Методическая разработка: Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (материал из личного опыта работы)
методическая разработка

Методическая разработка: Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (материал из личного опыта работы)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki-bukvy_rodn_yaz_metod_razrab.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Надежда» «Нижнекамская  школа – интернат

для детей с ограниченными возможностями здоровья, дошкольное отделение»

Методическая разработка: Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (материал из личного опыта работы)

составила: Мерясева Ирина Владимировна

учитель-дефектолог I кв. категории.

МАОУ «Надежда»

 Нижнекамская  школа – интернат  

для детей с ограниченными

возможностями здоровья, дошкольное отделение.

Республика Татарстан, г.Нижнекамск

г. Нижнекамск, 2023г

Методическая разработка: Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (материал из личного опыта работы)

При знакомстве дошкольников со звуками и буквами родного языка мы часто сталкиваемся с тем, что у детей нет четкого звукопроизношения, недостаточная подвижность и переключаемость органов артикуляции: языка, губ, щек, мягкого неба, слабо развито речевое дыхание и фонематическое восприятие, не каждый ребенок может владеть своим голосом. Это бывает связано с уже имеющимися речевыми нарушениями (фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи и др.).

Очень важно для выработки четкого звукопроизношения развивать фонематический слух, так как именно это позволяет ребенку контролировать собственную речь и сравнивать свое произношение с предложенными образцами.

На таких занятиях дошкольники в игровой форме знакомятся со своими органами артикуляции: языком, губами; учатся выполнять простейшие артикуляционные упражнения, привыкают во время речевого общения смотреть на собеседника и следить за движениями его губ и языка. Дети учатся копировать эти движения, достигая все более точного воспроизведения звуков родной речи.

Предложенный практический речевой материал можно использовать на занятиях и дома, как совместно с проведением артикуляционной гимнастики, так и без неё. Данный материал требует многократного повторения.

Звук и буква А

Буква «А» у нас шагает,

Широко рот открывает.

Свою песенку поет:

«А, а, а» –  погромче,

«А, а, а» – потише,

Кот сидел у нас на крыше,

Эту песню услыхал

И гостей к себе позвал.

Стали песню напевать:

«А, а, а» –  погромче,

«А, а, а» – потише,

Чтобы всем всё было слышно.

«А, а, а», –  а вам песенка слышна?

Это точно буква «А»?

–  Да!

Звук и буква Б

Буква «Б» за ней шагает,

Свою песню напевает:

«Б, б, б, б, б, б, б».

Барабан берет себе.

«Б, б, б» –  погромче,

«Б, б, б» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква В

Буква «В» у нас идёт,

На ноге крючки несёт.

Нижнюю губку поджимает,

Свою песню напевает:

«В, в, в» –  погромче,

«В, в, в» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Г

Буква «Г» идёт на ножке,

Шляпка только коротка.

Трудно топать по дорожке,

Коль всего одна нога.

«Г, г, г» –  погромче,

«Г, г, г» –  потише,

А вам песенка слышна?

Звук и буква Д

«Д» –  стоит, как дом красивый

Дом красивый –   просто диво!

Дятел в домике живет,

Свою песенку поет:

«Д, д, д» –  погромче,

«Д, д, д» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Вместе песенку споем:

«Д, д, д» –  красивый дом.

Звук и буква Е

«Е» –  идёт прям еле– еле,

Песенку поет метели:

«Е, е, е» –  погромче,

«Е, е, е» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Ё

«Ё» –  на ёжика похожа,

«Ё» – в иголках,

Ёжик – тоже.

Ёжик, песенку споем?

«Ё, ё, ё» –  погромче,

«Ё, ё, ё» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Ж

«Ж» – похожа на жука,

И жужжит она всегда.

«Ж, ж, ж» –  погромче,

«Ж, ж, ж» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква З

«З» –  вот змеечкой свернулась.

«З» –  всем деткам улыбнулась.

Свою песенку поёт:

«З, з, з» –  погромче,

«З, з, з» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква И

«И»  – улыбочка большая,

Губки тихо напрягает.

Дружно песенку споём:

«И, и, и» –  погромче,

«И, и, и» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Й

«Й» –  язык нам напрягает,

Йогуртом нас угощает.

«Й, й, й» –  погромче,

«Й, й, й» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква К

«К» –  как косточка во рту,

Проглотить я не могу.

«К, к, к» –  погромче,

«К, к, к» –   потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Л

«Л» –  сказать я не могу

И язык в зубах держу.

Зубки будут помогать,

Чтобы «Л» мне напевать.

