Актуальные вопросы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка по физкультуре

Зимина Ирина Васильевна

Сегодня перед обществом, а особенно перед школой стоит очень важная задача - не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Эта одно из важнейших направлений внедряемых новых ФГОС. В адаптивном физическом воспитании детей с нарушениями здоровья должны широко использоваться все средства физической культуры. Вместе с тем они должны быть разработаны в строгом соответствии с коррекционно-компенсаторными задачами и с учетом контингента занимающихся.

 При проведении урока адаптивной физической культуры для детей с нарушениями зрения необходимо соблюдать ряд методических требований:

1) подбирать упражнения, адекватные состоянию психофизических и двигательных способностей ребенка;
2) специальные коррекционные упражнения чередовать с общеразвивающими и профилактическими;
3) упражнения с изменениями положения головы в пространстве выполнять с постепенно возрастающей амплитудой;
4) упражнения на статическое и динамическое равновесие усложнять на индивидуальных особенностей статокинетической устойчивости детей с обеспечением страховки;
5) упражнения с закрытыми глазами выполнять только после их освоения с открытыми глазами;
6) в процессе всего занятия активизировать мышление, познавательную деятельность, эмоции, мимику, понимание речи.

Задачи коррекции психофизического развития  детей в нашей школе успешно решаются с помощью совместной интегрированной работы таких специалистов как логопедов, психологов, дефектологов,  что позволяет более успешно активировать эмоции и речь, быстроту реакций и координацию движений, ориентировку в пространстве и равновесие, мелкую моторику и дыхание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные вопросы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня перед обществом, а особенно перед школой стоит очень важная задача - не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Эта одно из важнейших направлений внедряемых новых ФГОС.

Анализ состояния здоровья детского населения свидетельствует о росте заболеваемости детей. Такая динамика состояния здоровья – результат длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов.

В образовательном процессе происходит смещение акцента с бесконечной констатации ограниченных возможностей детей к осознанию необходимости использовать все средства для максимального выявления индивидуального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья.

В адаптивном физическом воспитании детей с нарушениями здоровья должны широко использоваться все средства физической культуры. Вместе с тем они должны быть разработаны в строгом соответствии с коррекционно-компенсаторными задачами и с учетом контингента занимающихся.

В развитии детей с сенсорными недостатками (слабовидящие, тотально слепые,  нарушение слуха, глухие) отмечаются;

А) первичные отклонения функций, обусловленные повреждением того или иного органа вследствие заболеваний или травматических повреждений организма;

Б) вторичные отклонения в виде временного недоразвития, касающегося некоторых психологических и двигательных функций, тесно связанных с нарушенными сенсорными функциями.

В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и исходя из сущности общего и среднего образования, ясно то, что цель учебного предмета «Физическая культура» состоит в том, чтобы содействовать формированию разносторонне развитой личности. Средством достижения этой цели для учителя является - овладение школьниками основ физической культуры. В целом это означает совокупность потребностей, мотивов, знаний, оптимальный уровень здоровья и развития двигательных способностей, нормальное физическое развитие, умение осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Преподавание физической культуры в школе органически включено в общую систему образования и воспитания и действует по закономерностям образования и воспитания. Вместе с тем это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию новых волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.

Для детей с наличием остаточного зрения, на уроках  необходимо применение методов наглядности основанных на комплексном включении всех сохранных видов ощущений при ведущей роли словесной речи:

– плакаты с изображением тела человека с названием частей, суставов  и  др.

– для  формирования  знаний,  наглядно образных  представлений о строении человека;

– карточки с рисунками и схемами движений, с заданиями, указателями, ориентирами  для формирования наглядно действенных представлений об изучаемых физических упражнениях;

–показ движений в разных экспозициях со словесным сопровождением педагога и одновременным выполнением упражнений по подражанию и сопряженной речью;

–показ движений с одновременной словесной инструкцией (описанием, объяснением) и уточняющей мимикой;

–световые,  знаковые,  вибрационные  сигналы  для  концентрации внимания, информации о начале или прекращении движений.

