Проект танцевально-игровой ритмики для детей с ОВЗ «Солнечное ассорти»
проект по физкультуре
ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»
Проект танцевально-игровой ритмики для детей с ОВЗ «Солнечное ассорти»
Учитель физкультуры
ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»
Н.Б. Ефименко
Ансамбль «Солнечное ассорти» - танцевально-игровая ритмика для детей с ОВЗ
Введение
Внеурочная деятельность включает в себя танцевально-игровую ритмику. У детей с ОВЗ наблюдается значительное отставание в физическом развитии, сопровождающиеся недостаточным развитием таких двигательных качеств, как точность, выносливость, гибкость, пластичность, ловкость, координация. Следует отметить, что дети с ОВЗ обладают достаточными компенсаторными возможностями, однако для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определенных условий, а также использование эффективных средств и методов педагогического воздействия. В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыки «Можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и неточные движения».
Актуальность
Правильное развитие детей с ОВЗ оказывает положительное воздействие на формирование духовных качеств личности, развитие общих способностей (воли, выносливости, дисциплины, коммуникативности, памяти, мышления, способности ориентироваться в пространстве, координации движения). Танцевально-игровая ритмика является доступной, эффективной, эмоционально яркой, для детей с ОВЗ.
Цель: развитие двигательно-моторной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья средствами танцевально-игровой ритмики, преодоление нарушений в развитии детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи: развитие и коррекция основных видов движений в сочетании со словом, серии движений, музыкально-ритмических движений. Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствования психомоторики. Развитие способности ориентироваться в пространстве. Развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.
Содержание работы
Кто из родителей не захочет видеть своего ребенка здоровым и гармонично развитым? А залог всех качеств, как известно, является всестороннее развитие и поэтому эти занятия не только НУЖНЫ, но и ПОЛЕЗНЫ!
Ритмика – является необходимым курсом для детей с ОВЗ. Преподавание ритмики необходимо для осуществления коррекции недостатков физического и психического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности, которая способствует общему разностороннему развитию школьников и преодолению отклонений.
Сложные задачи стоят перед ними, связанные с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми посредством совместного участия в деятельности коллектива и школы. В школу приходят многие дети, не имеющие самой элементарной подготовки, имеют ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Одни неподвижны, скованны, медлительны, другие – разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе, имеют «косолапость» и плоскостопие ног, а также, имеют сопутствующие заболевания: ЗПР, ДЦП, гидроцефалия и др. У таких детей возникают трудности при выполнении некоторых упражнений, для преодоления которых требуется больше времени, чем для здоровых детей, и поэтому создаются все условия для коррекции недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей.
А теперь о самом главном – что такое ритмика, и какие существуют разделы, входящие в курс «Ритмика».
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело, способствуя правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается
кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
На занятиях ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках. Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно занятия ритмики наряду с
другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость, укрепляют здоровье. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На занятиях дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений. Занятия ритмикой положительно влияют на умственное
развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников.
Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания,
развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Занят
Вначале с детьми проводятся бессюжетные подвижные игры, так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и условия сюжетной игры.
Содержанием работы на занятиях является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать, играть. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений.
Занятия танцевально-игровой ритмикой проводится по подгруппам, это позволяет более целенаправленно организовать свою работу, поскольку темп усвоения детьми с ОВЗ двигательных навыков различен и определяется степенью отклонений в развитии индивидуальными особенностями.
Условно занятия делится на три части (вводная часть, основная часть, заключительная часть включает в себя релаксационные упражнения). В структуру занятий включаются следующие разделы: «танцы»- формируются танцевальные движения у детей, «пластика» -используются упражнения направленные на развитие мышечной силы и гибкости детей, «пальчиковая гимнастика»- служит основой для развития мелкой моторики, «музыкально-подвижная игра»- применяются приемы имитации, подражания, «игры-путешествия»- включают в себя все виды подвижной деятельности , в данном разделе происходит закрепление умений и навыков, приобретенных раннее.
Данный проект рассчитан на детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в младшем школьном возрасте (от 7 до 14-16 лет).
В данном проекте танец рассматривается как средство преодоления трудностей, связанных с ограничениями здоровья.
Цель:
Развить творческие способности детей с ОВЗ через включение их в танцевальную деятельность.
Задачи:
1. Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память, наличие ограничений, и т.д.
2. Сформировать творческие рабочие группы (с учетом возрастных и стартовых способностей, ограничений жизнедеятельности, а также притязаний детей).
3. Способствовать формированию комфортной обстановки в танцевальных группах через музыкальные танцевальные игры.
4. Включить детей в творческую деятельность через:
- сюжетный танец;
- эстрадный танец;
- элементарный бальный танец.
5. Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе детей (ключевая роль в танце, вербальное поощрение и т.д.).
6. Развивать творческие способности детей с ОВЗ в ходе работы над танцами.
7. Закрепить приобретенные умения посредством выступления на различных мероприятиях.
8. Формировать устойчивую мотивацию к самовыражению, как на сцене, так и в жизни путем стимулирования творческой активности.
9. Развивать коммуникативные способности детей через танцевальные игры.
10. Способствовать приобретению положительного социального опыта в процессе танцевальных занятий и творческой деятельности детей.
11. Развивать у детей с ОВЗ умение творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми (включая их в активную совместную деятельность по подготовке к мероприятиям).
12. Способствовать развитию индивидуальности и креативности.
Восприятие у детей с ОВЗ отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Эти дети в то же время с живым любопытством воспринимают окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные педагоги постепенно приучают детей с ОВЗ целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ подчинен воспитанию культуры внимания. Жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.
Память в этот период память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако дети с ОВЗ не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Податливость и известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется педагог, создают благоприятные предпосылки для формирования личности. Основы поведения детей с ОВЗ закладываются именно во время занятий, а роль в процессе социализации личности огромна.
Основные формы проведения занятий:
- танцевальные репетиции;
- игра;
- беседа;
- праздник.
Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности.
Методы:
- игровой;
- демонстрационный (метод показа);
- метод творческого взаимодействия;
- объяснительно-иллюстративный (наглядный, с использованием схематических элементарных партитур);
- метод наблюдения и подражания;
- метод упражнений;
- метод внутреннего слушания.
