Цифровая образовательная среда – федеральный проект национального проекта «Образование» [3]. Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения [4].

Основными структурными компонентам ЦОС в соответствии с требованиями ФГОС являются: техническое обеспечение, программные инструменты, методическая и организационная поддержка и др. Формирование ЦОС в каждой образовательной организации – процесс уникальный и должен учитывать множество факторов. При формировании ЦОС в образовательной организации следует принять во внимание ряд ключевых аспектов. Например, уровень сформированности ИКТ-компетенции педагогов, возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания и т.д. [1].

Цель и задачи исследования.

1. Изучить теоритические основы создания цифровой образовательной среды образовательной организации.

2. Рассмотреть пример реализации локальной цифровой образовательной среды – ЭУМК «ИТПД МК1».

3. Сформулировать определение цифровой образовательной среды для отдельной дисциплины.

Материалы и методы.

Приведем пример локальной реализации ЦОС. В Медицинском колледже № 1 создана ЦОС дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело. Разработан электронный учебно-методической комплекс «ИТПД МК1» для студентов 2 курса [2].

Основные цели ЭУМК «ИТПД МК1»:

  • освоить технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
  • научиться использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального;
  • научится применять компьютерные и телекоммуникационные средства.

Программное обеспечение, необходимое для просмотра ЭУМК «ИТПД МК1»:

  • рабочее место преподавателя;
  • персональные компьютеры по количеству студентов, объединенные в локальную сеть;
  • подключение к сети Интернет;
  • звукотехническая аппаратура; принтер; сканер; мультимедиа проектор;
  • лицензионное программное обеспечение (антивирусное программное обеспечение, архиваторы, текстовый редактор, табличный процессор, графические редакторы, редакторы презентаций, программные средства телекоммуникационных технологий).

Результаты исследования.

Все занятия разработаны строго в соответствии с тематическим планированием дисциплины. На нужное занятие можно перейти как с главной страницы, так и с помощью навигационного меню слева.

Структура каждого занятия включает в себя стандартный блок опроса материала по предыдущей теме. Например, на практических работах № 2, 3, 4, 5, 6 проводится устный опрос студентов по заранее заданным вопросам. Для детального закрепления материала на практическом занятии № 7 проводится он-лайн тестирование[1] по материалу всех шести занятий.

Для изложения новых знаний использовались авторские презентации, созданные на основе учебного материала, приведенного в разделе «Источники». Так же для демонстрации новых практических навыков работы на компьютере в текстовом, табличном редакторах и редакторе презентаций использованы видеоуроки[2] и учебные пособия[3] МойОфис.

Заслуживает внимания раздел закрепление новых знаний, который в отдельных темах представлен опросом в режиме он-лайн. Например, на практическом занятии № 11 используется интерактивный опрос[4] по новым знаниям. На этой же платформе создан он-лайн квест по медицинской информатике, проведенный на занятии № 18 и 24. На практическом занятии № 13 закрепление знаний осуществляется в виде конкурса по созданию лучшего сайта медицинской тематики «СтудМедСайт». На практическом занятии № 15 проводится пресс-конференция «Обзор приложений телемедицины в России» с использование интерактивных чек-листов[5] для оценивания выступлений одногруппников.

Отдельно стоит рассмотреть занятия, на которых использовались специальные сервисы для визуализации работ студентов. Например, на занятии № 7 и 11 при создании ключевых схем студенты пользовались сетью искусственного интеллекта Kandinsky 2.2. на платформа RUDALLE[6].

Данные творческие работы легли в основу он-лайн выставки, созданной на ресурсе ANYFLIP[7]. Кроме того, на практическом занятии № 33 при разработке плана дизайн-проекта студенты работали с интеллект-картами[8] в он-лайн режиме.

Раздел «Источники» содержит ссылки на материалы, которые использовались при подготовке занятий. Для учебных материалов интегрирован доступ в электронную библиотеку «Консультант студента», что дает возможность перейти сразу на электронную версию учебника и использовать материал для подготовки к устным опросам в начале занятия.

Заключение.

Таким образом, цифровая образовательная среда Медицинского колледжа № 1, представленная локальным ЭУМК «ИТПД МК1», – это комплекс информационных образовательных ресурсов, система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Литература:

  1. Белоус Е.С. Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации в условиях реализации ФГОС. Электронный документ. Режим доступа: https://fpk.kursksu.ru/wp-content/uploads/sites/51/2022/01/Belous-Formirovanie-tsifrovoj-obrazovatelnoj-sredy-obrazovatelnoj-organizatsii-v-usloviyah-realizatsii-FGOS.pdf 
  2. Смирнова Г.И. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Электронный учебно-методический комплекс. Электронный документ. Режим доступа: https://sites.google.com/view/itpd-mk1/главная-страница 
  3. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Электронный документ. Режим доступа: https://knmc.centerstart.ru/sites/knmc.centerstart.ru/files/files/2022-08/1.%20Федеральный%20%20проект%20Цифровая%20%20образовательная%20%20среда_МКУ%20КНМЦ_0.pdf 
  4. Цораева Л.М. Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации в условиях реализации ФГОС (ИОС + ШИО). Электронный документ. Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie-cifrovoj-obrazovatelnoj-sredy-obrazovatelnoj-organizacii-v-usloviyah-realizacii-fgos-ios-shio-5639218.html 

[1] Платформа OnlineTestPad. Электронный ресурс. Режим доступа: https://onlinetestpad.com/ 

[2] Хаб Знаний МойОфис. Полезные материалы. Видеоуроки. Электронный ресурс. Режим доступа: https://myofficehub.ru/materials/videos/ 

[3] Хаб Знаний МойОфис. Полезные материалы. Учебные пособия. Электронный ресурс. Режим доступа: https://myofficehub.ru/materials/tutorials/ 

[4] Платформа ЮНИСЛАЙД. Электронный ресурс. Режим доступа: https://unislide.io/

[5] Платформа ЧЕК-ЛИСТ/ЭКСПЕРТ. Электронный ресурс. Режим доступа::https://checklists.expert/ 

[6] Платформа RUDALLE. Сеть искусственного интеллекта Kandinsky 2.2. Электронный ресурс. Режим доступа: https://rudalle.ru/kandinsky22

[7] Платформа ANYFLIP. Электронный ресурс. Режим доступа: https://anyflip.com 

[8] Платформа MIND42. Создание интеллект-карт. Электронный ресурс. Режим доступа: https://mind42.com/ 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение кейс-технологии как одного из методов современной информационно-образовательной среды как условия реализации требования ФГОС ООО

применение кейс-технологии как одного из методов современной информационно-образовательной среды как условия реализации требования ФГОС ООО на уроках физики...

Формирование и совершенствование предметной информационно-образовательной среды как условие реализации ФГОС

Материалы, разрабтанные мной для совершнствования информационно-образовательной среды по математике следующие. В ресурсурсной сфере – мультимедийное приложение в виде презентаций к урокам математики в...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...

Видеодоклад "Современная цифровая образовательная среда в условиях реализации ФГОС"

Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию ус...