Пояснительная записка В настоящей программе предлагается методика проведения занятий с юными волейболистами, даются рекомендации по повышению у школьников навыков игры в волейбол с учетом их физических данных. В объединении «Волейбол» обучаются дети в возрасте от 11 до 12 лет (1 этап обучения), занятия проводятся еженедельно по вторникам и четвергам с 16.40 до 17.30 часов. Численность посещающих составляет 17 человек. Спортивные игры являются важной составляющей внеклассной спортивной работы. Он способствует развитию таких качеств, как сила, выносливость, быстрота, ловкость, координация, взаимная выручка и других. По данной программе продолжается углубленное изучение волейбола, закрепляются и совершенствуются основные элементы техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом, защитных действий, усложняется набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите. Одновременно с тактическим и техническим совершенствованием игры продолжается процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов, воспитание нравственных и волевых качеств, увеличивается значимость упражнений с мячом для сопряженного воздействия на технику, тактику, развитие способностей, приобретают игровой и соревновательный методы. В процессе занятий необходимо чаще использовать индивидуальные занятия с целью устранения отдельных недостатков в технике владения основными игровыми приемами, при развитии тех или иных двигательных способностей. Среди способов организации занимающихся на занятиях целесообразно применять метод круговой тренировки, используя упражнения с мячом, направленные на развитие координационных и кондиционных способностей, совершенствование основных приемов. Необходимо увеличивать удельный вес игровых заданий и форм, направленных на овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. Обучение ведется поэтапно: 1 – познавательный (1 год обучения, возраст 11-12 лет), 2 – углубленный (2 год обучения, возраст 12-13 лет), 3 – профессионально-ориентированный (3 год обучения, возраст 13-14 лет). Цели и задачи программы. Цель программы – содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры во внеурочное время. Задачи программы: - Содействие гармоничному физическому развитию;
- Расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях
- Развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости, гибкости и др.) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;
4. Закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта; 5. Формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, уверенности, выдержки, самообладания; 6. Развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции. Знания, умения, навыки по итогам первого года обучения: - история развития волейбола в России и мире; - знать психофункциональные особенности собственного организма; - выполнять различные виды перемещений с заданием и без; - знать комбинации из освоенных элементов техники передвижений; - выполнять передачи мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед, передачи мяча над собой, через сетку, передачи мяча у сетки и в прыжке через сетку, передачи мяча стоя спиной к цели; - играть по упрощенным правила м волейбола; - выполнять игровые задания с ограниченным числом игроков; - владеть подачей мяча; - технически правильно осуществлять двигательные действия в волейболе, используя их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга. Место в учебном плане Учебная программа разработана для 6 классов. На изучение курса отводится 2 часа в неделю, всего на курс 70 часов личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса; Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры. - В области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
- владение знаниями по основам организации и проведения
- занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
- В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий;
- физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении; владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
- В области трудовой культуры:
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
- снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок,
- соблюдать правила безопасности;
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
- В области эстетической культуры:
• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений; хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой; культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно. - В области коммуникативной культуры:
- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять;
- полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
- владение умением достаточно полно и точно формулировать;
- цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание; владение умением оценивать ситуацию и оперативно; принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