Метод показа.
Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.
Метод наглядности.
Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев, песен и др.), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемов, движений, картинок, игрушек и др.).
Игровой метод.
У детей младшего возраста игровой рефлекс доминирует, они лучше все воспринимают через игру. На музыкально-ритмических занятиях у детей формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности, связанных с музыкой: восприятие музыки, музыкально - ритмические движения (танцевальные и гимнастические движения, несложные композиции под музыку), инсценирование музыкальных сказок и т. п.
Коррекционная работа базируется на целенаправленном развитии у детей с ОВЗ восприятия музыки. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у них эмоциональной отзывчивости на музыку и формирование восприятия основных ее элементов.
Один из основных видов деятельности, это музыкально – ритмические движения. Дети с ОВЗ учатся выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку основные движения, например ходьбу, бег, прыжки, танцевальные упражнения, исполнять несложные танцевальных композиции.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 30-45 минут. Каждое занятие начинается и заканчивается 2-х – 3-х минутной релаксацией (в начале занятия, - настрой на урок, в конце, - снятие нагрузки). Формирование групп происходит после диагностики детей, в соответствии с уровнем способностей и возрастными особенностями. Основная форма проведения занятий – танцевальные репетиции.
Так как занятия проводятся с детьми с ограниченными возможностями здоровья, то первоначально педагог консультируется с медицинскими работниками относительно противопоказаний.
Занятия ритмикой с детьми с ОВЗ представляют собой не просто комплекс движений, помогающих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию движения и умения чувствовать ритм, но в первую очередь направлены на компенсацию ограничений в здоровье через творческую составляющую. Танец выполняет функцию психической и соматической релаксации, восстанавливает жизненную энергию ребенка с ОВЗ и его самоощущения как индивидуальности. Танец способствует более успешной адаптации детей с ОВЗ в среде сверстников.
Особенности освоения танцев детьми с различными проблемами.
Учитывая особенности ребенка, имеющего проблемы общения, мы сначала пассивно погружаем его в атмосферу танца, давая ему возможность со стороны наблюдать за действиями детей, т.е. принять новый стереотип поведения. Иногда он сам сразу же встает в круг под впечатлением общего движения, ритма, музыки, иногда - через определенное время. Последовательность ритмических движений и танцев, а так же состав детей должны из раза в раз сохраняться одними и теми же.
В каждой группе детей с ОВЗ есть ребенок, который постоянно стремится подчинить себе всех и всё окружающее (стремится "завладеть всем пространством"). Четко выстроенная структура танца (ритм, рисунок, программа) постепенно "подчиняет" себе этого ребенка. Как правило, такой ребенок вначале очень сопротивляется вхождению в атмосферу танца или все время стремится сломать рисунок танца. Но если атмосфера достаточно сильна, музыка и движения правильно подобраны, общее действие и ритм оказывают "магическое" действие. Такому ребенку можно поставить условие: или танцуй со всеми и делай все, как требуется, или выходи из круга.
Расторможенного ребенка (очень быстро от всего пресыщается) можно сразу ввести в атмосферу танца (т.к. он готов все принимать, но не знает, что дальше с этим делать), его обязательно нужно хвалить, ставить в пример. Важно уловить момент "пресыщения" и в это время или позволить ему пассивно передвигаться в кругу, или сказать: "Ты устал, посиди немного». Через какое-то время можно снова ввести его в танец. Постепенно момент пресыщения будет оттягиваться по времени от начала занятий.
Заторможенный "спящий" ребенок, очень пассивный. Атмосфера танца способствует его пробуждению. Постепенно от пассивного передвижения он переходит к активному ("всплески") и опять уходит в себя. Такого ребенка нужно постоянно одергивать, подталкивая нужную ногу или руку.
Вовлечение в танцы детей с нарушениями интеллектуального и речевого развития.
Для детей с глубокими нарушениями умственного и речевого развития очень значимой является эмоциональная окраска танца, возможность совместных общих сильных переживаний. Они начинают активно общаться с партнерами, произносят звуки и слоги, которые от них редко можно услышать, переживают радостное волнение, часто помогают и поправляют друг друга в отдельных движениях.
Очень осторожно надо использовать танцы для детей с эпилепсией: здесь присутствуют такие факторы риска как ритмизация, повторы, кружения, бег хороводом, сильные эмоциональные переживания и т.д. Можно чередовать танцы и отдых (включать ребенка не во все танцы); предпочтительны медленные, спокойные танцы, парные танцы. В любом случае необходимо внимательно отслеживать состояние такого ребенка в течение танца.
Для детей с дизартрией характерны затруднения при выполнении физических упражнений и танцев. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.
Среди музыкально ритмических движений большое место занимают музыкально - ритмические упражнения. Дети с речевыми нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки), не говоря уже об их разновидностях (устремленная или пружинная ходьба, широкий или высокий бег, поскоки и т.д.). Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.
В музыкальном воспитании детей с речевыми проблемами используются следующие упражнения:
- на освоение основных движений (ходьба, бег, прыжки и т.д.);
- на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов;
- на развитие ориентировки в пространстве;
- в танцевальных и плясовых движениях.
Помимо этого, используется ряд других упражнений, а именно:
- активизирующих внимание;
- развивающих мелкую моторику;
- формирующих музыкально-ритмическое чувство и т.д.
Упражнения, направленные на коррекции стоп, состоят из различных видов ходьбы на полупальцах, на пятках, на внутренней и внешней стороне стопы. Перекаты с пятки на носок следует выполнять на всей ступне, создавая при этом для пальцев дополнительную работу.
Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные.
Парные танцы использовать довольно сложно: они требуют координации движений партнеров в парах, а дети с ОВЗ часто выполняют такие движения каждый в своем темпе. И все же отказаться от них нельзя, так как правильно подобранный танец может многому научить: развить внимание, ориентировку в пространстве, чувство ритма, координацию движений, а еще – механизм подстройки движений к музыке и к движениям партнера. Обычно в пару к ребенку с дизартрией ставятся дети, имеющие хорошее чувство ритма.
Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушением речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивать темп движения: а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т.е. гораздо чаще, чем другие виды танцев. При выборе танцев с пением и хороводов необходимо учитывать навыки детей в пении и движении для того, чтобы, выучив песню и разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что дает наибольший коррекционный эффект.
Использование сюжетных, национальных, характерных танцев зависит от состава группы и двигательных умений детей. Эти танцы обычно исполняются небольшой группой детей или даже индивидуально, а значит, легче решить, кому из детей удобнее их исполнять.
Творчество в музыкальном воспитании предполагает развитие у детей творческого воображения, творческой активности, способности к импровизации в пении, музыкально-ритмических движениях. Благодаря занятиям по развитию творческих способностей многие, раскрывая свой потенциал, становятся более уверенными и активными.
На музыкально-ритмических занятиях большое внимание уделяется развитию воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение детей к творчеству, импровизации, и инициативе.
Танцы - идеальная тренировка для детей с нарушением осанки. Все они отлично укрепляют мышцы. Без сильной и "правильной" спины занятия просто невозможны; ни один преподаватель не позволит ребенку сутулиться, а значит, ему придется "держать спину". Еще танцы развивают творческие способности ребенка и дают свободу, которой нет в спорте.
Физическое развитие – одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально – ритмические занятия. У детей формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация. Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно - сосудистой систем, развивается сила мышц, подвижность суставов, а также умение преодолевать трудности, закалять волю. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. Поэтому обучение детей гимнастическим и танцевальным упражнениям под музыку, несложным композициям, развитие двигательных способностей детей является одним из основных
Танцевальный репертуар:
Сюжетные танцы:
«Шутка»
«Мухоморы»
«У самовара»
«Мы маленькие дети»
«Каникулы»
«Летят листочки» и т.д.
Танцы с предметом:
«Танцующие под дождем» (зонтики)
«По барабану» (бутылки)
«День без выстрела» (ткань)
«Дари добро» (мягкие игрушки)
«Огонь и вода» (ленты атласные)
«Оладушки» (ложки)
«Русский сувенир» (платки)
Народные танцы:
«Русский - лирический»
«Валенки»
«На Ивана на Купала»
«Кадриль»
«Цыганочка» т т.д.
Детские танцы:
«Банана мама»
«Солнышко»
«Речка»
«2 гуся»
«Снеговики»
«Снежинки» и т.д.
Бальные танцы
«Вальс»
«Менуэт»
«Рок-н-ролл»
Современные танцы:
«Эстрадные танцы» (в стиле хип-хоп, тектоник и т.д.)
Комплекс танцевально – игровых упражнений:
Упражнение №1 - Игра «Зеркальный танец»
Цель: Разогреть тело, разбудить эмоции, снять мышечные зажимы и настроить на работу.
Музыка: любая ритмичная, темп средний.
Дети садятся на пол или на стулья, расположенные полукругом. Педагог сидит в центре зала и показывает разные движения для всех частей тела, давая установку: «танцует правая нога», «танцует левая нога», «смотрим по сторонам» (упражнение для головы), «удивляемся» (упражнение для плеч), «ловим комара» (хлопок под коленом), «притаптываем землю» (притопы) и т.д. По команде «танцует всё» - в работу включаются все части тела (повторяется 3-4 раза).
Игра проводиться в начале занятия и является частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.
Упражнение №2 - Игра «Цепочка»
Цель: Исследовать возможность вхождения в контакт и взаимодействие в группе.
Музыка: ритмичная, темп умеренно-быстрый
Дети становятся в колонну и двигаются змейкой. Их руки находятся в постоянном сцеплении, которое по команде ведущего принимает разные формы: руки на плечи, на пояс, накрест, за руки, под руки и т. д.
При этом ведущий меняет предлагаемые обстоятельства: «двигаемся по узкой тропинке на носочках», «идем по болоту - ступаем осторожно», «перешагиваем лужи» и др.
Упражнение №3 - Игра «Матросы»
Цель: Развить координацию, снять напряжение, отработка движений.
Музыка: мелодия «Яблочко», темп умеренно-быстрый.
Игра построена на основных движения танца «Яблочко». Все строятся в две шеренги.
1 этап: Педагог дает команду и показывает, что нужно делать, участники повторяют:
«маршируем» (марш на месте с высокоподнятым коленом);
«смотрим вдаль» (наклоны в стороны, кисти рук изображают бинокль);
«тянем канат» (на «раз, два» - выпад на правую ногу в сторону, руки изображают захват каната, на «три, четыре» – переносим тяжесть тела на левую ногу и тянем к себе канат);
«лезем на мачту» (подскоки на месте, руки имитируют подъем по веревочной лестнице);
«смирно!» (подъем на полупальцы: вверх, вниз, правая рука к виску).
2 этап: Педагог вразброс дает команды, дети самостоятельно выполняют.
Упражнение № 4 - Игра «Танец аборигенов»
Цель: стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, повысить самооценку, развить танцевально-экспрессивные возможности.
Музыка: Афро-джаз. Темп быстрый.
Все становятся в круг.
1 этап. Педагог показывает базовые движения африканских танцев, дети пытаются повторить.
2 этап. Каждый ребенок, по очереди солирует в кругу с воображаемым копьем или бубном. Группа продолжает двигаться на месте. Каждый солист получает в подарок аплодисменты.
Упражнение №5 - Игра «Паруса»
Цель: Снизить эмоциональное возбуждение, восстановить дыхание, помочь ориентации в пространстве и развить умение чувствовать себя частью единого целого.
Музыка: спокойная инструментальная. Темп медленный.
Это упражнение на напряжение и расслабление.
Дети строятся в форме клина, изображая парусный корабль.
1 этап. По команде учителя: «поднять паруса», все поднимают руки в стороны, слегка отводя их назад, и замирают, стоя на полупальцах.
2 этап. По команде учителя: «спустить паруса» - опускают руки, приседая вниз.
3 этап. По команде: «попутный ветер» - группа двигается вперед, сохраняя форму клина корабля.
4 этап. По команде: «полный штиль» - все останавливаются.
Повторить 3-4 раза.
Упражнение №6 - Игра «Переправа»
Цель: Осознать свои танцевальные возможности, развить умение импровизировать, стимулировать творческое самовыражение.
