Использование технологии проектного обучения на уроках физической культуры
статья по физкультуре (6 класс)

Актуальность данной технологии обусловлена её методологическим значением. Ведь знания и умения и навыки, необходимые для организации исследовательской и проектной деятельности в колледжах, вузах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии проектного обучения на уроках физической культуры

В ходе модернизации современного российского образования одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» является освоение знаний о сущности и истории возникновения физической культуры и спорта, их современном развитии и роли в формировании здорового образа жизни обучающихся. При реализации данного принципа педагоги неизбежно сталкиваются с определенными трудностями, такими как, лишение обучающихся необходимой двигательной активности в пользу изучения теоретической части учебного материала.

Данная проблема содействовала поиску новых стратегий в преподавании предмета «физическая культура». И исходя из практики применения различных методов преподавания физической культуры, следует указать, что наиболее рациональным принципом выступает внедрение метода проектирования. Данный метод позволяет решить следующие задачи:

- развитие образовательных компетенций обучающихся;

- интеграция процесса обучения;

- рациональное распределение времени на уроке.

Актуальность данной технологии обусловлена ее методологическим значением. Ведь знания и умения и навыки, необходимые для организации исследовательской и проектной и деятельности, в дальнейшем станут базой для организации научно-исследовательской деятельности в колледжах, техникумах вузах и пр.

Применение метода проектов на уроках физической культуры содействует развитию обучения на активной основе, через целенаправленную деятельность обучающихся, в зависимости от их личных интересов.

Работая над проектом, обучающиеся из объектов  обучения превращаются в субъекты, самостоятельно получая необходимую информацию и оказывая активное влияние на содержание самообразования. В этом случае школьник работает посредством организации самостоятельной деятельности. Такая работа дает возможность понять, что урок физической культуры развивает не только физически, но и интеллектуально.

На уроках физической культуры мною используются несколько основных категорий проектов: информационный, продукционный проект, проекты инсценировки и т.д. Так работа по изучению влияния физической культуры и спорта на организм ребенка, по исследованию спортивной истории, подготовке, проведению соревнований и спортивных праздников и пр., делают учебный процесс более интересным и содержательным для обучающихся.

Ребята самостоятельно собирают материал по изучаемой проблеме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания волевых качеств.

Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывая содержание других учебных предметов. У обучающихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая обучающимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок общеобразовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами.

Применение метода проектирования на уроках физической культуры невозможно представить без использования компьютерных технологий, в частности мультимедийных презентаций. Как у учителя физической культуры вариантов использования презентаций у меня не очень много. Потому что на физкультуре, согласитесь, нельзя искусственно, «за уши», притягивать ИКТ. Цель использования презентаций на уроках физкультуры – это наглядность в изучении раздела Основы знаний, на который всего ничего отведено времени программой (2 часа в процессе уроков), а еще - проектная деятельность, где и я и ученики, выполнив определенные задания и изучив определенный, интересующий их вопрос, проведя исследования, презентуем свой опыт. С использованием презентаций урок физкультуры стал более современным, повысился престиж предмета физкультуры (не только физическая, но умственная, творческая работа учеников и учителя).

Командно-административными методами привлечь обучающихся к участию в проекте можно, но должного эффекта это не возымеет, гораздо важнее заинтересовать детей, а для этого необходимо реализовать ряд этапов.

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

– предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации,  и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, постеры, презентации, кинограммы, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.  На этом этапе ярко выражается специфика преподавания физической культуры. Защита может быть приурочена к «Дню защиты детей», или «Дню здоровья», либо это может быть рекомендация по организации самостоятельных занятий физической культурой, режима дня и т.п. 

5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них.
Проектная технология, применяемая в преподавании физической культуры, формирует у учащихся следующие компетенции:

- учебно-познавательные (ставится и решается проблема);

- социокультурные (выделение значимости проблемы для человека и общества);

- ценностно-смысловые (в проекте обозначается отношение ученика к проблеме, раскрывается ее ценностный смысл).

Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами и несомненно повышает авторитет учителя физической культуры.

Список использованной литературы и источников:

  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000
  2. Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений». М., 1995.
  3. Чуракова О.В., Фишман И.С.  Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии, выпуск 1, Самара, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

Практико-значимый проект на тему: "Использование технологии проектного обучения на уроках иностранного языка в среднем звене".

Цель: показать необходимость использования технологии проектного обучения на уроках иностранного языка (на примере английского языка) на среднем этапе обучения....

Использование технологии проектного обучения на уроках истории и обществознания

В процессе проектной деятельности, как и в исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного исследования:- возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование ги...

Использование технологий дифференцированного обучения на уроках физической культуры в МБОУ СОШ №266 г. Снежногорск

Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного обучения.Так как учебный предмет физическая культура прежде всего должен...

Актуальность использования технологии развивающего обучения на уроках физической культуры

В настоящее время система образования в целом и конкретно в области физической культуры и спорта притерпивает ряд видоизменений обусловленных новыми социально-экономическими условиями. Так в области ф...

Практика применения технологии проектного обучения на уроках физической культуры.

В ситатье представлен опыт применения проектной технологии в физкультурной деятельности на примере урока физической культуры по теме "Гимнастика"....

Автореферат«Использование активных методов обучения на уроках физической культуры как одно из условий реализации ФГОС ООО»

Цель:показать использование активных методов обучения (АМО)на уроках физической культуры как условие реализации ФГОС ООО.Задачи:Проанализировать, как меняется технология урока в условиях новых государ...