Разработка внеурочного мероприятия «Однодневный турпоход»
план-конспект занятия по физкультуре (5, 6 класс)

Cеврунова Галина Александровна

Данная разработка направлена на формирование туристических навыков и подготовку к выполнению нормативов и требований комплекса ГТО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_meropriyatiya_odnodnevnyy_turpohod.docx39.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Абакана «Средняя общеобразовательная школа №3»

«Однодневный турпоход»

для  внеурочной деятельности

учитель физической культуры

 Севрунова  Галина Александровна

                                           2016 – 2017 учебный год

Тема: «Однодневный турпоход»

Цель:

Формирование туристических навыков.

Подготовка к выполнению нормативов и требований комплекса ГТО.

Задачи:

  • Содействовать развитию туристической культуры
  • Популизация  здорового образа жизни и активного отдыха
  • Воспитывать любовь к родной природе

Место проведения: лесополоса у реки

Время проведения: 8 часов.

Участники: группы 5 -6 кл., классные  руководители

Инвентарь: палатка, котелки, рюкзаки, топоры, ножи, компасы, флажки, мячи волейбольные и футбольные, веревки, продукты питания, индивидуальное снаряжение, аптечка,

 Подготовительная часть.

1. Инструктаж по технике безопасности в походе. Провести инструкцию по охране жизни и здоровья детей при проведении похода.

Инструкция:

Нельзя уходить без предупреждения взрослых.

При появлении любых признаков заболеваний школьники должны сказать об этом взрослым.
Охапки хвороста лучше связывать верёвкой и переносить за спиной.
Нельзя перерубать топором толстые ветви и сучья поперёк, лучше отпилить.
Нельзя рубить ветки на камнях или когда ветка опирается на другие ветви, потому что топор может отскочить.
Пилы и топоры должны храниться в определённом, хорошо просматриваемом месте, они нуждаются в регулярной проверке и текущем ремонте.
Дежурный по кухне должен быть в обуви и брюках и иметь костровые рукавицы.
Во время приготовления и раздачи пищи рядом с костром могут находиться только дежурные.
Нельзя пищу заносить в палатку, оставлять остатки чая и пищи в открытой посуде - это привлекает пчёл и ос.
Все работы, связанные с огнём, проводятся в специально оборудованном месте.
Нельзя сидеть и лежать на земле, лучше - на туристическом коврике или бревне.
Нельзя отставать и забегать вперёд руководителя..
Необходима жёсткая дисциплина, распоряжения руководителя, старшего по группе и дежурного выполняются беспрекословно.

Приготовить аптечку: йод, зеленка, бинт, вата, спирт, жгут.

   

Оборудование:

1. Салфетки, полотенце

2. Клеенка, покрывало.

3. Фотоаппарат.

4. Свисток, мячи, кегли

5. Часы.

6. Бумага, спички, нож, топорик

Сценарий  похода:

Руководитель:

Итак, постройтесь, друзья.

В поход отправляться уже нам пора.

Дорожка эта не легка,

Схема – карта поможет дойти нам туда.

Ждут нас, ребята, чудеса!

Что ж, все готовы? В путь, детвора!

Проведение беседы с детьми: о маршруте, длительности похода, об одежде и еде, о программном содержании.

Рассмотрев  предварительно направление движения по карте-схеме дети вместе с руководителями отправляются в путь, рюкзаки – у детей на плече. По пути сбавляется темп движения и детям дается возможность понаблюдать за природой. Ребята идут спокойно в среднем темпе. По ходу движения  дети берут  листы с буквами и по месту прибытия складывают получившееся слово или словосочетание. Затем группа приходит в обозначенное место, готовятся к привалу.

Итак  наконец мы добрались до нашей точки. Поздравляем, что справились с первым заданием и собрали всё слово целиком! Но прежде чем мы начнём наши конкурсы и состязания давайте вспомним о правилах поведения на природе (демонстрация картинок со знаками, дети комментируют).

Первая эстафета на скорость и ловкость   «Бег в шляпе».

