РАБОЧАЯ ПРОГРАММА спортивной секции "Волейбол"
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Фомченков Андрей Никифорович

пояснительная записка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СТОДОЛИЩЕНСКАЯ   средняя школа

Рассмотрено на ШМО  

Протокол № ______

от «__»_______2015г.

Руководитель ШМО

________(                               )

Согласовано

Заместитель директора по ВР

___________   Н.Г.Степченкова

«___»__________2015г.

«Утверждаю»

Директор школы

_________       С.В.Данченкова

Приказ №____

От «__»________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Спортивной секции

Волейбол

                                             

                                                Составитель: Фомченков А.Н.

Учитель высшей категории.

2015/2016 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха, А.А. Зданевича (М.: Просвещение, 2011).

Цель программы:  сформировать у школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством игры в волейбол и развития двигательных качеств.

Задачей секции является :

- укрепление здоровья и закаливание организма;

- привитие интереса к систематическим занятиям волейболом, обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;

- подготовка и выполнение нормативов и тестов;

- овладение технических приёмов, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в волейбол.

Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, области, матчевые встречи и т.п.).

Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работатьпо предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

2. Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.

Средства физического воспитания:

К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы.

          Методы физического воспитания:

В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

  • рассказ, показ;

• метод регламентированного упражнения;

• игровой метод;

• соревновательный метод;

Знать:

- основы истории развития физической культуры в России (в СССР);

- особенности развития избранного вида спорта;

- Олимпийское движение, историю, символику, атрибутику, девиз.  

- правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказание до врачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Уметь:

- технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

- соблюдать правила безопасности на занятиях физическими упражнениями;

- пользоваться спортивным инвентарём и оборудованием.

2. Демонстрировать.

Физические способности

Физические упражнения

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта          8,2 – 9,0 сек.

Силовые

Прыжок в длину с места             170 – 260 см.

подтягивание                               5 – 20 раз.

К выносливости

Бег 2000 м,                                          7 - 10 мин

К координации

Последовательное выполнение пяти кувырков,                                                 5 с

.

II. Учебно-тематический план курса «Волейбол»

Тематическое планирование 5 класс

Тема

Кол-во часов

1

Перемещения

9

2

Верхняя передача

6

3

Нижняя передача

6

4

Приём мяча

4

5

Подвижные игры и эстафеты

9

6

Физическая подготовка в процессе занятия

Итого

34

Тематическое планирование 6 класс

Тема

Кол-во часов

1

Индивидуальные тактические действия в защите

7

2

Закрепление техники верхней передачи

6

3

Закрепление техники нижней передачи

6

4

Верхняя прямая подача

4

5

Закрепление техники приёма мяча с подачи

3

6

Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра

8

7

Физическая подготовка в процессе занятия

Итого

34

Тематическое планирование 7 класс

Тема

Кол-во часов

1

Индивидуальные тактические действия в нападении

7

2

Закрепление техники верхней передачи

6

3

Закрепление техники нижней передачи

6

4

Верхняя прямая подача

4

5

Закрепление техники приёма мяча с подачи

3

6

Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра

8

7

Физическая подготовка в процессе занятия

Итого

34

Тематическое планирование 8 класс

Тема

Кол-во часов

1

Совершенствование техники верхней, нижней передачи

4

2

Прямой нападающий удар

8

3

Совершенствование верхней прямой подачи

5

4

Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите

4

5

Двусторонняя учебная игра

5

6

Одиночное блокирование

4

7

Страховка при блокировании

4

8

Физическая подготовка в процессе занятия

Итого

34

Тематическое планирование, 9 класс

Тема

Кол-во часов

1

Верхняя передача двумя руками в прыжке

5

2

Прямой нападающий удар

5

3

Верхняя, нижняя передача двумя руками назад

6

4

Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите

4

5

Двусторонняя учебная игра

7

6

Одиночное блокирование и страховка

4

7

Командные тактические действия в нападении и защите

3

Физическая подготовка в процессе занятия

Итого

34

Календарно-тематическое планирование 5 класс

Тема занятия

Кол-во часов

1-2

Разучивание стойки игрока (исходные положения).

2

3

Разучивание перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд.

1

4-5

Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд.

