Рабочая программа спортивной секции «Волейбол»
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
- формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической культурой и спортом, популяризация игры в волейбол среди учащихся школы, пропаганда ЗОЖ.
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- теоретическое и практическое обучение игре в волейбол;
- обучение учащихся жизненно-важным двигательным навыкам и умениям;
- формирование сборной команды школы по волейболу, приобретение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_sportivnoy_sektsii_voleybol.docx | 64.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа спортивной секции
«Волейбол»
для учащихся 5-10 классы
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 имени Героя Советского Союза М.Г. Ефремова г. Вязьмы Смоленской области
(34 часа)
Составил учитель физической культуры:
В.М. Маршинский
- Пояснительная записка
Рабочая программа спортивной секции по волейболу для учащихся 5-10 классов разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И.Ляха, А.А. Зданевича (М., Просвещение, 2012).
Рабочая программа составлена с учётом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12. 2007г. № 329 – ФЗ ( ред. От 02.07.2013г.);
- Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04. 10. 2000г. № 751;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. №1312 (ред.01.02.2012г.);
- Обязательный минимум содержания начального образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998г. №1235;
- Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009г.№1101-р;
- О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. №06-499;
- О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 гг. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011г.№ 163-р.
- Региональный Базисный учебный план
- Учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения
Рабочая Программа ориентирована на 1 час в неделю прохождения материала и предполагает реализацию компетентностного, личностно ориентированного, деятельностного подходов к содержанию образования.
Для прохождения программы в учебном процессе использованы следующие учебники:
Виленский М.Я. Физическая культура 5-7 классы; учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Я. Виленский, Т.Ю. Торочкова, И.М. Туревский; под общей редакцией М.Я Виленского- М., Просвещение, 2012.
Лях В.И. Физическая культура 8-9 классы; учебник для общеобразовательных учреждений/ В. И. Лях, А.А. Зданевич; под общей редакцией В.И. Ляха – М.. Просвещение, 2012
В программе В.И. Ляха, А.А. Зданевича программный материал делится на 2 части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка не заменяется кроссовой подготовкой).
Программа секции «волейбол» адресована: детям – подросткам, обучающимся в 5-11ом классах
Количество обучаемых в секции — 10-15 человек. В состав секции включены учащиеся основной и подготовительной медицинских групп, которые прошли медицинский осмотр и по результатам осмотра, имеют допуск к занятиям в секции спортивной игры «волейбол».
Цель занятий:
- формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической культурой и спортом, популяризация игры в волейбол среди учащихся школы, пропаганда ЗОЖ.
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- теоретическое и практическое обучение игре в волейбол;
- обучение учащихся жизненно-важным двигательным навыкам и умениям;
- формирование сборной команды школы по волейболу, приобретение
необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на городских соревнованиях,
Задача занятий:
-выявить природные данные обучающегося, для быстрого роста мастерства;
-овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;
-участвовать в спартакиаде школы и в районных соревнованиях по волейболу;
-развивать у учащихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые качества, выносливость.
- воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремлённость и волю , дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои физические и духовные силы,
-воспитывать у учащихся волевые качества: смелость, решительность,
настойчивость;
- учить детей проявлять свои волевые усилия, чтобы побороть неуверенность в себе, а иногда и боязнь.
- Общая характеристика спортивной секции «Волейбол»
Волейбол - спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера.
В волейбольной секции могут заниматься дети в возрасте от 9 до 18 лет
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, участие в соревнованиях.
Задачи секции заключаются в содействии физическому развитию детей и подростков, воспитанию гармонично развитых и физически стойких людей.
Непосредственными условиями выполнения этих задач является многолетняя, целенаправленная подготовка учащихся: привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Основой подготовки в секции волейболом является универсальность в овладении технико-тактическими приемами игры.
В процессе занятий решаются следующие задачи: укрепления здоровья и закаливание организма учащихся; содействие правильному физическому развитию, повышение общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка; дальнейшее изучение и совершенствование основ техники и тактики игры; приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований.
Занятия по волейболу должны носить учебно-тренировочную, методическую направленность. В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства и игры..
Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором упражнений по ОФП (разминки), методики проведения упражнений и отдельных частей урока.
Руководитель секции должен регулярно следить за успеваемостью своих воспитанников в школе, поддерживать контакт с родителями, учителями, классными руководителем. Он должен приучать детей к сознательной дисциплине, к общественно полезному труду, воспитывать такие качества, как самообладание, чувство товарищества, общительность, смелость, воля к победе.
Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по изучению спортивной игры волейбол и на её изучение отводится 18 часов.
Вариативная часть включает в себя программный материал по спортивным играм волейболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных и на изучение спортивной игры волейбол отводится 16 часов. Для прохождения теоретических сведений выделяется время в процессе занятий.
3. Место спортивной секции по физической культуре «Волейбол»
в учебном плане.
Основной принцип работы секции волейболу - выполнение программных требований по физической, технической, тактической теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателя.
4. Содержание Программы спортивной секции «Волейбол»
Теоретические занятия – в процессе занятий
Сведения о строении и функциях организма человека. Краткие сведения о строении человеческого организма и его функциях. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Мышцы, и их строение, функции и взаимодействие. Сокращение и расслабление мышц, краткое ознакомление с расположением основных мышечных групп.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц и подвижность суставов.
Правила игры в волейбол. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюм игроков. Начало игры и подачи. Перемена подачи. Удары по мячу. Игра двоих. Переход средней линии. Выход мяча из игры. Проигрыш очка или подачи. Счет и результат игры. Правила мини-волейбола.
Положения о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбиванием, смешанный. Подготовка мест для соревнований. Обязанности судей.
Основы техники и тактики игры. Анализ технических приемов и тактических действий (на основе программы данного года). Единство техники и тактики игры.
Практические занятия – 34 часа
Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения . Команды для управления группой. Действия в строю, на месте и в движении. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменения скорости движения.
Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения с набивными мячами - поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую, броски, ловля. В парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Упражнения с гимнастическими поясами, гантелями, на гимнастической стенке массового типа.
Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами- лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах. Упражнения с гимнастическими палками, гантелями, на гимнастических снарядах
(подъемы переворотом, наклоны у гимнастической стенки).
Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) согнув ноги через планку
(веревочку). Высокие дальние прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостика. Прыжки с трамплина (подкидного мостика) в различных положениях, с поворотом. Опорные прыжки
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же, с прыжком вверх; то же с набивным мячом в руках (до 2 кг). Из положения на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута, левая (правая) опущена вниз, руками держаться на уровне лица - быстрое разгибание ноги ( от стенки не отклоняться). То же, с отягощением.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приемов и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, и круговые движения кистей, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх, на месте и в сочетании с различными перемещениями.
Из упора у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах (ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивается). То же, но опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа. Передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. Тыльное сгибание кистей ( к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица.
Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя) - в зависимости от действия партнера (партнеров) изменение высоты подбрасывания, бросок на свободное место, на партнера и т.д.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Упражнения с набивным мячом, броски мяча: двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе. Снизу одной и двумя руками, одной рукой над головой, «крюком» через сетку. Упражнения с партнером.
Упражнения с волейбольным мячом. Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах. Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей рукой
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз– стоя на месте и в прыжке, в прыжке через сетку двумя руками из-за головы, «крюком» в прыжке – в парах и через сетку. Имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочек с песком (до 1 кг)
Метание теннисного или хоккейного мяча (правой, левой) в цель на стене (высота-1,5- 2м) или на полу, расстояние от 5-10 м с места, с разбега , после поворота, в прыжке; то же, через сетку. Соревнования на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу на резиновых амортизаторах. Удары по мячу на амортизаторах с отягощением на кисти, предплечье, ногах или при отягощении всего тела ( куртка, пояс). Спрыгивание с высоты (до50см) с последующим прыжком и нападающим ударом по мячу на амортизаторах. Многократные выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера или прибора для метания мяча. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу на амортизаторах; то же, но броски и удары через сетку (собственного подбрасывания)
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые упражнения с касанием волейбольного мяча на резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после поворотов. После поворотов и перемещений, после прыжка в глубину (спрыгивания).
Стоя у стены (щита ) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя руками отбить мяч в стену, приземлившись, поймать мяч и т .д. Мяч надо отбивать в высшей точке взлета. Учащийся располагается спиной к стене. Бросить мяч вверх- назад, повернуться на 180 и в прыжке отбить мяч в стену. То же, что предыдущие два упражнения, но мяч набрасывает партнер. Партнер с мячом может менять высоту подбрасывания, выполнять отвлекающие и обманные движения: замах и движение на бросок, но в последний момент мяч задерживается в руках и тут, же подбрасывается на различную высоту и т. п. То же, поворот блокирующего по сигналу партнера. Вначале мяч подбрасывается после поворота, затем во время поворота и, наконец, до поворота – многократные прыжки с доставанием ладонями подвешенного набивного мяча.