- В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся. Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры. - В области познавательной культуры:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности; • понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
- В области нравственной культуры:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
- ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
- В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий; • рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; • поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления. - В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья; • понимание культуры движений человека, постижение : жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью; • восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия. - В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; • владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений; • владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника. - В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения; • владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры. - В области познавательной культуры:
• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; • знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации; • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни. - В области нравственной культуры:
•способность проявлять инициативу и творчество организации совместных занятий физической культурой доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; • умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований. - В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме; • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды; • способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность. - В области эстетической культуры:
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности; • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями. - В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом; • способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения; способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи. - В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения по их , функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки; • способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма; • способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий Учебно-тематический план 1-го года обучения. № п/п | Тема занятий | Количество часов |
|
|
|
| Теория | Практика | Всего | 1. | Правила техники безопасности. История развития в волейбола в России и мире. | 1 | - | 1 | 2. | Техника передвижений, остановок и стоек. | 1 | 9 | 10 | 3. | Техника приема и передач мяча. | 1 | 14 | 15 | 4. | Игра и комплексное развитие психомоторных способностей | 1 | 15 | 16 | 5. | Техника нижней прямой подачи. | 1 | 9 | 10 | 6. | Техника владения мячом | 1 | 10 | 11 | 7. | Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей. | 1 | 6 | 7 |
| Итого | 7 | 63 | 70 |
|
|
|
|
|
Основное содержание программы (1-й год). 1. Правила техники безопасности. История развития волейбола в России и мире. Вводное занятие включает знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей волейбола России и мира. 2. Техника передвижений, остановок и стоек. Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения). 3. Техника приема и передач мяча. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передач мяча над собой. То же через сетку. Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку. Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. 4. Игра и комплексное развитие психомоторных способностей. Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2х2, 3х3, 4х4) и на укороченных площадках. 5. Техника нижней прямой подачи. Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м от сетки. Нижняя прямая подача через сетку. Прием подачи. Прием мяча отраженного сеткой. Нижняя прямая подача в заданную часть площадки. 6. Техника владения мячом. Комбинации из освоенных элементов. 7. Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей. Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность. Знания, умения и навыки по итогам первого года обучения. - знать особенности развития избранного вида спорта; - управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми на занятиях физическими упражнениями; - соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма, оказывать первую медицинскую помощь; - владеть техникой передачи мяча сверху и нижней прямой подачи; - освоить тактику игры; - владеть терминологией избранной спортивной игры; - уметь организовывать и проводить подвижные игры и игровые задания, помогать в судействе, комплектовании команды, подготовке места проведения игры.