2

6

Двусторонняя учебная игра.

1

7-9

Разучивание сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх).

3

10

Эстафеты с различными способами перемещений.

1

11-12

Разучивание передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении).

2

13

Разучивание верхней передачи мяча у стены.

1

14

Игры, развивающие физические способности.

1

15

Разучивание передачи снизу двумя руками над собой.

1

16-17

Разучивание передачи снизу двумя руками в парах.

2

18-19

Разучивание нижней прямой подачи.

2

20

Двусторонняя учебная игра.

1

21

Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости.

1

22-24

Разучивание приёма мяча снизу двумя руками.

3

25

Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий.

1

26-28

Разучивание приём мяча сверху двумя руками.

3

29

Игры, развивающие физические способности.

1

30-32

Разучивание индивидуальных тактических действия в нападении, защите.

3

33

Двусторонняя учебная игра.

1

34

Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий.

1

Календарно-тематическое планирование 6 класс

Тема занятия

Кол-во часов

1-2

Закрепление стойки игрока (исходные положения).

2

3

Закрепление перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд.

1

4

Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд.

1

5

Двусторонняя учебная игра.

1

6-7

Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх).

2

8

Эстафеты с различными способами перемещений.

1

9-10

Закрепление передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении).

2

11

Закрепление верхней передачи мяча у стены.

1

12

Игры, развивающие физические способности.

1

13

Закрепление передачи снизу двумя руками над собой.

1

14

Закрепление передачи снизу двумя руками в парах.

1

15-16

Закрепление нижней прямой подачи.

2

17

Двусторонняя учебная игра.

1

18-20

Разучивание верхней прямой подачи.

3

21

Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости.

1

22-23

Закрепление приёма мяча снизу двумя руками.

2

24-25

Разучивание прямого нападающего удара (по ходу).

2

26

Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий.

1

27

Закрепление приём мяча сверху двумя руками.

1

28-29

Разучивание одиночного блокирования.

2

30-31

Разучивание страховки при блокировании.

2

32-33

Разучивание индивидуальных тактических действия в нападении, защите.

2

34

Двусторонняя учебная игра.

1

Календарно-тематическое планирование 7 класс

Тема занятия

Кол-во часов

1

Совершенствование стоек игрока.

1

2

Совершенствование перемещений в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд.

1

3

Игры, развивающие физические способности.

1

4

Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх).

1

5-6

Закрепление передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении).

2

7

Закрепление верхней передачи мяча у стены.

1

8

Эстафеты с различными способами перемещений.

1

9

Совершенствование передачи снизу двумя руками над собой.

1

10

Закрепление передачи снизу двумя руками в парах.

1

11-13

Закрепление верхней прямой подачи.

3

14

Двусторонняя учебная игра.

1

15

Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости.

1

16-17

Закрепление прямого нападающего удара.

2

18-19

Совершенствование приёма мяча снизу двумя руками.

2

20

Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий.

1

21-22

Совершенствование приём мяча сверху двумя руками.

2

23

Игры, развивающие физические способности.

1

24-25

Закрепление одиночного блокирования.

2

26-27

Разучивание группового блокирования (вдвоём, втроём).

2

28-29

Закрепление страховки при блокировании.

2

30-31

Закрепление индивидуальных тактических действия в нападении, защите.

2

32-33

Разучивание групповых тактических действий в нападении, защите.

2

34

Двусторонняя учебная игра.

1

Календарно-тематическое планирование 8 класс

Тема занятия

Кол-во часов

1

Стойки игрока.

1

2

Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд.

1

3

Игры, развивающие физические способности.

1

4

Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх).

1

5-6

Совершенствование передачи сверху двумя руками вперёд-вверх.

2

7-8

Разучивание передачи сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку).

2

9

Совершенствование передачи снизу двумя руками над собой.

1

10

Совершенствование передачи снизу двумя руками в парах.

1

11-12

Совершенствование верхней прямой подачи.

2

13

Двусторонняя учебная игра.

1

14

Развитие физических качеств.

1

15-16

Закрепление прямого нападающего удара.

2

17

Приём мяча снизу двумя руками.

1

18

Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий.

1

19

Приём мяча сверху двумя руками.

