Дидактика спортивных игр.
статья по физкультуре

Прокудин Виктор Николаевич

Игровая деятельность — естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным в самой природе ребенка, его неуемной потребности в активных движениях, жизнерадостных жестах, звуках, мимике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didaktika_sportivnyh_igr.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактика спортивных игр.

Особая важность использования игр в системе воспитания физической культуры личности выдвигает задачу их массового изучения. В первую очередь необходимо правильно организовать процесс обучения, основанного на обобщении научных данных и разнообразного научного опыта. Все эти знания аккумулирует в себе дидактика игр, как самостоятельная область спортивной педагогики.

Дидактику игр следует понимать как социальную систему, суть  которой составляет взаимодействие преподавателя и ученика в процессе использования педагогических средств, направленных на появление необходимых изменений в поведении играющих, обеспечивающих улучшение качества их игровой деятельности.

Обучение игровой деятельности – это открытый дидактический процесс, имеющий цель овладение содержанием игр – техникой, практикой и правилами игры – и развитие игровых способностей.

 К счастью, сегодня существуют методики, позволяющие заинтересовать и привлечь к спорту и детей. «Спортивная игровая дидактика» — одна из самых занимательных разработок, и принцип ее прост и понятен всем: если обычные физические упражнения становятся игровыми, они особенно привлекательны для детей и дарят им ощущение радости и успеха.

Игровая деятельность — естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным в самой природе ребенка, его неуемной потребности в активных движениях, жизнерадостных жестах, звуках, мимике.

Преимущество «игровой дидактики» перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, непроизвольно стимулирует двигательную активность ребенка, в игре используются естественные движения большей частью в развлекательной, ненавязчивой форме.

Содержание «игровой дидактики» составляют:

— физические упражнения,

— игры для формирования навыков движения и развития двигательных способностей.

Все упражнения и игры объединены в большие содержательные блоки. Постепенно, переходя от блока к блоку, ребенок учится познавать свое физическое и психическое «Я», приобщается к традиционной детской игровой культуре, осваивает основные жизненно необходимые двигательные умения.

Обучение игровой деятельности осуществляется совокупностью различных методов, в которой находит свое отражение сложность этого вида деятельности.

На практике используются несколько методических  подходов соревновательного метода:

- выполнение соревновательным методом подготовительных упражнений с установкой на превышение параметров тренировочной нагрузки (тренировочное состязание на предельное число повторений упражнения и т. п.);

- состязание в выполнении эпизодически вводимых заданий, не требующих специальной подготовки, но требующих психической мобилизации (например, состязания в быстроте освоения с ходу новых форм движения или необычных сочетаний освоенных ранее элементов);

- введение в качестве предмета состязания частично видоизмененных форм основного упражнения (метание утяжеленного снаряда, бег на дистанциях, смежных с основной соревновательной дистанцией, и др.);

- «смещение» соревновательной установки с акцентом преимущественно на качественную сторону упражнений.

Исключительно велико значение соревновательного метода в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативы, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладании и др.

Для воспитания личности средствами физкультуры и спорта широко используются игровой и соревновательный методы. При этом использование игрового метода более оправданно для детей, а соревновательного — для старших школьников и взрослых.

Игры и соревнования удовлетворяют потребности в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении.

В игровом методе присутствуют предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, находчивости, самостоятельности, инициативности, выносливости в усложненных условиях. Он является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. В игре проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы.

Главная черта соревновательного метода — сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества или борьбы за первенство. Соревнование является способом организации и стимулирования деятельности в различных сферах жизни — в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т. д.

Значение соревновательного метода в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативы, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладании и т.п. очень велико. Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать проявлению как положительных, так и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.

Таким образом, роль спорта и физкультуры в формировании личности состоит в том, что сложные условия, необходимость преодолеть трудности заставляют человека проявлять волевые качества, преодолевать себя, а по мере их развития и закрепления эти качества генерализуются — переносятся на внеспортивную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактика п русскому языку

тексты для КАТ на основе  преданий УНТ...

Система принципов дидактики

Принципы обучения возникли на том этапе педагогической науки, когда она стала заниматься систематизированием огромного опыта педагогической практики, обобщением эмпирических факторов успешного обучени...

Система принципов дидактики

Принципы обучения возникли на том этапе педагогической науки, когда она стала заниматься систематизированием огромного опыта педагогической практики, обобщением эмпирических факторов успешного обучени...

Теоретическая работа "Дидактика и методика уроков иностранного языка на немецком языке"

Исследовательская работа методов и приёмов по обучению немецкому языку, развитию навыков аудирования, чтения говорения. Формы презентации  речевых упражнений по всем видам речевой деятельности....

Приложения 2-4 "Упражнения по всем видам речевой деятельности и ситуации для развития навыков говорения " к теоретической работе" Дидактика и методика уроков иностранного языка"

В Приложениях 2-4 представлены упражнения   по видам речевой деятельности: чтению, аудированию, грамматике и лексике; речевые ситуации для развития лексических навыков и навыков устной речи,...

Дәресләрдә уеннар, күрсәтмә Һәм дидактик материаллар куллану

Дәресләрдә уеннар, күрсәтмә Һәм дидактик материаллар куллану...

Дидактик материалдар һәм контроль эштәр йыйылмаһы

Башҡорт теле һәм әҙәбиәте уҡыусыларына ярҙамға...