Статья на тему: "О здоровом питании"
статья по физкультуре (9 класс)
Заботиться о здоровье надо заранее, т.е. с молоду вести здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_zdorovom_pitanii_alekseev_d.v.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему : « Здоровое питание»
Автор: Алексеев Дмитрий Витальевич учитель физической культуры ГБОУ школы № 65
При встрече мы здороваемся - это значит, что мы желаем всем здоровья! Потому что здоровье для человека – самая главная ценность. Каждый из нас хочет быть сильным, бодрым, бегать, прыгать, ходить в походы и не болеть. Заботиться о здоровье надо заранее, с юных лет, т.е. смолоду вести здоровый образ жизни.
Одним из основных условий здорового образа жизни является активный образ жизни. Движение помогает укреплять мышцы, бороться организму с микробами, закаляться. Но при этом здоровье зависит от соблюдения режима дня, личной гигиены, отказа от вредных привычек, прогулок на свежем воздухе и правильного питания.
Ещё наши предки говорили: «Мельница живёт водою, а человек едою». От того, как питается человек, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье. Правильное питание позволяет не только сохранить здоровье, но и укрепить его, обеспечивает нормальный рост и гармоничное развитие, повышает устойчивость организма к болезням и неблагоприятным факторам окружающей среды, повышает активность жизни и замедляет старение организма.
Целью моей работы было: создать условия для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания.
Задачи, которые я поставил:
- сформировать представление о значении питания в жизни человека;
- раскрыть понятие правильного питания;
- дать понятие о группах питательных веществ: белки, жиры, углеводы, а так же о витаминах и их значении в жизни человека;
- воспитывать чувство ответственности за своё здоровье;
- развивать любознательность одноклассников и расширять их кругозор.
Методы исследования, которые я использую в работе - это изучение литературы, анкетирование, тестирование и беседа.
В работе приняли участие учащиеся моей школы – 29 учеников. Исследование я проводил в два этапа. На первом этапе мною было проведено тестирование и анкетирование.
В качестве тестирования я задал учащимся 10 простых вопросов о питании и на первые 5 вопросов почти все ответили верно. Они объяснили, что эту информацию они знают от родителей, а некоторые сказали, что «где-то читали». На вопрос: «Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию?» 27% учащихся дали неправильный ответ. Я рассказал, что есть такой солнечный витамин Д, он образуется в коже под действием солнца и содержится в молоке, помогает в укреплении костей и оказывает положительное влияние на нервную систему. Следующий вопрос : «Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма?» вызвал трудности у 25% учащихся.
Я объяснил, что морковь содержит витамин А, который улучшает зрение, стимулирует работу клеток мозга, препятствует разрушению клеток и замедляет их старение. 11 учащихся были уверены, что молоко полезней йогурта.
На самом деле йогурт это молочный продукт, который содержит витамины А, В, Д, белок, но в отличии от молока в нем есть ещё и полезные для организма бактерии.
На вопрос: «Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год?» почти половина учащихся (44%) дали положительный ответ. Витамины, попадая в организм, сразу начинают работать, быстро расходуются, поэтому поступление витаминов должно быть регулярным.
На последний вопрос: «Правда ли, что надо ежедневно выпивать два стакана молока?» практически все ответили правильно, но не смогли объяснить почему. На самом деле в нашем городе, где редко бывает солнце, надо ежедневно выпивать два стакана молока, чтобы предотвратить недостаток витамина Д.
После тестирования я предложил учащимся поиграть в игру «Посещение кафе» и сделать заказ обеда из предложенного меню.
В результате вредные для здоровья продукты были заказаны 47 раз:
8 салатов с майонезом, 16 учащихся заказали чипсы, 7 – сосисок, 7 – шоколадки.
Всего 25 учащихся заказали на обед первое, только 14 – заказали салат из свежих овощей и они же заказали фрукты, никто не заказал компот или кисель, но при этом 9 учащихся выбрали газированные напитки.
Получив результаты анкет, я смог сделать выводы о том, что более 50 % учащихся школы редко задумываются над тем, как сохранить своё здоровье и, не знакомы с важными правилами здорового питания.
Хотя 75 % учащихся сказали, что знают, что такое здоровое питание и стараются соблюдать его, но при этом только 16 человек (56%) ежедневно завтракают, 9 учащихся (31%) стараются завтракать каждый день, но не всегда успевают, а 4 учащихся (13%) завтракают редко – 1-2 раза в неделю.
Завтрак очень важен для школьников, он обеспечивает их необходимой энергией для активной части дня. Врачи доказали, что регулярно и правильно завтракающие дети лучше воспринимают информацию и достигают более высоких результатов на уроках.
Употребляют свежие фрукты и овощи каждый день 25 учащихся (86%),
4 учащихся (13%) только 3-4 раза в неделю. В то время как врачи рекомендуют употреблять свежие фрукты и овощи каждый день по 3-4 раза.
На вопрос о соблюдении режима питания только 18 учащихся ответили положительно, 10 учащихся (а это 34%) периодически нарушают режим приёма пищи, а один мальчик вообще сказал, что режима питания не соблюдает.