Тематическое планирование (1 –го года обучения) № | Тема занятия | Содержание занятия | Дата | примечание | 1, 2 | Техника передвижений, остановок и стоек. | Правила техники безопасности. История развития волейбола в России и мире. Вводное занятие включает знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей волейбола России и мира. Техника передвижений, остановок и стоек. Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения). |
|
| 3, 4 | Техника приема и передачи мяча. | Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передача мяча над собой. То же через сетку. Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку. Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. |
|
| 5 | Игра и комплексное развитие психомоторных способностей. | Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2х2, 3х3, 4х4) и на укороченных площадках. |
|
| 6, 7 | Совершенствование техники передвижений, остановок и стоек. | Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения). |
|
| 8, 9 | Совершенствование техники приема и передачи мяча. | Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передача мяча над собой. То же через сетку. Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку. Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. |
|
| 10 | Игра и комплексное развитие психомоторных способностей. | Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2х2, 3х3, 4х4) и на укороченных площадках. |
|
| 11 | ОФП |
Упражнения | 11 лет | 12 лет | Бег 60 м (сек) | 9,4 | 9,1 | Бег 30 м (сек) | 5,2 | 5,2 | Бег 300 м (сек) | 57,0 | 55,0 | Прыжки в длину с места (см) | 180 | 190 | Прыжки вверх по Абалакову (см) | 45 | 51 | Отжимание (количество раз)` | 12 | 16 |
|
|
| 12, 13 | Техника нижней прямой подачи. | Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м от сетки. Нижняя прямая подача через сетку. Прием подачи. Прием мяча отраженного сеткой. Нижняя прямая подача в заданную часть площадки. |
|
| 14, 15 | Техника владения мячом. | Комбинации из освоенных элементов. |
|
| 16, 17 | Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей. | Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. |
|
| 18, 19 | Техника передвижений, остановок и стоек. | Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения). |
|
| 20 | Техника передвижений, остановок и стоек. | Контрольные упражнения (ЗАЧЕТ) |
|
| 21, 22 | Техника приема и передачи мяча (совершенствование) | Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передача мяча над собой. То же через сетку. Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку. Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. |
|
| 23 | Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. (ЗАЧЕТ) |
|
|
| 24 | Передача мяча над собой, во встречных колоннах. (ЗАЧЕТ) |
|
|
| 25 | Отбивание мяча кулаком через сетку. (ЗАЧЕТ) |
|
|
| 26 | Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. (ЗАЧЕТ) |
|
|
| 27 | Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. (ЗАЧЕТ) |
|
|
| 28, 29 | Игра и комплексное развитие психомоторных способностей. | Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2х2, 3х3, 4х4) и на укороченных площадках. |
|
| 30 | Нижняя прямая подача через сетку. (ЗАЧЕТ) |
|
|
| 31 | Прием подачи. (ЗАЧЕТ) |
|
|
| 32 | Прием мяча отраженного сеткой. (ЗАЧЕТ) |
|
|
| 33 | Нижняя прямая подача в заданную часть площадки. (ЗАЧЕТ) |
|
|
| 34, 35 | Совершенствование техники владения мячом. | Комбинации из освоенных элементов. |
|
| 36, 37 | Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей. | Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений. Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность. |
|
| 38, 39 |
| Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча |
|
| 40, 41 |
| Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность. |
|
| 42 | Совершенствование техники владения мячом. | Комбинации из освоенных элементов. (ЗАЧЕТ) |
|
| 43, 44 | Игра и комплексное развитие психомоторных способностей. | Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игра по упрощенным правилам волейбола. |
|
| 45, 46 |
| Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2х2, 3х3, 4х4) и на укороченных площадках. |
|
| 47 | ОФП |
Упражнения | 11 лет | 12 лет | Бег 60 м (сек) | 9,4 | 9,1 | Бег 30 м (сек) | 5,2 | 5,2 | Бег 300 м (сек) | 57,0 | 55,0 | Прыжки в длину с места (см) | 180 | 190 | Прыжки вверх по Абалакову (см) | 45 | 51 | Отжимание (количество раз)` | 12 | 16 |
|
|
| 48, 49 | Игра и комплексное развитие психомоторных способностей. | Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игра по упрощенным правилам волейбола. |
|
| 50, 51 |
| Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2х2, 3х3, 4х4) и на укороченных площадках. |
|
| 52, 53 | Совершенствование техники приема и передачи мяча. | Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передача мяча над собой. То же через сетку. Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку. Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. |
|
| 54, 55 | Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей. | Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений. Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность. |