Каждой команде выдается бумажная шляпа. Вы должны пробежать 100 метров и так же вернуться обратно. Шляпу держать руками запрещается. Если шляпа с вас слетает, вы возвращаетесь на то место, где она с вас слетела. Чья команда первая прибежит, та и победила.
Вторая эстафета на точность и координацию «Забрось в корзинку»

На ветку дерева или куст необходимо повесить корзинку для грибов. Корзинка вешается на высоте метра над землей. Задача детей — с определенного расстояния попасть в корзинку мячом.

«Передатчик»

Без помощи рук команды на скорость передают палочку длиной 25-30 см. так, чтобы она обязательно находилась под левой рукой.

Следующий конкурс будет посложнее. Но прежде чем к нему приступить, нам необходимо запомнить и научиться распознавать стороны света: север, юг, восток, запад. Итак, слушаем внимательно! С какой стороны солнце всходит по утрам? (дети показывают) правильно там всегда будет восток. Восток всегда будет в правой руке! Встали правым боком к востоку. Молодцы! Дальше, уже легче. Впереди север, сзади юг, слева запад. Солнце всегда встаёт на востоке, а заходит на западе! Повторяем, там, где встаёт солнце восток, в правой руке, запад в левой где всегда закат, север впереди, юг сзади.

Закрепим наши познания в новом конкурсе под названием          «Ориентирование»

На земле чертится два круга, в которые по очереди встают игроки команд (начиная с первой пары). Ведущий называет сторону света, оба участника должны одновременно повернуться в соответствующую сторону. Как только один из пары ошибается, очко даётся команде второго участника, а в круг вызываются следующее игроки.  Все мы умеем делать «бумажные самолётики». Сейчас каждый возьмёт по листу и сделает себе такой самолётик (дети начинают мастерить). По завершению не забудьте подписать имя  конструктора  то есть своё имя. Готовы? Молодцы! А сейчас проверим ваши «истребители» на дальность полёта. На земле чертится прямая длинная линия, дети встают в одну шеренгу, интервал 1,5 метра. По сигналу ведущего все пускают свои самолётики в полёт. Даётся несколько попыток. Выигрывает тот, чей самолётик улетел дальше всех. Выигравшему ученику достаётся приз. Готовы? «ПУСК!!!»

Купание на реке (напомнить о технике безопасности).

На пляжах и в местах массового отдыха запрещается:

  • купаться в местах, не отведенных для купания;
  • прыгать с не приспособленных для этих целей сооружений в воду;
  • не хватать друг друга за руки и ноги во время игр на воде;
  • не умеющим плавать купаться только в специально оборудованных местах глубиной не более 1,2 метра;
  • приводить на пляж и купать собак и других животных;
  • плавать на досках, бревнах и других, не приспособленных для этого средствах (предметах);
  • загрязнять и засорять поверхность и берега водных объектов общего пользования
  • играть с мячом и в спортивные игры в не отведенных для этих целей местах, а также допускать на водных объектах неприемлемые действия, связанные с нырянием и захватом купающихся;
  • прыгать в лодку и нырять с лодки;
  • долго купаться в холодной воде.

И самое главное:

  • не допускайте грубых игр на воде: нельзя подныривать под плывущего человека, «топить» его, подавать ложные сигналы о помощи и т.п.;
  • купание детей должно проходить под присмотром взрослых, которые хорошо умеют плавать. Не оставляйте малышей одних возле воды. 
  • купаться следует только в специально оборудованных местах;

на природе за городом место для купания нужно выбирать там, где чистая вода, ровное дно, нет сильного течения.

Пикник.

Привал. Приготовление еды.

Провести технику безопасности при разведении костра.

Правила предосторожности при разведении костра:

Прежде, чем разжигать костер в лесу, Необходимо окопать выбранное для костра место, убрать на расстояние не менее 10 метров находящийся вблизи будущего костра мусор, сухую траву. Дети ищут подходящее место, подготавливают дрова (в растопку идут самолётики из предыдущей игры).

Гасят костер после приготовления пищи, обогрева или ночлега, заливая кострище водой и вороша угли до тех пор, пока не перестанут дымить и шипеть (наглядно продемонстрировать).

Нельзя бросать горящие спички.

В сухой и жаркий период костры следует разводить вблизи воды. Перед разведением костра необходимо снять с земли растительный слой. При уходе костер гасят, заливают водой и засыпают землей. 

