Систематический мониторинг спортивных достижений учащихся как один из способов выявления и развития их способностей.
учебно-методический материал по физкультуре

Крутских Анатолий Борисович

В работе показана система работы по диагностике и развитию физических способностей учащихся, которая включает работу с родителями,поощрительные действия в отношении учащихся, достигших высоких результатов в своей возрастной группе. Представлена сводная таблица нормативов для 1-11 классов. Каждый ученик имеет такую таблицу.  Вместе с родителями оценивает результаты, полученные при тестировании и выстраивает троекторию дальнейшего физического развития ребенка. . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx80.56 КБ

Предварительный просмотр:

Систематический мониторинг спортивных достижений учащихся как один из способов выявления и развития их способностей.

Крутских А.Б.,учитель         физической культуры.

Развитие физической культуры и спорта служит важнейшим инструментом реализации стратегии социального развития страны, так как оно способствует формированию здорового гармонично развитого общества, повышению качества рабочей силы, а также увеличению продолжительности жизни и снижению смертности населения.

В настоящее время значительно возросла роль физической культуры и спорта в жизни современного общества. Особенно важным представляется формирование единого комплекса по поддержанию здоровья нации, направленного на вовлеченность в физическую культуру и спорт всех категорий граждан. Именно таким универсальным комплексом представляется в настоящее время комплекс «Готов к труду и обороне»

         В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, с 1 сентября 2014 года в Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 года № 1165–р утвержден план мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», на период 2014–2017 годов на федеральном, региональном и местном уровне, где, начиная с 2016 года предусматривается внедрение комплекса ГТО среди обучающихся всех образовательных организаций страны.

Осознавая цели и задачи нового комплекса, учителя физической культуры столкнулись с проблемой: как на практике организовать подготовку и реализовать  сдачу норм ГТО.

Главная задача учителя физической культуры − помочь школьнику объективно оценить свои силы, убедить в возможности улучшения собственного результата и способствовать тому, чтобы занятия физической культурой и стремление к физическому самосовершенствованию стали потребностью каждого.

Возникла потребность в  совершенствование  программно-методического обеспечения занятий физической культурой.

В процессе работы учитель определяет для себя основные направления работы, которые способствуют росту и развитию каждого ребенка.

Возникла необходимость создания НОВОЙ МОДЕЛИ вовлечения детей и родителей в процесс физического развития и укрепления здоровья всех детей.  А также совершенствование системы выявления, развития  и сопровождения одарённых учащихся, стимулирования их роста.

Согласно концепции физической культуры и спорта в Российской федерации необходимо активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. 

Исходя из этого, была создана система, которая включает в себя:

1. Введение в тестирование дополнительных видов испытаний.

2. Ежегодный мониторинг достижений учащихся по указанным видам.

3. Использование элементов соревнований и соперничества как внутри класса, так и на каждом этапе обучения.

4. Отражение  результатов на информационном стенде и награждение  детей, достигших самых высоких результатов на общешкольных линейках.

5. Сотрудничество с родителями.

1. Введение дополнительных видов испытаний, которые широко использовались в советской школе: вис на перекладине, отжимание, поднимание туловища, прыжки на скакалке, прыжки в высоту, прыжки в длину с разбега, метание мяча, гранаты, бег на короткие, средние, длинные дистанции и другие. Это очень важно, так как в комплексе они способствуют росту основных показателей физического развития детей (сила, выносливость, координация, скорость, гибкость)

Были разработаны критерии и соответствующие им оценки с 1 по 11 класс.

2. Мониторинг личностного роста. Чтобы расти, нужно знать свои показатели и  понимать, к чему стремиться дальше. Поэтому  проводится ежегодный мониторинг этих показателей. Например.

Показатели личного роста Ефимова Данила, ученика 6 класса.

Вид

1кл.

2 кл.

3

4

5

6

скакалка

53

63

68

73

158

173

Метание мяча

16

21

28

31

41

-

Бег 60 м

12.8

11.2

11,03

9,5

9.2

-

На основе анализа показателей ребенок сам, вместе с родителями выстраивает траекторию своего развития, движения вперед,  своего совершенствования и улучшения результатов.

3. Введение элементов соревнований и соперничества внутри класса и на каждом этапе обучения. Результаты тестирования на уроке «выходят» за рамки класса. Ребенок получает возможность сравнить свои  результаты с результатами  сверстников и отслеживать собственный рост. Чтобы показать значимость достижений ребенка делается сравнительная таблица самых высоких результатов по классам, а затем выбираются лучшие показатели  в данной возрастной группе. Например.

