СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ «ОТ ДВИЖЕНИЯ К МЫШЛЕНИЮ
материал по физкультуре на тему
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ «ОТ ДВИЖЕНИЯ К МЫШЛЕНИЮ
Скачать:
Предварительный просмотр:
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ «ОТ ДВИЖЕНИЯ К МЫШЛЕНИЮ».
Учитель физической культуры Томашов Андрей Александрович
В Законе «Об образовании» сказано: "Содержание образования - это система (комплекс) знаний по каждому уровню образования, являющаяся основой для формирования компетентности и всестороннего развития личности.
Содержание образования определяется общеобразовательными учебными и образовательными программами, которые разрабатываются на основе государственных общеобязательных стандартов образования".
Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина. Приоритетной задачей образования становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно – деятельный подход в обучении, основа организации современного учебного занятия. Мы знаем, что основной результат системно - деятельностного подхода - развитие личности ребенка на основе учебных действий. Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Возможен ли системно - деятельностный подход на уроках физической культуры в условиях школы? Конечно, да.
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику я тоже учу детей самостоятельно ставить учебные цели и искать пути их достижения. Чтобы подойти к планируемым результатам привлекаю учащихся к поиску и использованию необходимых средств и способов достижения целей, учу контролировать и оценивать процесс и результат свой деятельности. Например, после выполнения комплекса упражнений спрашиваю учащихся: «Как вы думаете, для чего вы проделали данный комплекс?». Идёт живой диалог (интерактивное обучение), мы вместе обсуждаем успехи и неудачи, анализируем их, не унижая достоинства личности, учимся оценивать поступки свои и чужие. К примеру, после проведения каждого этапа эстафеты идёт обсуждение результатов в командах. Тем самым формируются оценочные суждения. Учащиеся пытаются оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.
Я всегда думаю, как лучше организовать собственную деятельность и деятельность учащихся, как найти путь к успеху, чтобы заинтересовать, «зацепить» ученика, сделать урок поистине интересным и познавательным. Это сложный процесс, в котором необходимо использовать комплексный подход в применении разнообразных форм, средств, путей и методов физического воспитания.
На мой взгляд, урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. На уроках физической культуре приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они сами решали двигательную задачу. Умственное развитие детей наиболее эффективно происходит в условиях элементарно-поисковой и проблемной ситуации, упражнений в развитии мыслительных операций.
Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они научаться ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений.
Каждый раздел учебной программы, а также содержание программного материала по физической культуре дает возможность применения системно - деятельностного подхода в различных формах проведения учебного занятия. Его реализация на уроке физкультуры способствует:
- более гибкому и прочному усвоению знаний и умений,
- возможности совершенствования самостоятельного физического развития,
- существенному повышению мотивации и интереса к уроку физкультуры,
- повышению уровня физической подготовленности обучающихся и формированию основ здорового образа жизни,
- возможности дифференцировать обучение на уроке,
- росту общекультурного и физического личностного потенциала обучающихся.
Главным в моей работе при подготовке к урокам и внеурочным занятиям, ставлю формирование у обучающихся потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. При этом освоение, физической культурой используя системно - деятельностный подход в своей педагогической практике, я направляю на достижение следующих целей:
∙укреплению здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
∙развитию основных физических качеств, жизненно важных двигательных умений и навыков;
∙овладению общеразвивающими физическими упражнениями;
∙воспитанию познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями.
Устанавливаю следующие задачи:
- Организовать учебную деятельность так, чтобы у обучающихся сформировалась потребность творческого освоения материала с целью овладения новыми физическими упражнениями.
- Добиться, чтобы полученные знания были результатом собственных поисков обучающихся, помогли им развивать свою познавательную деятельность.
В результате системно - деятельностного подхода в учебной и внеурочной деятельности по физической культуре ученик должен уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни:
∙применять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом, прыжками в стандартных и изменяющихся условиях;
∙определять частоту дыхания и сердечных сокращений;
∙выполнять упражнения на силу, быстроту, гибкость и ловкость.
Все это говорит о том, что урок физической культуры в школах в рамках системно - деятельностного подхода, тем не менее, должен быть строго личностно-ориентированным.
Личностно-ориентированный подход на уроках физкультуры в школе выражается в следующих принципах: индивидуальное дозирование нагрузок, дифференцированном подходе к детям, повышение мотивации к занятиям физической культурой.
Индивидуальное дозирование нагрузок заключается в том, что для каждого ученика отводится определенный объем физических нагрузок, отличный от остальных. При этом он должен быть максимальным, но выполнимым, этим достигается оздоровительная направленность урока. Объем нагрузок зависит от того, как быстро обучающиеся достигают утомления, а вместе с тем и неспособность, а самое главное и нежелание выполнять физические упражнения. Дозирование нагрузки является наиболее важным принципом в личностно-ориентированном обучении.
Принцип дифференцированного подхода к детям в процессе физического воспитания выражается в том, что в каждом классе можно выделить три или четыре группы детей по уровню развития двигательных способностей. физических способностей, физической работоспособности, с которыми и проводится целенаправленная работа на занятиях. В этом случае индивидуальным становится не только нагрузка, но и методы обучения и физического воспитания.
Важно сформировать устойчивый интерес к физическим упражнениям, вызвать чувство радостного ожидания, научить ребенка быть внимательным. Мой опыт работы в школе показывает, что наличие познавательного интереса к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках. И здесь важен не развлекательный интерес, имеющий кратковременный эффект, а интерес поиска, размышления.
На своих уроках я всегда планирую, учебный процесс так, чтобы деятельность школьников основывалась на уже известных способах деятельности, но имела в себе элемент развития. Тогда задача, стоящая перед учеником не пугает его, стимулирует позитивное отношение, т.е. создаёт ситуацию успеха. В процессе занятий по физической культуре необходимо активизировать умственную деятельность детей за счет осознания ими цели и задачи действия, обучения наблюдению, сравнению, анализу, оценке движений, умению планировать свою деятельность.
Я стараюсь дать учащимся возможность осознать значимость своей личности, воспитать у них стремление к творческому созиданию жизни. Стараюсь никогда не ставить точку в своём уроке, ибо многоточие - путь к размышлению, а значит к самосовершенствованию. А этой дороге нет конца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В Законе «Об образовании в Российской федерации» сказано: "Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Педагог должен воспитывать г...
Системно-деятельностный подход на уроках физической культуры "От движения к мышлению"
Используя системно-деятельностный подход на уроке физической культуры, развиваю индивидуальные способности каждого ученика, обеспечивая его физическое развитие и саморазвитие....
«Применение системно – деятельностного подхода на уроках физической культуры»
Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданск...
Статья. Тема: " Реализация идей системно-деятельностного подхода на уроках физической культуры.
Реализация идей системно -деятельностного подхода на уроке физической культуры. Требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе Федеральные государственные образовательные...
Презентация "Системно - деятельностный подход на уроках физической культуры как средство повышения уровня физической подготовленности обучающихся"
В настоящей презентации расскажу о практических достижениях профессиональной деятельности в области применения системно-деятельностного подхода.Ключевые понятия темы: образовательное воздействие...
Системно-деятельностный подход на уроках физической культуры.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также спосо...