Разнообразие форм проведения словарной работы на уроках русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения).
статья по русскому языку на тему
Знакомство с различными спгособами проведения словарной работы на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnye_slova.docx | 14.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Разнообразие форм проведения словарной работы на уроках русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения).
Подготовила учитель ГБОУ школа № 487 Коваленко Г.Н.
У всех детей с ограниченными возможностями здоровья в той или иной степени нарушена речевая деятельность. Ученики зачастую не умеют последовательно излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Их словарный запас ограничен, особенно в плане понимания и употребления слов, имеющих специфическое, абстрактное и обобщающее значение. Поэтому главной задачей обучения русскому языку в специальной школе является коррекция речи и мышления учащихся.
Задачи по выработке навыков грамотного письма решаются на каждом уроке русского языка с учётом жизненного опыта учащихся, уровня развития мыслительных процессов, памяти, внимания, восприятия. Программа по русскому языку для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами, - словарных слов. Прочное усвоение учащимися написания таких слов достигается путём их частого употребления в различных заданиях и упражнениях, связанных с изучаемой темой.
Словарная работа проводится на всех уроках русского языка. Учитель определяет объём работы, ориентируясь на тему урока и исходя из реализации принципа расширения межпредметных связей в обучении и связи с жизнью. Все слова, изучаемые на уроке, должны быть отработаны в лексическом и грамматико-орфографическом плане.
Для качественного усвоения новых слов имеет значение выбор методов и приёмов, разнообразие содержания, что повышает интерес учащихся к данной работе и помогает в большей степени реализовать поставленные задачи. Чтобы словарная работа была интересной и давала нужный результат, необходимо её разнообразить. Детям предлагаются слова (написанные на доске, в презентации или на карточках) с пропущенными орфограммами. Ученики заполняют пробелы и пытаются найти лишнее слово (оно может относиться к другой части речи, другого рода или лексического значения), далее можно предложить составить с этим словом предложение или словосочетание и записать его в тетрадь. Широко применяются загадки. В словах-отгадках ученики выделяют буквы, которые надо запомнить, определяют ударный слог.
Наиболее интересный и сложный способ-найти словарные слова на картине. Учитель предлагает сюжетную картину, а ученики, исходя из содержания, выписывают как можно больше словарных слов, например:
- Картина «Город» - завод, автомобиль, дорога, лестница, берёза, кафе, бассейн и т.п.;
- Картина «Огород» - морковь, горох, овощи, помидор, забор, огород, ворона и т.п.;
- Картина «Лес» - медведь, заяц, лисица, берёза и т.п.
Все вышеуказанные задания и приёмы позволяют разнообразить и улучшить усвоение обучающимися написания словарных слов, заинтересовать работой над словом. У них накапливается словарный запас, формируется навык написания и правильного употребления трудных слов. Эта работа положительно влияет и на общее развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Правильно организованная словарная работа на уроках русского языка способствует воспитанию у учащихся интереса и любви к родному языку, сознательному усвоению правил правописания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения непроверяемым написаниям на уроках русского языка для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Материал может быть использован при подготовке к урокам русского языка....
Работа с предлогами в системе логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
В данных методических рекомендациях даны практические задания и занимательные упражнения, направленные на формирование пространственного представления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллект...
Коррекционная направленность уроков английского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Что же мы знаем о коррекционном обучении детей с ОВЗ? Какими приёмами владеем для его реализации в процессе изучения английского языка?...
Словарная работа на уроках русского языка (для детей с ОВЗ)
Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных правил, пишутся словарные диктанты....
Из опыта работы классного руководителя с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
Более 20 лет я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Считаю, что перед учителем коррекционной школы в это сложное время стоят несколько основных зада...
Статья "Проведение словарной работы на уроках русского языка"
Статья "Проведение словарной работы на уроках русского языка"...
Методическая разработка: Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (материал из личного опыта работы)
Методическая разработка: Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (материал из личного опыта работы)...