Музыка: разные стили по ритму и темпу («барыня», «вальс», «реп», «латина», « полька», «джаз», и т.д.).
Дети располагаются на одной стороне зала.
Задача: переправится на другую сторону по одному человеку.
Каждый ребенок должен постараться придумать свой способ перемещения, используя свои танцевальные знания (различные шаги, прыжки, бег и т.д.)
После того как, все дети оказались на другой стороне зала, упражнение повторяется еще раз под другую музыку.
Упражнение №7 - Игра «Невесомость»
Цель: помочь ориентации в пространстве, исследовать возможность самопонимания и самосознания в предлагаемых обстоятельствах, развить групповое взаимопонимание и взаимодействие.
Музыка: спокойная «космическая», темп медленный.
1 вариант: Дети хаотично располагаются по залу и медленно перемещаются, изображая состояние невесомости.
2 вариант: Дети располагаются по кругу и изображают игру в волейбол в невесомости, посылая друг другу импульсы взглядом и медленными жестами во время «передачи мяча».
Педагог становится равноправным участником игры. И собственным примером.
Упражнение № 8 - Игра «Костер»
Цель: Стимулировать общение в парах, развить способность взаимопонимания и вхождения в контакт с партнером по танцу, расширить танцевально - экспрессивный репертуар.
Музыка: энергичная, темпераментная музыка разных стилей и жанров. Темп: быстрый или умеренно - быстрый.
Группа образует круг. Все садятся на пол, поджимая колени «по-турецки». Двое детей, у каждого из которых, в руках находиться красный платок, выходят в центр и импровизируя в дуэтном танце, вступая по желанию во взаимодействие, изображают пламя костра.
По сигналу учителя «языки пламени» (платки) передаются следующим участникам, и теперь они поддерживают костер, стараясь проявить фантазию и исполнить свой «танец огня», не похожий на предыдущий. Игра продолжается до тех пор, пока все не побывают в кругу.
Упражнение № 9 - Игра «Трансформер»
Цель: побудить участников к взаимодействию и взаимопониманию, развить чувство ориентации в пространстве.
Музыка: в качестве музыкального сопровождения игры используется ритм.
Педагог дает команды: построится в колонну, шеренгу, диагональ; сделать круг широкий, круг плотный, два круга, три круга; сделать круг в круге; встать по парам; встать по тройкам и т.д..
Таким образом, группа трансформируется, принимая различные фигуры и положения. При этом можно усложнить задание и перестраиваться маршем, подскоками, прыжками, кошачьим шагом и другими движениями. Выполняя задания за установленный промежуток времени (счет до пяти или до десяти).
Упражнение № 10 - Игра «Лебединое озеро»
Цель: Осознать свои танцевальные особенности и возможность самовыражения, развить умение импровизировать.
Музыка: различные вальсы, темп средний или умеренно-быстрый.
Дети располагаются по всему залу, принимая статичное положение (стоят , сложив «крылья» или приседают на корточки).
Педагог (в роли феи или волшебницы) поочередно дотрагивается волшебной палочкой до детей, каждый из которых исполняет сольный танец лебедя. При повторном касании «лебедь» замирает.
Список литературы
1. Преображенская-Николаенко Т. С. Авторская система пластики «Школа гармоничной Пластики и Танца» [Текст] / составитель Т. С. Преображенская-Николаенко // Журнал «Танец». - 1997. - № 1. – с. 5 – 10
2. Руднева, С., Фиш, Э. Музыкальное движение [Текст]: методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / С. Руднева, Э. Фиш. - СПб: 2000. – 176 с.
3. Станиславский, К. С. Работа актера над собой [Текст]: НР. соч./ К. С. Станиславский. – М.: 1989. – т. 2. – 100 с.
4. Дункан, А. Танец будущего. Моя жизнь [Текст] / А. Дункан. - Киев:
1989. – 98 с.
5. Кох, И. Э. Основы сценического движения [Текст] / И.Э. Кох. – Л-д:
1970. – 86 с.
6. Никитин, Н. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца. [Текст] / Н. Никитин. – М.: Издательский дом «Один из лучших», 2006. – 198 с.
7. Айседора, Гастроли в России [Текст]: Сб. статей / Айседора. - М.:
1992. – с. 15 – 25
8. Волконский, С. О естественных законах пластики. Из Н. Отклики театра [Текст] / С. Волконский. – Петроград: 1914. – 99 с.
9.Барышникова, Т. Азбука хореографии [Текст] / Т. Барышникова. – М.: Рольф, 2001. – 272 с.
10. Володина, О. В. Самоучитель клубных танцев: Funk, Trance, House [Текст] / О. В. Володина. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2005. – 155 с.
11. Фокин, М. Против течения [Текст] / М. Фокин. – Л-д: 1981. – 59 с.
12. Ваганова, А. Я. Основы классического танца. [Текст] / А. Я. Ваганова. – СПБ: Издательство «Лань», 2000. – 192 с.
13. Щетинин, М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой [Текст] / М.Н. Щетинин. – М.: Метафора, 2006. – 128с.
14. Добротворская, К. А. Стиль модерн и пластические поиски конца 19 – начала 20 века [Текст]: сб. научных трудов / К.А. Добротворская. – СПб: 1993. – 166 с.
15. Полетков, С. С. Основы современного танца [Текст] / С.С. Полетков. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2005. – 80 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ansambl_solnechnoe_assorti.docx | 167.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»
Проект танцевально-игровой ритмики для детей с ОВЗ «Солнечное ассорти»
Учитель физкультуры
ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»
Н.Б. Ефименко
Введение
Внеурочная деятельность включает в себя танцевально-игровую ритмику. У детей с ОВЗ наблюдается значительное отставание в физическом развитии, сопровождающиеся недостаточным развитием таких двигательных качеств, как точность, выносливость, гибкость, пластичность, ловкость, координация. Следует отметить, что дети с ОВЗ обладают достаточными компенсаторными возможностями, однако для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определенных условий, а также использование эффективных средств и методов педагогического воздействия. В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыки «Можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и неточные движения».
Актуальность
Кто из родителей не захочет видеть своего ребенка здоровым и гармонично развитым? А залог всех качеств, как известно, является всестороннее развитие и поэтому эти занятия не только НУЖНЫ, но и ПОЛЕЗНЫ!
