Методическая разработка: Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (материал из личного опыта работы)
методическая разработка
Методическая разработка: Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (материал из личного опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki-bukvy_rodn_yaz_metod_razrab.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Надежда» «Нижнекамская школа – интернат
для детей с ограниченными возможностями здоровья, дошкольное отделение»
Методическая разработка: Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (материал из личного опыта работы)
составила: Мерясева Ирина Владимировна
учитель-дефектолог I кв. категории.
МАОУ «Надежда»
Нижнекамская школа – интернат
для детей с ограниченными
возможностями здоровья, дошкольное отделение.
Республика Татарстан, г.Нижнекамск
г. Нижнекамск, 2023г
Методическая разработка: Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (материал из личного опыта работы)
При знакомстве дошкольников со звуками и буквами родного языка мы часто сталкиваемся с тем, что у детей нет четкого звукопроизношения, недостаточная подвижность и переключаемость органов артикуляции: языка, губ, щек, мягкого неба, слабо развито речевое дыхание и фонематическое восприятие, не каждый ребенок может владеть своим голосом. Это бывает связано с уже имеющимися речевыми нарушениями (фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи и др.).
Очень важно для выработки четкого звукопроизношения развивать фонематический слух, так как именно это позволяет ребенку контролировать собственную речь и сравнивать свое произношение с предложенными образцами.
На таких занятиях дошкольники в игровой форме знакомятся со своими органами артикуляции: языком, губами; учатся выполнять простейшие артикуляционные упражнения, привыкают во время речевого общения смотреть на собеседника и следить за движениями его губ и языка. Дети учатся копировать эти движения, достигая все более точного воспроизведения звуков родной речи.
Предложенный практический речевой материал можно использовать на занятиях и дома, как совместно с проведением артикуляционной гимнастики, так и без неё. Данный материал требует многократного повторения.
Звук и буква А
Буква «А» у нас шагает,
Широко рот открывает.
Свою песенку поет:
«А, а, а» – погромче,
«А, а, а» – потише,
Кот сидел у нас на крыше,
Эту песню услыхал
И гостей к себе позвал.
Стали песню напевать:
«А, а, а» – погромче,
«А, а, а» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
«А, а, а», – а вам песенка слышна?
Это точно буква «А»?
– Да!
Звук и буква Б
Буква «Б» за ней шагает,
Свою песню напевает:
«Б, б, б, б, б, б, б».
Барабан берет себе.
«Б, б, б» – погромче,
«Б, б, б» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Звук и буква В
Буква «В» у нас идёт,
На ноге крючки несёт.
Нижнюю губку поджимает,
Свою песню напевает:
«В, в, в» – погромче,
«В, в, в» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Звук и буква Г
Буква «Г» идёт на ножке,
Шляпка только коротка.
Трудно топать по дорожке,
Коль всего одна нога.
«Г, г, г» – погромче,
«Г, г, г» – потише,
А вам песенка слышна?
Звук и буква Д
«Д» – стоит, как дом красивый
Дом красивый – просто диво!
Дятел в домике живет,
Свою песенку поет:
«Д, д, д» – погромче,
«Д, д, д» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Вместе песенку споем:
«Д, д, д» – красивый дом.
Звук и буква Е
«Е» – идёт прям еле– еле,
Песенку поет метели:
«Е, е, е» – погромче,
«Е, е, е» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Звук и буква Ё
«Ё» – на ёжика похожа,
«Ё» – в иголках,
Ёжик – тоже.
Ёжик, песенку споем?
«Ё, ё, ё» – погромче,
«Ё, ё, ё» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Звук и буква Ж
«Ж» – похожа на жука,
И жужжит она всегда.
«Ж, ж, ж» – погромче,
«Ж, ж, ж» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Звук и буква З
«З» – вот змеечкой свернулась.
«З» – всем деткам улыбнулась.
Свою песенку поёт:
«З, з, з» – погромче,
«З, з, з» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Звук и буква И
«И» – улыбочка большая,
Губки тихо напрягает.
Дружно песенку споём:
«И, и, и» – погромче,
«И, и, и» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Звук и буква Й
«Й» – язык нам напрягает,
Йогуртом нас угощает.
«Й, й, й» – погромче,
«Й, й, й» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Звук и буква К
«К» – как косточка во рту,
Проглотить я не могу.
«К, к, к» – погромче,
«К, к, к» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Звук и буква Л
«Л» – сказать я не могу
И язык в зубах держу.
Зубки будут помогать,
Чтобы «Л» мне напевать.
«Л, л, л» – погромче,
«Л, л, л» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Звук и буква М
«М» – как мамочка моя,
Поет песню для меня:
«М, м, м» – погромче,
«М, м, м» – потише,
Мне приятно маму слышать.
