Рабочая программа по физической культуре: 5 класс VIII вид
рабочая программа по физкультуре (5 класс)
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / В.М. Мозговой / Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / В.М. Мозговой / Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
По программе физическому воспитанию отводится 70 ч. в год (2 раза в неделю), по учебному плану школы – 68 ч. (2 раза в неделю).
Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в школе в которой на равнее с обычными детьми обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач.
Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.
Характерной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.
Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению позотонических рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах.
У многих обучающихся отмечаются нарушения со стороны сердечнососудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.
Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях.
Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, при перекрестной координации движений, пространственно-временной организации моторного акта.
К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми.
Следует отметить, что среди обучающихся VIII вида имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обусловливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Целью физического воспитания в специальной (коррекционной) школе (для детей с ограниченными возможностями здоровья) является содействие всестороннему развитию личности школьника.
Конкретными учебными и коррекционно-воспитательными задачами физического воспитания в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
- формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;
- коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
- формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта;
- воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;
- содействие военно-патриотической подготовке.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по физкультуре для 5 классов VIII вида структурно состоит из следующих разделов: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, игры.
Такое распределение материала позволяет охватить основные направления физкультуры как учебного предмета в школе с учетом климатических условий. Вместе с тем предлагаемая структура и содержание разделов не ограничивают учителя физкультуры в том, чтобы дополнить или изменить содержание программы в тех или иных ее разделах. При внесении изменений или дополнений в программу учителю следует тщательно продумать весь комплекс учебно-методических задач для каждого этапа обучения в 5 классе, имея в виду прежде всего охрану жизни и здоровья учащихся, коррекционную направленность обучения, а также материально-техническое оснащение школы, в частности уроков физкультуры. Изменения, вносимые в программу, требуют согласования с врачом и администрацией, они должны быть утверждены пед. советом школы.
Программа по физкультуре для 5 классов VIII вида структурно состоит из следующих разделов: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, игры.
Такое распределение материала позволяет охватить основные направления физкультуры как учебного предмета в школе с учетом климатических условий. Вместе с тем предлагаемая структура и содержание разделов не ограничивают учителя физкультуры в том, чтобы дополнить или изменить содержание программы в тех или иных ее разделах. При внесении изменений или дополнений в программу учителю следует тщательно продумать весь комплекс учебно-методических задач для каждого этапа обучения в 5 классе, имея в виду прежде всего охрану жизни и здоровья учащихся, коррекционную направленность обучения, а также материально-техническое оснащение школы, в частности уроков физкультуры. Изменения, вносимые в программу, требуют согласования с врачом и администрацией, они должны быть утверждены пед. советом школы.
В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы.
На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве.
Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они должны быть обязательным элементом каждого урока.
Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя — стоя даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища.
Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают учащимся овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме. Учитель должен постоянно регулировать физическую нагрузку подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью их выполнений. С учетом физического развития детей и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания, моторики, осанки и др.
В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и значительными нарушениями точности движений обучающихся в программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, малые и большие обручи и скакалки.
На уроках с элементами гимнастики дети c ОВЗ должны овладеть навыками лазанья и перелезания.
Упражнения в лазанье и перелезании — эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции детей.
Упражнения в поднимании и переноске грузов включаются в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для переноски, умениям нести, точно и мягко опускать предметы. Такими предметами могут быть мячи, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты и др.
Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции.
Упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физкультуры не только в коррекционных, но и в оздоровительно-лечебных целях.
Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.
Раздел «Лыжная подготовка» позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др.
Одним из важнейших разделов программы является раздел «Игры». В него включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей.
Обязательным в программе является примерный перечень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся на уроках физической культуры: о значении самоконтроля, о влиянии физических упражнений на организм человека, об основах спортивной техники изучаемых упражнений.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья основной формой организации занятий по физической культуре является урок. Так же как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценку (похвалу, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Желательно, чтобы каждый урок включал элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физкультуры. Названные выше приемы и элементы особенно необходимы детям с более сложной структурой интеллектуального недоразвития. Здесь важен пример самого учителя, его сотрудничество с ребенком, умелое коммуникативное взаимодействие сильных и слабых учащихся так, чтобы все дети были охвачены вниманием и помощью педагога.
Нормы оценки обучающегося 5 класса VIII вида
Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.
Литература
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
- Мозговой В.М. Развитие и коррекция двигательных функций учащихся с нарушением интеллекта в процессе физического воспитания. Монография. М., РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004.
№ п/п | Дата | Раздел программы | Название игр, игровые упражнения |
Лёгкая атлетика | Салки маршем | ||
Бег за флажками | |||
Встречная эстафета с бегом | |||
Лёгкая атлетика | Бег за флажками | ||
Встречная эстафета | |||
Прыжок за прыжком | |||
Лёгкая атлетика Урок-соревнование | Прыгуны и пятнашки | ||
Соревнование с элементами лёгкой атлетики | |||
Снайперы | |||
Лёгкая атлетика | Эстафета на полосе препятствий | ||
Эстафета по кругу | |||
Русская лапта | |||
Лёгкая атлетика Урок-соревнование | Прыгуны и пятнашки | ||
Соревнование с элементами лёгкой атлетики | |||
Эстафета на полосе препятствий | |||
Лёгкая атлетика Урок- соревнование | Быстрые и ловкие | ||
Соревнование по подвижным играм | |||
Лёгкая атлетика | Догоняй-убегай | ||
Русская лапта | |||
Перебежка с выручкой | |||
Лёгкая атлетика Урок-соревнование | Борьба за мяч | ||
Соревнование с элементами лёгкой атлетики | |||
Спортивные игры (баскетбол) | Мяч капитану | ||
Борьба за мяч | |||
Салки-стойки | |||
Спортивные игры | Мяч капитану | ||
День и ночь | |||
Салки | |||
Спортивные игры | Быстрые передачи | ||
Салки с ведением | |||
Перестрелка | |||
Спортивные игры Урок-соревнование | Быстрые передачи | ||
Соревнование с элементами спортивных игр | |||
Спортивные игры | День и ночь | ||
Ведение восьмёркой | |||
Челночный бег | |||
Спортивные игры | День и ночь | ||
Пятнашки в парах с ведением мяча | |||
Поймай мяч с лёта | |||
Спортивные игры Урок- соревнование | Выбей мяч | ||
Соревнование по подвижным играм | |||
Спортивные игры | Передачи капитану | ||
Попади в напольную корзину | |||
Выбей мяч | |||
Спортивные игры | Стремительные передачи | ||
Ведение восьмёркой | |||
Скрытый пас | |||
Спортивные игры Урок- соревнование | Баскетбольный обстрел | ||
Соревнование с элементами спортивных игр | |||
Спортивные игры | Броски в корзину с места | ||
Чехарда | |||
Мяч по дорожке | |||
Спортивные игры | Броски в корзину на бегу | ||
Обведи и прокати | |||
Бросай точнее | |||
Спортивные игры Урок-соревнование | Два броска | ||
Соревнование с элементами спортивных игр | |||
Гимнастика | Сильные и ловкие | ||
Соблюдай равновесие | |||
Чехарда для мальчиков | |||
Гимнастика | Эстафета с элементами равновесия | ||
Борьба на бревне | |||
Ловля кузнечиков | |||
Гимнастика | Переправа на перекладине | ||
Соблюдай равновесие | |||
Бег со скакалкой | |||
Гимнастика Урок-соревнование | Не дай обручу упасть | ||
Соревнование с элементами гимнастики | |||
Гимнастика Урок-соревнование | Перетягивание | ||
Соревнование с элементами гимнастики | |||
Гимнастика | Силовой треугольник | ||
Удержи обруч | |||
Придумай сам | |||
Гимнастика | Выталкивание с шестом | ||
Эстафета с кувырками | |||
Эстафета со скакалкой | |||
Гимнастика | Фигуры | ||
Воробышки | |||
Не попадись | |||
Гимнастика Урок-соревнование | Салки на одной ноге | ||
Соревнование с элементами гимнастики | |||
Гимнастика | Прыжок и кувырок | ||
Смена мест | |||
Гимнастическая олимпиада | |||
Гимнастика | Точный прыжок на коня | ||
Салки маршем | |||
Воробышки | |||
Гимнастика Урок-соревнование | Силовой треугольник | ||
Соревнование с элементами гимнастики | |||
Спортивные игры | Мяч в корзину | ||
Охотники и утки | |||
Борьба за мяч 3х3 | |||
Спортивные игры | Мяч в корзину | ||
Охотники и утки | |||
Борьба за мяч 3х3 | |||
Спортивные Игры Урок- соревнование | Баскетбольный калейдоскоп | ||
Соревнование по подвижным играм и элементам спортивных игр | |||
Лыжная подготовка | По местам | ||
Кто быстрее | |||
Накат | |||
Лыжная подготовка Урок-соревнование | Быстрая команда | ||
Соревнование по подвижным играм на снегу | |||
Лыжная подготовка | Подними предмет | ||
Пятнашки | |||
Шире шаг | |||
Лыжная подготовка | Догонялки | ||
Пятнашки на лыжах | |||
Спуск по снежному склону | |||
Лыжная подготовка | Догонялки | ||
Пятнашки на лыжах | |||
Спуск вдвоём | |||
Лыжная подготовка Урок-соревнование | Встречные старты | ||
