Образовательная программа дополнительного образования детей «Цвета радуги» Программа ориентирована на детей от 10до 11 лет.
рабочая программа (5 класс) по теме

Ершова Наталья Валерьевна

Направленность программы  «Цвета радуги» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – кратковременный (1 год обучения).

Программа  разработана на основе  авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

 

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

 

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

 

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дополнительное образование30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

Утверждено методическим советом

Протокол № ___ от «___» ___2012 г.

Директор____________А.Ю.Самохвалов

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Цвета радуги»

Программа ориентирована на детей от 10до 11 лет.

Срок реализации – 1 года.

                                                      Составила:

                                                      Ершова Наталья Валерьевна,

                                                      учитель изобразительного                                  

        искусства,

                                            1 квалификационной категории

р.п. Первомайский

2012 год

Пояснительная записка

Направленность программы  «Цвета радуги» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – кратковременный (1 год обучения).

Программа  разработана на основе  авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная  цель  программы:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;
  • художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  • технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы10–11 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  • ознакомительный – 1 четверть;
  • развивающий  –  2 -3 четверть;
  • исследовательский  –  4 четверть.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети  выполняют  творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности  данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;

обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
  • В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.
  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
  • Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 1 час, 34 часа в год.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.  

Обучаемые должны знать:

  • названия основных и составных цветов;
  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно,  роспись;
  • изобразительные основы декоративных элементов;
  • материалы и технические приёмы оформления;
  • названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
  • моделировать художественно  выразительные формы геометрических и растительных форм;
  • пользоваться материалами.

Учебно- тематический план

Раздел 1 .Искусство твоего народа .Темы

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма занятий

Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы

3

1

2

Экскурсия, беседа, выставка

Образ древних русских городов

3

1

2

Беседа, конференция, выставка

Образ русского человека( женский образ)

3

1

2

Беседа, поход, выставка

Образ русского человека( мужской образ)

3

1

2

Экскурсия, беседа, выставка

Воспевание труда в искусстве

3

1

2

Конференция, беседа, выставка

Народные праздники

3

1

2

Игра, выставка

Раздел 2. Искусство разных народов. Темы

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма занятий

Природа и селения разных народов

3

1

2

Поездка, беседа

Образы городов и исторических памятников

3

1

2

Экскурсия, беседа, выставка

Образ человека в искусстве разных народов

3

1

2

Конференция, выставка

Труд в искусстве разных народов

3

1

2

Беседа, выставка

Обобщение двух разделов года

4

2

2

Игра, выставка

34

Содержание программы

        Тема: «Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы».

Теоретический материал: природа России на картинах А.Саврасова, И.Левитана, В.Серова, В.Стожорова.

Практическая работа: использование природных материалов в конструкции и декоре жилища, зависимость форм жилища от природных условий. Дерево- исконный материал русских построек.

Тема: «Образ древних русских городов».

Теоретический материал: знакомство с памятниками русской архитектуры. Памятники архитектуры Пскова, Новгорода, Суздаля и др. городов. Город- центр ремёсел, торговли.

Практическая работа: образ жизни городов, разный характер их архитектуры, конструкция основных элементов городской среды: стен, башен, общественных и жилых зданий.

Тема: «Образ русского человека».

Теоретический материал: характер, красота, мужество русского человека в произведениях художников, поэтов, музыкантов.

Практическая работа: характер и красота русской женщины. Комплекс представлений о лице, об умении держать себя и одеваться, способности тонко чувствовать природу, переживать горе и радость. Красота мужчины- в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины.

Тема: «Народные праздники».

Теоретический материал: представления о народных праздниках.

Практическая работа: материал: праздники связаны с мечтой о лучших днях, радостью. Народные гулянья, связанные с приходом весны или с концом страды, сопровождаются песнями, танцами, хороводами, кукольными представлениями и т.д.

Тема: «Природа и селения разных народов»

Теоретический материал: кочевой образ жизни( Средняя Азия, Казахстан)

Практическая работа: каждый народ воспевает родную природу и, строя селения, гармонично соединяет их с ней. Климат, образ жизни определяют форму и материал построек.

Тема: «Образы городов и исторических памятников».

Теоретический материал: беседа «Сравнение архитектурных ансамблей городов Прибалтики, Закавказья, Средней Азии и других особенностей их общего силуэта и характера отдельных построек.

Практическая работа: конструирование по теме (коллективное панно).

Тема: «Образ человека в искусстве разных народов».

Теоретический материал: традиционные формы труда. Трудовая деятельность в произведениях художников, поэтов, музыкантов.

Практическая работа: изображение людей различных профессий.

Условия реализации программы

Материальное обеспечение программы

Светлое просторное помещение(специализированный кабинет эстетического цикла);

-у каждого ребёнка есть место за партой и набор необходимых канцелярских принадлежностей;

-расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40 см. При меньшем расстоянии может развиться близорукость;

-кабинет оборудован шкафами для хранения принадлежностей и незаконченных творческих работ, методической литературы и наглядных пособий для занятий;

-карандаши (простые и цветные);

-альбом, папка для рисования;

-краски(акварель, гуашь);

-кисти натуральные;

-точилка;

-ластик;
-палитра;

-тушь;

-перья;

-фломастеры;

-линейка.

        

Методическое обеспечение программы

Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для и среднего школьного возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий.

Наглядность в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал  в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.

Также используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.

Так как занятия проходят во второй половине дня, то «перегрузка» детей теоретическими занятиями не  позволяет педагогу добиться желаемого результата. Таким образом, теоретические занятия в кружке «Русские узоры» проходят в игровой форме, либо на выездных мероприятиях: экскурсиях.

Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности - методика структурирования занятий по ИЗО.

Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.

На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Автором собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть методического сопровождения программы.

Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.

Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.

Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.

Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».

Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях.

Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.

В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.

2. Дидактические материалы

Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.

Список литературы

  1. Герчук  Ю.Я.  Что такое орнамент? – М.,1998г.
  2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
  3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
  4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. –  М.,2003г.
  5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
  6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
  7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г. 
  8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
  9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
  10. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
  11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
  12. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
  13. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
  14. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
  15. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
  16. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
  17. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.

Литература для детей:

  1. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву.М.;Изобразительное искусство, 1970 г.
  2. Брусеева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца.М.;Детская литература,1991 г.
  3. Семёнова Т.С. Художники Полховского Майдана и Крутца.М.;Советский художник,1971 г.
  4. Тарановская Н.В.Маленькие чудеса.Л.;Детская литература,1981 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Образовательная программа дополнительного образования детей изостудии «Радуга»

Образовательная программа дополнительного образования детей изостудии «Радуга» (составители: Морозова Л.П. и Тулупова О.В., педагоги дополнительного образования МУ ДОД «Дворец детского творчеств...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Образовательная программа дополнительного образования " Радуга талантов"

  В современных условиях программа является актуальной. Используя богатый потенциал, заложенный в детской игрушке, она предполагает формирование у детей интереса к творческой деятельности ...

Программа дополнительного образования изостудии «Бабочка» "Радуга настроений"

Главная цель художественного образования - формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием. Программа работы изостудии рас...