12 учащихся (41%) кушают за час до сна, 3 учащихся (9%) наедаются перед сном и только половина учащихся (14 человек) ужинают за 2-3 часа до сна.
Таким образом, можно сказать, что 13 учащихся (почти половина) завтракают не регулярно, едят мало овощей и фруктов, у 11 учащихся нарушен режим питания и 15 учащихся наедаются на ночь. При этом 26 учащихся школы (89%) занимаются спортом.
Школьный возраст – очень ответственный период жизни. Это время, когда происходит сложная перестройка в организме. Учеба в школе, а ещё и дополнительные занятия спортом сильно увеличивают физическую и эмоциональную нагрузку на организм, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии является пища.
Получив результаты анкет, я рассказал учащимся о правилах здорового питания и необходимости их соблюдения.
Первое правило здорового питания – это энергетическое равновесие. Каждый из нас должен в течение дня с едой получать столько энергии, сколько затрачивает ее. Человек расходует энергию даже находясь в состоянии покоя, за час на 1 кг. массы тела расходуется 1 килокалорий. При весе 40 кг, в сутки расходуется – 960 килокалорий (40*24). Масса мозга человека составляет всего 2-3% от массы тела, но при этом клетки головного мозга ежедневно забирают пятую часть всей энергии организма. Поэтому, при неправильном питании нарушается и работа головного мозга тоже (снижается внимание, ухудшается память и настроение).
Второе правило здорового питания - это сбалансированность питания.
Вы видите «Пирамиду питания», рекомендованную Всемирной Организацией здравоохранения, она представлена в виде равнобедренного треугольника, он разделён на 4 части. В основании пирамиды располагаются крупы и хлебобулочные изделия; на втором уровне – овощи и фрукты; на третьем – молочные продукты, мясо, рыба; на четвёртом (вершина пирамиды) – сахар, соль, сладости. В продуктах содержатся питательные вещества, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Правильное питание обеспечивает поступление в организм всех необходимых веществ: углеводов, жиров, белков и витаминов. Белки являются основным строительным материалом клеток, они помогают расти и развиваться нашему организму (это сыр, мясо, рыба, яйца, молоко). Углеводы – это «топливо» организма при активной жизнедеятельности, благодаря им мы двигаемся, хорошо думаем, не устаём (это крупы, овощи, фрукты, мука, мёд). Жиры – помогают защищать организм, меньше уставать и откладываются в запас (это масло, сметана, орехи). Витамины – это средство для поддержания общего тонуса организма, обеспечивают все процессы жизнедеятельности, защищают нас от болезней (свежие фрукты и овощи).
Третье, важное правило здорового питания - нужно соблюдать режим питания.
Принимать пищу надо в одно и тоже время каждый день, не реже 3-4 раз, обязательно завтракать.
Промежуток между приёмами пищи должен быть не менее 4 часов. Кушать надо не более 30 минут, не переедать, иначе желудок и кишечник не успевают всё переварить. Есть надо не спеша и с аппетитом, хорошо пережевывая пищу, тогда она лучше усвоится.
Последний приём пищи должен быть за 2-3 часа до сна.
Правильное питание - это важнейшее условие здорового образа жизни. От того, что, как и когда мы едим, зависит наше здоровье, настроение и самочувствие.
Здоровое питание подразумевает разнообразное меню, богатое свежими овощами и фруктами, при этом обязательно необходимо соблюдать время приёма пищи.
Золотые правила питания:
а) ешьте в одно и то же время простую, разнообразную, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
б) ежедневно ешьте свежие овощи и фрукты.
в) главное - не переедайте.
г) тщательно пережевывайте пищу, не спешите, желательно перед приемом пищи сделать 5-6 дыхательных упражнений животом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие на тему: "Пирамида здорового питания"
Внеклассное мероприятие "Пирамида здорового питания"...
План- конспект урока по физической культуре в 5 классе Тема: «Пирамида здорового питания. Способы приготовления пищи»
Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья. Задачи: • образовательные - ознакомить учащихся с...
Статья по теме: "Психологическое здоровье на уроках изобразительного искусства".
Данный материал предлагается для учителей изобразительного искусства....
Сценарий классного часа по теме: «Пирамида здорового питания»
Цель: демонстрация учащимся значимости их физического и психического здоровья. Задачи: • Воспитательные: o воспитать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья; o воспитать нега...
Тема урока: Здоровое питание
laquo;Врач будущего не будет давать лекарств, но заинтересует пациента подходящей диетой»,- изобретатель Томас Эдисон ...
Классный час на тему "Культура здорового питания"
Что мы с вами можем назвать показателями здоровья? Стройность, хорошее самочувствие, активность, настроение, состояние отдельных органов организма - органов дыхания, пищеварительной системы, кожи, вол...
Методическая разработка урока английского языка на тему «Принципы здорового питания»
Методическая разработка направлена на освоение и закрепление учащимися нового лексического материала по теме "Здоровое питание". Разработка рассчитана на групповую форму урока, предполагает ...