Во время еды проводится викторина о природе (некоторые ответы комментировать, при необходимости задавать наводящие вопросы).

Какой хищник любит малину? (Медведь)

Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (жирным. Жир греет и питает спящего медведя)

Что означает пословица «Волка ноги кормят»? (Волк стережет свою добычу в засаде, а догоняет ее бегом)

Какой лесной житель сушит на деревьях грибы? (Белка)

Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Про змей. При линьке они сбрасывают старую кожу)

Всегда ли рак движется назад? (Плавает рак задом, но к пище всегда устремляется вперед)

Какая из птиц, живущих в наших краях, летает; быстрее всех? (Стриж).

Птенцы какой птицы никогда не видели своей матери? (Птенцы кукушки. Она подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц).

Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет)

Где у кузнечика уши? (Орган слуха у кузнечика помещается в голенях передней пары, ног)

Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (многие насекомые, например бабочка: яичко, гусеница, очка)

Растут ли деревья зимой? (Нет)

Листья, каких деревьев осенью краснеют? (Ряби-осины, клена)

Что делают мелкие птички, когда днем заметят сову? (Собираются стаями, кричат и кидаются на сову, пока ее не прогонят)

Как паук узнает, что к нему в паутину попалась добыча? (Попавшая в паутину муха трясет паутину, и паук чувствует движение нитей паутины)

У какой рыбы нет чешуи? (У сома)

Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы - у них нет век, змеи — у них веки срослись)

Почему ласточки перед дождем летают низко? (Они летают за насекомыми, которых холодный воздух прибивает к земле)

Куда зайцу бежать удобнее, в гору или с горы? (В гору. У зайца передние ноги короткие, а задние длинные, поэтому в гору заяц бежит легко, а с отвесной горы летит кубарем через голову)

Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)

Спортивные и подвижные командные игры

Отдохнув, участники опять могут играть в подвижные и спортивные игры. Можно провести футбольный матч (2 тайма по 6-8 минут, с перерывом на отдых).

Отлично! Поздравляем победителей и лучших бомбардиров!

Прежде чем перейдём к следующим конкурсам и эстафетам давайте узнаем или может быть вспомним, какие опасности могут нас ожидать на открытом палящим солнце. Рассказать детям о признаках и первых симптомах солнечного и теплового удара. Оказания первой медицинской помощи при тепловом или солнечном ударе.

Игра «Не сходя с места»

Участники становятся в круг. По кругу с всё более нарастающим темпом передается мяч. При этом игроки должны стоять на одном месте. Если кто-либо из игроков роняет мяч, он выбывает из игры и покидает круг. Таким образом, расстояние между игроками все больше увеличивается. Выигрывает участник, последним оставшийся в игре (в зависимости от количества играющи

Мяч в кругу

Игроки образуют круг. Водящий с мячом — в центре круга. Водящий пытается выбить (ногами) мяч из круга. А игроки мешают ему сделать это, отбивая мяч. Если водящему все же удается выбить мяч из круга, новым водящим становится игрок, пропустивший мяч, а прежний водящий занимает его место.

Игроки в кругу должны стаять друг от друга на расстоянии не менее вытянутой руки.

Для игры можно выбрать не одного, а 2—3 водящих. При этом игра может проводиться как с одним, так и с двумя мячами.

А сейчас настало время проверить, как хорошо вы знаете растительный и животный мир (флору и фауну). Задание следующее: одной команде необходимо назвать животных на букву «Б», другой команде растения на эту же букву. Игра продолжается до тех пор, пока у одной из команд не закончатся версии. Затем наоборот и меняется буква.

Последняя игра называется «словесный волейбол». Мяч перебрасывается через центр круга. При этом игрок называет слово, существительное. Тот, кто ловит мяч, одновременно добавляет по смыслу глагол или прилагательное. Например: птица – летит. Кто говорит бессмыслицу, тот выходит из игры.

Путь домой

Руководитель:

Ну, что же, детвора,

Отправляться нам пора.

Спасибо вам за веселье, игры и угощенье.      

Сборы в дорогу (затушить костер, убрать чисто место стоянки, проверить рюкзаки).

Дети и взрослые прощаются и отправляются домой.

