«Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в соответствии с правилами ФГОС»
учебно-методический материал по физкультуре

Витязева Олеся Валерьевна

 «Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в соответствии с правилами ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ovz_vityazeva_o.v._.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в соответствии

с правилами ФГОС»

                                                                                                                        Витязева Олеся Валерьевна

учитель физической культуры

МБОУ СОШ № 4 г. Салехард

В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов юридических, экономических, социальных и других прав инвалидов.

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Одним из направлений Стратегии является обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства. В рамках реализации идей Стратегии разработан комплекс мер, направленных на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых важное место занимает законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.

Каждый ребёнок имеет право на получение образования, отвечающего его потребностям вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей; и полноценно использовать возможности своего развития. Современные требования, которые предъявляются к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, путей совершенствования организации, содержания и методик их обучения и воспитания.

ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает механизмы гибкой смены варианта образовательной программы, что конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни Правительством Российской Федерации утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

Основная идея данной программы заключается в организации обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства, что позволит избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.

Включение таких детей в образовательный процесс обычной школы является новым подходом для российского образования. Такой подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья называется инклюзивным образованием.

Наиболее перспективным вариантом образовательной программы является развитие комбинированных образовательных организаций (комбинированных школ), реализующих как основные, так и адаптированные образовательные программы, и включающие в свой состав обычные, комбинированные (инклюзивные) и классы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья социально развиваться в среде обычных сверстников. А также поспособствует формированию жизненной компетенции ребенка, что является неотъемлемой частью общего образования детей с ОВЗ. И поэтому необходимым и решающим условием успешной социализации, введения в культуру, развития социального опыта ребенка с ограниченными возможностями здоровья наряду с освоением им академических знаний является создание адекватного образовательного пространства с учётом принципов инклюзии.

Основным приоритетом инклюзивного образования является то, что все дети, несмотря на свои физические, психические и иные особенности, обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где им оказывается необходимая специальная поддержка.

Принятие индивидуальности каждого особого ребёнка, признание не только равенства их прав, но и осознание взрослыми необходимости обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья доступа и адекватных условий для получения образования . Инклюзия в образовании – это следующая ступень развития нашего общества, подразумевающая постепенное изменение системы образования в целом и основывающая, прежде всего, на необходимости реализации потенциала личности каждого ребёнка вне зависимости от его стартовых возможностей. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений. Главное право каждого ребёнка – право на полноценное детство, сочетающее в себе эмоционально комфортное состояние и полноценное психофизическое развитие. Важнейшая потребность ребёнка – быть принятым, понятым, признанным. Дети подсознательно надеются на то, что их поймут и примут всякими: в любом состоянии, в каждом своём проявлении. В основе успеха коррекционно-развивающей работы с особыми детьми – принятие, а в основе принятия – безусловная любовь к детям. И только в этом случае особенность не будет восприниматься как недостаток. В одном из психологических очерков Л. С. Выготский писал: «Никакое большое дело в жизни не делается без большого чувства». Большое счастье – быть свидетелем детского восторга от собственных достижений, который ты и сам ещё не забыл. Дети должны иметь возможность и содержательное основание полностью доверять педагогу. Они уверены в том, что педагог никогда не ошибается. Так оно и должно быть. Нельзя лишать их такой возможности. И какая большая радость для педагога – завоевать доверие Маленького Человека! Профессиональная обязанность педагога – самому возвращаться в детство и заново переживать эти прекрасные моменты!

Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; подходы и способы его реализации

Целью инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном (массовом) учреждении является полноценное развитие и самореализация детей с ограниченными возможностями здоровья, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.

Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях. Ориентиры построения системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ задаются основными принципами инклюзивного образования, предусматривающими реализацию равных прав на образование и социализацию при неравных возможностях.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

- индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;

 - социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;

- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

 - психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

- индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

- компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

 - повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;

- рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами; - тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

- адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);

 - адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);

- адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;

- адаптивная образовательная среда – создание помещений (зон) для отдыха, восстановления работоспособности;

- сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

 - ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Специальное образование обычно рассматривается как служба, в помощи которой нуждаются лица с определенными особенностями развития. В основу специального образования « должно быть положено уважение к лицам с особенностями развития, признание их способностей, включая возможности самостоятельного принятия решений». Усиление эффективности коррекционно-развивающего обучения – настоятельное требование времени, поскольку результативность решения этой важнейшей задачи в значительной степени обуславливает успех социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учащиеся с ОВЗ, в силу своих особенностей в развитии, нуждаются в особых формах педагогического воздействия. 

Заключение

        Особо следует сказать о создании благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе, группе. 
Школы была, есть и будет единственным социальным институтом, который охватывает всех без исключения детей не зависимо от уровня их интеллектуального развития. Грамотная  организация инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в среде нормально развивающихся сверстников – непростая задача. Но мы должны создать подходящие условия для их обучения, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них.

        Я считаю, что данный образовательного стандарт, в Российской системе образования, дает новые возможности педагогу использовать свой научно-педагогический потенциал в работе с детьми, побуждает глубже изучать психологию ребенка, изыскивая новые формы и методы общения на занятиях. Стандарт способствует установке новых форм организации занятий, что дает возможность ребенку формировать в себе те качества, которые ожидает от него государство и общество. Все это в совокупности поднимает Российскую систему образования на новый, более высокий уровень, соответствующий мировым стандартам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие родителей и образовательной организации в процессе социализации обучающихся

Взаимодействие родителей и образовательной организации в процессе социализации обучающихся...

«Организация образовательного процесса по предмету « Физическая культура» в условиях реализации ФГОС нового поколения»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

"Организация образовательного процесса с учетом ФГОС со студентами обучающимися дистанционно"

Организация дистанционного обучения по физической культуре (на примере обучения по профессиональным модулям специальности 49.02.02 «Адаптивная физическая культура») Ключевые слова: федеральные государ...

Повышение профессиональных компетенций у педагогических работников в вопросах организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ

Изменение контингента обучающихся в образовательных организациях  требует формирования  педагога «нового типа», способного активно участвовать в создании условий для обучения все...

Организация образовательного процесса в старшей школе в соответствиями с требованиями ФГОС СОО

Об изменениях в содержании, в  образовательных технологиях, системе оценки, учебных результатах компетенциях педагогов при реализации ФГОС СОО...

Статья "Образовательное событие как форма организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Образовательное событие – прекрасный способ, интересно организовать школьную,  интеллектуальную и творческую жизнь учащихся.Например,  учащиеся 6-х  классов приняли участие в одно...

««Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»»

Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»»...