ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ
статья по физкультуре

Ларина Татьяна Юрьевна

 

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ

ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

Ларина Т.Ю.

Хакасский государственный университет им Н.Ф. Катанова, г. Абакан

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад – Ромашка», р.п. Усть-Абакан

Аннотация. В статье уделяется особое внимание физическому воспитанию детей в ДОУ. Обращается внимание на задачи физического воспитания дошкольников. При выборе задач отмечаются принципы физического воспитания

детей. Раскрыто понятие «здровьесберегающая технология». Проанализированы разнообразные физкультурно-оздоровительные технологии. В разных детских садах могут и должны применяться разные технологии.

Ключевые слова: физическое воспитание, здоровье ребенка, дошкольный

возраст, здоровьесберегающие педагогические технологии, физкультурно- оздоровительные технологии, ДОУ.

В современном мире развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего развития физических способностей, а также интенсивно развиваются все важнейшие функции и системы организма.

Для определения уровня сформированности физической подготовленности у детей старшего дошкольного возраста были использованы диагностические методики Матонина О.П.Швалева Т.А[4]. После проведения мониторинга мы выяснили, что в группе средний уровень подготовленности имеют47,8,34%,низкий уровень-16,66% ниже среднего-75%. Выявлено, что у детей недостаточно сформированы скоростно-силовые качества. Причиной могли послужить карантинные мероприятия в детском саду, используются система в проведения спортивно – досуговых мероприятий, оздоровительной направленности с использованием здровьесберегающих технологий; недостаточно осуществляется работа с родителями по созданию совместных проектов по направлению здоровьесбережения, беспричинное отсутствие детей в детском саду. На основании выше изложенного, мы считаем, что необходимо разработать систему с использованием здоровьесберегающих технологий по улучшению показателей физических качеств систематизировать имеющие технологии в конкретном ДОУ, с учетом выше предоставленных результатов. Задачи физического воспитания в дошкольном детстве такие,как оздоровительные, образовательные, оздоровительные, сохраняя свою целевую

направленность, конкретизируются с учетом анатомо-физиологических и психоло-

гических особенностей.

Оздоровительные задачи направлены на охрану и укрепление здоровья ребѐнка, обеспечение своевременного и полноценного физического развития форм и функций организма, борьбу с заболеваниями, закаливание, повышение сопротивляемости организма под влиянием внешней среды. Образовательные задачи включают формирование двигательных навыков, развитие движений, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, первоначальных знаний, связанных с физкультурными занятиями и освоением культурно-гигиенических навыков.

Воспитательные задачи включают обеспечение бодрого уравновешенного состояния  ребѐнка, необходимость выработки у детей потребности, привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, умения самостоятельно заниматься этими упражнениями дома и в дошкольном учреждении, развития нравственно-волевых качеств, двигательных качеств, способностей.

Все эти задачи должны решаться комплексно, на основе принципов физи-

ческого воспитания дошкольников:

– принцип связи физического развития с общим развитием ребенка;

– принцип систематичности и последовательности;

– принцип сознательности и активности детей при овладении движениями, гиги-

еническими навыками;

– принцип эмоционально-положительного влияния игры в системе физического

воспитания;

– принцип учѐта индивидуальных особенностей детей в физическом

воспитании;

– принцип здоровьесбережения и др.

В области физического воспитания и обучения применяются здоровьесберегающие педагогические технологии. Целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирования у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, умению использовать им полученных знаний в повседневной жизни.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании

должны быть направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.

В дошкольном образовательном учреждении применяются разные технологии, рассмотрим некоторые из них.

Утренняя гимнастика (зарядка) представляет собой комплекс физических упражнений в игровой форме. В работе с детьми старшей группы целями подготовки и проведения утренней гимнастки является: совершенствование двигательных навыков (бега, прыжков, приседаний); проведение профилактических мер, направленных на предотвращение развития плоскостопия, нарушений осанки; выработка красиво ходить; закрепление умения соотносить свои движения с темпом и ритмом, в которых работают воспитанники.

Стретчинг –это система физических упражнений направленных на растяжку мышц тела для гибкости и эластичности мышцы. Стретчинг позволяет уменьшить болевые ощущения, убирает мышечное напряжение за счѐт того, что мышцы то напрягаются, то расслабляются. Это оказывает благотворное влияние организм человека [2].

Динамические паузы или физкультминутки – используются в течение всего дня в детском саду [1]. При проведении динамических пауз развиваются

пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики,

выразительность голоса, мимика.

Такие, как соревновательные и кооперативные оздоровительно-раз-

вивающие игры, помогают ребенку освоить те виды движений, которые с тру-

дом осваивались на занятиях лечебной гимнастикой или в других видах деятель-

ности и позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной

сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект.

Соревновательные оздоровительно-развивающие игры – это игры, в

которых можно выявить победителя в индивидуальных или командных соревнованиях. Это игры – эстафеты, связанные с их физической подготовленностью.

В этих играх необходимо точное выполнение правил и соблюдение принципов

честной игры в действиях.

Кооперативные оздоровительно-развивающие игры – игры сотрудничества, в которых может условно присутствовать командное соперничество. При проведении таких игр учитывают не личные достижения отдельных участников,соревнующихся друг с другом, а достижения команд или всех участников, объединѐнных в единую команду. К примеру: « Прыжок великана» – сделать самыйдлинный прыжок.

Гимнастика дыхательная используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Целью дыхательной гимнастики является умение дошкольника правильно дышать, а значит, укрепление его здоровья.

Ортопедическая гимнастика – это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья и повышение выносливости мышц опорнодвигательного аппарата (в первую очередь мышц нижних конечностей.

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней

опорного свода стопы.

Фитбол-гимнастика одно из новых направлений в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками. Посредством воздействием колебаний фитбола, гимнастика тренирует вестибулярный аппарат, развивает координацию движений и функцию равновесия, оказывает стимулирующее влияние на обмен веществ организма активизируют висцеральные рефлексы [3]. Вибрация при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшает обмен веществ и микродинамику в межпозвонковых дисках и внутренних органах.

Элементы йоги. Детская йога представляет собой комплекс игровых занятий на основе хатха-йоги и кундалини-йоги. Элементы йоги «улучшают функции сердечно-сосудистой системы, дыхания активизируют обмен веществ интенсивность процессов пищеварения, формируют опорно-двигательный аппарат. Занятия с использованием йоги у дошкольников укрепляют защитные свойства и сопротивляемость организма в целом». Главное, при выборе упражнений они не должны быть скучными, должны соответствовать возрастным возможностям ребенка. А при создании комплекса каждое упражнение нужно делать разнообразным, незнакомым, интересным.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном

дошкольном образовательном учреждении зависит от:

– типа дошкольного учреждения;

– конкретных условий дошкольного образовательного учреждения организации

здоровьесберегающей среды;

– от программы, по которой работают педагоги;

– от продолжительности пребывания детей в ДОУ;

– от показателей здоровья детей;

– от профессиональной компетентности педагогов.

Таким образом, применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий может значительно повысить результативность образовательного процесса. Технология будет эффективно применяться, если будут учитываться позиции временного отрезка проведения в режиме дня дошкольника, особенностей поведения и ответственного исполнителя. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от многих факторов таких, как режим дня, индивидуальные особенности и др. Для использования конкретной здоровьесберегающей технологии необходимо разработать систему занятий,учитывая все факторы.

Литература

1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М, 2010.с.27-52.

2. Крылова Н.И..– Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Волгоград,2010.

3. Лукасевич Е.В. Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ (из опыта работы) // Совушка. 2015. 

4. Швалева Т.А.Матонина О.П. Из опыта работы муниципальной экспериментальной площадки. Единая диагностика физической подготовленности дошкольника. Хакасский государственный университет им.Н.Ф. Катанова.2011.__

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ

ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

Ларина Т.Ю.

Хакасский государственный университет им Н.Ф. Катанова, г. Абакан

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад – Ромашка», р.п. Усть-Абакан

Аннотация. В статье уделяется особое внимание физическому воспитанию детей в ДОУ. Обращается внимание на задачи физического воспитания дошкольников. При выборе задач отмечаются принципы физического воспитания

детей. Раскрыто понятие «здровьесберегающая технология». Проанализированы разнообразные физкультурно-оздоровительные технологии. В разных детских садах могут и должны применяться разные технологии.

