РАБОЧАЯ ПРОГРАММА спортивной секции "Волейбол"
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СТОДОЛИЩЕНСКАЯ средняя школа
Рассмотрено на ШМО Протокол № ______ от «__»_______2015г. Руководитель ШМО ________( ) | Согласовано Заместитель директора по ВР ___________ Н.Г.Степченкова «___»__________2015г. | «Утверждаю» Директор школы _________ С.В.Данченкова Приказ №____ От «__»________2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Спортивной секции
Волейбол
Составитель: Фомченков А.Н.
Учитель высшей категории.
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха, А.А. Зданевича (М.: Просвещение, 2011).
Цель программы: сформировать у школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством игры в волейбол и развития двигательных качеств.
Задачей секции является :
- укрепление здоровья и закаливание организма;
- привитие интереса к систематическим занятиям волейболом, обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;
- подготовка и выполнение нормативов и тестов;
- овладение технических приёмов, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в волейбол.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, области, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работатьпо предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
2. Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Средства физического воспитания:
К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы.
Методы физического воспитания:
В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:
- рассказ, показ;
• метод регламентированного упражнения;
• игровой метод;
• соревновательный метод;
Знать:
- основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
- особенности развития избранного вида спорта;
- Олимпийское движение, историю, символику, атрибутику, девиз.
- правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказание до врачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- соблюдать правила безопасности на занятиях физическими упражнениями;
- пользоваться спортивным инвентарём и оборудованием.
2. Демонстрировать.
Физические способности | Физические упражнения |
Скоростные | Бег 60 м с высокого старта 8,2 – 9,0 сек. |
Силовые | Прыжок в длину с места 170 – 260 см. |
подтягивание 5 – 20 раз. | |
К выносливости | Бег 2000 м, 7 - 10 мин |
К координации | Последовательное выполнение пяти кувырков, 5 с |
.
II. Учебно-тематический план курса «Волейбол»
Тематическое планирование 5 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Перемещения | 9 |
2 | Верхняя передача | 6 |
3 | Нижняя передача | 6 |
4 | Приём мяча | 4 |
5 | Подвижные игры и эстафеты | 9 |
6 | Физическая подготовка в процессе занятия | |
Итого | 34 |
Тематическое планирование 6 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Индивидуальные тактические действия в защите | 7 |
2 | Закрепление техники верхней передачи | 6 |
3 | Закрепление техники нижней передачи | 6 |
4 | Верхняя прямая подача | 4 |
5 | Закрепление техники приёма мяча с подачи | 3 |
6 | Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра | 8 |
7 | Физическая подготовка в процессе занятия | |
Итого | 34 |
Тематическое планирование 7 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Индивидуальные тактические действия в нападении | 7 |
2 | Закрепление техники верхней передачи | 6 |
3 | Закрепление техники нижней передачи | 6 |
4 | Верхняя прямая подача | 4 |
5 | Закрепление техники приёма мяча с подачи | 3 |
6 | Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра | 8 |
7 | Физическая подготовка в процессе занятия | |
Итого | 34 |
Тематическое планирование 8 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Совершенствование техники верхней, нижней передачи | 4 |
2 | Прямой нападающий удар | 8 |
3 | Совершенствование верхней прямой подачи | 5 |
4 | Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите | 4 |
5 | Двусторонняя учебная игра | 5 |
6 | Одиночное блокирование | 4 |
7 | Страховка при блокировании | 4 |
8 | Физическая подготовка в процессе занятия | |
Итого | 34 |
Тематическое планирование, 9 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Верхняя передача двумя руками в прыжке | 5 |
2 | Прямой нападающий удар | 5 |
3 | Верхняя, нижняя передача двумя руками назад | 6 |
4 | Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите | 4 |
5 | Двусторонняя учебная игра | 7 |
6 | Одиночное блокирование и страховка | 4 |
7 | Командные тактические действия в нападении и защите | 3 |
Физическая подготовка в процессе занятия | ||
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1-2 | Разучивание стойки игрока (исходные положения). | 2 |
3 | Разучивание перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 |
4-5 | Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 2 |
6 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |
7-9 | Разучивание сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | 3 |
10 | Эстафеты с различными способами перемещений. | 1 |
11-12 | Разучивание передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). | 2 |