«Л, л, л» –  погромче,

«Л, л, л» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква М

«М» –  как мамочка моя,

Поет песню для меня:

«М, м, м» –  погромче,

«М, м, м» –  потише,

Мне приятно маму слышать.

Звук и буква Н

«Н»  запомнить так смогу:

На качельку,  я бегу,

На качелях я качаюсь,

Эту песню напеваю.

«Н, н, н» –  погромче,

«Н, н, н» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква О

«О» –  на овал она похожа,

«О» –  овальна, овал – тоже.

Губки я в овал сложу,

Да и песенку спою:

«О, о, о» –  погромче,

«О, о, о» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква П

«П» –  почти как папа мой,

Когда с ним иду домой.

«П, п, п» –  погромче,

«П, п, п» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Р

«Р» –  рычит, как мой Барбос,

Когда в лапах прячет кость.

«Р, р, р» –  погромче,

«Р, р, р» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква С

«С» –  свистит у нас свисток,

Вышел язычок вперед.

«С, с, с» –  погромче,

«С, с, с» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Т

«Т» –  топор у папы рубит,

Этот звук нас всех разбудит.

 «Т, т, т» –  погромче,

«Т, т, т» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква У

«У» –  поет как самолёт,

«У, у, у» –  погромче,  значит –  близко.

«У, у, у» –   потише, –  далеко.

«У, у, у» –   погромче,  значит –  низко.

«У, у, у» –   потише, –  высоко.

Звук и буква Ф

«Ф» –  фонарь на дереве висит,

А ёж под деревом фырчит:

«Ф, ф, ф» –  погромче,

«Ф, ф, ф» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Х

«Х» –  подуем на ладошки,

Тёплый воздух к нам пошёл,

Свою песенку завёл:

«Х, х, х» –  погромче,

«Х, х, х» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Ц

«Ц» –  пальчик к губкам я приставлю,

Скажу: «Тихо! Не шуметь».

«Ц, ц, ц» –  погромче,

«Ц, ц, ц» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Ч

 «Ч» –  как четыре буква эта

«Ч, ч, ч» –  она поёт.

«Ч, ч, ч» –  погромче,

«Ч, ч, ч» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Ш

«Ш» –  на змею она похожа,

И шипит, шипит, шипит:

«Ш, ш, ш» –  погромче,

«Ш, ш, ш» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Щ

«Щ» – как щавель на дорожке,

Любят нюхать его кошки.

«Щ, щ, щ» –  погромче,

«Щ, щ, щ» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Буква Ь

Мягкий знак  смягчает звуки,

А отдельно не поёт,

Слово мягоньким стаёт:

Звенит капель,

Наступил апрель,

Кто–то к нам стучится в дверь.

Звук и буква Ы

«Ы» –  в лесу проснулся мишка,

На него упала шишка,

«Ы, ы, ы» –  погромче,

«Ы, ы, ы» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Буква Ъ

Твердый знак разделит слово,

Раз и два – и всё готово!

Вот машина отъезжает, а другая – подъезжает.

Звук и буква Э

«Э» – эхо слышится в лесу,

Никого я не найду.

«Э, э, э» –  погромче,

«Э, э, э» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Ю

«Ю» –  с юлой Юлечка играет,

Слышен звук юлы такой:

«Ю, ю, ю» –  погромче,

«Ю, ю, ю» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Звук и буква Я

«Я» с крючком на ножке ходит,

Свою песенку заводит:

«Я, я, я» –  погромче,

«Я, я, я» –  потише,

Чтобы всем всё было слышно.

Таким образом, в процессе организованных занятий и в домашних условиях можно постепенно вырабатывать представления об артикуляционных признаках каждого звука (положения органов артикуляции). Дети получают чувственный опыт при произношении каждого звука и буквы. Дошкольник к 6–7 годам сможет употреблять в речи все звуки родного языка и получит необходимые навыки для обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль внеклассной работы по русскому языку старших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Роль внеклассной работы по русскому языку старших школьников с ограниченными возможностями здоровья....

методическая разработка "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

В методической разработке представлено описание современных педагогических технологий и их практическое применение на уроках музыки с обучающимися ОВЗ в коррекционной школе....

Организация внеурочного занятия физкультурно-спортивной направленности по русской лапте для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассказано об истории возникновения русской лапты и сути игры. Рассмотрены преимущества занятий русской лаптой в школе. Также, разобрано, как игру можно адаптировать для детей с ограниченными...

Доклад на тему «ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

Доклад на тему «ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»...