СТАТИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ И УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья по физкультуре

Голошумов Евгений Николаевич

  

  В настоящее время наблюдается тенденция к снижению двигательной активности детей. Недостаток движений увеличивает объем позной деятельности. Возросли пассивные виды деятельности, выполняемые в положении сидя. Они преобладают над активными, связанными с передвижениями. В связи с этим предлагается увеличивать двигательную активность за счет различных динамических упражнений и ограждать детей от статических напряжений, определяющих позную деятельность. Однако интенсификация современного процесса школьного обучения ведёт к дальнейшему повышению влияния статических нагрузок на организм учащегося. И от того, насколько вынослив школьник к статическим напряжениям, зависит его умственная и физическая работоспособность 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В процессе обучения вырабатываются жизненно важные двигательные умения, формируются различные физические качества. Поэтому выявление эффективных средств и методов начального обучения двигательным умениям является важной актуальной задачей.

Возникает необходимость дальнейшего изучения функциональных возможностей жизненно важных систем организма в процессе онтогенеза и разработки методов совершенствования адаптационных механизмов, обеспечивающих выполнение мышечной деятельности.

В настоящее время наблюдается тенденция к снижению двигательной активности детей. Недостаток движений увеличивает объем позной деятельности. Возросли пассивные виды деятельности, выполняемые в положении сидя. Они преобладают над активными, связанными с передвижениями. В связи с этим предлагается увеличивать двигательную активность за счет различных динамических упражнений и ограждать детей от статических напряжений, определяющих позную деятельность. Однако интенсификация современного процесса школьного обучения ведёт к дальнейшему повышению влияния статических нагрузок на организм учащегося. И от того, насколько вынослив школьник к статическим напряжениям, зависит его умственная и физическая работоспособность

Младшим школьникам необходима специфическая адаптация к статическому компоненту двигательной деятельности. Известно, что дети обладают низкой статической выносливостью (СВ) и невысокими приспособительными возможностями организма к статическим нагрузкам. Поскольку устранить статические напряжения из повседневной жизни школьников практически невозможно, возникает насущная необходимость развития статической выносливости средствами физического воспитания, систематическим включением статических упражнений и их комплексов в уроки физкультуры.

Многолетние исследования физиологии статических упражнений,  показали, что реакция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, организма школьников 11-16 лет при различных статических напряжениях больших групп мышц качественно однозначна. Это свидетельствует о том, что физиологические механизмы, обеспечивающие выполнение статических упражнений, сформированы. Исследования позволили обосновать применение статических упражнений на уроках физической культуры у школьников 11-14 лет и показать, что дозированные статические нагрузки не только не противопоказаны но и необходимы для гармоничного развития детей различного возраста

Наименее изученными остаются вопросы влияния статических нагрузок больших групп мышц на сердечно-сосудистую систему, как индикатора адаптационно-приспособительной деятельности целостного организма у детей 7-9 лет. Методика использования статических упражнений на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста не разработана вообще. Как показывает анализ научно-методической литературы, статические упражнения в основном используются в тренировках квалифицированных спортсменов, а в школьной практике, особенно в начальных классах, они применяются эпизодически в виде набора силовых упражнений на уроках гимнастики . Школьная практика свидетельствует, что значительное количество учителей не применяют статические упражнения, а те, кто вводит данные упражнения в уроки, испытывают затруднения в методике их применения. Причина этого - отсутствие научно обоснованной методики применения статических упражнений в условиях средней школы. Это снижает возможность оптимизации процесса обучения программным материалом и развития физических качеств у школьников всех возрастов, в том числе и младшего школьного возраста. А данный возраст является одним из перспективных при обучении двигательным умениям. В младшем школьном возрасте происходит совершенствование адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам, быстрее формируются двигательные способности. Поэтому возраст 7-9 лет является благоприятным для развития основных физических качеств . Все вышеизложенное обусловило актуальность предпринятого нами исследования по разработке методики использования статических упражнений в учебном процессе на уроках физической культуры для школьников младшего возраста. Объект данного исследования является функционирование сердечно-сосудистой системы младших школьников как основа построения методики применения статических упражнений на уроках физической культуры. Предметом исследования являются особенности функционирования сердечно-сосудистой системы в условиях статических нагрузок детей 7 и 8 лет и методика применения статических упражнений на уроках физкультуры.

Основываясь на результатах , показывающих, что физиологические механизмы, обеспечивающие выполнение статических напряжений, у школьников уже сформированы, мы полагаем, что физиологические и педагогические исследования, направленные на обоснование применения статических напряжений на уроках физической культуры у младших школьников 7-9 лет, позволят разработать методику применения статических упражнений в учебном процессе.

В работе впервые определены наиболее адекватные для детей младшего школьного возраста величины статических нагрузок. Полученные нами новые данные указывают на то, что организм детей 7 и 8 лет имеет ограниченные возможности для выполнения статических напряжений больших групп мышц до отказа. Доказано, что физиологически обусловленными для детей младшего школьного возраста являются дозированные статические упражнения с напряжением в несколько секунд и длительностью не более 50% от максимального времени поддержания напряжения на заданном уровне. Выявлено, что упражнения статического характера, выполняемые в положении лежа, более соответствуют возрастным возможностям организма детей 7 и 8 лет, чем статические нагрузки, выполняемые в положении стоя. Представлена детально разработанная и экспериментально обоснованная физиологическими и педагогическими методами методика применения статических упражнений на уроках физической культуры для младших школьников. Определены виды статических упражнений, величина объема этих упражнений, оптимальное число повторений упражнений и интенсивность напряжения, длительность и содержание пауз между усилиями. Методика включает механизм внедрения статических упражнений в учебный процесс, время их выполнения во вводной и основной частях урока в течение учебного года, соотношение статических упражнений с динамическими, методы применения статических упражнений, методические приемы. Разработаны комплексы статических упражнений для вводной и основной частей урока и рекомендации для их выполнения.

Установлена зависимость между статической выносливостью больших групп мышц и развитием физических качеств (силы, быстроты и скоростно-силовых качеств). Выявлено положительное воздействие статических упражнений на координационные способности и физическую работоспособность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение сопряженных психофизических упражнений на уроках физической культуры

Обычные физические упражнения не дают особого эффекта в плане психического оздоровления учащихся. В данном материале дается арсенал средств физического воспитания (упражнения, игры), с помощью которых...

Оздоровительные упражнения на уроках физической культуры

Здоровье - одно из главнейших компонентов человеческого благополучия.  Пэтому одним из важнейших компонентов в моей работе является ипользование приемов здоровьесберегающей технологии....

Технология использования общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе.

Технология использования нетрадиционных общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО В работе представлено место нетрадиционных упражнен...

Использование силовых нестандартных упражнений на уроке физической культуры

Задачи урока: 1.Совершенствовать технику нестандартных упражнений в паре. 2.Развивать скоростно-силовые качества, прыгучесть, быстроту, координацию. 3.Воспитывать силу воли, дружбу и товарищество, ...

Методические рекомендации для учителей физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры

Данные методические рекомендации разработаны в помощь учителям физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры....

Урок на тему: "Адаптивные упражнения на уроках физической культуре для детей с ОВЗ".

Разработка технологической карты по адаптивной физкультуре....

Урок на тему: "Адаптивные упражнения на уроках физической культуре для детей с ОВЗ".

Разработка технологической карты по адаптивной физкультуре....