Звук и буква Н
«Н» запомнить так смогу:
На качельку, я бегу,
На качелях я качаюсь,
Эту песню напеваю.
«Н, н, н» – погромче,
«Н, н, н» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Звук и буква О
«О» – на овал она похожа,
«О» – овальна, овал – тоже.
Губки я в овал сложу,
Да и песенку спою:
«О, о, о» – погромче,
«О, о, о» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Звук и буква П
«П» – почти как папа мой,
Когда с ним иду домой.
«П, п, п» – погромче,
«П, п, п» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Звук и буква Р
«Р» – рычит, как мой Барбос,
Когда в лапах прячет кость.
«Р, р, р» – погромче,
«Р, р, р» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Звук и буква С
«С» – свистит у нас свисток,
Вышел язычок вперед.
«С, с, с» – погромче,
«С, с, с» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Звук и буква Т
«Т» – топор у папы рубит,
Этот звук нас всех разбудит.
«Т, т, т» – погромче,
«Т, т, т» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Звук и буква У
«У» – поет как самолёт,
«У, у, у» – погромче, значит – близко.
«У, у, у» – потише, – далеко.
«У, у, у» – погромче, значит – низко.
«У, у, у» – потише, – высоко.
Звук и буква Ф
«Ф» – фонарь на дереве висит,
А ёж под деревом фырчит:
«Ф, ф, ф» – погромче,
«Ф, ф, ф» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Звук и буква Х
«Х» – подуем на ладошки,
Тёплый воздух к нам пошёл,
Свою песенку завёл:
«Х, х, х» – погромче,
«Х, х, х» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Звук и буква Ц
«Ц» – пальчик к губкам я приставлю,
Скажу: «Тихо! Не шуметь».
«Ц, ц, ц» – погромче,
«Ц, ц, ц» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Звук и буква Ч
«Ч» – как четыре буква эта
«Ч, ч, ч» – она поёт.
«Ч, ч, ч» – погромче,
«Ч, ч, ч» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Звук и буква Ш
«Ш» – на змею она похожа,
И шипит, шипит, шипит:
«Ш, ш, ш» – погромче,
«Ш, ш, ш» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Звук и буква Щ
«Щ» – как щавель на дорожке,
Любят нюхать его кошки.
«Щ, щ, щ» – погромче,
«Щ, щ, щ» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Буква Ь
Мягкий знак смягчает звуки,
А отдельно не поёт,
Слово мягоньким стаёт:
Звенит капель,
Наступил апрель,
Кто–то к нам стучится в дверь.
Звук и буква Ы
«Ы» – в лесу проснулся мишка,
На него упала шишка,
«Ы, ы, ы» – погромче,
«Ы, ы, ы» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Буква Ъ
Твердый знак разделит слово,
Раз и два – и всё готово!
Вот машина отъезжает, а другая – подъезжает.
Звук и буква Э
«Э» – эхо слышится в лесу,
Никого я не найду.
«Э, э, э» – погромче,
«Э, э, э» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Звук и буква Ю
«Ю» – с юлой Юлечка играет,
Слышен звук юлы такой:
«Ю, ю, ю» – погромче,
«Ю, ю, ю» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Звук и буква Я
«Я» с крючком на ножке ходит,
Свою песенку заводит:
«Я, я, я» – погромче,
«Я, я, я» – потише,
Чтобы всем всё было слышно.
Таким образом, в процессе организованных занятий и в домашних условиях можно постепенно вырабатывать представления об артикуляционных признаках каждого звука (положения органов артикуляции). Дети получают чувственный опыт при произношении каждого звука и буквы. Дошкольник к 6–7 годам сможет употреблять в речи все звуки родного языка и получит необходимые навыки для обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль внеклассной работы по русскому языку старших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Роль внеклассной работы по русскому языку старших школьников с ограниченными возможностями здоровья....
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Особенности работы логопеда с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
Особенности работы логопеда с учащимися с ограниченными возможностями здоровья...
Разнообразие форм проведения словарной работы на уроках русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения).
Знакомство с различными спгособами проведения словарной работы на уроках русского языка...
методическая разработка "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
В методической разработке представлено описание современных педагогических технологий и их практическое применение на уроках музыки с обучающимися ОВЗ в коррекционной школе....
Организация внеурочного занятия физкультурно-спортивной направленности по русской лапте для детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассказано об истории возникновения русской лапты и сути игры. Рассмотрены преимущества занятий русской лаптой в школе. Также, разобрано, как игру можно адаптировать для детей с ограниченными...
Статья "Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации коррекционной работы"
Коррекционная педагогика...
Доклад на тему «ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»
Доклад на тему «ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»...