13 | Разучивание верхней передачи мяча у стены. | 1 |
14 | Игры, развивающие физические способности. | 1 |
15 | Разучивание передачи снизу двумя руками над собой. | 1 |
16-17 | Разучивание передачи снизу двумя руками в парах. | 2 |
18-19 | Разучивание нижней прямой подачи. | 2 |
20 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |
21 | Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. | 1 |
22-24 | Разучивание приёма мяча снизу двумя руками. | 3 |
25 | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 |
26-28 | Разучивание приём мяча сверху двумя руками. | 3 |
29 | Игры, развивающие физические способности. | 1 |
30-32 | Разучивание индивидуальных тактических действия в нападении, защите. | 3 |
33 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |
34 | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1-2 | Закрепление стойки игрока (исходные положения). | 2 |
3 | Закрепление перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 |
4 | Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 |
5 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |
6-7 | Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | 2 |
8 | Эстафеты с различными способами перемещений. | 1 |
9-10 | Закрепление передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). | 2 |
11 | Закрепление верхней передачи мяча у стены. | 1 |
12 | Игры, развивающие физические способности. | 1 |
13 | Закрепление передачи снизу двумя руками над собой. | 1 |
14 | Закрепление передачи снизу двумя руками в парах. | 1 |
15-16 | Закрепление нижней прямой подачи. | 2 |
17 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |
18-20 | Разучивание верхней прямой подачи. | 3 |
21 | Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. | 1 |
22-23 | Закрепление приёма мяча снизу двумя руками. | 2 |
24-25 | Разучивание прямого нападающего удара (по ходу). | 2 |
26 | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 |
27 | Закрепление приём мяча сверху двумя руками. | 1 |
28-29 | Разучивание одиночного блокирования. | 2 |
30-31 | Разучивание страховки при блокировании. | 2 |
32-33 | Разучивание индивидуальных тактических действия в нападении, защите. | 2 |
34 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Совершенствование стоек игрока. | 1 |
2 | Совершенствование перемещений в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 |
3 | Игры, развивающие физические способности. | 1 |
4 | Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | 1 |
5-6 | Закрепление передачи сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении). | 2 |
7 | Закрепление верхней передачи мяча у стены. | 1 |
8 | Эстафеты с различными способами перемещений. | 1 |
9 | Совершенствование передачи снизу двумя руками над собой. | 1 |
10 | Закрепление передачи снизу двумя руками в парах. | 1 |
11-13 | Закрепление верхней прямой подачи. | 3 |
14 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |
15 | Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. | 1 |
16-17 | Закрепление прямого нападающего удара. | 2 |
18-19 | Совершенствование приёма мяча снизу двумя руками. | 2 |
20 | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 |
21-22 | Совершенствование приём мяча сверху двумя руками. | 2 |
23 | Игры, развивающие физические способности. | 1 |
24-25 | Закрепление одиночного блокирования. | 2 |
26-27 | Разучивание группового блокирования (вдвоём, втроём). | 2 |
28-29 | Закрепление страховки при блокировании. | 2 |
30-31 | Закрепление индивидуальных тактических действия в нападении, защите. | 2 |
32-33 | Разучивание групповых тактических действий в нападении, защите. | 2 |
34 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Стойки игрока. | 1 |
2 | Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 |
3 | Игры, развивающие физические способности. | 1 |
4 | Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | 1 |
5-6 | Совершенствование передачи сверху двумя руками вперёд-вверх. | 2 |
7-8 | Разучивание передачи сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку). | 2 |
9 | Совершенствование передачи снизу двумя руками над собой. | 1 |
10 | Совершенствование передачи снизу двумя руками в парах. | 1 |
11-12 | Совершенствование верхней прямой подачи. | 2 |
13 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |
14 | Развитие физических качеств. | 1 |
15-16 | Закрепление прямого нападающего удара. | 2 |
17 | Приём мяча снизу двумя руками. | 1 |
18 | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 |
19 | Приём мяча сверху двумя руками. | 1 |
20-21 | Разучивание приёма мяча, отражённого сеткой. | 2 |
22 | Игры, развивающие физические способности. | 1 |
23 | Совершенствование одиночного блокирования. | 1 |
24-25 | Закрепление группового блокирования (вдвоём, втроём). | 2 |
26 | Совершенствование страховки при блокировании. | 1 |
27-28 | Закрепление индивидуальных тактических действия в нападении, защите. | 2 |
29-30 | Закрепление групповых тактических действий в нападении, защите. | 2 |
31-32 | Разучивание командных тактических действий в нападении, защите. | 2 |
33 | Судейство учебной игры в волейбол. | 1 |
34 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Стойки игрока. | 1 |
2 | Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд. | 1 |
3 | Игры, развивающие физические способности. | 1 |
4 | Сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | 1 |
5 | Совершенствование передачи сверху двумя руками вперёд-вверх. | 1 |
6-7 | Разучивание передачи сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку). | 2 |
8 | Разучивание передачи сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи. | 1 |
9 | Передача снизу двумя руками над собой. | 1 |
10 | Передача снизу двумя руками в парах. | 1 |
11 | Совершенствование верхней прямой подачи. | 1 |
12-13 | Разучивание подачи в прыжке. | 2 |
14 | Развитие физических качеств. | 1 |
15 | Закрепление прямого нападающего удара. | 1 |
16-17 | Разучивание нападающего удара с переводом вправо (влево). | 2 |
18 | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий. | 1 |
19 | Приём мяча снизу, сверху двумя руками. | 1 |
20-21 | Закрепление приёма мяча, отражённого сеткой. | 2 |
22 | Игры, развивающие физические способности. | 1 |
23 | Совершенствование одиночного блокирования. | 1 |
24-25 | Совершенствование группового блокирования (вдвоём, втроём). | 2 |
26 | Совершенствование страховки при блокировании. | 1 |
27-28 | Совершенствование индивидуальных тактических действия в нападении, защите. | 2 |
29-30 | Совершенствование групповых тактических действий в нападении, защите. | 2 |
31-32 | Закрепление командных тактических действий в нападении, защите. | 2 |
33 | Судейство учебной игры в волейбол. | 1 |
34 | Двусторонняя учебная игра. | 1 |
III. Содержание программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для учащихся 5–9 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение занятий по 1 часу в неделю (34 часа в год). Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом и психологическом развитии ребёнка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся.
IV. Методическое обеспечение внеурочной деятельности.
Формы организации работы с детьми:
- Групповые учебно-тренировочные занятия;
- Групповые и индивидуальные теоретические занятия;
- Восстановительные мероприятия;
- Участие в матчевых встречах;
- Участие в соревнованиях;
- Зачеты, тестирования.
Принципы организации обучения:
- Принцип доступности и индивидуализации;
- Принцип постепенности;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип сознательности и активности;
- Принцип наглядности.
Средства обучения:
- Общепедагогические (слово и сенсорно-образные воздействия);
- Специфические средства (физические упражнения).
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
- Словесный метод: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор;
- Наглядный метод: показ упражнений или их элементов учителем или наиболее подготовленными учениками, демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий; методы ориентирования;
- Практический метод;
- Игровой метод;
- Соревновательный метод.
V. Список литературы
- Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А. Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011.
- Волейбол в школе. Пособие для учителя. М., «Просвещение», авт.: В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников. 2007.
- Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) - М.: Советский спорт. 2005.
- Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). - М.: Советский спорт, 2005. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 классы: проект.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
- Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.- Волгоград: Учитель, 2011
- Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол.- М.: Физическая культура и спорт, 2009.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спортивные казачьи игры
Внеурочная деятельность. 1-4 класс...
Рабочая программа спортивного клуба "Олимпионик"
Внеурочная деятельность....
Рабочая программа спортивного кружка
Данная рабочая программа по физической культуре разработана для учащихся 7 - 9 классов общеобразовательной школы и направлена на реализацию вариативной части комплексной программы по физической культу...
Рабочая программа спортивного кружка "Расти здоровым и спортивным".
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второ...
Рабочая программа спортивной секции по спортивным играм
спортивная секция...
Рабочая программа "Спортивные игры"(Веселые старты) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения
Общей целью программы является популяризация здорового образа жизни,формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,целостном развитии физических и психических ка...
Рабочая программа "Спортивные игры"(Волейбол) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения
Актуальность.Занятия волейболом -эффективное средство укрепления здоровья,улучшения физического развития учащихся....