Чтобы путь домой для уставших путешественников был веселым, по дороге устроить песенный конкурс или спеть какую-нибудь песню. Сочинять песню можно по очереди. Идущий впереди поет первую строчку, следующий участник поет вторую строчку в рифму к первой и т. д.

Что необходимо для похода.

  1. МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

на однодневный поход выдан туристскому отряду МБОУ СОШ№3

На поход по маршруту:

ППЭТ (уч. комплекс №1) - ж/д мост – ППЭТ (уч. комплекс №1)

Руководители: Сметанин В.Ф., Нагаев В.Н., Афиногентова И.В., Гаевая М.И., Сосунов Ю.А

СОСТАВ ОТРЯДА

№ п/п

Фамилия, имя

Группа

Общественная обязанность в туристском отряде

Карта

ПЛАН-МАРШРУТ ПОХОДА

Путевые отметки проставляются в начальном, конечном и основных промежуточных пунктах маршрута (на поворотных точках трассы маршрута и в местах ночлегов).

Дата

Пункты переходов

Км

Способ передвижения

Путевые отметки

5

пешком

План-маршрут похода утверждаю:

Заместитель директора по учебной работе

Черткова Н.В.  «5» сентября 2016 г.

Члены туристского отряда прошли медицинский осмотр, ознакомлены с санитарно-эпидемиологическими требованиями при организации похода.

Медработник  МБОУ СОШ №3»

Участники похода ознакомлены

С ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ, ПУТЕШЕСТВИЙ И ЭКСКУРСИЙ.

Состав отряда в количестве _________________ человек

и руководители группы:

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ№3    Федорковская С.В.

М.П

ИТОГИ ПОХОДА

Поход проведен ___________________________ сентября 2016 года по план-маршруту.

Всего пройдено по маршруту активным способом передвижения 10 км за 1 ходовой день.

Причина изменения маршрута и сроков проведения похода: ___________________________________________________________________________Фактически в походе участвовало, включая руководителей, ____________ человек.

В походе не участвовало _______________________________________________________

___________________________________________________________________________Дополнительно в группу были включены _________________________________________

___________________________________________________________________________Где и как были организованы ночлеги ____________________________________________

___________________________________________________________________________За время похода была проведена следующая экскурсионно-полезная и учебно-тренировочная работа: передвижение по пересечённой местности, разбивка лагеря, приготовление пищи, спортивные игры, ориентирование на местности, стрельба из пневматического оружия, ______________________________________________________

___________________________________________________________________________

Руководители отряда _______________ Командиры отряда _______________

_______________ _______________

_______________ _______________

_______________ _______________

                                                               ЛИТЕРАТУРА

Булич  Э. Г.         Физическая культура и здоровье. М.,   Знание,   1981

Васильев 3. А, Люб и некая С. М. Резервы  здоровья. Л., 1990

Гриненко М. Ф. Путь к здоровью. М., 1998.

Данек. К, Теплы 3. Искусство отдыхать. Пер. с чешск. М., 1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеурочного мероприятия: математической игры "Что? Где? Когда?" для учащихся 7 - 8 классов.

Игра, предложенная Вашему вниманию, проводилась в рамках недели математики для учащихся 7 и 8 классов. Формат игры взят по образу телевизионной игры «Что? Где? Когда?», только заданиями становятся воп...

Разработка внеурочного мероприятия "Губительная сигарета"

Пособие выполнено в технологии развития критического мышления....

Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"

1.     Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2.     В методической разработке  предс...

Разработка внеурочного мероприятия "Ко дню автомобилиста"

Внеурочное мероприятие, посвященное "Дню автомобилиста" для студентов групп НПОМожно использовать для учащихся 10 - 11 классаПлан: Журнал - презентация  «История создания автомобилей»Конкурс...

Методическая разработка внеурочного мероприятия военно-патриотической направленности

Данная методическая разработка внеурочного мероприятия основана на исторических событиях  прошлого посёлка Краснозерское Новосибирской области. Она явилась результатом проектного исследования по ...

Методическая разработка внеурочного мероприятия "Математика в экономике"

В методической разработке показана взаимосвязь между дисциплинами "Математика" и "Экономика"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ “The Fifth Element (The Tula Kremlin)” Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ“The Fifth Element (The Tula Kremlin)”Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов...