Использование технологий дифференцированного обучения на уроках физической культуры в МБОУ СОШ №266 г. Снежногорск
статья по физкультуре
Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного обучения.
Так как учебный предмет физическая культура прежде всего должен учитывать различные степени физических возможностей ученика. И следовательно, важнейших требований современного урока в школе №266 г. Снежногорска – это обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование технологий дифференцированного обучения на уроках физической культуры в МБОУ СОШ №266 г. Снежногорск
Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного обучения.
Так как учебный предмет физическая культура прежде всего должен учитывать различные степени физических возможностей ученика. И следовательно, важнейших требований современного урока в школе №266 г. Снежногорска – это обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств.
Надо сказать, что под технологией физкультурного образования, понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей.
ТДФО - это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования.
Содержание ТДФО - это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений, обеспечивающих достижение физического совершенства личности.
Приступая к работе прежде всего учитель определяет, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. В начале учебного года необходимо выявить уровень физической подготовленности (с помощью нормативов) и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских осмотров).
Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем не интересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Помимо деления обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждом классе условно можно разделить детей ещё на несколько групп (категорий):
- совершенно здоровые, но “тучные” дети, не желающие трудиться;
- дети, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;
- плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;
- хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.
Поэтому на уроках используется дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.
Основными целями уроков физической культуры являются следующие:
1. Обучение двигательным действиям.
Обучение проводится целостным методом с последующей дифференциацией и затем интеграцией этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся с целью более качественного выполнения упражнения.
Регулирование различного темпа обучения происходит с помощью дифференциации практических методов обучения, когда обучение каждому двигательному действию заканчивается для сильных групп выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях, а для учащихся слабых и средних групп больше времени уделяется выполнению упражнения по частям и многократному выполнению в стандартных условиях.
Очень эффективным в основной части урока является групповой метод работы, когда класс делится на группы в зависимости от подготовленности к освоению конкретного раздела программы
На уроке также проводится и индивидуальная работу с обучающимися. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и домашнее задание по данному двигательному действию. Индивидуальная работа с учениками на разных этапах урока способствует сохранению физического, нравственного и социального здоровья обучающихся.
2. Развитие физических качеств.
Дифференцированное развитие физических качеств в группах разной подготовленности осуществляется с использованием как одинаковых, так и разных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная, в результате чего уровень физической подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем. В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остаётся больше времени для отдыха и восстановления.
Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, используются карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки. Упражнения карточек-заданий соответственно с возрастом усложняются.
На уроках применяется такое оборудование и мелкий инвентарь как скакалки, обручи, гантели, и др., включаются элементы релаксации мышц, дыхательные упражнения. Это увеличивает моторную плотность уроков и делает их более интересными.
Обязательно контролируются физические нагрузки по частоте сердечных сокращений перед началом и после окончания занятия.
В практике физкультурно-оздоровительной работы в школе широко применяются соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения и социализации.
В игре и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.
В заключительной части урока класс объединяется в одну группу, все ученики выполняют одинаковые упражнения.
3. Формирование знаний и методических умений школьников по организации самостоятельных форм занятий физическими упражнениями.
Технология дифференцированного формирования знаний и методических умений предполагает:
1) выявление уровней обученности школьников в области знаний и методических умений с помощью диагностического теста (проводится в конце каждой темы и служит основанием для деления учащихся на группы разной подготовленности).
2) "разведение" задач изучения темы по уровням обученности школьников и группам разной подготовленности;
3) "разведение" содержания программы.
Ежеурочно проводится инструктаж по правилам техники безопасности на занятиях и правилам поведения обучающихся в спортивных залах.
4. Дифференцированное выставление отметки по физической и технической подготовленности обучающихся.
При оценке физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) сравнение ребенка самого с собой имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Широко применять методы поощрения, словесные одобрения. Все отметки обязательно аргументируются.
Временно освобожденные дети и обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе присутствуют на уроках: помогают в подготовке инвентаря, судействе.
Всестороннее изучение школьников, сопоставление различных данных позволяет выявить причины отставания детей, установить главные из этих причин и осуществлять педагогическое воздействие, основанное на методике дифференцированного обучения.
Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - всё это важнейшие требования современного урока физической культуры, и возможность сохранения физического здоровья обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад " Дифференцированное обучение на уроках физической культуры"
доклад " Дифференцированное обучение на уроках физической культуры"...

Дифференцированное обучение на уроках физической культуры
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса....

Актуальность использования технологии развивающего обучения на уроках физической культуры
В настоящее время система образования в целом и конкретно в области физической культуры и спорта притерпивает ряд видоизменений обусловленных новыми социально-экономическими условиями. Так в области ф...

Технология дифференцированного обучения на уроках физической культуры
Технология дифференцированного обучения на уроках физической культуры...
Использование технологии проектного обучения на уроках физической культуры
Актуальность данной технологии обусловлена её методологическим значением. Ведь знания и умения и навыки, необходимые для организации исследовательской и проектной деятельности в колледжах, вузах....
«Использование технологии проблемного обучения на уроках физической культуры. Из опыта работы»
Технология проблемного обучения представляет собой одну из наиболее эффективных методик, применяемых в образовательном процессе. Она направлена на развитие критического мышления, самостоятельности и т...