Соревнование по подвижным играм на лыжах | |||
Лыжная подготовка Урок- соревнование | Все – за ведущим | ||
Соревнование по лыжным гонкам | |||
Лыжная подготовка | Все – за ведущим | ||
Салки с выручанием | |||
На одной лыже | |||
Лыжная подготовка | Удержи равновесие | ||
Змейка | |||
К своим палкам | |||
Лыжная подготовка Урок-соревнование | Удержи равновесие | ||
Соревнование по подвижным играм на лыжах | |||
Лыжная подготовка Урок- соревнование | Командная гонка | ||
Соревнование по лыжным гонкам | |||
Снайперы | |||
Лыжная подготовка | Командная гонка | ||
Снайперы | |||
Буксиры | |||
Спортивные игры (баскетбол) | Передал-садись | ||
Салки с ведением | |||
Обойди мяч | |||
Спортивные игры Урок- соревнование | Быстрые передачи | ||
Соревнование с элементами баскетбола | |||
Спортивные игры | Передал-садись | ||
Салки с ведением | |||
Баскетбольный обстрел | |||
Спортивные игры | Быстрые передачи | ||
Овладей мячом соперника | |||
Баскетбольный обстрел | |||
Спортивные игры (волейбол) Урок- соревнование | Скакуны | ||
Соревнование по подвижным играм с мячом | |||
Спортивные игры | Скакуны | ||
Челнок | |||
Пионербол | |||
Спортивные игры | Скакуны | ||
Пионербол | |||
Кузнечики | |||
Спортивные игры Урок- соревнование | Пионербол | ||
Соревнование по подвижным играм с мячом | |||
Спортивные игры | Мяч над сеткой | ||
Подай и попади | |||
Двумя мячами через сетку | |||
Спортивные игры | Стремительные передачи | ||
Мяч над верёвкой | |||
Мяч – в воздухе | |||
Спортивные игры Урок-соревнование | Передачи капитану | ||
Соревнование с элементами волейбола | |||
Спортивные игры | Удочка | ||
Волейбольная эстафета | |||
Волейбольная эстафета | |||
Лёгкая атлетика | Трудный прыжок | ||
Аисты | |||
Лапта с перебежками | |||
Лёгкая атлетика | Быстро по местам | ||
Лапта с перебежками | |||
Эстафетный бег | |||
Лёгкая атлетика Урок- соревнование | Быстро по местам | ||
Соревнование с элементами лёгкой атлетике | |||
Лёгкая атлетика | Вызов номеров | ||
Эстафетный бег | |||
Лапта с перебежками | |||
Лёгкая атлетика | Черные и белые | ||
Соревнование с элементами лёгкой атлетике | |||
Прыгуны и пятнашки | |||
Лёгкая атлетика | Бегуны и пятнашки | ||
Охрана перебежек | |||
Русская лапта | |||
Соревнование по лёгкой атлетике | |||
Спортивные игры | Русская лапта | ||
Перестрелка | |||
Удочка | |||
Челнок | |||
Часовые и разведчики | |||
Спортивные игры Урок-соревнование | Русская лапта | ||
Соревнование с элементами русской лапте |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Физической культуре для 5 - 9 специального (коррекционного) класса VIII вида.
Данная программа по физической культуре составлена на основе программы по физической культуре специальных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронкова В.В., авторской...

Рабочая программа по физической культуре для 3 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида.
Программа коррекционной работы - это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями в здоровье в освоении основной образовательной программы начального общего образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 2 КЛАССА НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД для обучающихся школы-интерната VIII вида
Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образовани...

Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 1 – 9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихс...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 6-9 классов " Школа коррекции и развития VIII вида "
Физическое воспитание - неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Оно направле...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ Физическая культура КЛАСС 1-4 УЧИТЕЛЬ Клюева Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕПРОГРАММА Рабочая программа составлена для учащихся 1-4 классов. Количество учебных часов из федерального компонента 1-4 класс 3 часа в неделю.ПРОГРАММЫ САМБО ТАК...