Техника нападения. Действия без мяча. Перемещение и стойки: сочетание способов перемещения и стоек с техническими приемами. Действия с мячом: передача сверху двумя руками из глубины площадки для нападающего удара; передача сверху двумя руками у сетки. Стоя спиной по направлению; передача сверху двумя руками в прыжке (вперед-вверх). Подача мяча - верхняя прямая.
Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач.
Техника защиты. Действия без мяча. Остановка прыжком. Падения и перекаты после падений. Сочетание способов перемещений с остановками и стойками. Сочетание способов перемещений и стоек с техническими приемами игры в защите.
Действия с мячом. Прием мяча: снизу двумя руками; нижняя передача на точность, прием мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4, 3, 2 ; прием мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину. Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4, 3,2.
Тактика защиты. Индивидуальные действия. Выбор места: для выполнения второй передачи в зоне 2; стоя спиной по направлению: для выполнения подачи (верхней прямой).
При действии с мячом: чередование способов подач( нижних и верхней прямой); вторая передача (из зоны 3) игроку, к которому передающий обращен спиной.
Групповые действия. Взаимодействия игроков при второй передаче зон 6,1 и 5 с игроком зоны 2 (при приеме от передач и подач)
Командные действия. Прием мяча подач и первая передача в зону 3, вторая – игроку, к которому передающий стоит спиной. Система игры со второй передачи и игрока передней линии.
Тактика защиты. Индивидуальные действия. Выбор места при приеме нижней и верхней подач. Определение времени для отталкивания при блокировании, своевременность выноса рук над сеткой.
При действии с мячом. Выбор приема мяча, посланного через сетку противником ( сверху, снизу, с падением).
Групповые действия. Взаимодействия игроков внутри линии и между ними при приеме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов.
Командные действия. Расположение игроков при приеме подачи (нижней и верхней прямой) , когда игрок зоны 4 стоит у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приема игрок зоны 4 идет на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остается в зоне 4 и играет в нападении. Система игры: расположение игроков при приеме мяча от противника «углом вперед» с применением групповых действий.
Волейбол.
5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Подвижные игры.
5. Тематическое планирование спортивной секции «Волейбол»
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов | ||||
Класс | ||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
1. | Базовая часть | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе занятия | ||||
1.2 | Спортивные игры (волейбол) | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 |
2. | Вариативная часть | |||||
2.1 | Спортивные игры ( волейбол) | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
Итого | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 |
№ п/п занятия | Тема занятия | Количество часов | Элементы содержания |
1 | Эстафеты с элементами волейбола | 1 | Эстафеты с элементами волейбола, игровые задания |
2 | Учебная игра в волейбол | 1 | Учебная игра в волейбол, работа над ошибками |
3 | Подвижная игра «Пасовка волейболиста» | 1 | Игра «Пасовка волейболиста», выполнение игровых заданий |
4 | Подвижная игра с элементами волейбола «Летучий мяч» | 1 | Подвижная игра с элементами волейбола «Летучий мяч», подвижные игры с элементами волейбола |
5 | Встречные эстафеты. Соревнования по волейболу | 1 | Встречные эстафеты, двусторонняя игра с командой |
6 | Встречные и линейные эстафеты с передачами мяча | 1 | Встречные и линейные эстафеты с передачами мяча, приёмы и передачи |
7 | Учебная игра | 1 | Учебная игра в волейбол, работа по устранению ошибок |
8 | Стойка игрока, передвижения в стойке | 1 | Стойка игрока, передвижения в стойке, приёмы и передачи мяча |
9 | Передача мяча двумя руками | 1 | Передача мяча двумя руками, передачи – верхняя, верхняя в прыжке |
10 | Приём мяча снизу двумя руками над собой и на сетку | 1 | Приём мяча снизу двумя руками над собой и на сетку, приём одной рукой |
11 | Передвижения в стойке | 1 | Передвижения в стойке, тактические действия в нападении и защите |
12 | Нижняя прямая подача с 3-6 м | 1 | Нижняя прямая подача с 3-6 м, тактические действия индивидуальные. групповые |
13 | Учебная игра в волейбол | 1 | Двусторонняя игра в волейбол, тактические действия |
14 | Передача мяча двумя руками сверху вперёд. Игра. Гандбол. Правила игры | 1 | Передача мяча двумя руками сверху вперёд. Игра, тактические действия в нападении |