Ритмика – является необходимым курсом для детей с ОВЗ. Преподавание ритмики необходимо для осуществления коррекции недостатков физического ипсихического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности, которая способствует общему разностороннему развитию школьников и преодолению отклонений. Сложные задачи стоят перед ними, связанные с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми посредством совместного участия в деятельности коллектива и школы. Танцевально-игровая ритмика является доступной, эффективной, эмоционально яркой, для детей с ОВЗ. Правильное развитие детей с ОВЗ оказывает положительное воздействие на формирование духовных качеств личности, развитие общих способностей (воли, выносливости, дисциплины, коммуникативности, памяти, мышления, способности ориентироваться в пространстве, координации движения).
Цель: развитие двигательно-моторной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья средствами танцевально-игровой ритмики, преодоление нарушений в развитии детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи: развитие и коррекция основных видов движений в сочетании со словом, серии движений, музыкально-ритмических движений. Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствования психомоторики. Развитие способности ориентироваться в пространстве. Развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.
Содержание работы
В школу приходят многие дети, не имеющие самой элементарной подготовки, имеют ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Одни неподвижны, скованны, медлительны, другие – разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе, имеют «косолапость» и плоскостопие ног, а также, имеют сопутствующие заболевания: ЗПР, ДЦП, гидроцефалия и др. У таких детей возникают трудности при выполнении некоторых упражнений, для преодоления которых требуется больше времени, чем для здоровых детей, и поэтому создаются все условия для коррекции недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей.
А теперь о самом главном – что такое ритмика, и какие существуют разделы, входящие в курс «Ритмика».
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело, способствуя правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается
кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
На занятиях ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках. Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно занятия ритмики наряду с
другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость, укрепляют здоровье. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На занятиях дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений. Занятия ритмикой положительно влияют на умственное
развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников.
Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания,
развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность.
Вначале с детьми проводятся бессюжетные подвижные игры, так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и условия сюжетной игры.
Содержанием работы на занятиях является музыкально - ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать, играть. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений.
Занятия танцевально-игровой ритмикой проводится по подгруппам, это позволяет более целенаправленно организовать свою работу, поскольку темп усвоения детьми с ОВЗ двигательных навыков различен и определяется степенью отклонений в развитии индивидуальными особенностями.
Условно занятия делится на три части (вводная часть, основная часть, заключительная часть включает в себя релаксационные упражнения). В структуру занятий включаются следующие разделы: «танцы»- формируются танцевальные движения у детей, «пластика» -используются упражнения направленные на развитие мышечной силы и гибкости детей, «пальчиковая гимнастика»- служит основой для развития мелкой моторики, «музыкально-подвижная игра»- применяются приемы имитации, подражания, «игры-путешествия»- включают в себя все виды подвижной деятельности , в данном разделе происходит закрепление умений и навыков, приобретенных раннее.
Данный проект рассчитан на детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в школьном возрасте (от 7 до 16 лет).
В данном проекте танец рассматривается как средство преодоления трудностей, связанных с ограничениями здоровья.
Цель:
Развить творческие способности детей с ОВЗ через включение их в танцевальную деятельность.
Задачи:
1. Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память, наличие ограничений, и т.д.
2. Сформировать творческие рабочие группы (с учетом возрастных и стартовых способностей, ограничений жизнедеятельности, а также притязаний детей).
3. Способствовать формированию комфортной обстановки в танцевальных группах через музыкальные танцевальные игры.
4. Включить детей в творческую деятельность через:
- сюжетный танец;
- эстрадный танец;
- элементарный бальный танец.
5. Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе детей (ключевая роль в танце, вербальное поощрение и т.д.).
6. Развивать творческие способности детей с ОВЗ в ходе работы над танцами.
7. Закрепить приобретенные умения посредством выступления на различных мероприятиях.
8. Формировать устойчивую мотивацию к самовыражению, как на сцене, так и в жизни путем стимулирования творческой активности.
9. Развивать коммуникативные способности детей через танцевальные игры.
10. Способствовать приобретению положительного социального опыта в процессе танцевальных занятий и творческой деятельности детей.
11. Развивать у детей с ОВЗ умение творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми (включая их в активную совместную деятельность по подготовке к мероприятиям).
12. Способствовать развитию индивидуальности и креативности.
Восприятие у детей с ОВЗ отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Эти дети в то же время с живым любопытством воспринимают окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные педагоги постепенно приучают детей с ОВЗ целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ подчинен воспитанию культуры внимания. Жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.
Память в этот период память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако дети с ОВЗ не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Податливость и известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется педагог, создают благоприятные предпосылки для формирования личности. Основы поведения детей с ОВЗ закладываются именно во время занятий, а роль в процессе социализации личности огромна.
Основные формы проведения занятий:
- танцевальные репетиции;
- игра;
- беседа;
- праздник.
Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности.
Методы:
- игровой;
- демонстрационный (метод показа);
- метод творческого взаимодействия;
- объяснительно-иллюстративный (наглядный, с использованием схематических элементарных партитур);
- метод наблюдения и подражания;
- метод упражнений;
- метод внутреннего слушания.
Метод показа.
Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.
Метод наглядности.
Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев, песен и др.), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемов, движений, картинок, игрушек и др.).
Игровой метод.
У детей младшего возраста игровой рефлекс доминирует, они лучше все воспринимают через игру. На музыкально-ритмических занятиях у детей формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности, связанных с музыкой: восприятие музыки, музыкально - ритмические движения (танцевальные и гимнастические движения, несложные композиции под музыку), инсценирование музыкальных сказок и т. п.
Коррекционная работа базируется на целенаправленном развитии у детей с ОВЗ восприятия музыки. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у них эмоциональной отзывчивости на музыку и формирование восприятия основных ее элементов.
Один из основных видов деятельности, это музыкально – ритмические движения. Дети с ОВЗ учатся выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку основные движения, например ходьбу, бег, прыжки, танцевальные упражнения, исполнять несложные танцевальных композиции.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 30-40 минут. Каждое занятие начинается и заканчивается 2-х – 3-х минутной релаксацией (в начале занятия, - настрой на урок, в конце, - снятие нагрузки). Формирование групп происходит после диагностики детей, в соответствии с уровнем способностей и возрастными особенностями. Основная форма проведения занятий – танцевальные репетиции.
