Организация внеурочного занятия физкультурно-спортивной направленности по русской лапте для детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Воробьев Владислав Сергеевич

В статье рассказано об истории возникновения русской лапты и сути игры. Рассмотрены преимущества занятий русской лаптой в школе. Также, разобрано, как игру можно адаптировать для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На примере ГБОУ школа № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга рассказано, как организовать занятия по русской лапте, какой необходим инвентарь, как подготовить его и спортивную площадку, какие упражнения можно применять для детей с ОВЗ, как дальше можно развивать это направление.

Ключевые слова: ОВЗ, адаптивное физическое воспитание, народные подвижные игры, интеграция, универсальность, доступность, психические процессы, физические способности, урок, внеурочное занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_russkaya_lapta.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеурочного занятия физкультурно-спортивной направленности по русской лапте для детей с ограниченными возможностями здоровья

Основными задачами физической культуры в школе являются: укрепление здоровья, содействия правильному развитию, обучение жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств. Если речь идёт о физическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), то особое внимание мы уделяем решению коррекционных задач, таких, как формирование психических процессов (внимание, мышление, восприятие, память), физических качеств, коррекция проявлений особенностей физического развития. Дети в игре расслабляются, ведут себя естественно. Во время игры они легче переносят физическую нагрузку. Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Игра – универсальное средство физического воспитания, особенно это актуально для детей с ОВЗ.

На уроках физической культуры и внеурочных занятиях в школе крайне важно найти такие средства физического воспитания, которые будут одинаково интересны всем детям, чтобы не терялась мотивация к занятиям. Ещё большее значение это имеет при работе с детьми, которые имеют особенности интеллектуального развития, так как у них недостаточно развита волевая сфера.

Одним из таких средств является очень старая народная игра Русская лапта. Эта игра была в своё время не заслуженно забыта, но последнее время набирает популярность в наших школах. Начинают проводится соревнования различных уровней, существует Федерация Русской лапты России.

Первые упоминания о лапте появились ещё в 14 веке. Затем никаких упоминаний об этой русской забаве на протяжении нескольких столетий не было найдено. Вновь эта игра стала упоминаться в эпоху Петра I, тогда её использовали, как средство физической подготовки солдат. Русская лапта является прародителем похожих игр у других народов. Самые известные из них это крикет у британцев и бейсбол у американцев. Надо сказать, что американцы отнеслись более бережно к своей игре, нежели другие страны, в США игра в бейсбол целая культура.

Лапта игра командная. Суть игры заключается в том, что одна из команд должна совершить, как можно большее количество перебежек после совершенных ударов битой по мячу, а каждый игрок, который совершил перебежку приносит команде очки. Вторая команда должна помешать соперникам выполнить эти перебежки с помощью осаливания игроков или ловли «свечи», в этом случае команда получает право на выполнение ударов и перебежек при условии, если не произойдёт переосаливание командой соперников. Осаливание это попадание мяча в игрока атаки.

Далее рассмотрим преимущества занятий русской лаптой.

  • Первое – это доступность игры. В неё могут играть дети любого возраста, пола, уровня физической подготовки. К занятиям можно привлекать даже освобожденных, детей с ОВЗ. Они могут помогать в судействе, организации занятия, делать разметку площадку или наброс мяча. Для занятий подходит любая спортивная площадка, а инвентарь очень доступен и недорогостоящий.
  • Интеграция. В игру могут одновременно играть дети с ОВЗ и другие дети. При желании можно организовать игру таким образом, чтобы любой чувствовал в ней себя полезным.
  • Вариативность правил игры. Правил игры в лапту множество. За основу можно взять официальные правила и корректировать их под свои задачи и свой контингент.
  • В процессе игры воспитывается командный дух, и дети учатся работать в команде, работают все группы мышц. Воспитывается ловкость, сила, выносливость, быстрота
  • Занятия можно проводить на улице, а это благоприятно влияет на организм ребенка.
  • Благодаря занятиям народными играми у детей появляется интерес к изучению традиций народа, к которому относится эта игра.