15 | Подачи – нижняя прямая, верхняя прямая, передачи. Комбинации из освоенных элементов волейбола. | 1 | Подачи – нижняя прямая, верхняя прямая, передачи – верхняя, верхняя в прыжке |
16 | Передача мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения. Игра «Лапта волейболиста» | 1 | Передача мяча двумя руками сверху над собой и вперёд. Встречные эстафеты, работа по устранению ошибок |
17 | Встречные и линейные эстафеты с передачами. Эстафеты. | 1 | Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперёд |
2 полугодие | |||
18 | Техника игры в волейбол Игровые задания | 1 | Встречные и линейные эстафеты с передачами мяча, игровые задания |
19 | Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперёд. Приём мяча снизу двумя руками над собой. | 1 | Встречные и линейные эстафеты с передачами мяча. П/и с элементами в/б и баскетбола |
20 | Эстафеты. Игра в мини-волейбол. | 1 | Приём мяча снизу двумя руками над собой. Эстафеты. Игра в мини-волейбол, в стритбол |
21 | Приём мяча снизу двумя руками над собой и на сетку, тактические действия - индивидуальные | 1 | Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперёд. Приём мяча снизу двумя руками над собой. |
22 | Эстафеты. Игра в мини-волейбол. | 1 | Эстафеты. Игра в мини-волейбол, тактические действия в нападении и защите |
23 | Приём мяча снизу двумя руками над собой и на сетку, тактические действия - индивидуальные | 1 | Приём мяча снизу двумя руками над собой и на сетку, тактические действия – индивидуальные, групповые, командные |
24 | Нападающий удар, техника игры | 1 | Нападающие удары: прямой, прямой с переводом |
25 | Нападающие удары - прямой, прямой с переводом, боковой. Игровые задания | 1 | Нападающие удары - прямой, прямой с переводом, боковой. Игровые задания |
26 | Блокирование. Эстафеты. | 1 | Блокирование. Нижняя прямая подача с 3-6 м. Эстафеты. |
27 | Подачи и передачи мяча | 1 | Нижняя прямая подача с 3-6 м. Эстафеты. Игра в мини-волейбол. |
28 | Передача верхняя в прыжке | 1 | Передача верхняя в прыжке, верхняя. Работа над ошибками |
29 | Передвижения в стойке. Передача мяча. | 1 | Передвижения в стойке. Передача мяча – верхняя, верхняя в прыжке |
30 | Эстафеты. Игровые задания | 1 | Эстафеты. Игровые задания |
31 | Стойка и передвижения игрока. Нападающий удар, блокирование. | 1 | Стойка и передвижения игрока. Нападающий удар, блокирование. |
32 | Нападающий удар, блокирование. Приём мяча снизу | 1 | Нападающий удар, блокирование. Приём мяча снизу |
33 | Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперёд. Приём мяча снизу двумя руками над собой. | 1 | Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперёд. Приём мяча снизу двумя руками над собой. |
34 | Передача мяча двумя руками сверху над собой и вперёд. Двусторонняя игра | 1 | Передача мяча двумя руками сверху над собой и вперёд. Двусторонняя игра |
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Материально-технические условия: Для проведения занятий в кружке волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь
1. Сетка волейбольная
2. Стойки волейбольные
3. Гимнастическая стенка
4. Гимнастические скамейки
5. Гимнастические маты
6. Скакалки
7. Мяч набивной
8. Резиновые амортизаторы
9. Гантели различной массы
10. Мячи волейбольные (для мини-волейбола)
11. Рулетка
7. Планируемые результаты изучения:
- учащиеся овладевают техникой и тактикой игры в волейбол;
- овладевают строевыми командами и подбором упражнений по общей физической подготовке (разминки);
- самостоятельно осуществляют практическое судейство игры волейбол;
- могут организовывать соревнования в группе, в школе, в лагере отдыха;
- участвуют в спартакиаде школы по волейболу;
- комплектование сборной команды школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спортивной секции - Волейбол
Рабочая программа спортивной секции - Волейбол...
рабочая программа спортивной секции "Волейбол"
программа для учащихся 6 класса...
Рабочая программа. Спортивная секция "Волейбол" для учащихся 5-9 классов
Пояснительная записка, тематическое планирование спортивной секции по волейболу для учащихся 5-9 классов...
Рабочая программа спортивной секции «Волейбол»
Рабочая программаспортивной секции «Волейбол»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА спортивной секции "Волейбол"
пояснительная записка...
Рабочая программа спортивной секции «Волейбол» на уровень ООО (8-9 класс)
Рабочая программа спортивной секции "Волейбол" на уровень ООО (8-9 класс)...
«Рабочая программа спортивной секции "Волейбол"»
laquo;Рабочая программа спортивной секции "Волейбол"»...