|
| 56, 57 |
| Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча |
|
| 58, 59 |
| Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность. |
|
| 60 | ОФП |
Упражнения | 11 лет | 12 лет | Бег 60 м (сек) | 9,4 | 9,1 | Бег 30 м (сек) | 5,2 | 5,2 | Бег 300 м (сек) | 57,0 | 55,0 | Прыжки в длину с места (см) | 180 | 190 | Прыжки вверх по Абалакову (см) | 45 | 51 | Отжимание (количество раз)` | 12 | 16 |
|
|
| 61, 62 | ОФП | Броски набивного мяча, прыжки на одной, двух ногах по прямой ,по лестнице, работа в парах. |
|
| 63, 64 |
| Упражнения на тренажерах, прыжки в высоту. Подтягивание. |
|
| 65, 66 | Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей | Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений. Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность. |
|
| 67, 68, 69 | Учебные игры |
Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2х2, 3х3, 4х4) и на укороченных площадках. |
|
|
| 70 | ОФП |
Упражнения | 11 лет | 12 лет | Бег 60 м (сек) | 9,4 | 9,1 | Бег 30 м (сек) | 5,2 | 5,2 | Бег 300 м (сек) | 57,0 | 55,0 | Прыжки в длину с места (см) | 180 | 190 | Прыжки вверх по Абалакову (см) | 45 | 51 | Отжимание (количество раз)` | 12 | 16 |
|
|
|
Приложение. Специальные упражнения без мяча 1. Волейболисты выполняют бег с ускорением из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа, на спине, на животе, в упоре лежа и др.) по зрительному или звуковому сигналу, дистанция 10-13 м (повторить 3-6 раз ). 2. Занимающиеся бегут в колонне вокруг площадки. По сигналу, ученик, находящийся в конце выполняет ускорение, обегает колону, справа и становится во главе колонны. По очередному сигналу это же действие выполняет следующий участник и т.д. (выполнять 3-5 мин.). 3 Игроки бегут вокруг площадки. По сигналу тренера они выполняют поворот на 180° и бегут в обратном направлении. Можно давать несколько сигналов подряд с разными интервалами (выполнять 3-5 мин.). 4. Занимающиеся строятся на лицевой линии. По сигналу они начинают бег с высоким подниманием бедра, медленно продвигаясь вперед. По следующему сигналу выполняется бег с ускорением вперед на 10-15 м (повторять 6-8 раз). Упражнение рекомендуется выполнять в переменном темпе или с постепенным нарастанием темпа и доведением его до предела, а также на время - от 10 до 30 с. Далее исходное положение меняется: игроки становятся спиной к направлению движения, и выполняют ускорение, предварительно повернувшись на 180". 5. Исходное положение, как в упражнении 4. По сигналу занимающиеся выполняют "прыжковый бег" с последующим ускорением, которое делается по второму сигналу, дистанция 10-15 м (повторить 6-8 раз). 6. Занимающиеся, по 4-5 человек, становятся на лицевой линии, лицом к сетке. По команде они выполняют бег с ускорением к трехметровой линии, касаются за ней руками пола, затем возвращаются к лицевой линии, там касаются пола руками, опять бегут к трехметровой линии и т.д. (количество пробегания шестиметровых отрезков 4-9 раз). Вариант 4-5 человек строятся в колонну у боковой линии лицом к сетке. По сигналу они передвигаются приставными шагами с ускорением боком к противоположной боковой линии и обратно, касаясь руками пола у каждой линии (количество пробеганий девятиметровых отрезков 4-6 раз). 7. Набивные мячи лежат в углах площадки зон 1, 2, 4. 5. Место старта в зоне 1. Игроки по сигналу пробегают по периметру площадки, касаясь каждого мяча рукой. Вариант. "Челночный бег" После каждого касания мяча спортсмены возвращаются к месту старта - середине лицевой линии. 8. Мячи разложены по треугольнику в зонах 1, 3, 5 или 2, 4 6. Упражнение выполняется так же, как и № 7. Упражнения 6, 7, 8 рекомендуем выполнять в условиях, специфичных для игры в волейбол, т.е. все перемещения происходят в пределах волейбольной площадки и лицом к сетке. Упражнения 7, 8 рекомендуем проводить как командные соревнования, где каждый игрок выполняет упражнение на время один раз. Упражнения для развития прыгучести (взрывной силы) 1. Волейболисты стоят вдоль стеки с двух сторон в шахматном порядке. По сигналу они имитируют одиночное блокирование с места. Вариант. Упражнение начинается также, но после приземления участники имитируют второй блок (выполнять сериями по 8-12 прыжков). 2. Исходное положение такое же, как в упражнении 1. По первому сигналу игроки перемещаются в одну сторону (способ и дистанция перемещения указываются), по следующему сигналу - в другую сторону и т.д. После каждого перемещения волейболисты имитируют одиночное блокирование (рекомендуется выполнять сериями по 8-12 прыжков). 3. Игроки стоят в колоннах с двух сторон площадки в зонах 4 и 2. Перемещаясь по очереди вдоль сетки, каждый имитирует постановку одиночного блока. Дойдя до зоны 2 и 4, игрок переходит на другую сторону и становится в конец колонны. 4 Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Игроки перебегают из зоны 4 в зону 2. из зоны 2 в зону 4 и имитируют блокирование в зонах 4, 3, 2 (2, 3, 4). 