Так как занятия проводятся с детьми с ограниченными возможностями здоровья, то первоначально педагог консультируется с медицинскими работниками относительно противопоказаний.
Занятия ритмикой с детьми с ОВЗ представляют собой не просто комплекс движений, помогающих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию движения и умения чувствовать ритм, но в первую очередь направлены на компенсацию ограничений в здоровье через творческую составляющую. Танец выполняет функцию психической и соматической релаксации, восстанавливает жизненную энергию ребенка с ОВЗ и его самоощущения как индивидуальности. Танец способствует более успешной адаптации детей с ОВЗ в среде сверстников.
Особенности освоения танцев детьми с различными проблемами.
Учитывая особенности ребенка, имеющего проблемы общения, мы сначала пассивно погружаем его в атмосферу танца, давая ему возможность со стороны наблюдать за действиями детей, т.е. принять новый стереотип поведения. Иногда он сам сразу же встает в круг под впечатлением общего движения, ритма, музыки, иногда - через определенное время. Последовательность ритмических движений и танцев, а так же состав детей должны из раза в раз сохраняться одними и теми же.
В каждой группе детей с ОВЗ есть ребенок, который постоянно стремится подчинить себе всех и всё окружающее (стремится "завладеть всем пространством"). Четко выстроенная структура танца (ритм, рисунок, программа) постепенно "подчиняет" себе этого ребенка. Как правило, такой ребенок вначале очень сопротивляется вхождению в атмосферу танца или все время стремится сломать рисунок танца. Но если атмосфера достаточно сильна, музыка и движения правильно подобраны, общее действие и ритм оказывают "магическое" действие. Такому ребенку можно поставить условие: или танцуй со всеми и делай все, как требуется, или выходи из круга.
Расторможенного ребенка (очень быстро от всего пресыщается) можно сразу ввести в атмосферу танца (т.к. он готов все принимать, но не знает, что дальше с этим делать), его обязательно нужно хвалить, ставить в пример. Важно уловить момент "пресыщения" и в это время или позволить ему пассивно передвигаться в кругу, или сказать: "Ты устал, посиди немного». Через какое-то время можно снова ввести его в танец. Постепенно момент пресыщения будет оттягиваться по времени от начала занятий.
Заторможенный "спящий" ребенок, очень пассивный. Атмосфера танца способствует его пробуждению. Постепенно от пассивного передвижения он переходит к активному ("всплески") и опять уходит в себя. Такого ребенка нужно постоянно одергивать, подталкивая нужную ногу или руку.
Вовлечение в танцы детей с нарушениями интеллектуального и речевого развития.
Для детей с глубокими нарушениями умственного и речевого развития очень значимой является эмоциональная окраска танца, возможность совместных общих сильных переживаний. Они начинают активно общаться с партнерами, произносят звуки и слоги, которые от них редко можно услышать, переживают радостное волнение, часто помогают и поправляют друг друга в отдельных движениях.
Очень осторожно надо использовать танцы для детей с эпилепсией: здесь присутствуют такие факторы риска как ритмизация, повторы, кружения, бег хороводом, сильные эмоциональные переживания и т.д. Можно чередовать танцы и отдых (включать ребенка не во все танцы); предпочтительны медленные, спокойные танцы, парные танцы. В любом случае необходимо внимательно отслеживать состояние такого ребенка в течение танца.
Для детей с дизартрией характерны затруднения при выполнении физических упражнений и танцев. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.
Среди музыкально ритмических движений большое место занимают музыкально - ритмические упражнения. Дети с речевыми нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки), не говоря уже об их разновидностях (устремленная или пружинная ходьба, широкий или высокий бег, поскоки и т.д.). Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.
В музыкальном воспитании детей с речевыми проблемами используются следующие упражнения:
- на освоение основных движений (ходьба, бег, прыжки и т.д.);
- на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов;
- на развитие ориентировки в пространстве;
- в танцевальных и плясовых движениях.
Помимо этого, используется ряд других упражнений, а именно:
- активизирующих внимание;
- развивающих мелкую моторику;
- формирующих музыкально-ритмическое чувство и т.д.
Упражнения, направленные на коррекции стоп, состоят из различных видов ходьбы на полупальцах, на пятках, на внутренней и внешней стороне стопы. Перекаты с пятки на носок следует выполнять на всей ступне, создавая при этом для пальцев дополнительную работу.
Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные.
Парные танцы использовать довольно сложно: они требуют координации движений партнеров в парах, а дети с ОВЗ часто выполняют такие движения каждый в своем темпе. И все же отказаться от них нельзя, так как правильно подобранный танец может многому научить: развить внимание, ориентировку в пространстве, чувство ритма, координацию движений, а еще – механизм подстройки движений к музыке и к движениям партнера. Обычно в пару к ребенку с дизартрией ставятся дети, имеющие хорошее чувство ритма.
Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушением речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивать темп движения: а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т.е. гораздо чаще, чем другие виды танцев. При выборе танцев с пением и хороводов необходимо учитывать навыки детей в пении и движении для того, чтобы, выучив песню и разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что дает наибольший коррекционный эффект.
Использование сюжетных, национальных, характерных танцев зависит от состава группы и двигательных умений детей. Эти танцы обычно исполняются небольшой группой детей или даже индивидуально, а значит, легче решить, кому из детей удобнее их исполнять.
Творчество в музыкальном воспитании предполагает развитие у детей творческого воображения, творческой активности, способности к импровизации в пении, музыкально-ритмических движениях. Благодаря занятиям по развитию творческих способностей многие, раскрывая свой потенциал, становятся более уверенными и активными.
На музыкально-ритмических занятиях большое внимание уделяется развитию воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение детей к творчеству, импровизации, и инициативе.
Танцы - идеальная тренировка для детей с нарушением осанки. Все они отлично укрепляют мышцы. Без сильной и "правильной" спины занятия просто невозможны; ни один преподаватель не позволит ребенку сутулиться, а значит, ему придется "держать спину". Еще танцы развивают творческие способности ребенка и дают свободу, которой нет в спорте.