 Школьникам с тотальной слепотой,  свойственны разнообразные нарушения в двигательной сфере, наиболее характерным относятся: недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы,  относительная замедленность овладения двигательными навыками, трудность сохранения статистического и динамического равновесия, относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве, замедленная скорость выполнения отдельных движений, всего темпа деятельности в целом,  утрата зрения отражается и на уровне развития физических качеств, в частности, по уровню развития силы (в восьмилетнем возрасте величина отставания  равна 6 — 8%, а к семнадцатилетнему возрасту достигает 53,3%).

Каждый урок обязательно должен содержать элементы обучения программным видам физических упражнений. Из трех занятий в неделю по 30-40 мин (в зависимости от возраста) два отвести развитию преимущественно скоростно-силовых качеств, одно - коррекции вестибулярных нарушений и развитию функции равновесия.

При развитии  скоростно-силовых качеств в учебном процессе необходимо опирается на принцип сопряженного развития координационных и кондиционных физических способностей. Для усиления коррекционного воздействия целесообразно включать упражнения для развития равновесия, для активизации психических процессов и  слуховой функции упражнения выполнять под ритмичные удары барабана, бубна. Средствами развития скоростно-силовых качеств в коррекционном процессе на физкультурном занятии являются различные виды бега, прыжки, метания, упражнения с мячами (набивными, волейбольными, теннисными).

Для развития скоростно-силовых качеств во второй половине основной части занятия лучше использовать комплекс упражнений с набивными мячами весом 0,5-1 кг в парах: броски мяча сверху, снизу, от груди, стоя спиной к партнеру, из положения сидя, лежа на груди и спине, броски ногами из исходного положения стоя и сидя. На начальном этапе для развития силы рук, в том числе мелкой моторики, и скоростно-силовых качеств необходимы облегченные условия, используя не мячи, а поролоновые кубики. Упражнения с ними весьма разнообразны и с удовольствием воспринимаются детьми: сжимание кубика руками, ногами, прижимание его к полу руками и ногами, поднимание кубика ногами вверх сидя и лежа, броски кубика из исходного положения стоя (лицом, спиной), сидя (лицом, спиной ногами), лежа (на груди и спине), быстрый бег за кубиками из различных исходных положений после броска и другие упражнения, требующие ориентировки в пространстве, точности и координации движений.

Все упражнения, связанные с коррекцией и развитием равновесия, выполняются со страховкой, поддержкой, помощью. Упражнения в метании на точность с мячами разного диаметра, веса и материала являются сильным раздражителем вестибулярного анализатора, так как приходится запрокидывать голову назад, координировать движения, сохранять устойчивость, т.е. включать в работу различные сенсорные системы.

При проведении урока адаптивной физической культуры для детей с нарушениями зрения необходимо соблюдать ряд методических требований:

1) подбирать упражнения, адекватные состоянию психофизических и двигательных способностей ребенка;
2) специальные коррекционные упражнения чередовать с общеразвивающими и профилактическими;
3) упражнения с изменениями положения головы в пространстве выполнять с постепенно возрастающей амплитудой;
4) упражнения на статическое и динамическое равновесие усложнять на индивидуальных особенностей статокинетической устойчивости детей с обеспечением страховки;
5) упражнения с закрытыми глазами выполнять только после их освоения с открытыми глазами;
6) в процессе всего занятия активизировать мышление, познавательную деятельность, эмоции, мимику, понимание речи.

Задачи коррекции психофизического развития  детей в нашей школе успешно решаются с помощью совместной интегрированной работы таких специалистов как логопедов, психологов, дефектологов,  что позволяет более успешно активировать эмоции и речь, быстроту реакций и координацию движений, ориентировку в пространстве и равновесие, мелкую моторику и дыхание.

В заключении хотелось бы сказать, что еще Л.С. Выготский призывал учитывать зону ближайшего развития, то есть индивидуальный уровень психического и физического развития ребенка, включая зону потенциального развития зрительных возможностей детей. Не только ребенок должен адаптироваться к окружающей среде, но и взрослые, должны адаптировать окружающую среду к детям, учитывая особенности развития ребенка, его возможностей, интересов и потребностей.

Спасибо за внимание!!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические возможности применения Аудиохрестоматии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } В статье рассматриваются методические аспекты использования всероссийского образовательного медиапроекта «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены...

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации»

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь кор...

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях надомного обучения

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям дл...

Запись вебинара для участия в областной методической неделе Челябинской области «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современной системе образования».

В записи вебинара «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, как средство обеспечения эффективного коррекционно-педа...