Ключевые слова: физическое воспитание, здоровье ребенка, дошкольный

возраст, здоровьесберегающие педагогические технологии, физкультурно- оздоровительные технологии, ДОУ.

В современном мире развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего развития физических способностей, а также интенсивно развиваются все важнейшие функции и системы организма.

Для определения уровня сформированности физической подготовленности у детей старшего дошкольного возраста были использованы диагностические методики Матонина О.П.Швалева Т.А[4]. После проведения мониторинга мы выяснили, что в группе средний уровень подготовленности имеют47,8,34%,низкий уровень-16,66% ниже среднего-75%. Выявлено, что у детей недостаточно сформированы скоростно-силовые качества. Причиной могли послужить карантинные мероприятия в детском саду, используются система в проведения спортивно – досуговых мероприятий, оздоровительной направленности с использованием здровьесберегающих технологий; недостаточно осуществляется работа с родителями по созданию совместных проектов по направлению здоровьесбережения, беспричинное отсутствие детей в детском саду. На основании выше изложенного, мы считаем, что необходимо разработать систему с использованием здоровьесберегающих технологий по улучшению показателей физических качеств систематизировать имеющие технологии в конкретном ДОУ, с учетом выше предоставленных результатов. Задачи физического воспитания в дошкольном детстве такие,как оздоровительные, образовательные, оздоровительные, сохраняя свою целевую

направленность, конкретизируются с учетом анатомо-физиологических и психоло-

гических особенностей.

Оздоровительные задачи направлены на охрану и укрепление здоровья ребѐнка, обеспечение своевременного и полноценного физического развития форм и функций организма, борьбу с заболеваниями, закаливание, повышение сопротивляемости организма под влиянием внешней среды. Образовательные задачи включают формирование двигательных навыков, развитие движений, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, первоначальных знаний, связанных с физкультурными занятиями и освоением культурно-гигиенических навыков.

Воспитательные задачи включают обеспечение бодрого уравновешенного состояния  ребѐнка, необходимость выработки у детей потребности, привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, умения самостоятельно заниматься этими упражнениями дома и в дошкольном учреждении, развития нравственно-волевых качеств, двигательных качеств, способностей.

Все эти задачи должны решаться комплексно, на основе принципов физи-

ческого воспитания дошкольников:

– принцип связи физического развития с общим развитием ребенка;

– принцип систематичности и последовательности;

– принцип сознательности и активности детей при овладении движениями, гиги-

еническими навыками;

– принцип эмоционально-положительного влияния игры в системе физического

воспитания;

– принцип учѐта индивидуальных особенностей детей в физическом

воспитании;

– принцип здоровьесбережения и др.

В области физического воспитания и обучения применяются здоровьесберегающие педагогические технологии. Целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирования у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, умению использовать им полученных знаний в повседневной жизни.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании

должны быть направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.

В дошкольном образовательном учреждении применяются разные технологии, рассмотрим некоторые из них.

Утренняя гимнастика (зарядка) представляет собой комплекс физических упражнений в игровой форме. В работе с детьми старшей группы целями подготовки и проведения утренней гимнастки является: совершенствование двигательных навыков (бега, прыжков, приседаний); проведение профилактических мер, направленных на предотвращение развития плоскостопия, нарушений осанки; выработка красиво ходить; закрепление умения соотносить свои движения с темпом и ритмом, в которых работают воспитанники.

Стретчинг –это система физических упражнений направленных на растяжку мышц тела для гибкости и эластичности мышцы. Стретчинг позволяет уменьшить болевые ощущения, убирает мышечное напряжение за счѐт того, что мышцы то напрягаются, то расслабляются. Это оказывает благотворное влияние организм человека [2].

Динамические паузы или физкультминутки – используются в течение всего дня в детском саду [1]. При проведении динамических пауз развиваются

пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики,

выразительность голоса, мимика.

Такие, как соревновательные и кооперативные оздоровительно-раз-

вивающие игры, помогают ребенку освоить те виды движений, которые с тру-

дом осваивались на занятиях лечебной гимнастикой или в других видах деятель-

ности и позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной

сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект.