1

20-21

Разучивание приёма мяча, отражённого сеткой.

2

22

Игры, развивающие физические способности.

1

23

Совершенствование одиночного блокирования.

1

24-25

Закрепление группового блокирования (вдвоём, втроём).

2

26

Совершенствование страховки при блокировании.

1

27-28

Закрепление индивидуальных тактических действия в нападении, защите.

2

29-30

Закрепление групповых тактических действий в нападении, защите.

2

31-32

Разучивание командных тактических действий в нападении, защите.

2

33

Судейство учебной игры в волейбол.

1

34

Двусторонняя учебная игра.

1

Календарно-тематическое планирование 9 класс

Тема занятия

Кол-во часов

1

Стойки игрока.

1

2

Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд.

1

3

Игры, развивающие физические способности.

1

4

Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх).

1

5

Совершенствование передачи сверху двумя руками вперёд-вверх.

1

6-7

Разучивание передачи сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку).

2

8

Разучивание передачи сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи.

1

9

Передача снизу двумя руками над собой.

1

10

Передача снизу двумя руками в парах.

1

11

Совершенствование верхней прямой подачи.

1

12-13

Разучивание подачи в прыжке.

2

14

Развитие физических качеств.

1

15

Закрепление прямого нападающего удара.

1

16-17

Разучивание нападающего удара с переводом вправо (влево).

2

18

Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий.

1

19

Приём мяча снизу, сверху двумя руками.

1

20-21

Закрепление приёма мяча, отражённого сеткой.

2

22

Игры, развивающие физические способности.

1

23

Совершенствование одиночного блокирования.

1

24-25

Совершенствование группового блокирования (вдвоём, втроём).

2

26

Совершенствование страховки при блокировании.

1

27-28

Совершенствование индивидуальных тактических действия в нападении, защите.

2

29-30

Совершенствование групповых тактических действий в нападении, защите.

2

31-32

Закрепление командных тактических действий в нападении, защите.

2

33

Судейство учебной игры в волейбол.

1

34

Двусторонняя учебная игра.

1

III. Содержание программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для учащихся 5–9 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение занятий по 1 часу в неделю (34 часа в год). Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом и психологическом развитии ребёнка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.

Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся.

IV. Методическое обеспечение внеурочной деятельности.

Формы организации работы с детьми:

- Групповые учебно-тренировочные занятия;

- Групповые и индивидуальные теоретические занятия;

- Восстановительные мероприятия;

- Участие в матчевых встречах;

- Участие в соревнованиях;

- Зачеты, тестирования.

Принципы организации обучения:

- Принцип доступности и индивидуализации;

- Принцип постепенности;

- Принцип систематичности и последовательности;

- Принцип сознательности и активности;

- Принцип наглядности.

Средства обучения:

- Общепедагогические (слово и сенсорно-образные воздействия);

- Специфические средства (физические упражнения).

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:

- Словесный метод: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор;

- Наглядный метод: показ упражнений или их элементов учителем или наиболее подготовленными учениками, демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий; методы ориентирования;

- Практический метод;

- Игровой метод;

- Соревновательный метод.

V. Список литературы

  1. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А. Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011.
  2. Волейбол в школе. Пособие для учителя. М., «Просвещение», авт.: В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников. 2007.
  3. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) - М.: Советский спорт. 2005.
  4. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). - М.: Советский спорт, 2005. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 классы: проект.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
  5. Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.- Волгоград: Учитель, 2011
  6. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол.- М.: Физическая культура и спорт, 2009.
  7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спортивные казачьи игры

Внеурочная деятельность. 1-4 класс...

Рабочая программа спортивного кружка

Данная рабочая программа по физической культуре разработана для учащихся 7 - 9 классов общеобразовательной школы и направлена на реализацию вариативной части комплексной программы по физической культу...

Рабочая программа спортивного кружка "Расти здоровым и спортивным".

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второ...

Рабочая программа "Спортивные игры"(Веселые старты) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения

Общей целью программы является популяризация здорового образа жизни,формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,целостном развитии физических и психических ка...

Рабочая программа "Спортивные игры"(Волейбол) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения

Актуальность.Занятия волейболом -эффективное средство укрепления здоровья,улучшения физического развития учащихся....