Торможение упором. Падение в группировке. 5 класс
план-конспект урока по физкультуре (5 класс)

Балакирева Алена Александровна

Освоение комплекса упражнений разминки на лыжах. Обучение технике падения на снег. Обучение технике торможения упором. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Речевой центр»

Балакирева Алена Александровна

учитель физической культуры, ВКК

КОНСТРУКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

РАЗДЕЛ: ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

Тема: ТОРМОЖЕНИЕ УПОРОМ. ПРЕДНАМЕРЕННОЕ ПАДЕНИЕ В ГРУППИРОВКЕ.

Класс: 5

Цель:

Воспитательная: умение содержать в порядке спортивный инвентарь, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям.

Образовательная: обучать технике торможения упором, преднамеренное падение в группировке.

Коррекционно-развивающая: знать схему собственного тела, закреплять умение дифференцировать в ней правую/левую стороны; упражнять в выполнении перекрестных движений рук и ног.

Планируемы результаты:
Личностные результаты:
ответственное отношение к инвентарю, спортивной форме, технике безопасности на уроке;

Предметные результаты: обучение общей схеме движений представления о технике торможения упором, преднамеренным падением в группировке; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью комплекса упражнений на лыжах;

Метапредметные результаты (УУД): знание схемы тела, умение выполнять в ходе специальной разминки лыжника перекрестные движения рук и ног.

Методы и формы обучения: объяснительно-демонстративный, метод расчлененный, по элементам движения; индивидуальная, групповая, поточная.

Тип урока: урок – открытие нового знания

Образовательные ресурсы: лыжный комплект, флажок, фишки, свисток


Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы взаимодействия

УУД

Виды контроля

1.Организационный

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Строит класс в шеренгу

Подает команды приветствия

Подает команду расчет по порядку

Наблюдает за соматическим самочувствием обучающихся

Оценивает готовность обучающихся на

предстоящую деятельность

Предлагает составить комплекс разминки (с картинками) на гибкость на следующий урок

Строятся в шеренгу, лыжи в руках

Приветствуют учителя

Выполняют расчет по порядку:

Сохраняют равнение строя и удерживают внимание на уроке;

Предупреждают о своем самочувствии перед физической нагрузкой;

Получают задания теоретического учебного материала

Зрительное восприятие

Речевая деятельность

(диалог)

Фронтальная

Личностные: осваивают социальные нормы и правила техники безопасности на уроках лыжной подготовки

Регулятивные: управляют своей деятельностью в соответствии с деятельностью учителя

Текущий

2. Постановка цели и задач (мотивационный)

Мотивационная подготовка обучающихся; упражнения на координацию;

Сообщает тему, цель и план урока

Подает команды на внимание: Нале-во! Напра-во! Кру-гом!

Настраиваются на предстоящую деятельность.

Слушают тему и план урока

Выполняют команды учителя в шеренге на внимание.

Фронтальная

Познавательные:

Ориентируются в пространстве

Регулятивные: проявляют дисциплинированность в выполнении строевых команд

Текущий

3.Актуализация

Конструктивный диалог педагога с обучающимися

Задает вопросы:

-Чем полезны уроки физической культуры на улице?

-Какие физические качества нужны успешному лыжнику?

Подает команду:

-Одеть лыжи;

Помогает одевать лыжи;

Контролирует правильную фиксацию лыжных ботинок и палок.

Отвечают на вопросы:

Уроки физической культуры на улице закаливают организм, благоприятно влияют на дыхательную систему и функционированию внутренних органов

Отвечают: Выносливость, правильное дыхание.

Надевают лыжи

Фронтальная

Познавательная: Демонстрируют знания по лыжной подготовке

Коммуникативные: Ведут конструктивный диалог с учителем

Текущий

4.Обобщение и систематизация знаний 

Освоение комплекса упражнений для лыжника. 
Укрепление мышц спины и коррекция осанки.  
Техника правильного дыхания во время выполнения упражнений. 
Развитие наглядно образного мышления.  
Формирование благоприятных эмоций в коллективе. 
Развивать темп и ритм, согласованность счёта и движений в пространстве. 
Развивать способность к равновесию с постепенным усложнением в заданиях. 

Подает команды выполнения упражнений с лыжной палкой: 
Методическое сопровождение упражнения разминки: 
1.Поднять локти в стороны; плавные вращения головой до плеча вправо и влево;
2. Прижимать локти назад к туловищу, держать осанку; 
3. Выполнять наклон туловища в сторону, а не сгибать руки; 
4. Наклон вниз на прямые ноги. Следить за дыханием: вдох – начало упражнения, постепенный выдох на счет 2-3-4 счета; 
5. Палки вверх на прямые руки не сгибать; вращение туловища (плечами рисуем «большое яркое солнце» на бумаге, «чтобы стало нам теплее и веселее»); 
6. Не сгибать ноги в коленях. Выполнять до счета 10 или 20 раз. 
7. Выполнять положение «стульчик», палки вперед горизонтально; колено сгибаем до 90°.  Следить за дыханием: вдох – начало упражнения; выдох – на присед; 
8. Удерживать себя на одной ноге до 3 секунд, а потом закрыть один глаз рукой, и закрытыми глазами. 
9. Глубокий вдох – медленный выдох на счет – 2 – 4. 