Физическое развитие – одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально – ритмические занятия. У детей формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация. Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно - сосудистой систем, развивается сила мышц, подвижность суставов, а также умение преодолевать трудности, закалять волю. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. Поэтому обучение детей гимнастическим и танцевальным упражнениям под музыку, несложным композициям, развитие двигательных способностей детей является одним из основных условий развития.
Танцевальный репертуар:
Сюжетные танцы:
«Шутка»
«Мухоморы»
«У самовара»
«Мы маленькие дети»
«Каникулы»
«Летят листочки»
«Гусары»
«Платье в горошек» и т.д.
Танцы с предметом:
«Танцующие под дождем» (зонтики)
«По барабану» (бутылки)
«День без выстрела» (ткань)
«Дари добро» (мягкие игрушки)
«Огонь и вода» (ленты атласные)
«Французская полька» (ленты атласные)
«Оладушки» (ложки)
«Русский сувенир» (платки)
Народные танцы:
«Русский - лирический»
«Валенки»
«На Ивана на Купала»
«Кадриль»
«Цыганочка» тт.д.
Детские танцы:
«Банана мама»
«Солнышко»
«Я рисую речку»
«2 гуся»
«Божья коровка»
«Снеговики»
«Снежинки» и т.д.
Бальные танцы
«Вальс»
«Менуэт»
«Рок-н-ролл»
Современные танцы:
«Эстрадные танцы» (в стиле хип- хоп, тектоник и т.д.)
Комплекс танцевально – игровых упражнений:
Упражнение №1 - Игра «Зеркальный танец»
Цель: Разогреть тело, разбудить эмоции, снять мышечные зажимы и настроить на работу.
Музыка: любая ритмичная, темп средний.
Дети садятся на пол или на стулья, расположенные полукругом. Педагог сидит в центре зала и показывает разные движения для всех частей тела, давая установку: «танцует правая нога», «танцует левая нога», «смотрим по сторонам» (упражнение для головы), «удивляемся» (упражнение для плеч), «ловим комара» (хлопок под коленом), «притаптываем землю» (притопы) и т.д. По команде «танцует всё» - в работу включаются все части тела (повторяется 3-4 раза).
Игра проводиться в начале занятия и является частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.
Упражнение №2 - Игра «Цепочка»
Цель: Исследовать возможность вхождения в контакт и взаимодействие в группе.
Музыка: ритмичная, темп умеренно-быстрый
Дети становятся в колонну и двигаются змейкой. Их руки находятся в постоянном сцеплении, которое по команде ведущего принимает разные формы: руки на плечи, на пояс, накрест, за руки, под руки и т. д.
При этом ведущий меняет предлагаемые обстоятельства: «двигаемся по узкой тропинке на носочках», «идем по болоту - ступаем осторожно», «перешагиваем лужи» и др.
Упражнение №3 - Игра «Матросы»
Цель: Развить координацию, снять напряжение, отработка движений.
Музыка: мелодия «Яблочко», темп умеренно-быстрый.
Игра построена на основных движения танца «Яблочко». Все строятся в две шеренги.
1 этап: Педагог дает команду и показывает, что нужно делать, участники повторяют:
«маршируем» (марш на месте с высокоподнятым коленом);
«смотрим вдаль» (наклоны в стороны, кисти рук изображают бинокль);
«тянем канат» (на «раз, два» - выпад на правую ногу в сторону, руки изображают захват каната, на «три, четыре» – переносим тяжесть тела на левую ногу и тянем к себе канат);
«лезем на мачту» (подскоки на месте, руки имитируют подъем по веревочной лестнице);
«смирно!» (подъем на полупальцы: вверх, вниз, правая рука к виску).
2 этап: Педагог вразброс дает команды, дети самостоятельно выполняют.
Упражнение № 4 - Игра «Танец аборигенов»
Цель: стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, повысить самооценку, развить танцевально-экспрессивные возможности.
Музыка: Афро-джаз. Темп быстрый.
Все становятся в круг.
1 этап. Педагог показывает базовые движения африканских танцев, дети пытаются повторить.
2 этап. Каждый ребенок, по очереди солирует в кругу с воображаемым копьем или бубном. Группа продолжает двигаться на месте. Каждый солист получает в подарок аплодисменты.
Упражнение №5 - Игра «Паруса»
Цель: Снизить эмоциональное возбуждение, восстановить дыхание, помочь ориентации в пространстве и развить умение чувствовать себя частью единого целого.
Музыка: спокойная инструментальная. Темп медленный.
Это упражнение на напряжение и расслабление.
Дети строятся в форме клина, изображая парусный корабль.
1 этап. По команде учителя: «поднять паруса», все поднимают руки в стороны, слегка отводя их назад, и замирают, стоя на полупальцах.
2 этап. По команде учителя: «спустить паруса» - опускают руки, приседая вниз.
3 этап. По команде: «попутный ветер» - группа двигается вперед, сохраняя форму клина корабля.
4 этап. По команде: «полный штиль» - все останавливаются.
Повторить 3-4 раза.
Упражнение №6 - Игра «Переправа»
Цель: Осознать свои танцевальные возможности, развить умение импровизировать, стимулировать творческое самовыражение.
Музыка: разные стили по ритму и темпу («барыня», «вальс», «реп», «латина», « полька», «джаз», и т.д.).
Дети располагаются на одной стороне зала.
Задача: переправится на другую сторону по одному человеку.
Каждый ребенок должен постараться придумать свой способ перемещения, используя свои танцевальные знания (различные шаги, прыжки, бег и т.д.)
После того как, все дети оказались на другой стороне зала, упражнение повторяется еще раз под другую музыку.
Упражнение №7 - Игра «Невесомость»
Цель: помочь ориентации в пространстве, исследовать возможность самопонимания и самосознания в предлагаемых обстоятельствах, развить групповое взаимопонимание и взаимодействие.
Музыка: спокойная «космическая», темп медленный.
1 вариант: Дети хаотично располагаются по залу и медленно перемещаются, изображая состояние невесомости.
