Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей на занятиях борьбы дзюдо и самбо.
рабочая программа по физкультуре

Толмачев Сергей Иванович
Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей на занятиях ДЗЮДО
 
Важной составной частью государственной социально-экономической политики является развитие физической культуры и спорта. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи, исключительно высока[1,4].
 
Большими возможностями для проведения работы по воспитанию детей и молодежи обладают детско-юношеские спортивные школы. Учебно-тренировочная и воспитательная деятельность являются основными направлениями работы учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и требуют от юных спортсменов демонстрации не только физических, но и нравственно-волевых качеств, таких как смелость, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, ответственность.
 
Дзюдо при этом отражает всю универсальность социальных ролей и значений данного требования: морально-волевое воспитание подрастающего поколения, социализация личности, укрепление здоровья различных категорий людей, восстановительно-реабилитационная составляющая, формирование патриотических чувств, совершенствование спортивного мастерства, рост престижа страны на международной арене.
 
В системе физического воспитания занятия дзюдо не только повышают уровень физической подготовленности, но и способствуют укреплению здоровья занимающихся. Средства и методы подготовки юных дзюдоистов становятся основой для разработки технологий укрепления здоровья. Содержание реализуемых технологий охватывает совокупность подходов, процессов, правил, последовательно направленных на разработку методик оздоровления занимающихся дзюдо[3,4].
 
Здоровьесберегающие технологии преимущественно обеспечивают организационно-методическую сторону системы занятий дзюдоистов. Реализация этих технологий в практике занятий дзюдо предусматривает профилактику не только физических травм и психических перегрузок, но и безопасность организации учебно-воспитательного процесса, требует учета возрастных особенностей занимающихся и планирования на их основе средств и методов подготовки. В практике системы занятий дзюдо здоровьесберегающие технологии содержат следующие обязательные аспекты учебно-тренировочного процесса:
 
- рекомендации по технике безопасности и профилактике травматизма;
 
- методические особенности проведения спортивно-оздоровительных занятий;
 
- требования к профессиональной компетенции специалистов;
 
- педагогический и врачебный контроль за состоянием здоровья занимающихся.
 
Технология обучения здоровью основаны на повышении теоретической подготовленности занимающихся дзюдо. Это обучение – специально организованный, управляемый педагогический процесс активного взаимодействия тренера-преподавателя и занимающихся, направленный на получение ими знаний о здоровье, на формирование гигиенических навыков, опыта оздоровительной деятельности и поведения, личностных качеств.
 
Основные задачи обучения здоровью на занятиях дзюдо:
 
- обратить внимание занимающихся на факторы, повышающие и ослабляющие эффект физических упражнений в процессе укрепления здоровья;
 
- усилить потребность в поддержании физического и психического здоровья организма;
 
- способствовать целенаправленному укреплению здоровья и поддержанию высокой физической и умственной работоспособности.
 
Технологии обучения здоровью реализуются в следующих аспектах: программы обучения здоровью; оздоровительные средства и мероприятия; формы оздоровления организма в период летнего отдыха; содействие психическому здоровью личности.
 
Технологии укрепления здоровья и воспитание физической культуры детей, подростков, молодежи эффективно содействуют физкультурно-спортивной деятельности занимающихся дзюдо, мотивом которой является удовлетворение их интересов и потребностей в разностороннем самосовершенствовании. Эти технологии направлены на повышение физической культуры занимающихся, заключающейся в:
 
- осознанной потребности в систематических занятиях дзюдо для решения задач физического и личностного совершенствования;
 
- наличие теоретических знаний о здоровье человека, формирования осознанной потребности в ведении здорового образа жизни, успешном их применении на практике;
 
- владение двигательными умениями и навыками дзюдо и других физических упражнений для решения задач самосовершенствования;
 
- достижения личной физической культуры, выражающейся в умении организованно и методически построить план собственных спортивно-оздоровительных занятий.
 
Применение технологий укрепления здоровья в занятиях дзюдоистов позволяет формировать двигательные умения и навыки, повышать физическую работоспособность, содействовать пропорциональному развитию тела и формированию правильной осанки. В процессе изучения теории дзюдо занимающимися усваиваются знания, относящиеся к сфере физической культуры личности. На занятиях дзюдо во взаимодействии дети и подростки проявляют положительные личностные качества – нравственные, эстетические интеллектуальные, волевые[1,2,4].
 
Оздоровительные технологии повышают физическую подготовленность занимающихся и укрепляют их здоровье. В практике применяют два вида таких технологий:
 
а) спортивно-оздоровительные технологии(основаны на упражнениях дзюдо и других видов спорта). Они усиливают развитие физических качеств занимающихся, повышают эффективность воспитания личностных качеств, обогащают специальными знаниями;
 
б) физкультурно-оздоровительные технологии включают технику дзюдо и направлены на профилактику, коррекцию и минимизацию отклонений состояний здоровья (нарушение останки, профилактика плоскостопия, снижение избыточной массы тела).
 
Дзюдо – вид спортивной борьбы, культивируемый в большинстве стран мира. Занятия дзюдо предъявляют к занимающимся специфические требования и оказывают комплексное воздействие на их организм. Особое влияние занятия дзюдо оказывают на воспитание личности дзюдоистов детско-юношеского возраста. Занимаясь дзюдо, можно научиться преодолевать свои слабости и недостатки, изменять себя и познавать свои возможности[1,2,3,4].
 
Разработка и внедрение в практику детско-юношеского дзюдо здороьесберегающих технологий формирует интерес и осознанную потребность занятий именно этим видом спорта.

Скачать:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании учащихся в условиях модернизации регионального образования

В рамках работы рассматривается актуальная проблема современного времени по сохранению здоровья учащихся. Описываются комфортные условия для занятий физкультурой, рассматриваются особенности организац...

"Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников"

quot;Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников"...

" Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников".

Удовлетворить естественную потребность детей в движении и увеличить двигательную активность дошкольников призваны цели и задачи образовательной области "Физическая культура". Увеличение двиг...

Использование здоровьесберегающих технологий по физической культуре во внеурочное время в условиях реализации программы ФГОС

Здоровьесберегающие образовательные технологии представляют собой   совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и п...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУЛарина Т.Ю.Хакасский государственный университет им Н.Ф. Катанова, г. АбаканМуниципальное бюджетн...

«Здоровьесберегающие технологии в процессе воспитания детей с ОВЗ в условиях коррекционной школы»

Значение здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе в школе для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)...

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания детей начальных классов в специальной коррекционной школе (VIII вида)»

Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, оч...