Класс в шеренгу на расстоянии 3-4 м друг от друга и выполняют комплекс разминки: 
1.И.п. - Палка назад на лопатки. Голова вниз. 
Под счет: Раз-два – голова вправо; 3-4 и.п. То же в другую сторону. Выполнить 3-4 повтора. 
2. И.п. - Палка назад на лопатки. 1 – поворот туловища вправо; 2  - и.п. 3-4 тоже в другую сторону; 
3. И.п. - Палки вверх: 1-2 наклоны туловища вправо; 3-4 наклоны туловища влево 
Повторить упражнение 7-8 раз 
4. И.п. – палка вверх: 1-2-3 наклоны туловища вниз;  4 – и.п. 
Повторить упражнение 7-8 раз 
5. И.п. - Палки вверх: 1-2-3 вращение туловища вправо 4 – и.п. тоже в другую сторону. Выполнить 3-4 повтора 
6. И.п. – наклон впред, палки вверх, ноги врозь 1 – поворот туловища вправо, палки левой рукой на носок правой ноги; 2 – поворот туловища влево, палки правой руки на носок левой ноги. 
7. И.п. – палка вверх: 1 – полуприседы, палка вперед; 2 – и.п. Выполнить 20 приседов. 
8. И.п. – о.с. 1 – палки вперед (сложены в руках горизонтально), колено вверх, равновесие на одной ноге до счета 3; тоже с другой ноги. 
9. Вдох –выдох палки вместе над головой с наклоном вниз 6-8 раз. 

Фронтальная

Индивидуальная

Познавательные: осмысление техники выполнения упражнений; способн-ость организовывать самостоятельные занятия разминки в соответствии со своим здоровьем и физической нагрузкой; 

Регулятивные: выполняют действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 

Коммуникативные:  
способность формулировать цель занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог

Личностные: 
ориентируются на доброжелательное общение и взаимодействие со сверстниками;  воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения к одноклассникам;

Текущий

5.Освоение знаний и умений в новой ситуации 

1. Создать у обучающихся правильное представление о технике преднамеренного падения

2. Создать у обучающихся правильное представление о технике торможения упором.

3. Освоение техники торможения изменением стойки спуска.

4. Обучить занимающихся технике торможения упором.

5. Освоение способности увеличивать торможение нажимом каблука и  отведение пятки в сторону-вперед

Освоение техники преднамеренного падения на снег: объясняет

необходимо присесть, а затем падать, как бы последовательно садясь в снег назад в сторону на бедро и на бок.

При падении лыжи оказались перекрещены, необходимо перевернуться на спину, поднять ноги вверх и привести лыжи в нормальное положение. Затем перевернуться на бок, расположить лыжи поперек склона и встать

Техника и методика обучения торможению

Освоение техники торможения на лыжах: 

1. Краткий рассказ о технике торможения «упором».

Этот способ применяется при спусках наискось или на ровном раскатанном склоне. При торможении при спуске наискось лыжник переносит вес тела на верхнюю (по склону) лыжу, другую ставит на внутреннее ребро пяткой в сторону (в положение упора) и выполняет торможение. При торможении носки лыж находятся на одном уровне во избежание поворота. Увеличение угла отведения и кантования лыжи усиливает торможение. Прекращается торможение, когда лыжа ставится в исходное положение (параллельно).

При торможении на равнине вес тела переносят на внутреннюю лыжу, а внешнюю резко отводят пяткой в сторону и кантуют. Носок внешней лыжи выдвигают немного вперед, лыжника разворачивает, после разворота внутреннюю лыжу приставляют к внешней.

2. Демонстрация (показ) техники торможения упором.

3. Корректирует технику выполнения имитаций стоки лыжника и переход в разные стойки лыжника.

Выполняют равновесие в стойке, активная работа в коленях; амортизация техники движений на склонах (группировка)

4. Корректирует технику торможения начинать плавно с последующей резкой загрузкой лыжи.

Начинать спуск в основной стойке.

При спуске наискось тормозить как верхней, так и нижней лыжей. Выполнять перенос центра тяжести с одной лыжи на другую, сохранять наклон туловища в стойке

Сохранять прямолинейность движения.