Лучшие результаты «Прыжки в длину с разбега». 1-4 класс (см)

мальчики

девочки

                                                                          2 класс

  1. Саракаев В

256

1.Копылова А

246

  1. Елисеев Е

236

2. Лемешонок У

242

  1. Белошапкин С

225

3. Кошарная А

224

                                                                           3 класс

1. Ефимов Д

325

  1. Поштак Я

254

2. Сорокаев А

270

2. Плисова М

250

3.Калашников И

258

3. Южакова Н

237

                                                                            4 класс

1. Куракулов М

348

1.Карамашева А

225

2. Ковязин С

302

2. Нежельская А

205

3.Никифоров Д

290

3.Шрейдер К

200

                                                                            Победители

1. Куракулов М

348

1.Поштак Я

254

2. Ефимов Д

325

2. Плисова М

250

3. Ковязин С

302

3.Копылова А

246

Эти результаты вывешиваются на информационном стенде, а дети, достигшие самых высоких показателей, награждаются специально разработанными грамотами на общешкольных линейках.

Для определения индивидуального образовательного маршрута  каждого ребенка  необходимо тесное сотрудничество с родителями.

Опыт работы показал, что необходимо осуществлять систематический контроль  уровня физической подготовки и степени владения практическими умениями физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности. Существующие наработки в данном направлении: мониторинг достижений учащихся с первого по одиннадцатый класс по различным  видам (бег, подтягивание, отжимание, скакалки, прыжки в длину и др.), выявление лучших учащихся по каждому направлению, награждение их на общешкольных линейках,  помогли систематизировать работу и создать сводную таблицу достижений и уровня развития каждого ребенка.

Но для эффективности проделанной работы необходимо взаимодействие с родителями учащихся, активное вовлечение их в анализ результатов, выстраивание траектории развития и улучшения результатов по представленным в таблице показателям.   Поэтому в дневники каждому ребенку вклеили таблицу его личных результатов и их оценки по пятибалльной системе.

В процессе работы по каждому направлению, особенно в связи с введением ГТО, вносились коррективы, вводились новые элементы и была создана итоговая таблица

Значение.

Что дает данная система работы?

Ребенок и родители видят уровень физического развития, это является хорошим мотивом к совершенствованию и  росту собственных результатов.

Ребенок, имея высокие результаты в одном направлении,  видит над чем необходимо работать, чтобы улучшить и другие показатели.

Много примеров, когда у ребенка не получается выполнить один из видов норматива, на следующий год он улучшает свои результаты в несколько раз.

Родители увидели истинную картину состояния  физического развития ребенка.

Теперь можно отслеживать состояние и физическое развитие ребенка. Родителей больше тревожит интеллектуальное развитие детей, оценки по русскому языку и математике, но увидев состояние физического развития, многие родители заволновались и задумались. Пришло понимание того, что 2-3 часа занятий физической культурой в школе недостаточно для физического развития их ребенка. Это мотивирует детей и родителей на дополнительные занятия и тренировки.

Данная система дает свои результаты.

Она способствует выявлению наиболее способных и талантливых  детей для участия в различных спортивных соревнований, состязаний ,олимпиадах, конкурсах.

Это дорожная карта не только для одаренных детей, но и для каждого ребенка.

Данная работа будет способствовать совершенствованию самостоятельных занятий учащихся по физическому развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе как средство выявления и развития творческих способностей учащихся.

Рациональная организация учебной деятельности, нацеленная на достижение высоких результатов, а главное, на развитие способностей каждого ребенка, предполагает дифферецированный подход в обучении. Это...

Реферат "Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления."

Реферат по теме "Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления"  поможет Вам в организации самостоятельной работы на уроках математки...

Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"

Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...

Индивидуализация учебного процесса в целях выявления и развития творческих способностей учащихся

Презентация содержит материал по теме самообразования преподавателя. Методы и концепция достижения детьми нужного результата. Условия, необходимые для развития творческих способностей детей. Наблюдени...

Методическая разработка "Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности"

Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, без...

Мониторинг спортивных достижений учащихся МБОУ «СШ №3» г. Нижневартовск

Показатели мониторинга по предмету Физическая культураМониторинг успеваемости  обучающихся  по физической культуре за 3 последние годаМониторинг  спортивных достижений учащихся МБО...

Мониторинг физической подготовленности и соревновательной активности учащихся. Мониторинг спортивных достижений учащихся МБОУ «СШ №3» г. Нижневартовск

В данной работе представлена часть мониторинга и его анализ, который проводится по предметной области «Физическая культура» в МБОУ  СШ№3 г. Нижневартовска...