5. Волейболисты стоят в колоннах с двух сторон площадки в зонах 4 и 2. По сигналу они перемещаются, имитируя блокирование по зонам 4,3, 4, 2 (2, 3, 2, 4). После этого игроки переходят на другую сторону и повторяют действия. 6. Игроки по 6 человек располагаются на обеих сторонах площадки. По сигналу они имитируют защитные действия, произвольно перемещаясь по площадке. В дальнейшем рекомендуется включать имитирование блокирования и нападающего удара (юные волейболисты 10-11 лет выполняют упражнение 10-15 е., 11-12 лет - 20-25 е., 12-13 лет - 25-30 е.). Упражнения для развития силы В качестве основных средств и методов развития прыгучести тренерам рекомендуется работать над развитием двух ее составляющих: 1) силовых способностей. 2) скоростных способностей. Для достижения максимального результата они должны взаимно сочетаться в тренировке. Наиболее удобной в этом случае является круговая тренировка (приложения 6-9 ). Собственно силовые способности наиболее ярко проявляются в относительно медленных движениях. Рекомендую для этого удержание собственного веса, подтягивание на перекладине в медленном или среднем темпе по 3-5 подходов за одно тренировочное занятие. Паузы отдыха следует делать по 2-3 мин. для возраста 10-11 лет. Отдых делать активным и выполнять в это время упражнения на растягивание, имитационные и прыжковые. Для развития силы определенных мышечных групп следует использовать не одно упражнение, а комплекс из 2-4, которые рекомендуется выполнять 2-3 раза в неделю в первый год обучения и 3-4 раза - во второй. Для развития скоростно-силовых (''взрывных'') способностей у юных волейболистов рекомендуется использовать метод динамических усилий с использованием отягощений весом не более 15% в возрасте 10-11 лет и 20% в возрасте 12-13 лет от веса спортсмена. При этом упражнения должны выполняться максимально быстро, приближаясь по времени к соревновательным действиям. В одном подходе рекомендуется выполнять от 10 до 15 повторений с паузами отдыха до 120-180 с. Эти упражнения рекомендуется выполнять 1-2 раза в неделю. Для развития прыгучести рекомендуем тренировать мышцы разгибателей ног. Для этого следует использовать разгибание туловища в упоре лежа сзади (10-11 лет) и с отягощениями (12-13 лет), подскоки с подтягиванием согнутых ног к груди и т.д. Варьируя вес отягощений и скорость выполнения, силовые упражнения следует использовать для развития скоростно-силовых способностей. Однако, время выполнения упражнения не должно превышать 10-12 с. (для начинающих) и 15-20 с. (для юных волейболистов 12-13 лет). При этом темп выполнения должен быть максимальным, а скорость выполнения не должна снижаться за счет возникающего утомления
Для развития быстроты перемещения 1. Бег с высокого и низкого старта 20-30 м с максимальной скоростью лицом вперед, спиной вперед, быстрое передвижение на сильно согнутых ногах. То же, но передвижение приставными шагами и левым боком вперед, лицом вперед, двойными шагами и скачками. (Во время передвижения одним из указанных выше способов выполнять ускорения в определенных зонах площадки или в ответ на сигнал тренера). 2. Бег вдоль границ площадки. По сигналу последний в колоне ускоряет бег, обгоняя колону, бежит впереди, затем обгон начинает следующий занимающийся и т.д. Кроме бега, при обгоне применяются и другие перемещения. 3. Бег с изменением направления: обегания препятствий (стоек, набивных мячей) или занимающихся, передвигающихся в колоне. 4. Различные перемещения в сочетании с бросками и ловлей набивных мячей. (Такие упражнения наряду с развитием физических способностей облегчают усвоение заданий с волейбольным мячом, особенно тех, которые связаны с различными перемещениями волейболистов). 5. Соревнования в беге 20-30 м, а также на быстроту перемещения другими способами (на время). 6. Специальные эстафеты с бегом, передвижением приставными шагами и различным сочетанием перемещения, а также с переноской груза (набивных мячей и т.п.) и преодолением препятствий.
Условия реализации программы. Табель оборудования и снаряжения необходимого для занятий волейболом и находящегося на балансе объединения. № п/п | Наименование оборудования и инвентаря | Единица измерения | Количество | 1. | Сетка волейбольная | шт. | 1 | 2. | Мяч волейбольный | - | 17 | 3. | Мяч теннисный | - | 8 | 4. | Мяч для метания весом 150гр | - | 8 | 5. | Набивной мяч | - | 8 | 6. | Форма (трусы, майка) | комплект | 12 |
|
|
|
|
Литература 1. Настольная книга учителя физкультуры. Изд. «Физкультура и спорт», под редакцией Л.Б.Кофмана, 1998 г. 2. Научно-методический журнал «Физкультура в Школе». 3. Методические рекомендации «Обучение приемам игры в волейбол». Изд. ПГПУ имени В.Г.Беленского, под редакцией А.М.Кулясов, В.С.Куракин, 1994 г. 4. Комплексная программа физического воспитания. Изд. «Просвещение», под редакцией В.И.Лях, 2006 г.
|