 Игра на лыжах:

Подвижная игра на лыжах «Слалом на равнине с препятствиями»

На дистанции 200 м флажки и ворота из лыжных палок. Огибая флажки то слева, то справа, надо пройти дистанцию

В оба направления. Кто быстрее?

Слушают и запоминают технику падения на снег.

Выполняют:

1) сесть, подогнуть ноги, опереться на палки и, держа лыжи на ребрах поперек склона, встать;

2) одной рукой взяться за рукоятки палок, другой – за палки у колец (лапок), оттолкнуться и встать;

3) лыжи расположить параллельно, оттолкнуться руками от склона и встать.

Знакомятся с техникой  торможения упором «плугом» на лыжах: наглядность изучения (картинки):

1. Имитация на месте низкой, основной, высокой стоек спуска. Приседают и встают за счет работы коленей.

2. Имитация высокой стойки спуска с последующим выпрямлением туловища.

3. Имитация перехода из низкой стойки спуска в среднюю, а затем в высокую.

4. Переход из низкой стойки спуска в среднюю, затем в высокую на пологом выкате со спуска.

Плавно переходят из одной стойки спуска в другую.

 5. Спуски по ровному склону различной крутизны с изменением стойки на выкате спуска.  

6. Отведение одной лыжи в положение упор и возвращение в исходное положение – стоя на ровном месте.

7. В движении нажим каблука ботинка увеличить отведение пятки тормозящей лыжи, поставить её больше на ребро.

8. Выполнение упражнения: «спуск – торможение – спуск – торможение».

9. Выполнение торможения с изменением ширины упора: узкий – широкий – узкий – широкий!

10. Выполнение торможения упором по команде: «Упор!», «Уже!», «Шире!», «Упор верхний!», «Упор нижний!».

 

Игры и игровые упражнения.

Обучающиеся становятся в три колонный. По команде: «Марш» выполняют скольжение попеременным шагом, преодолевая на скорости повороты в сочетании с торможением упором и совершенствуют стойку лыжника в преодолении препятствий по дистанции «проезжают ворота»

Подвижные игры и эстафеты на лыжах. Занятие по укрепление здоровья ...

 

Фронтальная 

Индивидуальная 

Групповая 

 

Познавательные: 
овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями базовых видов спорта 
Регулятивные:
умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности 

Коммуникативные: 
договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов 

Личностные:  
проявляют интерес к учебному материалу, сознательно и активно стремятся к ЗОЖ; 
владеют знаниями об основах организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составления и содержания занятий лыжной подготовкой в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития  и физической подготовленности. 

Текущий

6. Промежуточный контроль знаний 

Выполнение техники торможения плугом, упором  

Рефлексия своей деятельности и определение уровня собственных результатов

Проводит контрольный срез: 
По команде «Марш!» оценивает торможение упором

Построение в две колоны 
Выполняют технику торможения упором:

Ознакомление и разучивание техники торможения «плугом» и «полуплугом»

Групповая 

Регулятивные
адекватно оценивают правильность выполнения действия;  

Коммуникативные: 
вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Контрольный 

7.Итоги урока, рефлексия 

Обобщают полученные результаты 

Рекомендации по выполнению упражнений

Выполнять в домашних условиях:  

  • имитация техники стоки (высокая, средняя, низкая);
  • имитация торможения упором 5 по 1 мин;
  • выполнить комплекс упражнений разминки лыжника;

Составляют план предстоящей самоподготовки в режиме выходного дня

Фронтальная  

Индивидуальная 

Познавательные: рефлексия способов и условий действия;
Личностные: 
ориентируются на принятие и освоение мотивов учебной деятельности.  

Текущий 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физической культуры в 8 классе по теме "Скользящий шаг, торможение".

Конспект урока физической культуры в 8 классе по теме "Скольящий шаг, торможение" (лыжная подготовка)....

Методические рекомендации к уроку "Свободное падение. Ускорение свободного падения"

Данный материал поможет учителю к подготовке к уроку в 9 классе. Предлагаю план урока, с описанием демонстраций уроков, с сылками на Цифровые образовательные ресурсы, с решением задач....

План-конспект урока для учащихся 9 класса на тему "Техника спусков, подъемов, поворотов, торможений.", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.

План-конспект урока для учащихся 9 класса на тему "Техника спусков, подъемов, поворотов, торможений.", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях....

Технологическая карта к уроку "Свободное падение тел. Ускорение свободного падения".

Технологическая карта к уроку "Свободное падение тел. Ускорение свободного падения"....

«Процессы возбуждения и торможения в нервной системе детей и подростков. Роль торможения в работе нервной системы у детей и подростков» Реферат

Слаженная деятельность организма человека, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой, а именно головным мозгом.Головной мозг состоит из подкорковых отделов и коры. Объе...