2 вариант: Дети располагаются по кругу и изображают игру в волейбол в невесомости, посылая друг другу импульсы взглядом и медленными жестами во время «передачи мяча».
Педагог становится равноправным участником игры. И собственным примером.
Упражнение № 8 - Игра «Костер»
Цель: Стимулировать общение в парах, развить способность взаимопонимания и вхождения в контакт с партнером по танцу, расширить танцевально - экспрессивный репертуар.
Музыка: энергичная, темпераментная музыка разных стилей и жанров. Темп: быстрый или умеренно - быстрый.
Группа образует круг. Все садятся на пол, поджимая колени «по-турецки». Двое детей, у каждого из которых, в руках находиться красный платок, выходят в центр и импровизируя в дуэтном танце, вступая по желанию во взаимодействие, изображают пламя костра.
По сигналу учителя «языки пламени» (платки) передаются следующим участникам, и теперь они поддерживают костер, стараясь проявить фантазию и исполнить свой «танец огня», не похожий на предыдущий. Игра продолжается до тех пор, пока все не побывают в кругу.
Упражнение № 9 - Игра «Трансформер»
Цель: побудить участников к взаимодействию и взаимопониманию, развить чувство ориентации в пространстве.
Музыка: в качестве музыкального сопровождения игры используется ритм.
Педагог дает команды: построится в колонну, шеренгу, диагональ; сделать круг широкий, круг плотный, два круга, три круга; сделать круг в круге; встать по парам; встать по тройкам и т.д..
Таким образом, группа трансформируется, принимая различные фигуры и положения. При этом можно усложнить задание и перестраиваться маршем, подскоками, прыжками, кошачьим шагом и другими движениями. Выполняя задания за установленный промежуток времени (счет до пяти или до десяти).
Упражнение № 10 - Игра «Лебединое озеро»
Цель: Осознать свои танцевальные особенности и возможность самовыражения, развить умение импровизировать.
Музыка: различные вальсы, темп средний или умеренно-быстрый.
Дети располагаются по всему залу, принимая статичное положение (стоят , сложив «крылья» или приседают на корточки).
Педагог (в роли феи или волшебницы) поочередно дотрагивается волшебной палочкой до детей, каждый из которых исполняет сольный танец лебедя. При повторном касании «лебедь» замирает.
Список литературы
1. Преображенская-Николаенко Т. С. Авторская система пластики «Школа гармоничной Пластики и Танца» [Текст] / составитель Т. С. Преображенская-Николаенко // Журнал «Танец». - 1997. - № 1. – с. 5 – 10
2. Руднева, С., Фиш, Э. Музыкальное движение [Текст]: методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / С. Руднева, Э. Фиш. - СПб: 2000. – 176 с.
3. Станиславский, К. С. Работа актера над собой [Текст]: НР. соч./ К. С. Станиславский. – М.: 1989. – т. 2. – 100 с.
4. Дункан, А. Танец будущего. Моя жизнь [Текст] / А. Дункан. - Киев:
1989. – 98 с.
5. Кох, И. Э. Основы сценического движения [Текст] / И.Э. Кох. – Л-д:
1970. – 86 с.
6. Никитин, Н. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца. [Текст] / Н. Никитин. – М.: Издательский дом «Один из лучших», 2006. – 198 с.
7. Айседора, Гастроли в России [Текст]: Сб. статей / Айседора. - М.:
1992. – с. 15 – 25
8. Волконский, С. О естественных законах пластики. Из Н. Отклики театра [Текст] / С. Волконский. – Петроград: 1914. – 99 с.
9.Барышникова, Т. Азбука хореографии [Текст] / Т. Барышникова. – М.: Рольф, 2001. – 272 с.
10. Володина, О. В. Самоучитель клубных танцев: Funk, Trance, House [Текст] / О. В. Володина. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2005. – 155 с.
11. Фокин, М. Против течения [Текст] / М. Фокин. – Л-д: 1981. – 59 с.
12. Ваганова, А. Я. Основы классического танца. [Текст] / А. Я. Ваганова. – СПБ: Издательство «Лань», 2000. – 192 с.
13. Щетинин, М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой [Текст] / М.Н. Щетинин. – М.: Метафора, 2006. – 128с.
14. Добротворская, К. А. Стиль модерн и пластические поиски конца 19 – начала 20 века [Текст]: сб. научных трудов / К.А. Добротворская. – СПб: 1993. – 166 с.
15. Полетков, С. С. Основы современного танца [Текст] / С.С. Полетков. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2005. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по танцевально-игровой деятельности"Танцуем,играя!""
В рамках работы по самообразованию и с целью организации более качественной работы с детьми дошкольного возраста,мною разразработан проект модифицированной образовательной прог...
Пример проведения урока ритмики для детей 5-6 лет для педагогов дополнительного образования детей.
В данном материале можно ознакомиться с планом проведения урока хореографии для детей 5-6 лет, а так же воспользоваться предоставленным материалом и рекомендациями при создании своего урока. Это темат...
Танцевально-игровое занятие для детей младшей группы по теме: «ВОЛШЕБНЫЙ ЦИРК»
Танцевально-игровое занятие для детей младшей группы по теме: «ВОЛШЕБНЫЙ ЦИРК» Цель занятия: развивать и укреплять все группы мышц, принимающих участие в развитии правильной оса...
Танцевально - игровая ритмика
Танцевально-игровая ритмика является доступной, эффективной, эмоционально яркой, для детей с ОВЗ....
Конспект открытого урока ритмики для детей первого года обучения (первое полугодие). Тема урока: «Веселое путешествие в страну ритмики»
Тема урока: «Веселое путешествие в страну Ритмика»Тип урока: обобщение и закреплениеВид урока: урок - путешествиеЦель занятия: в игровой форме закрепить знания, умения ...
Танцевально-игровая гимнастика с предметами (гимнастическая палка) для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Уникальность, своеобразие, эксклюзивность в упражнениях с палкой состоит в том, что, развивая силу рук, ног, пресса, шлифуем координацию, ловкость, формируем пространственное чувство и равновесие, укр...
Методическая разработка на тему Танцевально-игровая гимнастика с предметами для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Методическая разработка на тему Танцевально-игровая гимнастика с предметами для детей дошкольного и младшего школьного возраста...