Соревновательные оздоровительно-развивающие игры – это игры, в

которых можно выявить победителя в индивидуальных или командных соревнованиях. Это игры – эстафеты, связанные с их физической подготовленностью.

В этих играх необходимо точное выполнение правил и соблюдение принципов

честной игры в действиях.

Кооперативные оздоровительно-развивающие игры – игры сотрудничества, в которых может условно присутствовать командное соперничество. При проведении таких игр учитывают не личные достижения отдельных участников,соревнующихся друг с другом, а достижения команд или всех участников, объединѐнных в единую команду. К примеру: « Прыжок великана» – сделать самыйдлинный прыжок.

Гимнастика дыхательная используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Целью дыхательной гимнастики является умение дошкольника правильно дышать, а значит, укрепление его здоровья.

Ортопедическая гимнастика – это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья и повышение выносливости мышц опорнодвигательного аппарата (в первую очередь мышц нижних конечностей.

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней

опорного свода стопы.

Фитбол-гимнастика одно из новых направлений в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками. Посредством воздействием колебаний фитбола, гимнастика тренирует вестибулярный аппарат, развивает координацию движений и функцию равновесия, оказывает стимулирующее влияние на обмен веществ организма активизируют висцеральные рефлексы [3]. Вибрация при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшает обмен веществ и микродинамику в межпозвонковых дисках и внутренних органах.

Элементы йоги. Детская йога представляет собой комплекс игровых занятий на основе хатха-йоги и кундалини-йоги. Элементы йоги «улучшают функции сердечно-сосудистой системы, дыхания активизируют обмен веществ интенсивность процессов пищеварения, формируют опорно-двигательный аппарат. Занятия с использованием йоги у дошкольников укрепляют защитные свойства и сопротивляемость организма в целом». Главное, при выборе упражнений они не должны быть скучными, должны соответствовать возрастным возможностям ребенка. А при создании комплекса каждое упражнение нужно делать разнообразным, незнакомым, интересным.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном

дошкольном образовательном учреждении зависит от:

– типа дошкольного учреждения;

– конкретных условий дошкольного образовательного учреждения организации

здоровьесберегающей среды;

– от программы, по которой работают педагоги;

– от продолжительности пребывания детей в ДОУ;

– от показателей здоровья детей;

– от профессиональной компетентности педагогов.

Таким образом, применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий может значительно повысить результативность образовательного процесса. Технология будет эффективно применяться, если будут учитываться позиции временного отрезка проведения в режиме дня дошкольника, особенностей поведения и ответственного исполнителя. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от многих факторов таких, как режим дня, индивидуальные особенности и др. Для использования конкретной здоровьесберегающей технологии необходимо разработать систему занятий,учитывая все факторы.

Литература

1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М, 2010.с.27-52.

2. Крылова Н.И..– Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Волгоград,2010.

3. Лукасевич Е.В. Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ (из опыта работы) // Совушка. 2015. N2.URL:http://www.kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n2.00060.html (дата обращения: 04.05.2019).

4. Швалева Т.А.Матонина О.П. Из опыта работы муниципальной экспериментальной площадки. Единая диагностика физической подготовленности дошкольника. Хакасский государственный университет им.Н.Ф. Катанова.2011.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.

Здоровье  – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....

Применение здоровьесберегающих технологий при обучении детей с ОВЗ

В статье рассматривается применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной школе....

«Здоровьесберегающие технологии в жизни детей дошкольного возраста»

Забота о здоровье – одна из важнейших задач в современном мире. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по...

Статья на тему: Применение здоровьесберегающих технологий при обучении детей в классе «Особый ребенок».

Материал для учителе-логопедов, учителей-дефектологов.Кинезиология - наука о развитии умственных способностей  и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.Можно ли определит...

Проект по развитию речи с использованием технологии хромотерапии для детей дошкольного возраста с нарушением речи "Цветные сказки".

Практико-ориентированный проект для детей 5-6 лет с нарушением речи.проект направлен на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. Проект "Цветные сказки&qu...

статьи «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»

статьи  «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»...

Областной семинар для специалистов дошкольных учреждений. Тема:Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ре...