Для организации занятий вам понадобится любая спортивная площадка, теннисные мячи, свисток, разметочные фишки (для разметки площадки) и биты, они же называются лаптой. Она должна быть цельнодеревянная. Для младших школьников можно купить пластиковые биты, они безопаснее и легче. Обязательно на конце биты должно быть утолщение, чтобы во время ударов не случилось соскальзывание биты, что может привести к травме. Для младших школьников и начинающих игроков можно использовать плоскую биту. Эти биты дети могут сами изготовить на уроках технологии по чертежам. Мы так сделали в нашей школе. Детям очень нравится, что они могут на уроках физической культуры применять инвентарь, который сами изготовили.

Занятия по освоению этой игры необходимо начинать с правильной ловли мяча «крест-накрест», чтобы минимизировать риск травмирования пальцев. Когда дети уверенно могут поймать мяч, можно усложнять задания. Можно добавлять один, два, три хлопка, хлопок сзади и спереди перед ловлей, выполнить присед перед ловлей. Необходимо разработать упражнения для каждого элемента игры – ловля мяча, осаливание, уход от осаливания, удар по мячу, передача мяча. При работе с детьми с ОВЗ упражнения необходимо адаптировать под их возможности, следует их упростить, некоторые модифицировать и выделить большее количество времени на освоение каждого элемента игры. Если грамотно организовать учебные занятия при работе с такими детьми, то можно решить множество задач и главное сформировать интерес и поддерживать мотивацию к занятиям физическими упражнениями. Примеры упражнений для обучения игре в русскую лапту представлены в видеоролике по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=9776oFxMfA8.

Резюмируя выше сказанное, отмечу, что Лапта игра увлекательная и универсальная, с помощью, которой можно решать многие задачи. У нас в школе детям любого возраста и пола очень нравится играть в эту игру. Мне кажется, это происходит, потому что мы можем организовать занятия по русской лапте таким образом, что абсолютно каждый ребёнок найдёт себе место в ней и будет чувствовать себя полезным и успешным. Хотелось донести до вас, что начать и организовать занятия совсем не трудно, здесь минимум затрат при большом кпд. Мы можем вовлекать в организацию занятий детей по множеству направлений: они могут изготавливать биты, помогать с судейством, подготовкой площадки к игре, со съёмкой учебных видеороликов и их монтажом. Освоив игру, можно организовать школьные соревнования по этой игре, а дальше привлекать к этому и другие школы, чтобы у детей поддерживалась мотивация и стремление к совершенствованию.

Список литературы

1. Абрамова, Е. М. Расступись, лапте дорогу! / Е. М. Абрамова // Здоровье — в школы! : сб. статей по материалам II Международного конгресса учителей физической культуры. — Петрозаводск : Изд-во КГПА, 2010. — С. 9-13.

2. Андреев, С. Е. Спортивная лапта / С. Е. Андреев // Школьные технологии. — 2007. — № 4. — С. 136—145.

3. Гаврилов, Е. А. Русская лапта на уроках физической культуры / Е. А. Гаврилов, О. В. Юречко // Физическая культура в школе. — 2015. — № 7. - С. 25-28.

4. Кондакова, О. Н. Возможности игры «русская лапта» в здоровье сбережении детей дошкольного возраста / О. Н. Кондакова, С. С. Давыдов, А. Л. Коган // Национальные виды спорта: актуальные проблемы развития и научно-методического обеспечения : материалы всерос. науч.-практ. конф. / Уральский государственный университет физической культуры. — Челябинск, 2016. - С.'125-128.

5. Федерация русской лапты России. Общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ruslapta.ru/, свободный – (28.10.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПО ПОВЫШЕНИЮ ИХ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Статья раздела " Коррекционная педагогика", раскрывающая пути работы с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ по повышению их компетентности в условиях семейного воспитания....

Коррекционная направленность уроков английского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Что же мы знаем о коррекционном обучении детей с ОВЗ? Какими приёмами владеем для его реализации в процессе изучения английского языка?...

Занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья (сложным дефектом) художественно-эстетического направления по теме: "Мишка"

Занятие направлено на  формирование интереса детей к изготовлению поделок своими руками, на формирование навыков действия с бумагой....

Методическая разработка воспитательного занятия по социальной адаптации и профессиональному самоопределению для детей с ограниченными возможностями здоровья «Вот она – самостоятельная жизнь...»

Цель занятия: закрепить знания умения и навыки  социального адаптирования к самостоятельной жизни и труду,  нацелить воспитанников на оценку своих трудовых и профессиональных возможностей пр...

Методическая разработка: Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (материал из личного опыта работы)

Методическая разработка: Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (материал из личного опыта работы)...